В данной практической работе определяем значения современных фразеологизмов, выполняем их классифицирование с точки зрения происхождения и сферы употребления.

Автор: Полякова Татьяна Владимировна

 

Цель практической работы: актуализировать и обобщить знания  о современных фразеологизмах.

Для выполнения работы необходимо знать: понятия «фразеологизм», «фразеологическое выражение».

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, обороты речи с самостоятельным образным значением.

В таких словосочетаниях отдельные слова теряют свою самостоятельность, а смысловая нагрузка ложится на словосочетание в целом.

По происхождению фразеологизмы русского языка можно разделить на две большие группы – исконно-русского происхождения и заимствованные из других языков.

Исконно-русские пришли издревле и связаны с культурой, древними народными верованиями, традициями, обычаями, обрядами нашего народа. Они отражают отношение как к достоинствам, так и недостаткам человека. Например, «бить баклуши» – бездельничать (баклуши – это заготовки для деревянных ложек, делать их было очень просто и работа считалась лёгкой), «набить     карман» – получить доход любыми средствами (раньше карманом называли мешочек с деньгами) и т.д.

Большинство фразеологизмов возникло как в самом языке: «медвежья услуга» – плохая помощь, так и в художественной литературе: «мартышка и   очки» – вертлявость, «счастливые часов не наблюдают» – для счастливых времени не существует и др.

В современном русском литературном языке заимствованные фразеологические обороты распадаются на:

Например: «ищите и обрящете» – ищите и найдёте (старосл.), «потерянное поколение» – неуспешное, нравственно надломленное (франц. яз.) и др.

Источники фразеологических единиц весьма разнообразны:

– специальная и профессиональная лексика: играть первую скрипку, попасть в тон;

– античная мифология: авгиевы конюшни, ахиллесова пята;

– религиозные книги: ждать как манны небесной, вавилонское столпотворение;

– историческое прошлое: кричать во всю ивановскую;

– авторские крылатые слова и выражения: А воз и ныне там (И. Крылов), Служить бы рад – прислуживаться тошно (А. Грибоедов) и т.д.

 

ХОД РАБОТЫ

 

Задание 1.  Определите значение современных фразеологизмов

Работать на дядю, удовольствие ниже среднего, кредит доверия, разыгрывать (какую?) карту, кадровые перестановки, вооруженное ограбление, анонимность гарантируется, непопулярные меры, груз проблем, чемоданы улик, отмывание денег, пакет предложений, предвыборные обещания, ну очень смешные цены, утечка умов, не жить не быть, картина мира.

 

Задание 2.  Распределите фразеологические выражения в соответствии со сферой употребления. Дополните таблицу 2-3 примерами.

политика

 

разговорная речь

реклама

 

молодежная речь

наука

 

 

 

 

 

 

Предвыборные обещания, адидасы отбросить, шоковая терапия,  ведь вы этого достойны,  мало не покажется, немереное количество, встреча без галстуков, жить своим домом, включить звезду, глубоко фиолетово, поддержи красоту изнутри, сильная рука,  языковая личность, неповторимый устойчивый аромат, государственный переворот.

 

Задание 3. Запишите как можно больше фразеологизмов, включающих в свой состав данные слова. Например: снимать – снимать пенки, снимать стружку, снимать последнюю рубашку, снимать шляпу и т.д.

Глаз, душа, семь, стоять, во весь (всю, все, всё)

 

Задание 4. Авторами многих крылатых слов и выражений являются писатели и поэты: Что ж наша жизнь? Игра! (А.С. Пушкин).

Определите автора каждого крылатого выражения.

Дела давно минувших дней.

Слона-то я  и не приметил.

Свежо предание, а верится с трудом.

Береги платье снову, а честь смолоду.

А судьи кто?

На деревню дедушке.

Что такое хорошо и что такое плохо?

И дым отечества нам сладок и приятен.

 

Задание 5. Распределите данные фразеологизмы и фразеологические выражения на две группы: 1) нейтральные;  2)  эмоционально окрашенные

Белая ворона, сводить к нулю, очная ставка, дать по мозгам, иметь в виду, дырка от бублика, курам на смех, гонять собак, адамово яблоко, сгущать краски, дать в зубы, вправить мозги, вылететь в трубу, гражданский долг, ввести в эксплуатацию, только пятки засверкали, развесить уши.

 

ВЫВОД по результатам работы: каковы причины появления новых фразеологизмов/ фразеологических выражений?

 

Контрольные вопросы:

  1. В чем состоят причины ухода из употребления прежних устойчивых сочетаний?
  2. Что понимается под выражением «фразы-реплики»?
  3. Что может послужить источником появления фразеологизмы/ фразеологического выражения?