Актуальность темы урока поможет учащимся увидеть красоту в окружающем нас мире, научиться разбираться во внешней и внутренней красоте и понять, что это разные вещи.
Человечество с древнейших времён тянулось к воспитанию, познанию, эстетике, что и по сей день играет огромную роль в духовно-нравственном становлении личности. А так как искусство, по моему мнению, – это не развлечение и не забава, то его, несомненно, можно отнести к категории прекрасного. Именно подлинное искусство, по словам П.И.Чайковского, «создаёт хороших людей и формирует человеческую душу».
И мне бы, как учителю словесности, хотелось, чтобы из стен образовательных учреждений выходил не «зомбированный, усовершенствованной техникой» экспонат, а коммуникабельный человек, испытывающий потребность в постижении прекрасного, в познании внутреннего мира, в понимании окружающих событий.
Автор: Нестерова Наталия Владимировна
Сценарий урока литературы «Великая сила искусства…»
(по произведению В.В. Вересаева «Состязание»)
6 класс
Визитная карточка урока
Цель урока: познакомить учащихся с биографией В.В. Вересаева, с его сказкой «Состязание», создать условия для понимания художественной идеи произведения: у каждого человека есть своя «изюминка», которая делает его неповторимым, учит находить и понимать истинную красоту в окружающем нас мире.
Планируемые результаты:
Предметные: умение анализировать прозаический текст, понимание проблемы сказки В.В. Вересаева «Состязание», умение находить художественные детали в описании внешности героев и их психологического состояния.
Метапредметные: умение самостоятельно формулировать тему и цель урока, умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, способность самостоятельно организовать поисково-исследовательскую деятельность, умение контролировать и оценивать собственную деятельность, умение определять степень успешности своей работы и работы одноклассников, умение работать в паре, умение формулировать собственное мнение.
Личностные: продолжение формирования у обучающихся доброжелательности и отзывчивости, готовности прийти на помощь тому, кто окажется в трудной ситуации.
Тип урока: урок-путешествие по стране Литературе.
Форма урока: урок открытых мыслей, урок-исследование.
Оборудование: компьютер, проектор, тетради для самостоятельной работы, карточки-закладки для рефлексии, портреты женщин, учебник литературы под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, 6 класс.
Задачи:
- узнать биографические сведения о писателе В.В. Вересаеве;
- сопоставить психологические характеристики художников: Учителя и Ученика;
- проанализировать и сравнить два женских портрета;
- разобраться, чему научит читателей эта сказка.
1. Начало урока. Психологический настрой.
Учитель: Добрый день, мои дорогие! Я всегда рада встрече с вами.
Улыбку – ту, что нежностью согрета,
Я попрошу у радуги цвета:
Раскрашу в них людское настроенье,
Чтоб в мире жили только доброта,
Тепло души и радости свеченье!
Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Стране Словесного искусства – Литературе. Удачи вам и новых открытий!
2. Мотивация
Учитель: Приглашаю вас заглянуть в один из залов Третьяковской галереи.
Инсценировка (ГИД рассказывает о трех шедеврах из Третьяковской галереи: К. Сомова «Дама в голубом», В. Серова «Девочка с персиками», П. Кончаловского «Портрет В.Э. Мейерхольда»).
Тётя Лена: Ты обратила внимание, что у каждой эпохи своё представление о красоте?
Вера: Да, причём, это касается и женской, и мужской красоты. Интересно, совсем разные люди на портретах, но в них во всех есть что-то общее.
Тётя Лена: Ты права. Посмотри, они все прекрасны, потому что в глазах светятся ум, доброта, благородство.
Вера: А бывает злая красота?
Тётя Лена: Да, бывает, но она производит отталкивающее впечатление. А вообще внешняя красота человека – вещь - весьма относительная. Каждый человек по-своему красив: у кого-то открытая, приветливая улыбка, или красивая летящая походка, или неправильные черты лица, но при этом – огромные блестящие глаза…
Учитель: Ребята, кого мы встретили в Третьяковской галерее?
Ученики: Мы встретили Веру и её тётю Лену. Это сквозные персонажи, которые на уроках литературы сопровождают нас от одного художественного произведения к другому. (Ребята вспоминают, что они знают о Лене и тёте Вере)
Также мы видим, что тётя привлекает любовь у Веры не только к литературному искусству, но и к балету (ранее мы говорили о впечатлениях Веры после просмотра балета «Щелкунчик» с музыкальным оформлением П.И.Чайковского), а сегодня и к изобразительному искусству.
3. Актуализация
Учитель: Что может стать темой урока?
«Великая сила искусства (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»).
Какие задачи поставим для себя на сегодняшнем уроке?
Ученики:
- Чтобы лучше понять произведение, мы должны узнать биографические сведения о писателе.
- Охарактеризовать художников: Учителя и Ученика.
- Проанализировать и сравнить 2 женских портрета.
- Разобраться, чему научит нас эта сказка.
Учитель: Сейчас мы познакомимся с информационным проектом Ивана Горбунова о писателе, а чем будете заняты вы?
Ученики: Будем внимательно слушать и кратко записывать в тетрадь интересные для нас факты из жизни Вересаева.
ПРОЕКТ О В.В. ВЕРЕСАЕВЕ
Учитель: Что привлекло ваше внимание в биографии Викентия Викентьевича Вересаева?
Ученики:
1.Он был врачом, как и А.П.Чехов и печатался под псевдонимом.
А были ли они знакомы? (Да. Встретились в Коктебеле).
2.На годы его жизни выпали и революции и войны: русско-японская, гражданская и Великая Отечественная. Как писатель он считал, что создать общество людей-братьев можно, но для этого потребуется много усилий; мало совершить государственный переворот, нужно изменить человека, его отношение к ближнему.
Учитель: А когда было написано произведение «Состязание»? ( в 1919 году).
Ученики:
- Я высчитал, что писатель прожил 78 лет.
- Так же, как и А.С. Пушкин, был на некоторое время выслан из Санкт-Петербурга.
- Я прочитал на слайде, что В. Вересаев занимался литературоведческими и критическими исследованиями о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и Н.В. Гоголя.
- Мало изменить государственный строй, надо изменить человека, его отношение к ближнему.
4. Выполнение пробного действия
Учитель: С чего начинается работа с текстом?
Ученики: С заголовка и пытаемся дать значение .
Учитель: С какими словарями мы можем поработать?
Ученики: Поработаем со словарями: толковым словарём, словарём синонимов.
Состязание - СОСТЯЗАНИЕ, состязания, ср. 1. Организованное спортивное соревнование на первенство в чем-нибудь. Состязание в беге. Теннисное состязание. Состязание по фигурному катанию на коньках. Футбольные состязания. 2. Вообще соревнование. Состязание в остроумии. 3. Борьба сторон, участвующих в судебном процессе (юр., офиц. ).
Синонимы: 34 синонима, зачитаем понравившиеся: соревнование, дуэль, спор.
Учитель: Вспомните, в каких произведениях нам встречались данные понятия?
Ученики:
- Е. Ильина «Четвёртая высота», Гуля Королёва соревновалась по прыжкам в воду с вышки;
- А. Дюма «Д’Артаньян и три мушкетёра», Д’Артаньян вызвал на дуэль Атоса, Партоса и Арамиса;
- М. Пришвин «Кладовая солнца», между Настеной и Матрашей завязался спор, как дойти до палестинки с клюквой;
- М. Метерлинк «Синяя птица» герои боролись за свою независимость…
5.Постановка проблемы
Учитель: О каком же состязании идёт речь в сказке, которую вы прочитали к сегодняшнему уроку?
Ученики: О состязании в изобразительном искусстве.
Учитель: В чём сущность объявленного состязания?
Ученики: На главной Площади древнего города представить картину, изображающую красоту женщины. «Чтоб каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость».
Учитель: Удалось ли художникам подарить радость народу?
Ученики: Удалось, но не тому, от кого ожидали.
«всеобщий вздох и великая тоска..» ( стр.81) пронеслась над Площадью древнего города от картины Дважды-Венчанного; «рты сомкнулись, кричащие и хохочущие, поднятые с камнями руки опустились…как будто солнце взошло высоко над площадью. Радостный, греющий свет лился от картины и озарял всё кругом» (стр.78, 83).
Учитель: Почему так получилось?
Ученики: Потому что Ученик и Учитель абсолютно разные люди.
6.Проект выхода из затруднений
Учитель: Предлагаю составить психологический портрет участников состязания по отрывку из 1-ой части произведения.
1в.- Дважды-Венчанного; 2в.- Единорога.
Чтение по ролям стр.77-78.
Учитель: Какими вы увидели главных героев?
Ученики: 1в. Дважды-Венчанный – это старец, признанный народом мастер. Он уверен в себе, богат, но боится своего бедного ученика, поэтому с осторожностью спрашивает о Красоте Единорога. Самоуверенный и лукавый ( «в груди забился ликующий смех, но лицо осталось серьезным», «пряча лукавство, сказал..»).
Он богат и одинок. Пошёл по свету искать высшую КРАСОТУ. Прославленный на весь мир художник, гордость всего города. В его победу верит народ.
2в. Единорог – молодой художник, у него есть любимая женщина и хозяйка Зорька. Открытый («говорит правдиво»), смелый ( « не художник тот, кто бы испугался борьбы»), гостеприимный («накрывает стол: лучшим вином, сыром, виноградом»). Остался писать картину дома. Его имя – символ любви, цвета и духовной чистоты.
Учитель: Что пришлось испытать Учителю во время поиска своей Красоты?
Ученики: Усталость, отчаяние, разочарование, стыдливость («В теле была усталость, в душе – отчаяние. Никогда, никогда, казалось ему, не найдёт он того, чего ищет. Не найдёт, потому что не способен найти… Что же и это за колдовство в мировой красоте, что оно вечно ускользает от человека, вечно недоступна и непостижима не укладывается целиком ни в какие формы природы?.. Противно стало ему и стыдно за неумелые его намёки на то великое и непостигаемое, что носилось перед его тоскующими глазами и чего никогда он не смог воплотить в формы и краски».)
Учитель: В начале урока я тоже перед вами предстала в образе художника – художника настроения, а теперь предлагаю вам попробовать себя в образе художника-акварелиста.
7.Физминутка.
Учитель: Уважаемые, творческие натуры, приглашаю Вас на Площадь Красоты…Что перед нами?
(открываю портреты).
8.Самостоятельная работа.
Ученики: Это же картины из сказки.
Учитель: Удалось ли нашим художникам передать содержание портретов, задуманных художниками-соперниками из сказки В.Вересаева? Докажите.
Ученики: 1-ый портрет – Фиалковенчанная. «Предгорный холм…залитая лучами солнца спускалась стройная дева в венке из фиалок. За нею громоздились тёмно-серые выступы суровых гор, ещё не тронутых солнцем. Большие глаза девы, как утреннее небо после ночной грозы»;
2-ой портрет – Зорька. «На скамье, охватив колено руками, подавшись лицом вперёд, сидела и смотрела на толпу – Зорька! За нею – полуоблупившаяся стена хижины и косяк двери, над головою – виноградные листья, красные по краям, меж них – тяжёлые сизые гроздья, а вокруг неё – горячая, напоенная солнцем тень…Чуть заметная счастливая улыбка замерла на губах, в глазах был стыдливый испуг и блаженное недоумение перед встающим огромным счастьем…».
Учитель: А какой вам портрет больше нравится? Почему? Художники-портретисты, а что вас заинтересовало в этой работе? Ведь вы же передали содержание картин глазами героев В. Вересаева.
Ученики: Мы обратили внимание на символы в наших работах и решили разобраться. Оказывается, фиалка – красивая, добродетельная олицетворяет весну, пробуждение природы и смерть.. Виноград является символом мудрости, гостеприимства и достатка.
9.Включение в систему знаний.
Учитель: Возвращаемся к началу урока и проанализируем, что удалось, а о чём ещё не сказали?
Ученики:
- Мы познакомились с новым автором В.В.Вересаевым.
- Разобрались с сюжетом произведения.
- Сравнили и проанализировали психологические портреты художников и женские портреты .
А не сказали о том, чему учит эта сказка?
- А учит эта сказка, наверное, Красоте: видеть красоту мира в окружающем нас. Так же, как и Морис Метерлинк в «Синей птице» научил нас видеть счастье в своем доме, в родителях, хлебе, воде, а В.Гауф в «Маленьком Муке» показал нам, что деньги не главное в жизни.
- Внешняя и внутренняя красота – это не одно и то же. Учитель изобразил внешнюю красоту, а ученик – внутреннюю. Внутренняя красота открывает сердце любимого человека.
- Главное – уметь увидеть ту «изюминку», индивидуальность, красоту, которая есть у каждого. Именно они делают человека неповторимым.
- Сила искусства и литературного и изобразительного воздействовать на разум человека.
Учитель: Как вы оцените свою работу на сегодняшнем уроке?
Ученики:
- Мне понравилось побывать в Третьяковской галерее, Александре удалось справиться с ролью гида;
- А мне понравилось чтение по ролям, ребятам удалось интонационно передать характеры героев.
- А мне понравились картины, я не умею так рисовать, я рад, что учусь с такими талантливыми одноклассниками.
- 4.А я рад, что у нас есть такой путешественник-учитель.
10. Домашнее задание: Ответы на вопросы стр.84 по разделу «Сказки для взрослых»
Учитель: Скажите, а кто для вас самый красивый человек на Свете?
Ученики: МАМА.
Учитель: Что такое мама?
11.Чтение стихотворения о маме (заранее подготовленных учеников).
Мама – это небо! Мама – это свет!
Мама – это счастье! Мамы лучше нет!
Мама – это сказка! Мама – это смех!
Мама – это ласка! Мамы любят всех!
Мама улыбнётся, Мама погрустит,
Мама пожалеет, Мама и простит.
Мама – осень золотая, Мама – самая родная,
Мама – это доброта, Мама выручит всегда!
Мам мы скоро всех поздравим и много счастья пожелаем!
Учитель: В преддверии замечательного и доброго праздника хотели бы всех присутствующих поздравить с «Днём матери» и оставить о нашей встрече памятные подарки друг другу в виде закладок с изображением птичек счастья.
На творчество нас всех вдохновила истинная красота – душевная…
(Дети обмениваются в конце урока с соседями по парте закладками, сделанными своими руками).