Предлагаем практикум по фонетическому разбору слов.

Автор: Полякова Татьяна Владимировна

 

Цель работы:  обобщить знания по разделу  «Фонетика», закрепить навыки выполнения фонетического разбора слова

Для выполнения работы необходимо знать:  понятия «фонетика», «звук», классификацию и характеристику согласных и гласных звуков

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Фонетика [нэ] (от греч. phonetike от phone –  звук) – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.

Звук – элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами, кратчайшая, неделимая звуковая единица.

Все звуки делятся на гласные и согласные.

В современном русском языке под ударе­нием выделяются 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].

Согласными делятся на

а) сонорные согласные, которые образуются при помощи го­лоса и небольшого шума:

[л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [j] ([й']);

б) шумные согласные:

звонкие, которые образуются

 при помощи голоса и шума

глухие, которые образуются

только при помощи шума

[б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [ж'] [з], [з']

парные

[п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [ш], [ш '], [с], [с']

 

непарные

[х], [х'], [ц], [ч']

Звуки [ж], [ш], [ч'], [ш '] = (щ) называют шипящими.

Для русского языка существенным является также различие между твёрдыми и мягкими согласными.

твёрдые

 согласные

мягкие

[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х]

парные

[б'], [в'], [г'], [д'], [з'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф'], [х']

[ж], [ш], [ц]

непарные

[ж'], [ч'], [ш '], [j] ([й'])

 

Соотношение между звуками и буквами

Звук – элемент произноси­мой речи, образуемый речевы­ми органами, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица.

Буква – графический знак в составе алфавита данного язы­ка, служащий для обозначения на письме звуков.

1. Звуки произносятся и слы­шатся.

2. Один и тот же звук может передаваться разными буквами, например [ш ']: щука, счастье, жёстче.

1. Буквы пишутся и читаются.

2. Одна и та же буква может обозначать разные звуки, например: 1) [с] сыр; 2) [с'] сюда; 3) [з] сдать; 4) [з'] сделать

В русском алфавите есть буквы, не обозначающие звуков: ъ (твёр­дый знак) и ь (мягкий знак).

В некоторых буквенных сочетаниях (вств, здн, стн и др.) одной из согласных букв может не соответствовать никакой звук (непро­износимая согласная), например: здравствуй [ст], праздник [з'н'], грустный [сн].

 

Двойная роль букв е, ё, ю, я

Буква

обо­значает один звук

Буква обозначает два звука

в начале слова

после глас­ных

после разделительных

ъ й ь

['э] мел ['о] мёд ['у] люк ['а] мяч

ель, ёлка,

юг, явка

проезд, своё

пою, моя

съезд, в семье объём, бьём адъютант, шью объятие, семья

 

Порядок фонетического разбора слова

  1. Записать слово в транскрипции, отметить ударный звук
  2. Разделить слово на слоги, указать их количество, назвать ударный
  3. Последовательно описать звуки:

а) охарактеризовать каждый гласный звук как ударный или безударный;

б) каждый согласный звук определить как сонорный/звонкий/глухой, твердый/мягкий,

  1. Соотнести количество букв и звуков, сделать вывод о буквенно-звуковом соответствии или несоответствии в слове.

 

Образец фонетического разбора:

ЯРОСТНЫЙ

  1. [jарасныj]
  2. В слове 3 слога [jа-рас-ныj], первый слог ударный
  3.   [j] – согласный, сонорный, мягкий

    я - [а] – гласный, ударный

    р - [р] − согласный, сонорный, твердый

    о - [а] – гласный, безударный

    с - [с] – согласный, глухой, твердый

    т - [-]

    н - [н] − согласный, сонорный, твердый

   ы - [ы] – гласный, бузударный

   й  - [j] – согласный, сонорный, мягкий

  1. 4. В слове 8 букв и 8 звуков – 3 гласных и 5 согласных; буква «т» звука не обозначает. Буква «я» обозначает два звука, так как находится в начале слова.

 

ХОД РАБОТЫ

Задание 1.  Прочитайте афоризмы и запишите их.

1.1. Выпишите сначала слова только  с мягкими согласными, затем –  только с твёрдыми.

слова с мягкими согласными

слова с твердыми  согласными

 

 

1.2  Выполните фонетический анализ  слов: поднимается, солнце, сердечность.

1.3 Какое из приведённых качеств человека вы считаете главным? Приведите примеры проявления этого качества сегодня, современно ли оно?

1) Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего (М. Горький).

2) Во внутреннем мире человека доброта – это солнце (В. Гюго).

3) Сердечность – такой же дар, как красота и ум (В. Качалов).

 

Задание 2. Ответы на «кроссвордные» вопросы запишите в две колонки:

в правую –  с твёрдым произношением согласного ([тэ], [дэ]), в левую –  с мягким ([т’э], [д’э]). Колонки дополните своими примерами.

с мягким произношением согласного ([т’э], [д’э])

с твёрдым произношением согласного ([тэ], [дэ])

тире 

артерия (2 предложение)

1) Знак препинания в виде чёрточки. 2) Кровеносный сосуд. 3) Паровозоремонтная мастерская. 4) Человек, собирающий марки. 5) Лицо, идущее первым в соревновании. 6) Часть механизма машины. 7) Шарф, надеваемый на шею. 8) Гостиница. 9) Розыгрыш вещей и денежных сумм по билетам. 10) Источник, откуда черпаются новые силы, средства, запас. 11) Сквозной проезд под землёй, в горах. 12) Выразительное чтение стихотворений наизусть. 13) Образец какого-либо предмета, изготовленного обычно в уменьшённом виде. 14) Краткое изречение, в котором заключена основная идея поведения или деятельности кого-нибудь.

Задание 3. Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

 [ рыца ], [ вирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ], [ рацтво ],  [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ], [ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ],                                 [ п`итно ], [jэл`н`ик].

Задание 4. Выполните фонетический разбор слов  компьютер, интерьер, тенденция, жизнеобеспечение.

Задание 5. Выберете правильный ответ

  1. В этом слове звуков больше, чем букв:

а) адъютант, б) балансировать, в) субъект, г) амбиция.

  1. B этом слове звуков меньше, чем букв:

а) корпорация, б) аутотренинг, в) браконьер, г) альтернативный.

  1. B этом слове количество звуков и букв совпадает:

а) аномальный, б) лояльный, в) совместный, г) проект.

  1. B этом слове все согласные звуки твёрдые:

а) аутсайдер, б) избыточный, в) конкурент, г) турне.

  1. B этом слове все согласные звуки мягкие звонкие:

а) привилегия, б) Венеция, в) ревизия, г) легенда.

  1. B этом слове есть гласный [о]:

а) семеро, б) колесовать, в) богема, г) налёт.

  1. B этом слове есть гласный [и]:

а) жираф, б) к Ире, в) диспут, г) жить.

  1. B этом слове есть согласный [в]:

а) впадина, б) здравствуй, в) здоров, г) командировка.

  1. B этом слове есть согласный [с’]:

а) расчёт, б) просьба, в) новость, г) шествие.

 

ВЫВОД по результатам работы: для какой цели необходимо проводить фонетический разбор слова?

 

Контрольные вопросы:

  1. В чём различие звука и буквы?
  2. Почему в русском языке звуков больше, чем букв? С чем это связано?
  3. Какова связь между фонетикой и орфоэпией?