Урок по родному русскому языку в 9 классе посвящен диалектам.

Составитель: Лазарева Елена Васильевна

 

 Диалекты как часть народной культуры

 

Цели:

научить детей новым способам приобретения знаний, ввести новые понятия, термины: фонетические, морфологические, синтаксические, лексические диалектизмы;

сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений.

Задачи:

Предметные: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом; осознание значимости диалектизмов в русском языке и понимание личной ответственности за будущий результат своей деятельности;

Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную.

Познавательные: умение давать определение понятиям.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Результативность обучения:

воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, самоконтроль, анализ и оценка ответов обучающимися.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, анализ, синтез, классификация.

Демонстрационный и раздаточный материал: экран, проектор, презентация, карточки, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля; запись народной музыки.

 

Ход урока

 

  1. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, готовых активно работать на уроке и заинтересованных в получении положительного результата своей деятельности.

Вместе с привычным школьным звонком нас позвала сегодня на урок народная музыка. Давайте ее внимательно послушаем, а немного позже вы постараетесь ответить на вопрос: «Почему в начале нашего урока звучит именно такая музыка?». (Звучат народные напевы)

  1. Актуализация знаний

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вы видите фрагмент текста из повести «В подпасках», автор которой Лев Конорев. Внимательно прочитайте этот фрагмент и ответьте на вопрос: «Какая речевая особенность содержится в фразе, произнесенной дедом?» (Читает вслух один учащийся)

 

…По мере движения стада тут и там распахивались калитки или воротца, заспанные хозяйки выгоняли скотину, переговаривались с нашим дедом:

—Никодимыч, моя овечка скоро должна окотиться. Так ты ж присмотри за ней…

—Присмотрю. Уж не сумлевайся, — бодро откликался дед…

 

- Чем интересна реплика деда? (В ней содержится глагол не сумлевайся)

- К какому пласту лексики мы можем отнести его? (Диалектизмы)

- Запишите диалектное, а рядом общеупотребительное слово (Не сумлевайся– не сомневайся)

  1. Формирование проблемы, планирование деятельности. Изучение новой темы.

- Ребята, как вы думаете, почему в начале урока звучали именно народные напевы? О чем мы будем говорить сегодня? (О диалектной лексике)

- А что такое диалектизмы? (Это слова, произносимые людьми, проживающими в той или иной местности)

- Для исконного населения деревень диалект – это прежде всего родной язык, которым человек овладевает в раннем детстве и связан с ним органически. Но в то же время это разновидность общенародного языка.

-Как вы думаете, говор и диалект – это одно и то же?

(Говор – мельчайшая единица диалектного деления языка. Например, можно сказать так: говор жителей деревни Демякино Золотухинского района Курской области или говор жителей села Троицкокрасного Щигровского района Курской области).

-Как вы считаете, связаны ли понятия «диалекты» и «народная культура»?

-Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока (Запись темы на доске: «Диалекты как часть народной культуры»)

-Какие задачи нам предстоит решить на уроке? (Закрепить уже полученные ранее знания по данной теме и получить новую информацию о диалектах и словах-диалектизмах)

- Чем же интересна диалектная лексика и почему язык так бережно хранит диалекты?

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран.   Вы видите слова-диалектизмы, в скобках дан их общеупотребительный вариант.

-Чем отличаются данные пары слов?

Слайд

Цай (чай)

чепь (цепь)

(Звуковым составом)

-Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? (Фонетика)

-Чем отличаются данные пары слов? (Звучанием)

-Какова языковая особенность данных диалектизмов? (Они передают особенности звуковой структуры говора)

-Как вы думаете, как называются такие диалектизмы? (Фонетические диалектизмы)

-Посмотрите на следующий слайд.

Слайд

У мене (у меня), у тебе (у тебя), под столбам (под столбом)

-Чем отличаются данные пары слов? (Грамматическими формами)

- В каком разделе грамматики изучаются части речи? (Морфологии)

-Чем отличаются данные слова-диалекты от слов литературного языка? (Грамматическими формами)

-Как вы думаете, как называются такие диалектизмы? (Морфологические диалектизмы)

-Перед вами следующий слайд.

Слайд

Жили о реку (сев.) – жили около реки Вы́йтить на пе́нзия (дон.) – выйти на пенсию (лит.).

-Ребята, вы видите словосочетания, в состав которых входят диалектизмы и словосочетания с общеупотребительными словами?

- В каком разделе науки о языке изучаются словосочетания и предложения? (Синтаксисе)

-Чем отличаются данные пары словосочетаний друг от друга? (Особенностями построения)

-Может ли встречаться подобное построение словосочетаний или предложений с диалектизмами в художественной литературе?

-Как вы думаете, как называются такие диалектизмы? (Синтаксические диалектизмы)

-Посмотрите на следующий слайд.

Слайд

Буряк (свекла), цибуля (лук), гуторить (говорить); в северных кушак (пояс), баской (красивый)

- Ребята, снова перед вами пары слов. Чем они отличаются? Можно ли сразу понять, что обозначают диалектизмы? Почему?

- В каком разделе науки о языке изучаются значения слов? (В лексике)

- Скажите, как называются подобные диалектизмы? (Лексические диалектизмы)

- Ребята, какой вывод мы можем сделать? (В зависимости от того, какие специфические черты передаются в диалектных словах, их можно классифицировать)

- На какие группы можно классифицировать диалектизмы? (Фонетические диалектизмы, морфологические, синтаксические и лексические)

- Чем отличаются друг от друга данные группы слов?

Составьте кластер на тему «Группы диалектизмов»

- Молодцы. Попробуем применить знания на практике.

  1. Развитие умений – применение знания.

- На следующем слайде – текст. Давайте его прочитаем. (Читает вслух ученик)

Получил Коля сразу два письма: от маминой мамы с севера Курской областии, от папиной – с юга. Обе бабушки в гости зовут.
«В избе у нас места всем хватит»… «К речке узенькая тропинка ведёт»…
«Добежишь до речки по стежке»… «Утром рано петух тебя разбудит»…
«По утрам станет кочет тебя будить»…

«Кто такой «кочет»? — подумал Коля. – Поеду уж лучше на север».
Но пока он собирался, обе бабушки приехали в гости к ним. Послушали бы вы их разговор!
Хотя обе они говорили по-русски, но иногда не понимали друг друга.
-Это что же за дерево такое – ветла?
-Иву у нас так называют.
А у нас её зовут лоза.

 — День был ведреный,рассказывает бабушка с севера.

 — Какой?
— Хороший, значит, солнечный.

 — Кочет наш красавец, только вот задира, забияка.

Тут-то Коля не выдержал и спросил: — А кто такой кочет?

Все рассмеялись:

— Да это же петух!

 

-Почему же так по-разному говорят бабушки?

- Выпишите из текста диалектизмы и дайте им толкование. К какой группе относятся данные диалектизмы? (Лексические)

- Как называются слова, с помощью которых можно толковать значение диалектизмов? Какой вывод можно сделать? (В языке существуют слова общеупотребительные и диалектные).

- Ребята, а знаете ли вы, что слова «задира» и «забияка» раньше тоже были диалектными словами из Курско-Орловской группы говоров, но теперь стали общеупотребительными?

- Какие слова диалектного происхождения известны вам? (Учащиеся называют известные им диалектизмы и дают им толкование)

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете на уроке. Не пора ли нам отдохнуть?

Физминутка

Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все: “Ура!”
А теперь и сесть пора!

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ребята, продолжим наш урок. Познакомьтесь с частушкой, ее вы видите на слайде, она родилась на территории Липецкой области в д. Липовке. Задание, которое вы должны выполнить, следующее: сделайте фонетическую транскрипцию данной частушки.

У меня залётка был,

Звали его Михаил.

Девяносто два налёта

Сделал Миша на Берлин.

- Ребята, посмотрите на экран и проверьте, верно ли вы выполнили задание? (Самопроверка по эталону)

- А теперь настало время поработать дружно, группами. На ваших столах лежат карточки. На них – задания.

Учащиеся первой группы разгадают загадки и найдут в них диалектные слова, укажут их лексическое значение. Можно использовать «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, который лежит на вашем столе.

Загадки на карточке:

  1. Сухой Гаврилко вскочил в лядинку,разогнал всю скотинку. (Гребень, голова).
  2. Склизко,неловко, всередке веревка. (Иголка и нитка).
  3. Красненький пивенъпо жерди ходит. (Горящая лучина).

Учащиеся второй группы распределят слова, записанные на карточке, в два столбика: 1) общеупотребительные; 2) диалектные. Обозначат орфограммы и определят, каким диалектным группам относятся данные слова.

Мыгычка, п...тух, к...чели, п...л...тенц..., броюсъ, ховалки, к...рзина, скрыня, рушник, ч...стушки.

Третья группа учащихся поработает с диалектизмами, встречающимися в русских народных сказках, объяснит их значение и определит, к какой группе диалектов слова относятся.

- Яблонь, яблонь-матушка. Спрячь меня! («Гуси-лебеди»)

Набралось пряжи много; пора бы за тканьё приниматься, да таких бёрд не найдут, чтобы годились на Василисину пряжу; никто не берётся и делать-то. 
(«Василиса Прекрасная»). 

Стрелец побывал у короля, получил из казначейства целую кису золота и приходит с женой прощаться. («Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»). 

Вот поехал царь на охоту. Тем временем пришла колдунья и навела на царицу порчу: сделалась Алёнушка больная, да такая худая да бледная. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). 

- Нельзя ли как-нибудь уйти отсюдова? («Баба Яга»). 

- Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Учащиеся четвертой группы с данными на карточке диалектными словами составят предложения (Простое; сложносочиненное; сложноподчиненное; с прямой речью; с причастным оборотом; с деепричастным оборотом; сложное бессоюзное; с однородными членами)

Скубать – щипать

Хата – дом

Цибарка – ведро

Цигарки – сигареты

Чернолесье – лес

Числиник – календарь

Шуряк – шурин

Яруга – овраг

(Учащиеся выполняют задания)

- Проверим, как вы справились с заданиями. Первая группа работала со словами, используя словарь В.И. Даля. Расскажите, что же у вас получилось. (Выступают представители от группы)

- Проверим правильность выполнения заданий второй группой учащихся. (Выступают представители от группы)

- Представители третьей группы расскажут, как они выполнили задания на карточках. (Выступают представители от группы)

- Учащиеся четвертой группы также представят свои ответы к заданиям. (Выступают представители от группы)

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями. Настало время ответить на самый главный вопрос: «Как вы считаете, диалектные слова – это часть народной культуры или нет?» (Учащиеся высказывают собственное мнение)

- Диалектные слова – это голос народа, это зеркало народной жизни, это часть народной культуры. Знакомясь с говорами, мы получаем не просто сведения о названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, за ними стоят определенные способы ведения хозяйства, особенности семейного уклада, обряды, обычаи, народный календарь. Человек не должен стыдиться языка своей малой родины, забывать его, изгонять из своей жизни, потому что диалект, с точки зрения истории языка и народа, с точки зрения культуры, имеет большое значение для потомков.

-Ребята, выскажете свое мнение о работе ваших товарищей на сегодняшнем уроке. (оценивание)

  1. Рефлексия деятельности.

– Ребята, что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Понравился ли вам сегодняшний урок, если да, то поднимите вверх зеленую карточку, нет – красную, не знаете – желтую.

Домашнее задание: составить словарный диктант, включив в него диалектизмы Курской области.

You have no rights to post comments