В статье рассматривается проблема низкой грамотности учащихся средней и старшей школы, проявляющаяся в графических, орфографических и пунктуационных ошибках.
Анализируются причины их возникновения, включая рассогласование требований и сокращение учебного времени. Предлагается эффективная методика организации работы над ошибками, основанная на алгоритмизированном подходе с использованием справочных материалов и дифференцированных заданий. Описывается практический опыт применения данной методики, направленной на формирование у учащихся навыка самостоятельного исправления и предупреждения ошибок.
Ключевые слова: работа над ошибками, грамотность, орфографическая зоркость, графические ошибки, алгоритм, дифференциация обучения.
Автор: Старкова Юлия Анатольевна
Методика организации работы над ошибками по русскому языку в условиях средней школы как средство формирования орфографической грамотности
Актуальность проблемы формирования грамотного письма у школьников не теряет своей значимости на всех этапах обучения. Особую сложность представляет переход из начальной в среднюю школу, где учащиеся сталкиваются с новыми требованиями, с необходимостью систематизировать больший объем ранее изученного материала.
Ошибки, допускаемые учащимися, бывают разные: графические, орфографические, пунктуационные. Особого внимания заслуживают графические ошибки, которые связаны с неправильным воспроизведением звукового состава слова: пропуском букв, их перестановкой, заменой, вставкой лишних букв. Согласно методическим рекомендациям для экспертов ЕГЭ по русскому языку такие ошибки не должны напрямую влиять на оценку грамотности, однако мы знаем, что каждый год при проверке попадаются нечитаемые сочинения или читаемые с большим трудом. Это вызывает сложности при проверке экзаменационных работ и в 9, и в 11 классах (и не только по русскому языку).
Для коррекции почерка и профилактики графических ошибок можно использовать тренажеры исправления почерка на основе росчерков и скорописи. Росчерки, в основу которых положены полуовалы, овалы и петли, способствуют постановке правильной формы буквы и установлению наклона при графическом начертании слова.
Пример задания в рабочей тетради


Данный двигательный компонент является важным дополнением к когнитивной работе над орфографией.
В 5-ом классе учащиеся продолжают изучение русского языка. И работа над ошибками, которая проводится в начальной школе, – это важнейшее звено в системе обучения языку в средней школе.
Перед учителем-словесником встает главный вопрос: как построить систему работы над ошибками на уроках русского языка, чтобы она позволила обучающимся не только отработать орфограммы, но и развить орфографическую зоркость, расширить словарный запас и сформировать устойчивый навык грамотного письма?
Следует учитывать трудности в решении данной проблемы:
1. Количество уроков русского языка с каждым классом сокращается.
2. Темп работы учащихся разный.
3. При изучении новой темы учащиеся могут делать ошибки в разных словах и предложениях, в том числе и на ранее изученные правила.
Для эффективной организации работы над ошибками в условиях ограниченного времени и разных темпов работы учащихся можно использовать методику алгоритмизированной работы над ошибками (или иначе рабочий алгоритм).
Суть алгоритма заключается в следующем:
Учащийся получает проверенную работу (диктант, изложение, сочинение), в которой ошибки помечены цифровыми кодами.
1. Каждый код соответствует конкретному правилу, собранному в персонифицированных справочных материалах. Эти материалы структурированы и пронумерованы в соответствии с классом, в котором правило изучалось.
2. Ученик находит правило по номеру, повторяет его и выполняет работу над ошибками по предложенному образцу.


Данный подход решает несколько задач:
Экономия времени: учитель не тратит время на многократное объяснение одних и тех же правил.
Индивидуализация: каждый ученик работает над своими, а не над абстрактными ошибками.
Формирование метапредметных умений: ребенок учится самостоятельно находить информацию, анализировать свою деятельность и корректировать ее.
Вовлеченность: алгоритм делает процесс исправления шибок понятным и доступным для учащихся среднего и слабого уровня подготовки.
Методика алгоритмизированной работы над ошибками полезна как для слабых, так и для сильных учащихся.
Для сильных учащихся, которые пишут без ошибок или с минимальным их количеством, предусмотрена система карточек с усложненными упражнениями. Например, задание на поиск и исправление заранее внесенных в текст орфографических и пунктуационных ошибок с последующей классификацией.
Найдите 2 орфографические и 1 пунктуационную ошибки. Выполните работу над ошибками. Составьте предложение, включив в него слово, с которым вы работали.
Блестящая скорлупа грецкого ореха служила ей колыбелькой, _______
голубые фиалки – тюфячьком, а лепесток розы – одеяльцем. _______| 7
Ночью она спала в колыбели а днём играла на стале. __________\/ 44 |8
Это позволяет развивать языковую интуицию и аналитические способности, не останавливаясь на уже достигнутом уровне. Работа может быть организована как коллективно, так и индивидуально.
Предложенная методика работы над ошибками носит творческий и трудоемкий характер, однако ее систематическое применение окупается значительным повышением грамотности учащихся. Ключевым условием успеха является не столько сама технология, сколько формирование у школьников внутренней мотивации к исправлению своих недочетов. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности обучающихся. Надо заставить ребят серьёзно относиться к своим ошибкам и пробудить желание избавиться от них.
Таким образом, алгоритмизированный и дифференцированный подход к работе над ошибками, подкрепленный развитием графических навыков и использованием структурированных справочных материалов, представляет собой эффективное средство преодоления рассогласования в требованиях и формирования прочных навыков грамотного письма у учащихся средней и старшей школы.


