Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 8-9 классов рассчитана на 70 часов.
Составитель: Скарлыгина Марина Марковна
Сроки реализации программы – 2 года.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего – 70 часов за два года обучения (8-9 классы).
Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания текстов родной литературы, развитие образного, ассоциативного и логического мышления. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала России. Через литературу передаются от поколения к поколению нравственные и эстетические традиции родной (русской) культуры.
Стратегическая цель изучения литературы – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.
Главными целями изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства русского слова, связи искусства с жизнью;
- поэтапное, последовательное формирование умений вдумчиво читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в произведении, и создание собственного текста;
- овладение важнейшими общеучебными умениями: формулировать цели деятельности, выдвигать гипотезу исседования, планировать свою деятельность, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
Основными задачами изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:
- воспитать духовно-развитую личность, способную к культурной самоидентификации, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- воспитать любовь к родной (русской) литературе и культуре, формировать потребность в систематическом чтении книг, в том числе курских писателей;
- формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
- осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления;
- овладевать умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по краеведению, теории и истории литературы, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями;
- развивать коммуникативно-эстетические способности через активизацию речи, исследовательскую и творческую рефлексии.
Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает типы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся 8 – 9-х классов, выделяя среди них государственную итоговую аттестацию выпускников.
В результате изучения получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная), ИКТ-компетентность обучающихся; будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии.
В ходе изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Обучающиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения; овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением; будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении учебного предмета «Родная литература (русская)», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе являются следующие:
- самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;
- самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
- соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий: умение работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;
- понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Предметными результатами выпускников основной школы являются следующие:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
Содержание программы учебного предмета «Родная (русская) литература»
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
«Край родной, навек любимый…». Знакомство с содержательной основой курса «Родная (русская) литература. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.
Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого.
Опорные понятия: житийный жанр, агиография.
Краеведение: страницы биографии Феодосия Печерского, связанные с Курском.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА (5 часов)
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности. Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция.
Опорные понятия: сказочно-беллетристическая повесть, сюжет, композиция.
Метапредметная связь: творческая работа – создание тематической странички календаря: «8 июля – День семьи, любви и верности. Праздник в моей семье».
Творческий индивидуальный проект «Путешествие в Муром».
Начало книгопечатания на Руси.
Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания.
Первая печатная книга «Апостол».
Первая печатная русская азбука.
Оборудование: работа в парах по темам:
– презентация «14 интересных фактов из биографии Ивана Фёдорова»;
– сообщение «Первая печатная книга «Апостол».
– сообщение «Первая печатная русская азбука».
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)
Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости» – первая русская газета.
И. П. Богданович. Отрывки из повести «Душенька». Своеобразие жанра.
Развитие речи: практикум, составление Толкового словаря авторской лексики с учётом специфики поэзии XVIII века.
Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?»
Опорные понятия: классицизм, сентиментализм, литературные направления.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (20 часов)
Введение (1 час)
Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа.
Просветительский реализм (2 часа)
Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в баснях.
Опорные понятия: басня, аллегория, иносказание.
Исследовательская работа: реферат «Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова».
Предромантизм (2 часа)
Стремление к самобытности, народности. Патриотическая лирика В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов».Своеобразие жанра: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.
Опорные понятия: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.
Развитие речи: «На театральных подмостках». Декламация (по выбору обучающихся)
Неповторимые особенности русского романтизма (4 часа)
«Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин. Место поэта в русской литературе.
«Другу стихотворцу» – первый поэтический манифест А.С.Пушкина. Анализ стихотворения.
Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации: М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору.
Развитие речи: музыкальная гостиная.
Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.
Презентация к уроку «Музы А.С.Пушкина»
Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя (3часа)
Сборник «Арабески» Обзор статей. Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине»
Опорные понятия: статья, арабески.
Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе);
составление цитатного плана статьи (работа в группе).
Развитие демократической литературы (2 часа)
И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды». История любви. Светлые воспоминания о чувстве. Характеры героев.
Н.А.Некрасов (2 часа) Интимная лирика поэта, её своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла»: «Мы с тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прощание» и другие по выбору.
Развитие речи: ЛАТ (лингвистический анализ текста).
Ф.И.Тютчев (2 часа) Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…»
«Денисьевский цикл». Романтика чувства в стихотворениях.
А.А.Фет. (2 часа) Своеобразие лирического мира. Краеведение: сборник «Вечерние огни».
Творческая работа: иллюстрирование сборника стихотворений «Вечерние огни».
Экскурсия в имение А.А.Фета (Курская область, деревня Воробьёвка) или виртуальная экскурсия «По фетовским местам».
Групповой проект «Курские пейзажи в лирике А.А.Фета» (2 часа)
Итоговое занятие – защита творческого проекта (2 часа)
ИЗ РУССКОЙ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ XX ВЕКА (20 часов)
Введение. Русская литература конца XIX – начала XX веков.
А.П.Чехов – писатель нового времени. Чтение юморески «Моя “она”» (2 часа)
Опорные понятия: юмореска.
Творческая мастерская: сочинение юмористического рассказа «Моя “она”» на предложенную тему.
И.А.Бунин – певец русской природы. (2 часа) Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель»
Развитие речи: эссе «А счастье всюду…»
Опорные понятия: звукопись, аллитерация, ассонанс, ритмика, строфика
Нравственные уроки доброты Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром» (3 часа)
Чтение вслух миниатюр «Молодость – вся жизнь», «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж».
Уроки-беседы по проблемным вопросам:
«Кого мы называем подлинными друзьями?»;
«В чём смысл жизни?»,
«Почему Д.С.Лихачёв сравнивает планету Земля с Эрмитажем?»
К.Г.Паустовский (3 часа) «Золотая роза» как попытка постигнуть тайны литературного творчества. Смысл названия рассказа «Драгоценная пыль»
В.П.Астафьев (3 часа) Из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа».
Опорные понятия: лирическая миниатюра, герой-рассказчик, автор
Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?»
Г.И.Успенский (2 часа) «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина). Чтение 1 главы.
Урок-дискуссия: «Может ли искусство повлиять на душевное состояние человека?»
Просмотр и обсуждение кинофильма (3 часа) по повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось» в онлайн-кинотеатре (режиссёр Илья Фрэз. Длительность 86 минут). Анализ эпизодов из повести.
Беседа «Нужно ли бороться за своё счастье?»
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (11 часов)
Обзорная лекция «Никто не забыт – ничто не забыто».
Стихи о войне. Образцы декламации: Д.Самойлов «Сороковые роковые…» в исполнении В.Высоцкого; Ю.Левитанский «Ну что с того, что я там не был…» читает А.Домогаров; Ю.Друнина «Бинты», К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» читает А.Смоляков, Н. Крандиевская-Толстая «Написано войной» читает Алиса Фрейндлих и др. стихотворения по выбору.
Проект «Читаем стихи о войне»
Е.И.Носов «Живое пламя». Тема подвига и памяти в рассказе. Смысл названия.
Беседа «Как вы понимаете слова “жить без оглядки”»?
К.Д. Воробьев, рассказ «Подснежник». История подвига матери в рассказе.
РР Творческая работа «Почему К.Воробьёва называют “писателем правды”?»
Экскурсия «Литературные места города Курска» или виртуальная экскурсия «По литературным местам Курской области»
Групповой проект «Литературные места города Курска» (2 часа)
Итоговое занятие – защита творческого проекта (2 часа)
Учебно-тематический план
8 класс
| Тема | Кол-во часов | В том числе | |
| Контрольные работы | |||
| РР | Проект | ||
| ВВЕДЕНИЕ «Край родной, навек любимый…» | 1 | 
 | 
 | 
| ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 2 | 
 | 
 | 
| ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА | 5 | 1 | 1 | 
| ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА | 3 | 2 | 
 | 
| ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА | 20 | 6 | 
 | 
| ЭКСКУРСИИ, ПРОЕКТЫ | 4 | 2 | 2 | 
| ИТОГО | 35 | 
 | 
 | 
Учебно-тематический план
9 класс
| Тема | Кол-во часов | В том числе | |
| Контрольные работы | |||
| РР | Проект | ||
| Введение | 1 | 
 | 
 | 
| А.П.Чехов | 2 | 1 | 
 | 
| И.А.Бунин | 2 | 1 | 1 | 
| Д.С.Лихачёв | 3 | 1 | 
 | 
| К.Г.Паустовский | 3 | 1 | 
 | 
| В.П.Астафьев | 3 | 1 | 
 | 
| Г.И.Успенский | 2 | 1 | 
 | 
| Г. Н. Щербакова | 3 | 1 | 
 | 
| Великая Отечественная война в русской литературе | 11 | 3 | 1 | 
| Проект. Виртуальная экскурсия | 4 | 2 | 2 | 
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (РУССКОЙ) В 8 КЛАССЕ
| № | Тема | Кол-во часов | 
| 1 | ВВЕДЕНИЕ «Край родной, навек любимый…». | 1 | 
| 2 | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. | 1 | 
| 3 | Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого. | 1 | 
| 4 | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности. | 1 | 
| 5 | Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция. | 1 | 
| 6 | Творческая работа – создание тематической странички календаря: «8 июля – День семьи, любви и верности. Праздник в моей семье». | 1 | 
| 7 
 | Творческий индивидуальный проект «Путешествие в Муром». | 1 | 
| 8 | Начало книгопечатания на Руси. Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания. Первая печатная книга «Апостол». Первая печатная русская азбука. | 1 | 
| 9 
 
 | ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа) Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости» – первая русская газета. | 1 | 
| 10 | И. П. Богданович. Отрывки из повести «Душенька». Своеобразие жанра. | 1 | 
| 11 | РР Практикум, составление Толкового словаря авторской лексики с учётом специфики поэзии XVIII века. Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?» | 1 | 
| 12 | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Введение. Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа. | 1 | 
| 13 | Просветительский реализм. Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в баснях. | 1 | 
| 14 | РР Исследовательская работа: реферат «Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова». | 1 | 
| 15 | Предромантизм. Стремление к самобытности, народности. Патриотическая лирика В.А.Жуковского. «Певец во стане русских воинов». Своеобразие жанра: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия. | 1 | 
| 16 | РР «На театральных подмостках». Декламация (по выбору обучающихся) | 1 | 
| 17 | Неповторимые особенности русского романтизма. «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин. Место поэта в русской литературе. | 1 | 
| 18 | «Другу стихотворцу» – первый поэтический манифест А.С.Пушкина. Анализ стихотворения. | 1 | 
| 19 | Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации: М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору. | 1 | 
| 20 | РР Музыкальная гостиная. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина. Презентация к уроку «Музы А.С.Пушкина» | 1 | 
| 21 | Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя. Сборник «Арабески» Обзор статей. | 1 | 
| 22 | Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине» | 1 | 
| 23 | РР Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе); составление цитатного плана статьи (работа в группе) | 1 | 
| 24 | Развитие демократической литературы. И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды». | 1 | 
| 25 | История любви. Светлые воспоминания о чувстве. Характеры героев. | 1 | 
| 26 | Н.А.Некрасов. Интимная лирика поэта, её своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла» «Мы с тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прощание» | 1 | 
| 27 | РР ЛАТ (лингвистический анализ текста) | 1 | 
| 28 | Ф.И.Тютчев. Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…» | 1 | 
| 29 | «Денисьевский цикл». Романтика чувства в стихотворениях | 1 | 
| 30 | А.А.Фет. Своеобразие лирического мира. Краеведение: сборник «Вечерние огни» | 1 | 
| 31 | РР Творческая работа: иллюстрирование сборника стихотворений «Вечерние огни» | 1 | 
| 32 | Экскурсия в имение А.А.Фета (Курская область, деревня Воробьёвка) или виртуальная экскурсия «По фетовским местам» | 1 | 
| 33 | Групповой проект «Курские пейзажи в лирике А.А.Фета» | 1 | 
| 34 | Итоговое занятие – защита творческого проекта. | 1 | 
| 35 | РЕЗЕРВНЫЙ ЧАС | 1 | 
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
| № | Тема | Кол-во часов | 
| 1 | Введение. Русская литература конца XIX – начала XX веков. | 1 | 
| 2 | А.П.Чехов – писатель нового времени. Чтение юморески «Моя “она”» | 1 | 
| 3 | РР Творческая мастерская: сочинение юмористического рассказа «Моя “она”» на предложенную тему. | 1 | 
| 4 | И.А.Бунин – певец русской природы. Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель» | 1 | 
| 5 | РР Эссе «А счастье всюду…» | 1 | 
| 6 | Нравственные уроки доброты Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром» | 1 | 
| 7 
 | Чтение вслух миниатюры «Молодость – вся жизнь». Урок-беседа по проблемному вопросу «Кого мы называем подлинными друзьями?» | 1 | 
| 8 | Чтение вслух миниатюр «В чём смысл жизни, «Космический Эрмитаж». Урок-беседа по проблемным вопросам «В чём смысл жизни?», «Почему Д.С.Лихачёв сравнивает планету Земля с Эрмитажем?» | 1 | 
| 9- 10 | К.Г.Паустовский. Книга «Золотая роза» как попытка постигнуть тайны литературного творчества. | 2 | 
| 11 | К.Г.Паустовский. Смысл названия рассказа «Драгоценная пыль» | 1 | 
| 12 | В.П.Астафьев Фонограмма фрагмента из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа». | 1 | 
| 13 | Беседа по прослушанному тексту В.П.Астафьева | 1 | 
| 14 | РР Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?» | 1 | 
| 15 | Г.И.Успенский «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина). Чтение 1 главы. | 1 | 
| 16 | Урок-дискуссия: «Может ли искусство повлиять на душевное состояние человека?» | 1 | 
| 17- 18 | Просмотр и обсуждение кинофильма по повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось» в онлайн-кинотеатре (режиссёр Илья Фрэз. Длительность 86 мин.). | 2 | 
| 19 | Анализ эпизодов из повести. Беседа «Нужно ли бороться за своё счастье?» | 1 | 
| 20 | Обзорная лекция «Никто не забыт – ничто не забыто». | 1 | 
| 21 22 | Стихи о войне. Образцы декламации: Д.Самойлов «Сороковые роковые…» в исполнении В.Высоцкого; Ю.Левитанский «Ну что с того, что я там не был…» читает А.Домогаров; Ю.Друнина «Бинты», К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» читает А.Смоляков, Н. Крандиевская-Толстая «Написано войной» читает Алиса Фрейндлих и др. по выбору. | 2 | 
| 23 | Подготовка к проекту «Читаем стихи о войне» | 1 | 
| 24 | Проект «Читаем стихи о войне» | 1 | 
| 25 | Е.И.Носов «Живое пламя». Тема подвига и памяти в рассказе. Смысл названия. | 1 | 
| 26 | Беседа «Как вы понимаете слова “жить без оглядки”»? | 1 | 
| 27 | К.Д. Воробьев, рассказ «Подснежник». | 1 | 
| 28 | История подвига матери в рассказе. | 1 | 
| 29 | РР Творческая работа «Почему К.Воробьёва называют “писателем правды”?» | 1 | 
| 31 | Групповой проект «Литературные места города Курска» | 1 | 
| 32 | Групповой проект «Литературные места города Курска» | 1 | 
| 33 | Итоговое занятие – защита творческого проекта «Виртуальная экскурсия по литературным местам Курской области» | 1 | 
| 34 | Итоговое занятие – защита творческого проекта «Виртуальная экскурсия по литературным местам Курской области» | 1 | 
| 35 | РЕЗЕРВНЫЙ ЧАС | 1 | 

