Выполним стилистический анализ текста рассказа Е.И. Носова «Деревенские ласточки».
Автор: Полякова Татьяна Владимировна
Цель практической работы: выполнить стилистический анализ текста рассказа Е.И. Носова «Деревенские ласточки»
Для выполнения работы необходимо знать функциональные стили речи их особенности, изобразительно-выразительные средства
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Большинство исследователей рассматривают творчество Евгения Носова в двух направлениях развития советской литературы – военном и деревенском. При изучении произведений военной тематики исследователи сравнивают писателя с В.Астаховым, В.Бондаревым, К.Воробьевым; при изучении деревенской прозы – автора ставят в один ряд с И.С. Тургеневым, И.А. Буниным и Н.С. Лесковым.
Одним из ранних произведений Е. Носова является сборник рассказов «На рыбачьей тропе» (в данный сборник входит рассказ «Деревенские ласточки»), где уже вполне проявляются особенности авторского стиля – основательность, ясность, отточенность фразы. Сборник «На рыбачьей тропе» можно сравнить с творчеством В. Бианки, М. Пришвина, К. Паустовского. Вместе с тем, следует говорить о своеобразии художественного мира Е. Носова, присущем только его творчеству в изображении водного и земного пространства, растительного и животного мира. Все вместе они представляют собой особый мир природы, где все гармонично и взаимосвязано, подобно произведению искусства.
Писатель дал блестящие художественные образцы пейзажной прозы, запечатлевшей и различные сезонные состояние лесостепной природы, и ее «самочувствие» в разное время суток. В самих «ненаучных» названиях растений, к которым любит прибегать художник в своих рассказах, отразились выверенные воззрения народа на историю, быт, любовь, человеческий характер и т. п.: о женской красоте – анютины глазки; о любви и верности незабудка; о трудном детстве – мать-и-мачеха; в неурожайные годы и белокрыльник хлебница, а в горе и кувшинка одолень-трава…
Многочисленны описания животного, пернатого царства и мелкой твари по внешности и повадкам, отдельные страницы отведены различным видам рыб.
Природа в произведениях Е. Носова не фон, человек вписан в нее накрепко, как и она в человека. Друг без друга они существовать попросту не могут. Вся трудовая деятельность людей сосредоточивается здесь вокруг хлебного поля, сенокоса, пастьбы скота, выращивания птицы, весь досуг отдан одной бескорыстной страсти – охоте, рыболовству, собиранию грибов, целебных трав, цветов и ягод, наблюдению над птицей и зверем, уходу за деревом.
Природа для героев рассказов – не объект высокомерного и бездумного приложения сил, она такая же живая, с душой и сердцем, реальность, как и человек: «всякая тварь к душевности понятие имеет, – что рыба, что птица, что зверь какой».
ХОД РАБОТЫ
Задание 1. Прочитайте рассказ Е. Носова «Деревенские ласточки» (приложение 1). Выполните стилистический анализ текста (по плану).
Порядок стилистического анализа текста
- Определите тему, основную мысль текста.
- Объясните название произведения.
- Определите тип текста.
- Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст (сфера употребления)
- Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость – официальность, точность – расплывчатость названия, эмоциональность – неэмоциональность, конкретность – абстрактность, субъективность – объективность, образность – отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи).
- Укажите стилистические лексические особенности:
– слова, характерные для определенного стиля (термины (например, лингвистика, синтаксис и т.д.), слова официально-делового стиля (заявление, правовые отношения, закон) и т.д.;
– слова, употребленные в переносном значении (золотые руки (слово «золотые» употреблено в переносном значении);
– употребление многозначных слов (например, рукав: часть одежды, труба (пожарный рукав);
– употребление синонимов;
– употребление антонимов;
– употребление заимствованных слов;
– употребление лексики ограниченной сферы употребления (диалектизмов, профессионализмов и т. д.);
– употребление устаревших и новых слов;
– употребление фразеологизмов;
– использование средств (не менее двух) художественной выразительности (в зависимости от стиля текста).
- Сделайте вывод, к какому стилю речи относится текст.
Образец стилистического анализа текста
– Береги-и! – завопил кто-то отчаянным голосом на весь лес.
«А, береги!» – мелькнёт в голове опьяняющая мысль.
Гикнешь на лошадь и, как сорвавшийся с цепи, помчишься по лесу, уже ничего не разбирая по пути. Только деревья мелькают перед глазами да лепит в лицо грязью из-под копыт лошади. Выскочишь из лесу, увидишь на зеленях пёструю, растянувшуюся по земле стаю собак и еще сильнее наддашь «киргиза» наперерез зверю – по зеленям, жнивьям, пока, наконец, не перевалишься в другой остров и не скроется из глаз стая вместе со своим бешеным лаем и стоном. Тогда, весь мокрый и дрожащий от напряжения, осадишь вспененную, хрипящую лошадь и жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины.
Вдали замирают крики охотников и лай собак, а вокруг тебя – мёртвая тишина. Полураскрытый строевой лес стоит неподвижно, и кажется, что ты попал в какие-то заповедные чертоги. Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою. И сырость от оврагов становится всё ощутимее, в лесу холоднеет и темнеет... Пора на ночёвку. Но собрать собак после охоты трудно. Долго и безнадёжно-тоскливо звенят рога в лесу, долго слышатся крики, брань и визг собак... Наконец, уже совсем в темноте, вваливается ватага охотников в усадьбу какого-нибудь почти незнакомого холостяка-помещика.
(И. Бунин «Антоновские яблоки»)
Стилистический анализ текста
- Отрывок из рассказа И. Бунина повествует о самом ярком моменте охоты – гоне зверя. Основная мысль автора – показать, с одной стороны, чувства героя, вызванные охотой (восторг, азарт, напряжение), с другой – его восхищение, удивление первозданностью величавой природы.
- «Антоновские яблоки» – ностальгическое произведение, размышление об уходящем дворянстве. Как-то И. Бунин гостил в поместье своего брата. Аромат антоновских яблок «затопил» в тот период весь двор и сад. Этот ароматный запах навеял писателю воспоминания об ушедшей молодости. И. Бунина пронзила грусть по уходящему времени, и ему захотелось выразить свои ностальгические чувства о былом в своём рассказе.
- По типу речи отрывок является повествованием с элементами описания.
- Данный текст мы можем прочитать в художественной книге.
- Основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте: непринуждённость, эмоциональность, субъективность, образность.
- Основной художественный приём – антитеза. Особенно чётко он прослеживается при сравнении первых двух частей текста, в которых автор использует глаголы-антонимы (помчишься, выскочишь, осадишь (I) — замирает, стоит (II); определения-антонимы (отчаянный, дрожащий (I) — мёртвая (II); обстоятельства-антонимы (не разбирая, сильнее, жадно, (I) — неподвижно, безнадёжно-тоскливо (II).
- Чтобы передать чувства героя, автор включает в повествование синонимы (завопил, гикнешь), эпитеты (полураскрытый, заповедные), олицетворение (замирают крики); слова, употреблённые в переносном значении (в тексте киргиз – порода лошади; прямое значение – человек киргизской национальности); многозначные слова (в тексте слово рога означает инструмент, используемый для подачи сигнала; другое значение слова рога – закостеневшие отростки на голове животного). В отрывке встречаются просторечные слова (по зеленям, взмётам); разговорные (гикнешь, наперерез), профессиональные (береги – охотничий термин, призывающий к осторожности и внимательности при гоне зверя); разговорный фразеологизм (как с цепи сорвался), и т. д.
- Данный текст относится к художественному стилю речи.
ВЫВОД по результатам работы: какую (-ие) художественную (-ые) особенность (-и) рассказа Е. Носова «Деревенские ласточки» вы смогли выявить в ходе выполнения стилистического анализа текста?
Контрольные вопросы:
- Какие художественные средства использует автор, чтобы описать деревенских ласточек? Приведите примеры.
- В чем особенность изображения природы в рассказе Е. Носова «Деревенские ласточки»?
Евгений Иванович Носов
ДЕРЕВЕНСКИЕ ЛАСТОЧКИ
Вчера без толку целый день просидел над поплавками.
Злой встречный ветер с самого утра ерошил потемневшую воду реки, будто силился задержать ее течение. Река вздымалась на стрежне, тяжелыми свинцовыми волнами шумно билась о крутой глинистый берег, и вода под обрывами была мутна от размытой глины.
Прячась от ветра, я сидел под кручей, а надо мной, на грани луга, торчала какая-то сухая былинка и все раскачивалась и жалобно посвистывала. Пробирало сквозь все мои свитера. Я доел консервы, достал из-за голенища большой рыбацкий нож и несколькими ударами пробил в боках и донышке жестяной банки отверстия. На дно банки положил пустую спичечную коробку, сверху же – сухого коровяка, поджег – и моя маленькая печурка задымила, закурила едким кизячьим дымком. Поддерживая в ней огонек, я грел быстро зябнущие на ветру руки.
Скажете: и охота же сидеть в такую непогодь? Уж если бы клевало, куда ни шло.
Что поделаешь? Таковы все мы, рыболовы. Не сдаемся до последнего.
А клевать – верно, не клевало. Только под вечер поплавок на одной из удочек как-то нехотя окунулся, я подсек и вынул пескаришку. Он раз-другой трепыхнулся на крюке, обмяк и недвижно повис. Снимая, я взял его брусковатое тельце в руку, и почудилось, будто в моей ладони зажата маленькая льдинка: так нахолодала эта рыбешка.
Ну, конечно же, я тотчас выпустил пескарика. Он заслужил этого, не обидел рыболова, заставил, хоть один раз за весь день, вздрогнуть рыбацкое сердце, потопив поплавок.
И, уходя с реки с порожней сумкой, я не клял себя за «пустой» день, не зарекался, что, мол, хватит, всё, больше не пойду. В следующее воскресенье соберусь снова. И буду ходить, даже когда река станет, скованная льдом, и всю зиму и весной, по первым разводьям, круглый год буду ходить. Потому что, в сущности, у рыболова не бывает пустых дней.
Неяркое осеннее солнце, сокращая свой путь, уже спускалось за синеющие холмы, над которыми летом в это время оно сияло высоко и в полную силу. Я шагал широким, ровным лугом, еще по-летнему свежезеленым, хотя по утрам он уже серебрился от инея. Шагал навстречу косым солнечным лучам, холодным и резким, густо-багряным, от прикосновения которых тотчас пламенели и зеркальце луговых озерков, и белостенные хаты на косогоре, и дальний лес за деревушкой, и даже яркая зелень луга, вбирая в себя этот багрянец, приобретала необыкновенный и удивительный оттенок.
Ветер постепенно унялся, как обычно бывает под вечер.
Подходя к одной низинке, еще в весеннее половодье занесенной песком, на котором так ничего и не проросло за все лето, я невольно остановился. Над низинкой кружились деревенские ласточки.
Ласточки в середине октября! Холодный, пронизывающий ветер – и ласточки. Искрящаяся по утрам на лугу изморозь – и эти веселые щебетуньи, спутницы тихих, безмятежных летних зорь! В городе они исчезли еще в погожие сентябрьские дни. Стрижи улетели и того раньше, когда осень еще ничем о себе не напоминала и в садах висели умытые росой душистые антоновки. А эти?
Их было много, не семейка, а целая стая. Видно, они не здешние, пролетом. Они кружились над песчаной балочкой в каком-то неудержимом хороводе: то низко скользили над самой землей, то круто взмывали вверх, расправляя свой вильчатый хвостик, то вдруг присаживались на песок и, не складывая длинных узких крыльев, а все время трепеща ими, перебегали по земле, затем снова взлетали, кружились и вспархивали кверху. В низких лучах солнца то и дело поблескивали их вороненые крылья и розовели белые грудки. Свой хоровод они вели в полном безмолвии. Не было слышно того радостного мелодичного щебетанья, без которого трудно представить себе деревенскую ласточку.
Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом поздней осени.
Но что означал этот танец крылатых? И почему они облюбовали для своего странного хоровода именно этот песчаный пятачок? Надо было выяснить. И я пошел к низинке. Вот что-то неуклюже полетело и ударилось о мою грудь. Я взмахнул рукой, разжал пальцы и увидел на ладони длинноногого рыжего комара, сантиметра три-четыре в размахе крыльев. Старый знакомый! Самая поздняя осенняя насадка из насекомых, на которую я обычно лавливал уклеек. Так вот, оказывается, что привлекло сюда ласточек! Комаров здесь оказалось множество. Это был их обычный осенний вылет.
А ласточки? Они не совсем охотно покинули свою «столовую». Сначала долго кружились вокруг меня, пока я топтался по песку, а потом вдруг собрались в плотную стаю и улетели. Я знал, что больше они сюда не вернутся. Надо торопиться к югу. Ведь и так запаздывали.
До свидания! До будущей весны!
Я шел домой, обрадованный этой встречей. И не беда, что за спиной висела пустая сумка.