Тренировочные тестовые задания составлены на основе рассказа  курского писателя  Е.И. Носова «За долами, за лесами».

Автор-составитель: Мальцева  Светлана Николаевна

 

Вариант 1

Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1) На рассвете меня будили журавли. (2) Я просыпался в пепельном полусвете северного утра. (3) Свет этот всю ночь брезжил в окнах. (4)Казалось, истекал он отовсюду. (5) Светилось серенькое и ровное, будто натянутая волглая холстина, небо, светились из мореных глубин тихие озера…

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основав одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) меня будили (предложение 1)

2) я просыпался (предложение 2)

3) свет этот   брезжил (предложение 3)

4) казалось (предложение 4)

5) светились озера (предложение 5)

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1   односоставное неопределённо-личное.

2) Предложение 2 простое двусоставное.

3) Предложении 3 простое, двусоставное,  распространенное, неосложненное

4) Предложение 4 простое, осложненное вводным словом.

5) В предложении 5 сложное бессоюзное предложение.

 

  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А. Обособленное определение, относящееся к личному местоимению, выделяется запятой.

1.Я отдернул занавеску, чтобы протянуло свежим ветерком.

Б. Придаточная часть сложноподчиненного предложения отделяется запятой.

2.На подоконнике, рядом с цветочным горшком, стоял маленький деревянный человечек.

В. Уточняющие члены предложения  выделяется запятыми.

3.Вырезанный из куска ольхи, он был кирпично-красен и своей большой головой, плутоватой ухмылкой и сложенными на животе короткими ручками напоминал какого-то языческого божка.

4. А Верушка-сорожка все стояла и стояла среди ржи на высоком камне, держа Митьку на закорках.

5. Над лесом показались две большие, темные, четко вычерченные птицы.

 

А

Б

В

 

 

 

Примечание: Сорожка – название рыбы (плотвы). Девочку называют сорожкой за ее умение хорошо плавать

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Верушка все бежала и бежала (1) и круглые ямочки от ее пяток отпечатывались на влажной (2) лесной дороге. Любопытная белка (3) заметив розовое Верушкино платье (4) два раза взад-вперед (5) перемахнула вверху над просекой. Рыжие маслята (6)толпами высыпали из-под мелкого ельничка (7) будто тоже хотели посмотреть (8) кто и куда идет по лесу...

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЗАМЕТИВ – суффикс причастия зависит от инфинитива  глагола.

2) НЕСКОЛЬКО – в неопределённом местоимении в безударной позиции пишется приставка НЕ-.

3) НЕПРАВДА – имя существительное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

4) ГДЕ-ТО – местоимение пишется через дефис, потому что имеет суффикс – ТО.

5) БЛЕДНО-РОЗОВЫЙ - сложные имена прилагательные, которые обозначают оттенки цвета, пишутся через дефис.

 

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Я вышел из избы, нашел старую плаху и пр..(1)нялся заколач..(2)вать с..(3)нную дверь. На стук топора пр..(4)бежала Марья, выполз, подогнув рыжий валенок, дед М..(5)хаила. Выскоч..(6)ла Верушка-сорожка с братц..(7)м Митькой на закорках. С Семеном и Параскевой я попрощался еще до солнца, когда они с(8)длали мерина.

 

  1. Раскройте скобки и запишите слово «звонкий»в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Голос у Верушки был (звонкий), чем у братца Митьки.

 

9.Замените словосочетание «журавлиный крик», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

Прочитайте текст и выполните задания 10–13.

(1) Где-то на болотах кричали журавли. (2) Перед восходом солнца крик их был так гулок, что казалось, будто птицы кружатся над коньком избы. (3) В который раз поддаваясь обману, я вскакивал с кровати, отдергивал забытую хозяевами, надувавшуюся внутрь избы занавеску и выглядывал из высокого, словно леток скворечни, окна.

(4) Говорили, что журавли прилетали на гороховое поле — совсем близко. (5) Но я их так ни разу и не видел.  (6)  Крик этот не был резок и тороплив, нельзя было назвать его и трубным кличем. (7) В нем было что-то глубинное, грудное, как в сильном женском меццо-сопрано,— какой-то русалочий полувопль, таинственный и печальный, невольно уносящий воображение в мир полузабытых сказок детства.

(8)Да и все из моего окна виделось мне здесь сказочным: и эта горстка высоких теремных изб на горке между двух озер — иные заколоченные, иные еще с живыми красными гераньками в нешироких резных оконцах; и поленницы березовых дров, сложенные у стен задымленных бань, заросшие вместе с банями высокой крапивой; и округлые, еще свежезеленые стожки, похожие на островерхие шлемы былинных витязей; и бесконечные изгороди-прясла с белобокими сороками на березовых кольях; и звон коровьих колокольцев, и мягкий голос рожка, искусно закрученного из длинного берестяного ремня, того самого старинного рожка, которым здешний пастух до сих пор скликает разбредшуюся по лесным тропам скотину. (9) И леса, леса... (10)Леса, в какую сторону ни глянь: черные, отвесные, с белыми мазками берез, с малинниками по сухим волокам, с россыпями рыжиков по опушкам, боры-брусничники, боры-моховики, глухариные и медвежьи заломы, журавлиные топи.

(11)Я глядел из окошка своей избы, слушал журавлей и думал, что, конечно же, не в степной соломенной Руси рождались сказки моего детства — про медведя, у которого березовая нога, про колобок, который выставили поостыть вот на такое именно окошко с замысловатой вязью по козырьку наличника, про репку, сладку и крепку, которую «тянут-потянут — вытянуть не могут» и которая так и мерещилась мне среди капустных кочанов, про сестрицу Аленушку и ее братца Иванушку и про то, как жили-были дед да баба и как у них была курочка-ряба...

(12) Все это у меня на родине осталось только в памяти людей да в книжках.  (6)А здесь продолжало жить.

 (По Е.И. Носову)*

* Евгений Иванович Носов (1925–2002) – русский советский писатель.

 

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Перед восходом солнца крик журавлей был так звонок, будто птицы кружатся над   избой.  

2) Крик журавлей был резок и тороплив, напоминал звук  трубы.  

3) Всё, что мог видеть рассказчик из    окна дома, напоминало русские волшебные сказки.  

4) Деревня, о которой рассказывает автор, находилась в степной соломенной Руси.  

5)  Герой-рассказчик мечтал увидеть журавлей.  

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Светилось серенькое и ровное, будто натянутая волглая холстина, небо, светились из мореных глубин тихие озера.

2)  Я вскакивал с кровати, отдергивал забытую хозяевами, надувавшуюся внутрь избы занавеску и выглядывал из высокого, словно леток скворечни, окна.

3)  Таинственный  и печальный крик журавлей невольно уносил воображение в мир полузабытых сказок детства.

4)  Горстка высоких изб  из  моего окна виделась мне   сказочной.

5)  Все это у меня на родине осталось только в памяти людей да в книжках.

 

  1. Среди предложений 1-5 найдите слово с лексическим значением «элемент конструкции крыши здания, самая верхняя его часть, выполненный в виде головы лошади (или птицы)». Выпишите это слово.

 

  1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как раскрывается внутренний мир человека»? Дайте определение выражению ВНУТРЕННИЙ МИР и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из прочитанного  текста или из Вашего жизненного опыта.  (Не  допускается  обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман,  компьютерная игра.)Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,  то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Вариант 2

Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1) Прошли синими льнами, рыжими хлебами, добрались до камня на горушке с лужицей во вмятине, из которой в прошлый раз напились жаворонки. (2) Возле камня мы попрощались. (3) Над лесом показались две большие, четко вычерченные птицы. (4) Они беззвучно махали широкими крыльями, время от времени гортанно перекликались. (5)Голос журавлей, протяжный и печальный, казалось, заполнял собой все небо и всю землю…

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основав одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) прошли, добрались жаворонки (предложение 1)

2) попрощались (предложение 2)

3) две птицы показались  (предложение 3)

4) они  перекликались (предложение 4)

5) голос заполнял  (предложение 5)

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1   односоставное  определённо-личное.

2) Предложение 2 простое двусоставное.

3) Предложении 3 простое, двусоставное,  распространенное, неосложненное

4) Предложение 4 сложное бессоюзное предложение

5) В предложении 5 простое, осложненное обособленным обстоятельством

 

  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А. Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, выделяется запятой.

1.Я отдернул занавеску, чтобы протянуло свежим ветерком.

Б. Придаточная часть сложноподчиненного предложения отделяется запятой.

 2. Верушка все бежала и бежала, и круглые ямочки от ее пяток отпечатывались на влажной лесной дороге.

В. Части сложносочиненного предложения разделяются запятой.

3.Вырезанный из куска ольхи, он был кирпично-красен и своей большой головой, плутоватой ухмылкой и сложенными на животе короткими ручками напоминал какого-то языческого божка.

4. А Верушка-сорожка все стояла и стояла среди ржи на высоком камне, держа Митьку на закорках.

5. Над лесом показались две большие, темные, четко вычерченные птицы.

 

А

Б

В

 

 

 

Примечание: Сорожка – название рыбы (плотвы). Девочку называют сорожкой за ее умение хорошо плавать

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я вышел из избы (1) нашел старую плаху (2) и принялся заколачивать сенную дверь. На стук топора прибежала Марья (3) выполз (4) подогнув рыжий валенок (5) дед Михаила. Выскочила Верушка-сорожка (6) с братцем Митькой на закорках. С Семеном и Параскевой (7) я попрощался еще до солнца (8) когда они седлали мерина.

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИБЕЖАЛА – правописание приставки в слове определяется её значением «неполнота действия».

2) ЗАКОЛАЧИВАТЬ – правописание суффикса глагола проверяется по форме 1 лица единственного числа.

3) СЕННАЯ (дверь)– НН пишется в суффиксе прилагательного –ЕНН-

4) ВЫСКОЧИЛА – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется суффиксом –А-.

5) ВЕРУШКА-СОРОЖКА - сложные имена прилагательные пишутся через дефис.

 

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Я об..(1)рнулся.   Над лесом показались две большие, темные, четко выч..(2)рченные птиц..(3). Они беззвучно махали ш..(4)рокими крыльями, время от врем..(5)ни гортанно перекл..(6)кались, и голос их, протяжный и п..(7)чальный, казалось, заполнял собой все небо и всю землю, прон..(8)кал в самые глухие лесные чащи и в самые бездонные глубины озер.

 

  1. Раскройте скобки и запишите слово «пламя»в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Бледный язычок (пламя) костра светился в темноте.

 

9.Замените словосочетание «ржаное поле», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

Прочитайте текст и выполните задания 10–13.

(1) Где-то на болотах кричали журавли. (2) Перед восходом солнца крик их был так гулок, что казалось, будто птицы кружатся над коньком избы. (3) В который раз поддаваясь обману, я вскакивал с кровати, отдергивал забытую хозяевами, надувавшуюся внутрь избы занавеску и выглядывал из высокого, словно леток скворечни, окна.

(4) Говорили, что журавли прилетали на гороховое поле — совсем близко. (5) Но я их так ни разу и не видел.  (6)  Крик этот не был резок и тороплив, нельзя было назвать его и трубным кличем. (7) В нем было что-то глубинное, грудное, как в сильном женском меццо-сопрано,— какой-то русалочий полувопль, таинственный и печальный, невольно уносящий воображение в мир полузабытых сказок детства.

(8)Да и все из моего окна виделось мне здесь сказочным: и эта горстка высоких теремных изб на горке между двух озер — иные заколоченные, иные еще с живыми красными гераньками в нешироких резных оконцах; и поленницы березовых дров, сложенные у стен задымленных бань, заросшие вместе с банями высокой крапивой; и округлые, еще свежезеленые стожки, похожие на островерхие шлемы былинных витязей; и бесконечные изгороди-прясла с белобокими сороками на березовых кольях; и звон коровьих колокольцев, и мягкий голос рожка, искусно закрученного из длинного берестяного ремня, того самого старинного рожка, которым здешний пастух до сих пор скликает разбредшуюся по лесным тропам скотину. (9) И леса, леса... (10)Леса, в какую сторону ни глянь: черные, отвесные, с белыми мазками берез, с малинниками по сухим волокам, с россыпями рыжиков по опушкам, боры-брусничники, боры-моховики, глухариные и медвежьи заломы, журавлиные топи.

(11)Я глядел из окошка своей избы, слушал журавлей и думал, что, конечно же, не в степной соломенной Руси рождались сказки моего детства — про медведя, у которого березовая нога, про колобок, который выставили поостыть вот на такое именно окошко с замысловатой вязью по козырьку наличника, про репку, сладку и крепку, которую «тянут-потянут — вытянуть не могут» и которая так и мерещилась мне среди капустных кочанов, про сестрицу Аленушку и ее братца Иванушку и про то, как жили-были дед да баба и как у них была курочка-ряба...

(12) Все это у меня на родине осталось только в памяти людей да в книжках.  (6)А здесь продолжало жить.

 (По Е.И. Носову)*

* Евгений Иванович Носов (1925–2002) – русский советский писатель.

 

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Перед заходом солнца крик их был так гулок, что казалось, будто птицы кружатся над коньком избы.   

2) Крик журавлей не был резок и тороплив, напоминал полузабытые сказки детства.  

3) Всё, что мог видеть рассказчик из  окна дома, напоминало русские волшебные сказки.

4) Деревня, о которой рассказывает автор, находилась среди лесов.  

5)  Герой-рассказчик каждое утро   видел  журавлей.  

 

  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Светилось серенькое и ровное, будто натянутая волглая холстина, небо, светились из мореных глубин тихие озера.

2)  Я вскакивал с кровати, отдергивал забытую хозяевами, надувавшуюся внутрь избы занавеску и выглядывал из высокого, словно леток скворечни, окна.

3)  Таинственный  и печальный крик журавлей невольно уносил воображение в мир полузабытых сказок детства.

4)  Горстка высоких изб  из  моего окна виделась мне   сказочной.

5)  Все это у меня на родине осталось только в памяти людей да в книжках.

 

  1. Среди предложений 1-5 найдите слово с лексическим значением «отверстие в улье для захода и выхода пчёл». Выпишите это слово.

 

  1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как раскрывается внутренний мир человека»? Дайте определение выражению ВНУТРЕННИЙ МИР и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из прочитанного  текста или из Вашего жизненного опыта.  (Не  допускается  обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман,  компьютерная игра.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев,  то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.