Исследование представляет собой модель объединения нескольких областей знания вокруг литературного произведения.
Бытовая ситуация из жизни современной автору эпохи актуальна и в наше время: многие состоятельные люди принимают на работу гувернанток для обучения и воспитания детей. Интересно было проследить законность действий хозяина дома по отношению к гувернантке в момент расчета зарплаты без имеющегося трудового договора.
Данное исследование будет интересно историкам, юристам, экономистам и, конечно, любителям русской классики.
Материал подготовил Локтионов Евгений Владимирович
Научно-исследовательская работа
Давайте посчитаемся…
(по мотивам рассказа А.П. Чехова «Размазня»)
Оглавление
- Введение
- Часть 1. О гувернерах
- Часть 2. Социально-экономический подтекст рассказа А.П. Чехова «Размазня»
- Результаты исследования
- Выводы
- Литература
- Приложение (презентация)
Введение
Актуальность темы
Человек зависим от денежных средств, которые призваны облегчить обмен между покупателем и продавцом. Законным источником денег является средства, заработанные честным трудом. Честность выплаты работодателем зарплаты регулируется законодательством.
Проблема
Всегда ли частный работодатель поступает справедливо по отношению к работнику?
Гипотеза: было ли возможно в девятнадцатом веке заставить работодателя выплачивать работнику зарплату в срок и в полном денежном объеме?
Цель
Изучить процесс расчета зарплаты гувернантке в рамках социальных традиций во второй половине XIX столетия.
Задачи:
– рассказать о гувернерах и гувернантках в русской среде;
– изучить традиции воспитания и образования детей в помещичьей среде;
– представить образ гувернантки и ее роль в образовательно-воспитательной среде;
– провести начисление зарплаты;
– дать оценку действиям «работодателя» с нравственных позиций;
– оценить поведение гувернантки при защите своих материальных интересов.
Методы: поисковый, эвристический, исчисление, аналитико-гипотетический, сравнительно-сопоставительный.
Интеграция: литература, экономика, математика, история, социология.
Часть 1. О гувернерах
В допетровские времена обучение заканчивалось, когда дети овладевали элементарными навыками чтения и письма. Сам Петр I в детстве долгое время находился под надзором многочисленных женщин: кормилиц, мамок и разных прислужниц. Когда ему исполнилось 8 лет, к царевичу приставили дядьку-воспитателя. В это же время Петра начали обучать грамоте. Его первым учителем стал Никита Зотов, который не принадлежал к числу людей образованных и эрудированных. Он научил будущего царя читать и писать, заучивать наизусть тексты из богослужебных книг, дал ему отрывочные знания по истории и географии. Но тем знаниям, которыми Петр в дальнейшем поражал иностранцев, он был обязан самому себе, своей одаренности, желанию учиться и интересу ко всему, что происходило в мире. Петр всю жизнь учился сам и любил поучать других. К примеру, при нем молодых дворянских отпрысков начали отправлять в Европу за знаниями. Но это были, скорее, единичные случаи.[1]
В дворянских семьях XVII – XIX веков традиционным оставалось домашнее образование. Обучение детей грамоте начиналось с шести лет. Учителями часто были сами родители или кто-то из священнослужителей. У многих дворянских отпрысков первым учителем был местный дьячок, вторым, как правило, солдат-«дядька». Но, по свидетельствам современников, мало кто из их гувернеров относился к своим педагогическим обязанностям всерьез. Идеи просвещения в XVIII веке формировали в общественном сознании определенное отношение к образованию, которое постепенно становилось престижным. Соответственно люди малообразованные попадали в категорию «второго сорта». Дворяне взялись за образование своих детей, но до конца смысла и необходимости его не понимали. Матери семейств сетовали: «Нынче уж и замуж дочери не выдашь, коли по-французски она говорить не умеет». Волей-неволей приходилось учиться.
Увлечение французским было повсеместным. Дворяне во что бы то ни стало стремились нанять своему ребенку учителя-француза. Неудивительно, что гувернерами зачастую становились люди случайные и даже невежественные. Приезжали мелкие жулики и авантюристы, актеры и парикмахеры, беглые солдаты и просто люди неопределенных занятий. Известен случай, когда одного француза, преподававшего в дворянском доме грамматику, принудили самого сдать экзамен. На вопрос о наклонениях французских глаголов смекалистый «преподаватель» ответил, что давно уже уехал из Парижа, а ведь известно, что мода там без конца меняется. Не случайно возникли и столь непривлекательные образы гувернеров в наброске А. С. Пушкина «Русский Пелам»: «Первый мой гувернер оказался пьяницей; второй, человек не глупый и не без сведений, имел такой бешеный нрав, что однажды чуть не убил меня поленом за то, что пролил я чернила...» Столь нелестное мнение о французских педагогах было характерным для того времени. Хотя, конечно, относилось оно далеко не ко всём французским учителям и гувернерам.[2]
Помимо французского дворянских детей обучали дома словесности, истории, танцам, арифметике, чтению, верховой езде и даже фехтованию. Эти уроки преподавали специально приглашенные учителя. Но их не хватало. Поэтому часто в домах состоятельных дворян к одному учителю брали детей родственников, и образовывался целый пансион, состоявший из 10-12 детей, которых обучали вместе. Писатель и общественный деятель А. И. Герцен отмечал, что домашнее обучение в то время было бессистемным: «Учение шло плохо, без соревнования, без поощрений и ободрений; без системы и без надзору я занимался спустя рукава и думал памятью и живым соображением заменить труд. Разумеется, что и за учителями не было никакого присмотра; однажды условившись, они лишь приходили в свое время и сидели свой час, не отдавая отчета в том, что делали». В большинстве дворянских семейств образование детей, как правило, ограничивалось домашними уроками, и лишь немногие в то время продолжали обучение в училищах или за границей. Отъезд из дома воспринимался как переломный момент в жизни; детство дворянских отроков заканчивалось, они вступали во взрослую жизнь. Многие дворяне, из-за чрезмерного увлечения французским, забывали родной язык.
Рассказ «Размазня» написан А.П. Чеховым в 1888 году. Крепостное право уже не довлело над крестьянским населением Российской империи, но помещики-дворяне, богатые дельцы неохотно расставались с патриархальными устоями, когда деньги и звание давали практически безграничную власть. Конечно, в конце девятнадцатого века мало было юридических прав у простого человека, кроме права на свободу.
В богатых домах для воспитания детей нанимали гувернеров и гувернанток (воспитатели и учители детей в частных домах), которые оказывали образовательные и воспитательные услуги, проживая в господском доме, получая условное жалование. У них были свои комнаты, питались гувернеры и гувернантки, как правило, вместе с прислугой, пока дети господ находились за одним столом со своими родителями.
Часто гувернеры упоминаются на страницах литературных произведений девятнадцатого века. В основном, конечно, примерно до середины столетия, учителя были иностранцами, жили в господском доме и обучали детей иностранному языку, основам разных наук, фехтованию.
Мы помним произведения А.С. Пушкина, романы «Дубровский» и «Евгений Онегин», где вскользь или ярко представлены образы учителей-гувернеров.
Часть 2. Социально-экономический подтекст рассказа А.П. Чехова «Размазня»
Проанализируем содержание рассказа Антона Чехова «Размазня». Название произведения символично, поскольку «размазать» простого человека богатые люди могли запросто, не неся после этого никакой ответственности за свой поступок. Покорность, воспитанная в русской провинции, смиряла в действиях беззащитных людей.
Согласно устному договору, хозяин обязался платить гувернантке Юлии Васильевне сорок рублей в месяц. Нам Чехов не говорит, почему отец детей рассчитывается с «учительницей» спустя два месяца. В наши дни такой расчет считается уже нарушением норм Трудового кодекса.
Для регулирования официальных трудовых отношений необходим был особый документ, обязывающий стороны исполнять взятую на себя ответственность: со стороны хозяина (отца детей) – платить вовремя и в полном объеме, со стороны же работника (гувернантки) – качественно выполнять свои обязанности по воспитанию, обучению детей. Также необходимо было бы прописать в документе, при каких обстоятельствах возможен вычет денег из зарплаты. Таким документом в наши дни является трудовой договор, который подписывают работодатель и работник в двух экземплярах.
Очень важно отметить, что при официальных трудовых договоренностях, подкрепленных специальными документами, в наше время категорически запрещена выплата зарплаты «в конверте».
По современному законодательству, человек, имеющий специальное образование, дающий частные уроки, обязан официально оформить статус индивидуального предпринимателя и платить налоги от получаемой прибыли.
Рассмотрим действия работодателя в рассказе «Размазня».
Хозяин дома, опираясь на данные, которые якобы зафиксированы в личных бумагах, при расчете изменил месячную сумму с сорока до тридцати рублей. Гувернантка же, с ее слов, работала два месяца и пять дней. Работодатель утверждает (с высокой долей уверенности), что она работала ровно два месяца.
Если рассчитать, сколько в день должен заплатить хозяин, то по реальной договоренности получается:
40 руб.: 30 дней в апреле, июне, сентябре, ноябре = 1,33 (1 рубль, 33 копейки в день);
40 руб.: 31 день в январе, марте, мае, июле, августе, октябре, декабре = 1,29 (1 рубль, 29 копеек в день);
40 руб.: 28 дней в феврале = 1,42 (1 рубль 42 копейки);
40 руб.: 29 дней в феврале в високосный год = 1,37 (1 рубль 37 копеек).
По словам работодателя, за один день гувернантка заработала 1 рубль.
Составим схему вычета рублей из зарплаты:
От 60-ти минус:
– 9 рублей (9 воскресений),
– 3 рубля (3 праздника),
– 4 рубля (4 дня не занималась Юлия Васильевна с Колей, сыном хозяина),
– 3 рубля (по болезни),
– 2 рубля (разбила на Новый год чашку и блюдечко),
– 10 рублей (за сюртучок, который Коля порвал, залезая на дерево),
– 5 рублей (горничная украла ботинки у Вари, дочери хозяина),
– 10 рублей (взяла авансом, по словам работодателя),
– 3 рубля (брала авансом у жены хозяина),
= 11 рублей за два месяца работы получила гувернантка, исходя из вычислений хозяина дома.
60 – 49 = 11 (рублей).
Хорошо, что работодатель, шутя и посмеиваясь над бедной гувернанткой, не реализовал свой корыстный план. Он выплатил Юлии Васильевне все 80 рублей, как и договаривались изначально при поступлении на работу (в устной форме). Надеемся, что работодатель учтет при расчете в конце следующего периода уже отработанные гувернанткой пять дней.
Результаты исследования
- Поскольку не был заключен трудовой договор между работодателем и гувернанткой, то предъявить претензии к отцу детей невозможно в случае невыплаты положенной суммы по окончании месяца.
- Все зарплатные нормы устанавливал исключительно хозяин того дома, в котором обучала и воспитывала господских детей гувернантка.
- Вычисление показало, что один день работы гувернантки в господском доме оценивался приблизительно в 1 рубль 30 коп, исходя их заявленной месячной зарплаты в 40 рублей.
Выводы
- Поскольку демократической системы выбора власти не существовало, то заставить в середине девятнадцатого века хозяина (работодателя) справедливо выплачивать зарплату нанятым работникам было невозможно.
- При желании императора необходимо было бы ввести на законодательном уровне критерии оценивания труда гувернеров и гувернанток и выплаты им зарплаты.
- С богатым человеком «судиться» бесполезно.
- Зачастую человек поступает с позиции наибольшей выгоды для себя, даже если законодательство диктует иные действия.
- Нравственные ориентиры у людей стираются, когда речь идет о деньгах.
- Каждый человек в наше время должен быть юридически подкованным и учиться на примере произведений русской литературы экономической грамотности.
Литература и источники
- https://studbooks.net/518350/istoriya/rozhdenie_tsarya
- http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/765-23.html
- Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 2. М., «Наука», 1983.
- http://gallicismes.academic.ru/11970/гувернантка