27 октября 2023 года в ОГБУ ДПО КИРО состоялось очередное занятие в «Школе молодого словесника».
«Школа молодого словесника нужна для того, чтобы разнообразить формы преподавания и помочь молодым учителям в достижении трудных и одновременно амбициозных задач, например, применить в своей практике бинарные уроки, не бояться демонстрировать педагогический опыт в рамках конкурсов педагогического мастерства», – говорит проректор по научной, проектной и информационной деятельности ОГБУ ДПО КИРО Ольга Николаевна Зимнева.
«Мы, команда педагогов-наставников, стараемся подобрать для каждого занятия функциональные, удобные и интересные инструменты, позволяющие как методически грамотно выстроить урок, так и познакомить с бесценным опытом педагогов-филологов Курской области», - отмечает руководитель проекта Ольга Ивановна Ефремова.
Жаль, что время не ходит обратно
В наше детство, отрочество, юность
Там, где в знаниях белые пятна
Заполняли забота и мудрость….
Так, с напутствий наставников Школы и песни Д.Майданова «Учитель» началось очередное занятие в Школе. (исполнитель Бондаряка Александр Сергеевич, учитель музыки МКОУ «Лебедёвская ООШ» Суджанского района).
Человек, задающий вектор развития, вдохновляющий учеников и прививающий такие ценности, как упорство, трудолюбие, уважение к себе и окружающим, решительность и ответственность, - настоящий учитель. Общение с учителями начинается с раннего детства и не заканчивается, пожалуй, никогда, меняется лишь роль, которую учитель играет в жизни человека. Именно об этом вдохновителе детских душ пел Александр Сергеевич!
План занятия отличался разнообразием форм работы:
- Бинарный урок — интеграция педагогических технологий. (Шелудченко А.В.)
- «Мандала Печорина» (фрагмент бинарного урока литературы и психологии).
- «Слово. Музыка. Гитара» (фрагмент бинарного урока литературы и музыки).
2.Защита проектов в рамках подготовки к конкурсам педагогического мастерства: мастер-класс от наставника и ученика. (Ефремова О.И. и Ивлева Е.И.)
- Урок-практикум «Готовимся к олимпиадам». (Учаева О.И.)
- Методические находки «Использование библиотеки цифрового образовательного контента в учебной деятельности». (Гридунова Е.А.)
- Творческая мастерская «От мультфильма к тексту». (Калина Е.Н.)
- «Живой микрофон» как педагогический инструмент самооценки. (Ефремова О.И.)
Создание уроков – процесс творческий и сугубо индивидуальный, особенно если это бинарные уроки.
На два бинарных урока пригласила слушателей Школы Шелудченко Анна Викторовна, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы РУМО СОО, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ «Гончаровская СОШ» Суджанского района, заместитель директора по воспитательной работе.
Какие задачи ставит учитель, отдав предпочтение бинарному уроку, можно прочитать в буклетах, которые получили все участники встречи.
Бинарный урок является нетрадиционным и предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. На таких уроках всегда присутствуют элементы нового, происходит изменение внешних рамок, используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность учащихся в сочетании с индивидуальной, урок может проводиться в нетрадиционном месте или с использованием оригинального оформления, музыки, видеоряда. Можно даже сотрудничать с виртуальным коллегой, например, учителем из Российской электронной школы, объясняющим учебный материал.
Провести такие уроки помогли Анне Викторовне коллеги: Шелудченко Максим Олегович, педагог-психолог МОКУ «Высоконодворская СОШ имени Трижды Героя Советского Союза И.Н.Кожедуба» Медвенского района, аспирант кафедры педагогики КГУ; Бондаряка Александр Сергеевич, учитель музыки МКОУ «Лебедёвская ООШ» Суджанского района, руководитель Образцового детского духового оркестра Лебедёвской школы «Орфей».
На уроке литературы в 9 классе «Психологический портрет Григория Печорина» молодые педагоги разбирали тему «МандАла Григория Печорина». Перед филологами лежали небольшие рисунки, очень похожие на узоры калейдоскопа. Это и были матрицы мандАлы. Что же обозначает такое интересное слово, рассказал педагог-психолог Максим Олегович:
- МандАла — это название геометрического рисунка. Если буквально перевести слово «мандАла», то оно расшифровывается, как «круг» или «окружность». МандАла — сакральный символ, который может помочь человеку приблизиться к желаемому. Данный рисунок позволяет узнать характер человека, его внутреннее состояние, духовный мир, - сказал Максим Олегович.
Бинарный урок литературы и музыки «Слово. Музыка. Гитара» состоялся у воображаемого вечернего костра. Исполняя советские песни под гитару, среди которых «Как здорово…», «Милая моя», «Нам нужна одна победа», по-особенному воспринималась музыка. В чем же своеобразие авторской песни? О доверительности, духе романтики и свободы, простоте мелодии и глубоком смысле, заложенном в стихотворный текст, рассуждали участники мероприятия.
В практике работы Шелудченко А.В. бинарные уроки связаны с музыкой, историй, изобразительным искусством, психологией, физикой. Был опыт совместной работы с учителями английского языка, музыки и казачьим ансамблем.
– Поверьте, такие уроки и мероприятия остаются в памяти школьников навсегда. Разработки бинарных уроков вы можете увидеть на сайте umoslovo.ru, ссылки на них указаны в буклете, - сообщила Анна Викторовна.
Ивлева Елена Игоревна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №42» г. Курска (стаж работы один год), продемонстрировала конкурсное испытание «Видеовизитка». Елена Игоревна планирует принять участие в «Педагогическом дебюте» в следующем учебном году. (Подробный материал выступления молодого специалиста будет размещён в приложении к газете «Школа словесника» на сайте umoslovo.ru во вкладке «Школа молодого педагога»).
Ефремова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы РУМО СОО, руководитель проекта «Школа молодого словесника», поделилась материалами для создания видеовизитки, подробно остановившись на требованиях, предъявляемых к её созданию. Вот некоторые из них:
- Для начала представьтесь: как Вас зовут, кем и где Вы работаете.
- Снимать можно на современный смартфон, профессиональная камера Вам не нужна.
- На улице снимать не стоит, будут посторонние шумы. Лучше всего – однотонная стена, но не садитесь к ней слишком близко, иначе картинка получится плоской.
- Подумайте об освещении.
- Позаботьтесь о звуке.
- Спланируйте деловой образ.
- Смотрите прямо в объектив. Будьте в кадре по пояс или по грудь, а не только лицом.
- Можно и нужно использовать реквизит. Покажите, что Вы умеете организовать креативный образовательный процесс.
- Длительность ролика – 3 минуты. За это время нужно успеть показать фрагмент урока, демонстрирующего Вашу эрудицию, методические наработки, педагогические открытия.
- Не читайте текст по бумажке!
- Да, правил много! Но они не так сложны, как может показаться на первый взгляд. Спокойно идите шаг за шагом, и всё получится. В конце концов, Вас никто не лимитирует в количестве дублей! – посоветовала Ольга Ивановна.
Учаева Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 60» г. Курска, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы РУМО СОО, провела урок-практикум «Готовимся к олимпиадам».
Олимпиадное движение, конкурсы – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагога олимпиада, конкурс – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.
Истории олимпиадного движения в России более 150 лет. В Советском Союзе олимпиады появились в 1930 – е годы. Самая популярная в России соревновательная олимпиада – ВсОШ. Победа в ней гарантирует поступление в ведущие вузы страны, а в некоторых регионах – денежный приз. К соревновательной олимпиаде можно готовиться самостоятельно или с помощью учителей, репетиторов, тренеров. Существуют специальные региональные центры. В Курской области – Региональный центр выявления и поддержки одарённых детей «УСПЕХ». Он создан по модели Федерального образовательного центра «Сириус». Ольга Ивановна работает и в «Успехе», поэтому щедро делится знаниями об электронных ресурсах по подготовке к олимпиадам.
Гридунова Елена Аркадьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №61 им. П.А.Михина» г. Курска, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы РУМО СОО, поделилась методическими находками использования библиотеки цифрового образовательного контента в учебной деятельности.
Цифровые сервисы – это комплексное решение на базе цифровых продуктов, которые помогают качественно улучшить организацию бизнес-процессов, в том числе производственных. Одним из ярких примеров цифрового сервиса является портал государственных услуг, который знаком каждому.
Сейчас все необходимые ресурсы представлены во ФГИС «Моя школа» - цифровом инструменте для формирования единого образовательного пространства. Библиотека цифрового образовательного контента открывает новые возможности для педагога, так как использование контента меняет структуру труда, высвобождает время учителей.
Елена Аркадьевна на практике познакомила с инструментами ФГИС «Моя школа».
- Как вы видите, библиотека состоит из готовых уроков по всем предметам и темам школьной программы с 3 по 11 класс. Разработка материалов будет осуществляться до 2025 года, но уже сейчас в библиотеке представлено более 6,5 тысяч уроков, которые охватывают до 65 % от всего содержания образования, - сообщила Елена Аркадьевна.
Калина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №2» г.Курчатова Курской области, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы РУМО СОО, пригласила в творческую мастерская «От мультфильма к тексту».
Для работы Елена Николаевна объединила молодых коллег в команды, используя смайлики. Выбирая любой из них, педагоги оказались в разных группах. Вся деятельность была нацелена на создание творческой работы в рамках ОГЭ по русскому языку на тему «Что такое Добро?». Для этого педагог использует художественные детали мультфильмов.
- Доброта!.. Мы так часто слышим это слово, так привыкли к нему, а что же это такое? Давайте поиграем в игру «Волшебные эпитеты» и сочиним «Оду доброте!»… Я тоже сочинила «Оду…». Помните мультфильм! Там всё начиналось с руки! Бабушка взяла за руку прекрасного юношу, и его рука тоже стала волшебной – она стала дарить другим доброту: придержать дверь лифта, поймать улетевший воздушный шарик, остановить укатившуюся тележку с продуктами, купить газету в киоске, перевести через дорогу беспомощного. Это такие мелочи для нас! Но из этих мелочей и состоит наша жизнь! И нам порой так не хватает этих добрых мелочей! Замечательный мультфильм! – воодушевленно говорит Елена Николаевна.
Афиша от молодых коллег «День доброты» стала общим ответом на поставленные задачи от наставника.
Наставник рекомендовала разнообразные интерактивные виды работы с мультфильмами.
- Вот такие короткие мультфильмы смогут разнообразить урок, настроить детей на серьезный разговор, стать началом творческой работы, - считает Елена Николаевна. - Обращайтесь к ним! Мультфильмы – это целый мир, в котором есть ответы на все вопросы!
Ефремова Ольга Ивановна с помощью «живого микрофона» организовала работу в группах. Эпиграфом коучинга стали слова Сабира Омурова: «Завышая оценку человеку, даёшь ему крылья, занижая – делаешь из него изворачивающегося червя. И только разумный не спалит крылья и выберется из земли».
Педагоги оценили важность полученных знаний, создав музыкальный отзыв - песню. От самоанализа занятия во многом зависят педагогическое мастерство педагога, производительность его педагогического труда и успеваемость ученика.