Предлагаем практикум по фонетическому разбору слов.
Автор: Полякова Татьяна Владимировна
Цель работы: обобщить знания по разделу «Фонетика», закрепить навыки выполнения фонетического разбора слова
Для выполнения работы необходимо знать: понятия «фонетика», «звук», классификацию и характеристику согласных и гласных звуков
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Фонетика [нэ] (от греч. phonetike от phone – звук) – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.
Звук – элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами, кратчайшая, неделимая звуковая единица.
Все звуки делятся на гласные и согласные.
В современном русском языке под ударением выделяются 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].
Согласными делятся на
а) сонорные согласные, которые образуются при помощи голоса и небольшого шума: |
|||
[л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [j] ([й']); |
|||
б) шумные согласные: |
|||
звонкие, которые образуются при помощи голоса и шума |
глухие, которые образуются только при помощи шума |
||
[б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [ж'] [з], [з'] |
парные |
[п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [ш], [ш '], [с], [с'] |
|
|
непарные |
[х], [х'], [ц], [ч'] |
Звуки [ж], [ш], [ч'], [ш '] = (щ) называют шипящими.
Для русского языка существенным является также различие между твёрдыми и мягкими согласными.
твёрдые |
согласные |
мягкие |
[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] |
парные |
[б'], [в'], [г'], [д'], [з'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [с'], [т'], [ф'], [х'] |
[ж], [ш], [ц] |
непарные |
[ж'], [ч'], [ш '], [j] ([й']) |
Соотношение между звуками и буквами
Звук – элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица. |
Буква – графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков. |
1. Звуки произносятся и слышатся. 2. Один и тот же звук может передаваться разными буквами, например [ш ']: щука, счастье, жёстче. |
1. Буквы пишутся и читаются. 2. Одна и та же буква может обозначать разные звуки, например: 1) [с] сыр; 2) [с'] сюда; 3) [з] сдать; 4) [з'] сделать |
В русском алфавите есть буквы, не обозначающие звуков: ъ (твёрдый знак) и ь (мягкий знак).
В некоторых буквенных сочетаниях (вств, здн, стн и др.) одной из согласных букв может не соответствовать никакой звук (непроизносимая согласная), например: здравствуй [ст], праздник [з'н'], грустный [сн].
Двойная роль букв е, ё, ю, я
Буква обозначает один звук |
Буква обозначает два звука |
||
в начале слова |
после гласных |
после разделительных ъ й ь |
|
['э] мел ['о] мёд ['у] люк ['а] мяч |
ель, ёлка, юг, явка |
проезд, своё пою, моя |
съезд, в семье объём, бьём адъютант, шью объятие, семья |
Порядок фонетического разбора слова
- Записать слово в транскрипции, отметить ударный звук
- Разделить слово на слоги, указать их количество, назвать ударный
- Последовательно описать звуки:
а) охарактеризовать каждый гласный звук как ударный или безударный;
б) каждый согласный звук определить как сонорный/звонкий/глухой, твердый/мягкий,
- Соотнести количество букв и звуков, сделать вывод о буквенно-звуковом соответствии или несоответствии в слове.
Образец фонетического разбора:
ЯРОСТНЫЙ
- [jарасныj]
- В слове 3 слога [jа-рас-ныj], первый слог ударный
- [j] – согласный, сонорный, мягкий
я - [а] – гласный, ударный
р - [р] − согласный, сонорный, твердый
о - [а] – гласный, безударный
с - [с] – согласный, глухой, твердый
т - [-]
н - [н] − согласный, сонорный, твердый
ы - [ы] – гласный, бузударный
й - [j] – согласный, сонорный, мягкий
- 4. В слове 8 букв и 8 звуков – 3 гласных и 5 согласных; буква «т» звука не обозначает. Буква «я» обозначает два звука, так как находится в начале слова.
ХОД РАБОТЫ
Задание 1. Прочитайте афоризмы и запишите их.
1.1. Выпишите сначала слова только с мягкими согласными, затем – только с твёрдыми.
слова с мягкими согласными |
слова с твердыми согласными |
|
|
1.2 Выполните фонетический анализ слов: поднимается, солнце, сердечность.
1.3 Какое из приведённых качеств человека вы считаете главным? Приведите примеры проявления этого качества сегодня, современно ли оно?
1) Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего (М. Горький).
2) Во внутреннем мире человека доброта – это солнце (В. Гюго).
3) Сердечность – такой же дар, как красота и ум (В. Качалов).
Задание 2. Ответы на «кроссвордные» вопросы запишите в две колонки:
в правую – с твёрдым произношением согласного ([тэ], [дэ]), в левую – с мягким ([т’э], [д’э]). Колонки дополните своими примерами.
с мягким произношением согласного ([т’э], [д’э]) |
с твёрдым произношением согласного ([тэ], [дэ]) |
тире |
артерия (2 предложение) |
1) Знак препинания в виде чёрточки. 2) Кровеносный сосуд. 3) Паровозоремонтная мастерская. 4) Человек, собирающий марки. 5) Лицо, идущее первым в соревновании. 6) Часть механизма машины. 7) Шарф, надеваемый на шею. 8) Гостиница. 9) Розыгрыш вещей и денежных сумм по билетам. 10) Источник, откуда черпаются новые силы, средства, запас. 11) Сквозной проезд под землёй, в горах. 12) Выразительное чтение стихотворений наизусть. 13) Образец какого-либо предмета, изготовленного обычно в уменьшённом виде. 14) Краткое изречение, в котором заключена основная идея поведения или деятельности кого-нибудь.
Задание 3. Какие слова затранскрибированы? Запишите их.
[ рыца ], [ вирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ], [ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ], [ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [jэл`н`ик].
Задание 4. Выполните фонетический разбор слов компьютер, интерьер, тенденция, жизнеобеспечение.
Задание 5. Выберете правильный ответ
- В этом слове звуков больше, чем букв:
а) адъютант, б) балансировать, в) субъект, г) амбиция.
- B этом слове звуков меньше, чем букв:
а) корпорация, б) аутотренинг, в) браконьер, г) альтернативный.
- B этом слове количество звуков и букв совпадает:
а) аномальный, б) лояльный, в) совместный, г) проект.
- B этом слове все согласные звуки твёрдые:
а) аутсайдер, б) избыточный, в) конкурент, г) турне.
- B этом слове все согласные звуки мягкие звонкие:
а) привилегия, б) Венеция, в) ревизия, г) легенда.
- B этом слове есть гласный [о]:
а) семеро, б) колесовать, в) богема, г) налёт.
- B этом слове есть гласный [и]:
а) жираф, б) к Ире, в) диспут, г) жить.
- B этом слове есть согласный [в]:
а) впадина, б) здравствуй, в) здоров, г) командировка.
- B этом слове есть согласный [с’]:
а) расчёт, б) просьба, в) новость, г) шествие.
ВЫВОД по результатам работы: для какой цели необходимо проводить фонетический разбор слова?
Контрольные вопросы:
- В чём различие звука и буквы?
- Почему в русском языке звуков больше, чем букв? С чем это связано?
- Какова связь между фонетикой и орфоэпией?