Руководитель Шелудченко Анна Викторовна
Не переведётся казачество на Руси
Вж-жии-их! Одним лёгким движением руки старая книга в потрёпанной обложке стала на своё место на одном из стеллажей, которые тянулись вдоль всей комнаты, оставляя между собой узкие проходы. Человек, поставивший книгу, задумчиво провёл пальцами по её корешку, где золотыми витиеватыми буквами, местами с потрескавшейся краской, было написано: «Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»».
Человеком этим был мужчина старше средних лет, в опрятном строгом пиджаке (такие обычно носят люди очень серьёзные и занятые чрезвычайно важными делами), с ещё густыми, словно восковыми, чёрными волосами и умными, смотревшими через толстые стёкла очков, живыми глазами с бегающими в них весёлыми искорками, которые выдавали в нём ещё не растерянный за долгие годы мальчишеский азарт. И вот этот умудрённый жизненным опытом мужчина стоял сейчас посреди студенческой библиотеки, глубоко задумавшись о смысле прочитанного вдоль и поперёк (да и не раз перечитанного не только многочисленными обитателями вуза, но и им самим) произведения. Не раз за годы работы здесь листал пожилой библиотекарь эти пожелтевшие страницы и вчитывался в полные патриотического пафоса абзацы, восхваляющие не только русское казачество, но и всю православную веру, и не впервые приходил к этой полке, чтобы вернуть на место великую книгу Гоголя.
Но именно сегодня, в обычный учебный день, после очередного прочтения исторической повести взбунтовалась его душа и потребовала ответа на возникшие, казалось бы, из ниоткуда, но между тем безумно волнующие мужчину вопросы. Один из них не давал ему покоя уже долгое время: «А есть ли у нас своё, курское, казачество и что оно из себя представляет?»
Много пришлось искателю перелопатить книг, чтобы выяснить, что только в Курске есть три казачьих общества: Курское городское, Курское городское «Защита Отечества» и Курское хуторское. У православного казачества три ипостаси: служба Отечеству, преданность товарищам и верность православию, поэтому охраняют казаки границы и памятники, сопровождают крестные ходы и оказывают помощь храмам.
Захотелось библиотекарю не только прочитать о родном казачестве, но и познакомиться с людьми, принявшими присягу православного казака. Посоветовали ему поехать на южный рубеж Курской области – в Суджанский район, ведь там немало ценителей казачьей культуры.
Свела судьба университетского библиотекаря с замечательным человеком – сыном настоятеля храма, казаком, преподавателем Суджанского колледжа искусств имени Н. Плевицкой. Странное дело: по возрасту молодой человек во внуки библиотекарю годится, а всё же смог удивить повидавшего немало на своём жизненном пути человека.
Рассказ 28-летнего казака 21 века постоянно перемежался со старинными песнями и игрой на бандуре и кугиклах. Как затянет: «Чёрного ворона» – так в душе и похолодеет. Начнёт говорить о своей жене-казачке – обязательно запоёт шуточную песню «Задумал я жениться».
Узнал библиотекарь, что исстари Суджанская земля была заселена вольными людьми, потому что в прилегающих к городу слободках никогда не было крепостного права. В сёлах Казачья и Малая Локни также жили казаки. Гуево и Горналь тоже когда-то были казачьими хуторами, а две суджанские сотни входили в состав Сумского слободского полка. Поэтому, наверное, в наше время в Судже живёт немало потомков казаков.
В городе уже несколько лет действует «Станичное казачье общество» в составе ста человек. Фактически произошло возрождение суджанской казачьей сотни, некогда относящейся к Сумскому слободскому полку и расформированной при Екатерине II. С каждым годом пополняются казачьи ряды и молодыми, и пожилыми новобранцами, ведь не зря в области проводятся пропагандирующие казачью культуру фестивали «Казачья слобода» и «Православная Россия», постоянным лауреатом которых является мужской фольклорный казачий ансамбль «Русь» из Суджи.
Рассказал собеседник библиотекарю и о фольклорных экспедициях, какие проходят в Суджанском районе. Со всей страны и даже дальнего зарубежья приезжают в городок, которого и на карте России даже нет, ценители народных традиций, чтобы полюбоваться православными храмами, воочию увидеть потомственных казаков и послушать их песни. А слушать-то есть что! Как запел молодой казак балладную песню «Как стояло в поле древо», так полдня незаметно и пролетело. А как затянул походную песню «Полно вам, снежочки» и духовный стих «Ты, дороженька», так сразу перед глазами библиотекаря предстали Тарас с сыновьями, едущими на Запорожскую Сечь, и казаки, гибнущие от острых сабель ляхов и произносящие перед смертью: «Пусть же славится до конца века Русская земля!»
Уезжая из провинциального городка, работник вуза был уверен, что не переведётся казачество на Руси, пока будут живы на периферии такие люди, как этот молодой педагог, музыкант, хранитель традиций.
Прошёл уже не один год после встречи библиотекаря с Суджанским казаком, но каждый раз, когда университетский хранитель книг проходит мимо полки, где стоит томик Гоголя, то словно слышит: «Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить. С нашим атаманом не приходится тужить…»