Как организовать работу ШМП (Школы молодого педагога)? Опытом работы делится Скарлыгина Марина Марковна, учитель русского языка и литературы ОБОШИ «Лицей-интернат №1» города Курска.

Ежегодно в учебные заведения поступают на работу новые педагоги. Часто это молодые специалисты, только закончившие вузы и сузы. Как же помочь вновь прибывшим коллегам быстрее адаптироваться в новом учреждении? Организация работы ШМП призвана выполнить эту функцию.

Школа молодого педагога существует в ОБОУ «Лицей-интернат №1» с 2000 года. Цель сегодняшнего  выступления – оказать методическую помочь в организации ШМП.

Начать надо с формирования документальной базы:

  1. Разработать Положение о ШМП, где обязательно должны быть прописаны цель, задачи Школы как элемента методической системы ОБОУ (Приложение №1. «Положение лицея-интерната №1 о ШМП»).
  2. Разработать Программу Школы. У нас она рассчитана на 3 года, т.к. молодыми специалистами в лицее-интернате считаются преподаватели, стаж которых от 0 до 3-х лет (Приложение №2. «Программа ШМП»).
  3. Составить обновлённые списки Школы с включением вновь прибывших (сентябрь). В зависимости от их количественного состава, а также профиля работы (учитель, воспитатель или ПДО – педагог дополнительного образования), корректируется План работы на текущий учебный год.

Самое логичное – это планирование дифференцированных занятий ШМП, т.к. составление  Рабочей программы воспитателя отличается от Рабочей программы  ПДО или  учителя, что и должно найти отражение в тематике первых занятий  (Приложение №3. «План работы»).

  1. В сентябре рекомендую  параллельно с утверждением  Плана на новый учебный год через приказ по ОБОУ (СОШ) или через решение МС (методического совета) закрепить наставников за слушателями Школы (Приложение №4 «Слушатели и их наставники»).
  2. Занятия теоретические необходимо чередовать с практическими. Если первое полугодие в большей степени рассчитано на получение молодыми слушателями теоретических знаний, то со второго полугодия желательно перейти на практическую работу. Традиционно в феврале месяце наставники в  рамках совместной работы ШВПМ (Школы высшего педагогического мастерства)  и ШМП проводят открытые уроки и внеурочные занятия для своих подшефных, а в марте/апреле  – наоборот, слушатели Школы  дают открытые занятия для наставников  с  обязательным самоанализом урока или мероприятия.
  3. В конце учебного года – 30-31 мая – проходит традиционный методический совет в творческой форме, где подводятся итоги работы каждого МО за год, намечаются планы на следующий учебный период. Можно включить в общий сценарий МС творческий отчёт слушателей ШМП «Как я провёл первый учебный год в лицее-интернате №1».
  4. В рамках областного мероприятия «Педагогический дебют» в школе разработано своё Положение по проведению школьного этапа данного конкурса. Это хороший стимул для молодых коллег, возможность продемонстрировать свои таланты.

Итак, предлагаю Приложения №1 - №4, которые помогут организовать работу ШМП в других учебных заведениях. Возможно, какие-то идеи  вы захотите взять за основу при разработке своей документальной базы.

 

Приложение №1 «Положение лицея-интерната о ШМП»

Утверждаю:

______________

Директор ОБОУ

«Лицей-интернат №1» г.Курска

Моршнева М.Е.

«___» ______ 2017г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ШМП

(Школе молодого педагога)

  1. Общие положения

1.1. Школа молодого педагога (далее ШМП) – элемент методической системы ОБОУ «Лицей-интернат №1» г.Курска, который является составной частью педагогического коллектива, объединяет молодых специалистов, в том числе начинающих и не имеющих педагогического стажа (педагогический стаж  составляет от 0 до 3-х лет).

1.2. Школа молодого педагога – это постоянно действующее профессиональное объединение педагогов лицея-интерната №1.

1.3. Цель создания ШМП – действенная «скорая» методическая, консультативная, психологическая помощь вновь прибывшим через создание условий для быстрой адаптации новых сотрудников в педагогическом коллективе с целью их профессионального роста и удовлетворения  потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

  1. Состав ШМП

В состав входят молодые специалисты, начинающие и не имеющие педагогического опыта учителя, воспитатели, ПДО, стаж которых составляет от 0 до 3-х лет.

  1. Задачи ШМП

3.1. Консультативная методическая помощь

  • в работе с классной документацией,
  • в разработке Рабочих программ по предметам,
  • в составлении сценарных планов уроков,
  • в планировании внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий,
  • в умении проводить анализ и самоанализ мероприятий, уроков, внеурочных занятий;

3.2. Удовлетворение потребности молодых педагогов в непрерывном совершенствовании профессионального мастерства через

  • организацию собственного сайта (личной странички) педагога;
  • разработку авторских сценарных планов уроков, внеклассных мероприятий, внеурочных занятий;
  • обеспечение курсовой подготовки, а также публикацию материалов в педагогических журналах, в том числе электронных;

3.3. Выявление методических, психологических проблем в учебном процессе у начинающих педагогов через анонимное анкетирование (мониторинговые исследования) и содействие в  разрешении данных трудностей, в поиске путей выхода из конфликтных ситуаций в ходе занятий и практикумов ШМП;

3.4. Помощь молодым педагогам во внедрении современных подходов, передовых  технологий  и педагогических практик в образовательный процесс;

  • пропаганда педагогического опыта преподавателей через мастер-классы наставников для слушателей ШМП (второе полугодие);
  • оказание помощи в совершенствовании знаний методики и педагогики (наставники, администрация лицея-интерната);
  • формирование навыков в проведении диагностики, самодиагностики, анализа и самоанализа урока, мероприятия.
  1. Основные направления деятельности

4.1. ШМП проводится в форме теоретических занятий и практикумов, изучения и распространения передового педагогического опыта.

4.2. Оказывается  адресная помощь педагогам по вопросам саморазвития и организации образовательного процесса:

- работа с документацией, образовательными программами;

- современные подходы к занятию;

- анализ и самоанализ занятия, внеурочного мероприятия;

- диагностика обученности, реальных способностей обучающихся;

- рефлексия педагогической деятельности;

- использование современных педагогических технологий и инноваций.

  1. Организация работы

Контроль за работой ШМП  осуществляет  заместителем директора по НМР (научно-методической работе).

  1. Права и обязанности.

Слушатели  Школы молодого педагога имеют право:

  • принимать участие в конференциях, творческих и педагогических мастерских;
  • получать консультативную помощь от педагогов-наставников, повышать свою квалификацию;
  • участвовать в работе педагогических советов, выступать на совещаниях, заседаниях методических объединений, методических советах;
  • принимать участие в профессиональных конкурсах любого уровня.
  1. Делопроизводство

- Положение о Школе молодого педагога;

- Программа «Профессиональное становление молодого педагога»;

- План работы на текущий учебный год;

- Списочный состав слушателей Школы молодого педагога и их наставников

- Анализ работы ШМП за прошедший учебный период.

 

Приложение №2 «Программа ШМП»

Профессиональное становление молодого педагога

  • Гипотеза Программы ШМП
  • Цель и задачи Программы ШМП
  • Методологическая основа Программы ШМП

        Этапы реализации Программы:

       1 этап. Теоретико-методологический (2/3), проектировочный (1/3) – первый год обучения)
       2 этап. Деятельностно-технологический (1:1) – второй год обучения
       3 этап. Контрольно-оценочный – третий год обучения

Гипотеза Программы

В основе Программы лежит гипотеза о том, что профессиональное становление молодого педагога в условиях образовательного пространства ОБОУ «Лицей-интернат №1» г.Курска будет успешным, если обеспечить следующие условия:

  • непрерывность профессионального становления молодого педагога в системе «учебное заведение – методическая служба школы, города, области – общественные организации»;
  • сотрудничество слушателя ШМП с наставником;
  • постоянный контакт молодого специалиста с администрацией лицея-интерната №1;
  • четкое видение молодым педагогом результатов своей деятельности по профессиональному становлению;
  • реализация принципов самоопределения, самосовершенствования и самопознания;
  • создание портфолио как инструмента самооценки педагогической деятельности молодого слушателя ШМП и оценки его профессиональных достижений по истечении трёхлетнего обучения в Школе.  

Цель Программы ШМП

Помощь в профессиональной  подготовке молодого специалиста: учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования; апробация методики  в условиях школы-лицея-интерната и разработка рекомендаций для использования в других СОШ.

Задачи Программы ШМП

  • создать условия для профессионального становления молодого специалиста, его самореализациив системе ОБОУ «Лицей-интернат №1» г.Курска через публикации в СМИ, Интернете; конкурсную и научно­-исследовательскую деятельность;
  • оказать помощь молодому учителю, воспитателю и ПДО во внедрении современных идей в учебно-­воспитательный процесс;
  • способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности слушателя ШМП;
  • разработать и внедрить в систему профессиональной подготовки молодого специалиста новые процедуры, критерии, показатели рейтинговой оценки его деятельности;
  • сформировать и воспитать у молодого специалиста потребность в непрерывном самообразовании, саморазвитии и самосовершенствовании.

Методологическая основа Программы

Предлагаю список методической литературы:

  1. Анистратенко Е.А. Школа молодого учителя «Наша Надежда»: авторский проект [электронный ресурс] /Е.А.Анистратенко, Л.И.Анистратенко.

Ссылка: htpp://festival.1september.ru/articles/578152/

  1. Десять советов молодому учителю [электронный ресурс].

Ссылка: htpp://www.liskyedu.narod.ru/ molodspec.html/

  1. Дроздова Н.А. Школа молодого учителя //Методист.- 2012- № 6.- С.55-57
  2. Илюхин М. Учитель и вызовы общества /М.Илюхин, О.Киндеев, С.Накусов //Управление школой ПС.- 2013.- № 11.- С.13-19
  3. Котова С.А. Молодой учитель в школе: проблемы и их решение /С.А.Котова.- М.: НИИ школьных технологий, 2010
  4. Кузнецова Е.А. Создание условий для самореализации молодого педагога /Е.А.Кузнецова, В.В.Кухлинская //Методист.- 2009- № 7.- С.63-65
  5. Молодому учителю [электронный ресурс].

Ссылка: htpp://nsportal.ru/shkola/ raznoe/library/2012/08/28/molodomu -uchitelyu/

  1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н //Вестник образования России.- 2014- № 2.- С.10-35; Официальные документы в образовании.- 2014.- № 4.- С.22-49
  2. Полезные рекомендации для молодых учителей.[электронный ресурс].

 Ссылка: htpp://www.chitaaty.siteedit.ru /page10/

 

Этапы реализации Программы

Программа реализуется в три этапа:

1 этап. Теоретико-методологический, проектировочный (1-ый  год обучения)

Задачи этапа: 

  • выявление уровня и состояния образовательного процесса, сильных и слабых сторон деятельности молодого специалиста;
  • разработка основных направлений работы с молодым специалистом через дифференцированную и индивидуальную работу с учителем, воспитателем, ПДО;
  • осуществление мониторинга деятельности всех участников образовательного процесса;
  • создание портфолио молодого специалиста (фиксация первых достижений).

 2 этап. Деятельностно-технологический (2-ой год обучения)

Задачи этапа:

  • реализация основных положений Программы через организацию внутришкольных семинаров, практикумов, мастер-классов;
  • внедрение современных педтехнологий на основе дифференциации: развития творческих способностей школьников, ИКТ, метода проектов с использованием проектных технологий, КТД (коллективных творческих дел);
  • изучение и обобщение материала, накопленного молодым специалистом за двухгодичный период обучения;
  • продолжение ведения портфолио.

3 этап. Контрольно-оценочный (3-ий год обучения)

Задачи этапа: 

  • подведение итогов работы и анализ эффективности деятельности молодого специалиста;
  • осуществление проблемного анализа по результатам мониторинга, контрольно-оценочных процедур, молодого педагога;
  • внедрение рейтинговой оценки качества деятельности учителя, воспитателя и ПДО;
  • подготовка и реализация молодым специалистом самостоятельных творческих продуктов: презентаций, личного сайта или странички в Интернете;  творческих, практико-ориентированных,  информационных проектов,  Рабочих программ.

 

Оценка деятельности молодого специалиста

Главным инструментарием для оценки деятельности молодого специалиста является мониторинг. Предлагается выделить следующие уровни:

  • "высокий" уровень (педагог показывает стабильно высокие результаты);
  • "достаточный" уровень (результаты педагога соответствуют намеченным цели и задачам);
  • "удовлетворительный" уровень (специалист допускает ряд ошибок, но избегает грубых);
  • "недостаточный" уровень (молодой учитель, воспитатель или ПДО не смог избежать грубых ошибок).

Оценка по основным параметрам может быть следующей:

  • охватывающей одну из сторон или текущую деятельность (1-ый и 2-ой годы обучения);
  • комплексной (3-ий год обучения)

Прогнозируемые результаты реализации Программы

(В основе прогнозируемых результатов лежит частично взятая из Интернета информация. Ссылка: https://www.yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq152242946918547459860&from=www.yandex)

  • апробация Программы в условиях образовательного пространства;
  • освоение молодым специалистом основных функциональных обязанностей учителя, воспитателя и классного руководителя;
  • повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса;
  • повышение педагогического мастерства молодого специалиста;
  • достижение высокого уровня готовности молодого специалиста к исследовательской и инновационной деятельности, участию в профессиональных конкурсах;
  • улучшение имиджа лицея-интерната.

 

Приложение №3 «План работы»

План  работы ШМП на 2017-2018 уч.год

 

План работы школы молодого педагога на 2017-2018 учебный год составлен в соответствии с долгосрочной Программой  «Профессиональное становление молодого педагога», разработанной руководителем ШМП на три года – период, в течение которого обучаются молодые слушатели ШМП. Данный учебный год реализует 2-ой этап –  деятельностно-технологический.

На втором этапе обучения поставлены следующие цель и задачи:

  • реализация основных положений Программы через организацию внутришкольных семинаров, практикумов, мастер-классов;
  • внедрение современных педтехнологий на основе дифференциации: развития творческих способностей школьников, ИКТ, метода проектов с использованием проектных технологий, КТД (коллективных творческих дел);
  • изучение и обобщение материала, накопленного молодым специалистом за двухгодичный период обучения;
  • продолжение ведения портфолио.

Содержание этапа:

  • организация внутришкольных семинаров, практикумов, мастер-классов;
  • внедрение современных педагогических технологий на основе дифференциации: развития творческих способностей школьников, ИКТ, метода проектов;
  • разработка "Методического паспорта учителя";
  • организация совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса в зоне ближайшего развития с использованием проектных технологий, КТД (коллективных творческих дел);
  • проведение мониторинга деятельности всех участников образовательного процесса;
  • изучение и обобщение материала, накопленного молодым специалистом; начало создания  информационно-методического банка  слушателя ШМП для обеспечения целостного видения деятельности молодого специалиста.

Также будет продолжена работа по профессиональному становлению молодого специалиста в системе "школа – методическая служба - наставничество".

Прогнозируемые результаты реализации 2-ого этапа Программы

  • Продолжение апробации  Программы «Профессиональное становление молодого педагога» в условиях образовательного пространства лицея-интерната №1;
  • освоение молодым специалистом основных функциональных обязанностей учителя, воспитателя и классного руководителя;
  • повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса;
  • повышение педагогического мастерства молодого специалиста;
  • достижение высокого уровня готовности молодого специалиста к исследовательской и инновационной деятельности, участию в профессиональных конкурсах;
  • улучшение имиджа лицея-интерната №1.

 

Приложение №3

План работы ШМП

 

Месяц

Формы работы

Сроки

Сентябрь

Занятие №1  Пропедевтика:

- Формирование базы данных о вновь прибывших молодых педагогах: уточнение и корректировка списков, проведение индивидуальных консультаций, адресная помощь.

Индивидуальные консультации (для вновь прибывших):

- Работа с  классной документацией, напоминание методики  составления Рабочих программ в связи с переходом 5-х – 9-х классов на ФГОС ООП.

Закрепление наставников за молодыми специалистами.

 

Октябрь-

ноябрь

 Консультации:  «Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов второго поколения». Видеоматериалы  и презентация по теме занятия. Обучение составлению отчетности по окончании четверти.

Теоретическое занятие «Структура современного урока».

Методическое сопровождение участников школьного (затем областного) этапов конкурса молодых педагогов «Педагогический дебют – 2017» в рамках областного конкурса молодых учителей (приказ комитета образования и науки курской области № 1955 от 07.09.2015)

 

Декабрь-

январь

Занятие №2 (дифференцированное) «1. Типология современного урока как основа эффективного и качественного образования. 2. Системно-деятельностный подход в процессе обучения. 3. Самоанализ урока // самоанализ мероприятия» (для молодых учителей, воспитателей)

Практикум 1. Посещение открытых уроков и внеклассных мероприятий в рамках тематических дней МО молодыми педагогами

 

Февраль

Практикум 2.  Посещение слушателями ШМП уроков и внеклассных мероприятий  наставников (в соответствии с индивидуальными графиками)

 

Март

 

 

Практикум 3. (дифференцированный):

Открытый урок молодого учителя // открытое мероприятие молодого воспитателя, преподавателя ДО  (под патронажем педагога-наставника) с последующим самоанализом

 

Май

Занятие №3 Портфолио педагога.

Круглый стол.  Подведение  итогов   учебного года.

Консультации по оформлению личной странички (сайта) слушателя ШМП в соцсетях.

 

 

Приложение №4

«Слушатели и их наставники»

 

СПИСОК

молодых специалистов и их наставников

на 01.01.2017 год (приблизительная таблица)

ФИО молодого специалиста

Предмет

Стаж работы

ФИО наставника

1.                   

Р…

Немецкий язык

---

К…

2.                   

 Ф…

Математика

1,5 года

Б…

3.                   

М…

Математика

1 год

Б…

4.                   

Д…

Биология, география

3 года

П…

5.                   

А…

Начальные классы

2 года

К…

6.                   

Б…

Начальные классы

 1 год

Л…

7.                   

К…

Учитель-логопед

2 года

Н…

8.                   

Б…

История

1 год

Г…

9.                   

К…

Физика

6 мес

П…

10.               

Ф…

ПДО

---

П…

11.               

О…

 Старшая вожатая

6 мес

С…

12.               

А…

Воспитатель

2 года

П…

13.               

З…

воспитатель

---

П…

14.               

Ш…

ПДО

1 год

П…

15.               

 К…

 

Воспитатель 4Б

---

Б…

16.               

П…

Учитель англ. языка

---

К…

17.               

К…

Учитель-логопед

2 года

Н…

 


Автор: Скарлыгина Марина Марковна

You have no rights to post comments