Расскажем о различных способах оформления чужой речи.

Автор: Полякова Татьяна Владимировна

 

ТЕМА: Выполнение упражнений по отработке различных способов оформления чужой речи

Цель работы:  развивать умения правильной постановки знаков препинания при оформлении чужой речи

Для выполнения работы необходимо знать:  понятия «прямая речь», «косвенная речь», «диалог»

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;

п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;

А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;

а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Существует несколько вариантов оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

А: «П».       «П», - а.     «П, -  а, -  п».

А: «П?»      «П?» - а.    «П? – а. – П».

А: «П!»       «П!» - а.    «П! – а. – П».

А:»П…»     «П…» - а.  «П, - а. – П».

1) П.И. Чайковский писал: «Вдохновение – это гостья, которая не любит посещать ленивых».

 

Предложения с косвенной речью

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте. В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ?), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью.

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

Я спросил, когда отправляется поезд.

Капитан приказал, чтобы подняли флаг.

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя.

 

Если прямая речь представлена в форме диалога, то каждая реплика начинается с нового абзаца и перед ней ставится тире.

- Довольны ли вы, господа генералы? – спрашивал между тем мужчина-лежебок.

- Довольны, любезный друг, видим твоё усердие! – отвечали генералы.

- Не позволите ли теперь отдохнуть?

- Отдохни, дружок, только свей прежде верёвочку.

(М. Салтыков-Щедрин)

 

Основные способы цитирования

А.П. Чехов считал, что «в человеке должно быть всё прекрасно».

В.А. Жуковский называл А. С. Пушкина «надеждой нашей словесности».

 

ХОД РАБОТЫ

Задание 1.  Спишите, расставьте знаки препинания

1) И ему сказал отец

Ты, Гаврило, молодец!

(П. Ершов)

2) Все будет решено думал он, подходя к гостиной объяснюсь с нею самою. (А.С. Пушкин).

3) Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил что на дворе становится жарко  (М.Ю. Лермонтов).

4) Я не стал расспрашивать моего верного спутника зачем он не повез меня прямо в те места (И.С. Тургенев).

5) Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал Барин, не прикажешь ли воротиться? (А.С. Пушкин)

6)  Иногда я говорю себе Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…  (Антуан де Сент-Экзюпери)

7) Ты нам не государь отвечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана. Ты, дядюшка , вор и самозванец! (А.С. Пушкин)

8) На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки все ли намерена она спрятаться от Берестовых  (А.С. Пушкин).

 

Задание 2.  Перестройте предложение так, чтобы в них было указание на чьё-нибудь сообщение, при этом используйте: а) прямую речь; б) косвенную речь; в) вводные слова или предложения.

1) Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей (Н. Макиавелли).

2) Нет уз святее товарищества (Н. Гоголь).

3) Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство (И. Гончаров).

4) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт и выйдет из него не дело только мука (И. Крылов).

 

Задание 3.  Проверьте правильность расстановки знаков препинания в предложениях. Запишите их в исправленном виде.

1) Один из нас сказал – «Эй вы горе-путешественники. Пойдём-ка через овраги к морю, там может быть выйдем на верный путь» (В. Машков)

2) «Так, так, так, - сказал доктор и, повернувшись к Ивану, добавил: Здравствуйте!» (М. Булгаков)

3) «Стойте, паныч – сказал вдруг лесник присев на корточки сбоку дороги – Сдаётся здесь и заночуем» (И. Тургенев)

4) «Она у меня и читать может! – похвалилась Ольга, нежно глядя на свою дочь. – Почитай, детка!» (А. Чехов).

 

Задание 4.  Составьте предложения, используя следующие схемы построения прямой речи.

А: «П!»      

«П! – а. – П».

«П, -  а, -  п».

П», - а

 

Задание 5.  Аукцион знаний. Вспомните, какие глаголы говорения  употребляются в предложениях с прямой речью. В «Словаре синонимов русского языка» З.Е. Александровой к слову «сказать» даются 35 синонимических глаголов, к слову «ответить» - 9, а к слову «спросить» - 6».  А сколько синонимов к этим глаголам сможете назвать вы? Запишите их.

Сказать –

Ответить –

Спросить –

 

ВЫВОД по результатам работы: Какие способы передачи чужой речи вы знаете?

Контрольные вопросы:

  1. Какой способ передачи чужой речи  является наиболее точным?
  2. Можно ли передать чужую речь простым предложением?
  3. В текстах какого стиля речи чаще всего используется цитирование?