Сценарный план урока по предмету «Родной язык (русский)» в 9 классе «Русские имена. Имена исконные, краткие сведения по их этимологии».
Данный урок воспитывает у учащихся любовь и интерес к родному языку, развивает мотивацию исследовательской деятельности, формирует коллективное творчество.
Автор урока: Ефремова Ольга Ивановна
Урок «Русские имена»
Цели:
- Дать обучающимся представление о трёх периодах «в жизни имени».
- Развивать логическое мышление, интерес к глубокому изучению языка, слова, речи.
Сценарный план
1. Мотивация к учебной деятельности. Работа с эпиграфом к уроку.
Нет меж живущих людей, да не может и быть, безымянных:
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает...(Гомер)
Учитель: Кого называет автор «убогим и знатным»?
Вывод: В древности считалось, что имя накладывает отпечаток на характер человека и влияет на его судьбу.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: Знаете ли вы, что обозначает ваше имя. Из какого языка пришло, как вообще появилось человеческое имя.
3. Изучение нового материала.
Презентация результатов исследование, индивидуальные сообщения учеников по плану:
1) Самые популярные имена в России (2004 г) и их процентное соотношение в конкретном классе.
Мужские |
% |
Женские |
% |
Даниил |
0 |
Анастасия |
30 |
Никита |
10 |
София |
0 |
Фёдор |
0 |
Елизавета |
30 |
Евгений |
10 |
Анна |
10 |
Александр |
10 |
Дарья |
30 |
Степан |
0 |
Валерия |
10 |
Максим |
10 |
Мария |
0 |
Никита – «победитель». Евгений – «благородный». Александр – «защитник».
Максим – «величайший». Анастасия – «воскресение». Дарья – «сильная». Анна-«благодать». Елизавета – «обещание Бога».
2)Науки, изучающие возникновение и историю имени.
Ономастика ‒ "имя". Ономастика как наука изучает имена собственные людей.
Антропонимика — раздел ономастики, изучающий антропонимы — имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы).
3)Определение значения фамилии каждого из одноклассников.
Список фамилий обучающихся класса |
Значение фамилии, связанной с профессией предков |
Значение фамилии, связанные со старинными русскими понятиями, крестильными именами |
Значение фамилии, образованной от прозвища |
Бодор |
|
Значение фамилии связано со старинным русским понятием «бодрый», «бдительный». |
|
Вавуло |
|
Имя Вавула в переводе с арамейского означает «мятежный». |
|
Василиян |
|
Имя Василий в переводе с греческого означает «царский, царственный». |
|
Веретенцева |
Фамилия Веретенов образована от прозвища Веретено. Веретено – орудие для пряжи. |
|
|
Гончарова |
Фамилия происходит от названия профессии отца гончар – мастер, изготовляющий глиняную посуду. |
|
|
Горякина |
|
|
Прозвище Горяка давали грустному, печальному человеку. |
Дюков |
. |
Фамилия образована от крестильного имени Дука (лат. duca – главарь, вождь). |
Прозвище Дюк давали угрюмому человеку. |
Елагина |
|
Основой фамилии Елагин послужило церковное имя Елизар. |
Прозвище Елага получал добрый воин. |
Криволапова |
|
|
Фамилия Криволапов входит в семейство «кривых» фамилий. Предок, получивший эту фамилию, имел прозвище Криволапый (он был косолапым). |
Набатчиков |
|
|
Фамилия Набатчиков образована от прозвища Набатчик. Нарицательное слово «набат» (от арабского naubat — «барабанный бой») — сигнал к сбору людей в случае бедствия. |
Павлова |
|
Павлов – одна из самых распространенных фамилий происходит от крестильного имени Павел – маленький (греч.) |
|
Фидик |
|
Фамилия Фидий относится к распространенному типу украинских фамилий и образована от крестильного имени Фаддей. |
|
Халимов |
|
Фамилия Халимов образована от восточного имени Халим, которое восходит к арабской основе «халим» – «терпеливый, выносливый», «мягкий, добрый, скромный». |
|
Халина |
В основе фамилии Халин лежит украинское слово «хала» – «булка-плетнка, калач». Предок обладателя фамилии был булочником, пекарем или продавцом калачей. |
|
|
Юнусова |
|
Фамилия Юнусов происходит от древнееврейско-арабского имени Юнус, «голубь». |
|
Вывод: В различных общественных слоях русские фамилии появились в разное время. Пути образования фамилий: от крестильных имён, от мирских имён-прозвищ, от профессиональных прозвищ, от географических названий места проживания человека, фамилии православного духовенства.
Самая известная фамилия в истории России — Романовы.
Андрей Кобыла |
||
↓ |
↓ |
↓ |
сын Семён Жеребец |
сын Александр Ёлка Кобылин |
сын Фёдор Кошка |
Потомки Фёдора Кошки
Фёдор Кошка |
||||
↓ |
↓ |
↓ |
↓ |
|
сын Александр Беззубец |
сын Фёдор Гольтяй |
сын Иван Кошкин |
внук Захарий Иванович Кошкин |
|
↓ |
↓ |
|||
сын Яков Захарович Кошкин |
сын Юрий Захарович Кошкин |
|||
↓ | ||||
сын Роман Захарьин-Юрьев |
||||
↓ |
||||
сын Никита Романович |
||||
Дети и внуки Никиты Романовича звались уже Романовыми |
Учитель: О значении имени задумывались наши предки и это, конечно, нашло отражение в пословицах и поговорках. Прочитайте их.
В лицо человек сам себя не признаёт, а имя своё знает.
С именем Иван, а без имени – болван.
Вывод: До XI века в летописях встречается только упоминание имени, места, откуда человек родом, а также имени его отца. Уже в XIII веке население Руси значительно увеличилось, и появилась необходимость в дополнительных знаках отличия одного человека от другого. Данную роль и сыграли фамилии.
4)Два имени: истинное (тщательно скрывалось, чтобы злые силы не воспользовались им и не нанесли человеку вред) и ложное (заботливые родители называли своего ребенка «плохим» именем, надеясь, что оно защитит их дитя от нечистой силы). С древнейших времен человечество трепетно относилось к имени. Его не давали просто так. Как правило, оно свидетельствовало о предназначении ребенка и было связано с именем Бога, на покровительство и защиту которого рассчитывали. Поэтому во многих странах ребёнку давали Истинное имя.
5)Виды имён:
Славянские имена
мужчин |
женщин |
Велимир, Борислав, Ладомир, Изяслав, Добромир, Ратибор, Пересвет, Стоян, Святогор, Милослав, Хоробр |
Любава, Станислава, Светозара, Тихомира, Милана, Милослава, Лада, Забава, Златоцвета, Ждана, Голуба, Веселина, Ярослава |
Имена, помещаемые в святцах
мужские |
женские |
Варадат, Горазд, Евпроб, Екзуперанций, Епафродит, Иакисхол, Истукарий, Каздой, Кукша, Мардарий, Медула, Мелхиседек, Павсикакий, Палмафон, Парфагапа, Примитив, Сасоний, Сосипатр, Соссий, Тиранн, Усфазан, Фармуфий, Худион, Хуздазат |
Андропелагия, Денеготия, Дросида, Екзуперия, Каздоя, Мартирия, Мастридия, Проскудия, Сосипатра, Феопистия, Хрисоплока, Христодула, Яздундокта |
Святцы (месяцеслов) – это церковный календарь, в котором указаны все праздники и памятные дни святых. В святцах в основном имена с латинскими, еврейскими или греческими корнями.
6) Инсценирование эпизода из художественной литературы.
Н.В.Гоголь «Шинель».
(«...родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта... Родильнице предоставили на выбор любое из трех
[имен], какое она хочет выбрать: Мокия, Сессия или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата... "Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий".
Таким образом и произошел Акакий Акакиевич»).
7)Мода на имена:
- «революционные» имена, такие как Донара (дочь народа), Заклимена (вставай, проклятьем заклейменный), Праздносвета (праздник Советской власти), Индустриан, Осовиахим, Компарт (коммунистическая партия);
- «знаменитые» имена, такие как Юрий, в честь Юрия Гагарина называли младенцев не только в России, но и в Китае, Мексике, Эфиопии;
- Анализ стихотворения С.Я.Маршака «В защиту детей».
Вывод: В Российской империи многие не имели фамилий до конца XIX века. Императорский указ о том, что каждый гражданин обязан носить фамилию (1888 г) не помог. Советская власть начала коренным образом исправлять это недоразумение. О чём говорят фамилии: Краснофлотские, Первомайские, Республиканские.
4. Самостоятельная работа (словари, интернет-ресурсы).
Значение имени в 21 веке
незаслуженно забытые имена |
западные имена |
Илья, Владислав, Егор, Яков, Кира, Лидия, Злата |
Альфред, Эдуард, Аглая, Маргарита, Альберт, Эсмеральда |
Учитель: Кем и когда было дано ваше имя? С какими семейными или народными легендами оно связано? (индивидуальные сообщения учащихся)
Вывод: Какое бы имя ни дали родители ребёнку, важно «Почитать отца своего и мать свою», помнить, что эмоции, слова и мысли родителей о своих детях никогда не проходят бесследно. Дети, родители которых даже в порыве гнева говорят фразы, вроде: «Чёрт бы тебя побрал», лишают детей счастья.
5. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Давайте проведём викторину. Я буду называть иностранные имена, а вы – русские.
Йоханан, Иоанн, Хуан, а русское – Ваня
Николас, Николя – Николай
Серж – Сергей
Энн, Анита – Аня
Вывод: Имена, звучащие одинаково на всех языках, Дмитрий, Кирилл, Роман, Марк, Виктор, Виктория, Филипп, Кира, Вероника.
6. Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание.
Учитель: Итак, ребята, чему был посвящен наш урок? Какое задание показалось самым интересным, какое вызвало затруднение? Помните, что не имя красит человека, а человек имя. Составьте схему «История имен в моей семье» или напишите эссе «Интересные фамилии».
Список использованной литературы:
- Введенская Л.А. «От собственных имён к нарицательным»: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. — 2-е изд., испр, и доп. — М.: Просвещение, 1989.
- Дмитриева В.Г. «Скрывшие своё имя». – М. :Просвещение, 1996. Советский энциклопедический словарь.
- Полякова Е.Н. «Из истории русских имён и фамилий». – М.: Просвещение, 1975. — 160 с. В книге раскрывается загадка русских имен, отчеств, фамилий, прозвищ - от древнейших времен до наших дней.
- Успенский Л. «Ты и твое имя»: Рассказы об именах Детская литература. – Л., 1972.