Данный материал представляет собой уникальный интерактивный тренажёр, разработанный для отработки навыков грамматического анализа.

В отличие от типовых примеров, здесь собраны предложения, которые вызывают наибольшие трудности у девятиклассников. Разработка включает в себя чёткий алгоритм действий, теоретическую справку и 10 специально подобранных заданий с ответами для самопроверки.

Автор-разработчик: Панькова Татьяна Михайловна

 

Часть 1: Теоретический блок (Памятка для ученика)

 

Задание: Грамматический анализ. Выпишите грамматическую основу предложения.

Важно! Нужно найти ВСЕ главные члены в указанных предложениях. Подлежащее может быть выражено не только именем существительным, но и другими частями речи. Сказуемое может быть простым глагольным (ПГС), составным именным (СИС) или составным глагольным (СГС).

Алгоритм выполнения:

1. Найдите сказуемое. Задайте вопросы: «Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он?»

2. Найдите подлежащее. Задайте вопрос: «Кто? Что?» выполняет действие или находится в определённом состоянии.

3. Проверьте себя: Может ли эта конструктора быть самостоятельным предложением? Выражает ли она законченную мысль?

4. Выпишите основу в той форме, в которой она стоит в предложении (союзы и частицы не входят в основу!).

На что обратить внимание:

•    Подлежащее может быть выражено местоимением (Я, Он, Кто-то), инфинитивом (Учиться – важно), цельным словосочетанием (Мы с другом, Две берёзы).

•    Типы сказуемого:

ПГС: Он **читает** книгу.

СИС: Он **был умён**. / Осень **была дождливой**.

СГС: Он **хотел уйти**. / Я **должен сделать** это.

 

Часть 2: Практический блок (Интерактивный тренажёр)

Инструкция для ученика: Внимательно прочитайте каждое предложение. Выпишите его грамматическую основу(-ы). Будьте внимательны: в некоторых предложениях две грамматических основы!

Задания:

1. Первые лучи солнца зажигают бриллианты росы на лугу.

2. Будь настойчив в достижении своей цели.

3. Мы с сестрой долго ждали возвращения родителей из отпуска.

4. Мне стало грустно от его рассказа.

5. Ночь была холодная и ветреная.

6. Он продолжал упорно тренироваться, хотя уже очень устал.

7. Наступила осень, и с деревьев начал опадать яркий лист.

8. Любить – значит жить жизнью того, кого любишь.

9. Несколько человек вышли из леса на опушку.

10. Отец попросил меня купить хлеба.

 

Часть 3: Блок самопроверки (Ответы и комментарии)

Совет: Сначала выполните все задания самостоятельно, а только потом сверяйтесь с ответами.

 

Ответы и разбор сложных случаев:

1) лучи зажигают (подлежащее «лучи», простое глагольное сказуемое «зажигают»).

2) (ты) будь настойчив (это односоставное определенно-личное предложение. Подлежащее ты восстанавливается из формы глагола-сказуемого. Сказуемое – составное именное: глагол-связка будь + именная часть настойчив).

3) мы с сестрой ждали (подлежащее – цельное словосочетание «мы с сестрой» (значение «я и сестра»), сказуемое «ждали»).

4) мне стало грустно (безличное предложение. Нет и не может быть подлежащего. Сказуемое «стало грустно»).

5) ночь была холодная и ветреная (сказуемое – составное именное: связка была + однородные именные части холодная, ветреная).

6) он продолжал тренироваться (Первая основа. Сказуемое – составное глагольное: вспомогательный глагол «продолжал» + инфинитив «тренироваться». Вторая основа «он устал» в придаточном предложении).

7) наступила осень, лист начал опадать (Сложное предложение с двумя основами. 1: осень наступила. 2: лист начал опадать (СГС)).

8) любить – значит жить (Особый случай. Подлежащее выражено инфинитивом «любить», сказуемое – составное именное, где связкой является слово «значит», а именная часть – «жить»).

9) несколько человек вышли (Подлежащее – цельное количественное словосочетание «несколько человек», сказуемое «вышли»).

10) отец попросил (Первая основа). Я куплю (Вторая основа в придаточном изъяснительном, подлежащее «я» восстанавливается из контекста, сказуемое «куплю»).