Неологизмы служат средством образности художественного текста. В практической работе рассмотрим классификацию неологизмов с точки зрения причин возникновения.

Автор: Полякова Татьяна Владимировна

 

Цель практической работы:  определить значение неологизмов в языке и художественном тексте

Для выполнения работы необходимо знать:  понятия «неологизм» «окказионализм», «словарная статья»

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Неологи́зм (др.-греч. νέος – новый + λόγος – слово) – новообразованное (или нововведенное в язык) слово или выражение, отражающее появление в жизни людей новых понятий, явлений, предметов. Неологизмы  образуются как на основе существующих форм, в соответствии с законами языка («Будет буря – мы поспорим // И помужествуем с ней»  (Н.М. Языков); «О, рассмейтесь, смехачи» (В. Хлебников)), так и путем заимствования (лайфхак, хайп).

Неологизмы бывают языковые, лексические, семантические, авторские и индивидуально – стилистические (окказианализмы).

Языковые неологизмы  создаются для обозначения нового предмета, понятия.

Лексические неологизмы могут быть образованы по имеющимся в языке моделям: венероход, полуторасменка, бестер (помесь белуги со стерлядью) или заимствованы из других языков: мерчендайзер, копирайтер.

Семантические неологизмы – новые значения известных слов:  продлёнка – удлинённый киносеанс.

Авторские, индивидуально – стилистические неологизмы (окказионализмы (от лат. оссаllis «случайный»)) создаются писателями для придания образности художественному тексту. Эти неологизмы «прикреплены» к контексту, имеют автора, они призваны сохранять необычность, свежесть.

 

ХОД РАБОТЫ

 

Задание 1. Распределите приведенные ниже слова на 4 группы:

1) архаизмы      2) историзмы         3) общеязыковые неологизмы      4) окказионализмы

Стогна (площадь), длань (ладонь), бурса, живот (жизнь), пищаль, распеспеснить (В. Маяковский), ловитва (охота), стихоза (И. Северянин), интернет-кафе, шоуизация, городовой, артхаусное (кино), мейнстриму, мальчуганка (И. Северянин), комплиментщина (В. Маяковский), конка, декабрик (И. Северянин), сбербанкиада.

 

Задание 2. Р.Ф. Белоненко был составлен словарь неологизмов  курского поэта, выпускника Курского реального училища Н.Н. Асеева (http://gorodlgov.ru). Познакомьтесь со словарным статьями из данного словаря. Попробуйте составить с  приведенными  окказионализмами по 1 предложению.

БРОНЗОВЕТЬ – «Холодом бронзовела Летнего сада ограда»… («Маяковский начинается», 195о г. , т.3)

БЕЗДОЖДЬЕ, ср.- я – без дождя. («Страна его знает», 1931 г.,т.3.)

ВЗЯТЫЙ МНОГАЖДЫ – взятый много - много раз. («Удивительные вещи», 1934 г., т. 3)

ЗАРУМЯНЬ, ж.-и – от слова «зарумянить(ся)» и от сло­восочетания «сделать румяным» («Гастев», 1922 г.)

ОТВЕТРИЛОСЬ ДЕТСТВО – кончилось, «Отошло с го­дами и ветрами». («Маяковский начинается», 1950 г.,т.3)

ПОШЕЛЕСТ – от слова  «шелестеть». В словосочета­нии «лязг заводов с пошелестом нив» («Время лучших», 1926 г., т.1)

ПОЯТЬ – объять ( «Сном ты поян»)

СНЕЖИНЫ – снежинки. В словосочетании «крыльями снежин» («А мы убежим», 1915 г., т.1)

ХОЛОДЕНЬЕ – холода. В словосочетании «Я ощущал земли глухое холоденье» («К последнему морю», 1914 г., т.1)

 

Задание 3. Познакомьтесь со структурой словарной статьи  словаря новообразований Н.С. Лескова, разрабатываемого орловским исследователем Л.В. Алешиной. Попробуйте составить словарные статьи  новообразований Н. Асеева, употребленных поэтом в  приведенных ниже стихотворениях

 

СТРУКТУРА СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ

 

Структура

словарной статьи

образец

1. Заголовочное слово (новообразование в начальной форме)

ДЕТСКИ-ЭГОИСТИЧЕСКИЙ

2. Грамматическая характеристика

(часть речи, для прилагательных –разряд, для глаголов – вид)

отн. (т.е. относительное)

3. Значение слова (дефиниция)

Эгоистический в той мере, в какой это бывает свойственно детям

4. Иллюстративный материал (пример употребления в тексте)

Было во всем этом даже нечто детски-эгоистическое: никакого внимания к душевному состоянию человека, а только свой вкус и баста!

5. Адресная зона (название произведения, жанр произведения (рассказ, роман, повесть, стихотворение и т.д.)

Колыванский муж; рассказ

6. Способ образования

детски + эгоистический → детски-эгоистический; сложение

 

Образец записи словарной статьи

ДЕТСКИ-ЭГОИСТИЧЕСКИЙ отн. Эгоистический в той мере, в какой это бывает свойственно детям. Было во всем этом даже нечто детски-эгоистическое: никакого внимания к душевному состоянию человека, а только свой вкус и баста! Колыванский муж; рассказ ; детски + эгоистический → детски-эгоистический; сложение.

 

Грозы и ливни

Над лесами ходят грозы, 
сосны гнутся, 
проливные с неба слезы 
ливнем льются.

Слон небес трубит свирепо – 
блещут бивни, 
целый месяц тмится небо, 
хлещут ливни.

Что с тобой мы делать будем
в вихре молний?
Сядем, жизнь свою обсудим
поспокойней.

Что нам грозы, что нам ливни, 
дождь стеною?
Пусть гремит все непрерывней: 
ты ж – со мною!
                                          1953 г.

В лесу темноветвистом

В лесу темноветвистом
у ясного ручья
об этом взоре чистом
задумывался я:
куда ему дорога
назначена у бога?

И лес шептался строже,
и пел звончей ручей:
«Тебе не знать дороже
простых её очей».

В лесу темноветвистом
у ясного ручья
о сердце этом чистом
задумывался я:
куда ему дорога
назначена у бога?

И ветер, нежно вея,
тихонько шелестел:
«Нигде, нигде вернее -
тебе оно в удел».

Я шёл по сонной ниве,
не сведав у ручья,
кто был из нас счастливей,
кому - судьбина чья.
Но шёл я не печальный,
узнав, припомнив вдруг
кристальный взор и дальний
приветный сердца стук.

Я знал, я знал - у бога, -
к тебе моя дорога!

 

Задание 4. Познакомьтесь с отрывком из книги К. Чуковского «От двух до пяти». Попробуйте  создать свои окказионализмы.

Детские глаголы типа отскорлупиться, намакарониться создаются по такой же схеме, по какой наши великие писатели, художники слова, пытались в свое время создать новые формы глаголов… Державин сочинил глагол  ручьиться (от слова ручей), Журовский – обыностраниться, омноголюдеть, оравнодушеть, Гончаров – байронствовать, Щедрин – душедрянствовать, умолепствовать… (К. Чуковский «От двух до пяти»)

 

ВЫВОД по результатам работы: каковы причины, побуждающие художников слова использовать  в произведения индивидуально-авторские новообразования (окказионализмы)?

 

Контрольные вопросы:

  1. С чем связано появление новых слов в русском языке?
  2. Чем окказионализм отличается от неологизма?
  3. Есть ли необходимость создавать окказионализмы, если словарный состав русского языка достаточно разнообразен и богат?