Наблюдаем над изобразительно-выразительными средствами лексики в стихотворениях А. Фета «Вечер» и «Осень».
Автор: Полякова Татьяна Владимировна
Цель практической работы: выявить изобразительно-выразительными средствами лексики, используемые А. Фетом в стихотворениях «Вечер» и «Осень»
Для выполнения работы необходимо знать: основные изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
«Всесильная природа» – центральный образ поэзии А. Фета. В стихотворениях поэта передана жизнь самой природы и все, что происходит в душе человека при соприкосновении с ней.
Смена времен года, времени суток, погоды, игры света и тени, дуновение ветра вызывают у лирического героя чувство сопричастности чуду, единения с природой в целом и со всем малым, что в ней есть.
Творчество А. Фета пропитано любовью к природе. В каждом слове мы можем почувствовать трепетное отношение поэта к ее красоте. Как справедливо заметил Н.М. Любимов, «мы не можем не дивиться тому, как прекрасна природа у А. Фета во всей переливчатости красок, звуков, благоуханий, как прекрасен человек во всей сложности его душевных порывов, в силе его привязанностей, в глубине его переживаний».
Стихотворения поэта, посвященные природе, отличаются необычайной наблюдательностью и реализмом, с которым автор описывает пейзажи. Описания природы разнообразны, неодинаковы; они открывают разные ее стороны, неуловимые оттенки, движения души поэта, переданные словами.
Поэт, раскрывая прекрасные черты в природе и человеке, проводит определенную параллель между той природой, которая нас окружает и той природой, что таится внутри каждого из нас.
ХОД РАБОТЫ
Задание 1. Выполните анализ стихотворения А. Фета «Осень», используя приведенные ниже вопросы и задания.
Осень
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.
(1883 г.)
1) Определите лейтмотив стихотворения.
2) Какие этапы человеческой жизни образно нарисовал поэт в лирической картине осени?
3) Поэтическое творение А. Фета состоит из трех четверостиший, каждое из которых имеет свое настроение. Охарактеризуйте это настроения, используя лексику стихотворения.
4) Выделите в стихотворении эпитеты, метафоры, символы, олицетворения, звукопись и определите их роль в раскрытии содержания стихотворений. Заполните таблицу примерами.
Виды тропов |
Примеры |
эпитеты |
|
метафоры |
|
символы |
|
олицетворения |
|
звукопись |
|
Задание 2. Выполните анализ стихотворения А. Фета «Вечер», используя приведенные ниже вопросы и задания.
Вечер
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
(1855 г.)
1) Отметьте все существительные, обозначающие предметы и явления, изображенные в стихотворении. Каковы очертания этих предметов?
2) Отметьте все краски и звуки природы, которые вы обнаружили при чтении стихотворения.
3) Проведите синтаксический разбор предложений первой строфы стихотворения «Вечер». Какое построение предложений вы заметили? Усиливается ли выразительность стихотворения за счет применения таких предложений?
4) В чем заключается таинственное очарование вечера?
5) Выделите в стихотворении эпитеты, метафоры, символы, олицетворения, звукопись и определите их роль в раскрытии содержания стихотворений. Заполните таблицу примерами.
Виды тропов |
Примеры |
эпитеты |
|
метафоры |
|
символы |
|
олицетворения |
|
звукопись |
|
ВЫВОД по результатам работы: какие изобразительно-выразительные средства лексики использует А. Фет в стихотворениях «Вечер» и «Осень»?
Контрольные вопросы:
- В чём заключаются особенности фетовского поэтического видения природы?
- Какими художественными средствами пользуется поэт, создавая свой неповторимый мир природы?
- Приведите примеры использования изобразительно-выразительных средств лексики в стихотворениях о природе русских поэтов.