Как сделать урок ярким и запоминающимся? Как добиться высоких результатов в обучении?
Автор материала: Агибалова Наталья Ивановна
Каждый творчески работающий учитель задумывается над этими вопросами и находит свое решение. Хочу поделиться с молодыми коллегами своими мыслями по этому поводу.
Не секрет, что переход на новый стандарт образования требует от учителя определенной и методической, и психологической перестройки. Традиционный урок построен по принципу: «Делай как я – и все будет правильно». Неэффективность формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать вопросы, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, учиться делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И новый подход в обучении призван помочь в воспитании человека деятельного.
Системно-деятельностный подход заставляет учителя перестроить свою работу, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся возможность самостоятельно открывать новые знания. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность должна быть осмысленной, личностно значимой. Мотивацию учения можно рассматривать как предпосылку, условие и результат учебной деятельности. Учителю необходимо так организовать учебно-познавательный процесс, чтобы обучающиеся сами могли поставить цель изучения, решить проблему, применить полученные знания на практике. Для мотивации важно продумать начало урока, подобрать такие слова, цитаты из текста произведений, чтобы проблемы урока стали личностно значимы для ученика.
Увеличение «продуктивности» урока вижу в групповой форме работы, где обучение ведется в активном взаимодействии учеников с педагогом и между собой. Кроме того, основу групповой деятельности составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно», – писал Л.С. Выготский и называл это «зоной ближайшего развития». Такое обучение «приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами.
Почему на современном уроке использование групповых занятий стало необходимостью?
Во-первых, при классно-урочной системе на каждого ученика тратится примерно 2 минуты времени урока, что, разумеется, не позволяет даже говорить об индивидуальном развитии конкретных способностей.
Во-вторых, даже при условии, что все дети знают ответы, у нас зачастую отвечают самые “активные”, поэтому у многих детей в классе развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться.
В-третьих, у учащихся одного класса всегда разный уровень подготовки: одни очень слабые (с ними должна проводиться индивидуальная работа), другие средние, третьи имеют высокий уровень подготовки.
Фронтальная работа с одними заданиями для всех, таким образом, оказывается неэффективной в отношении большинства обучающихся.
Начинать учить работать в группе нужно с самых первых дней пребывания ребенка в школе. В этом процессе нет мелочей, важно все: как сидеть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); как расставить парты; как помогать и просить о помощи и т.д. Всегда необходимо устанавливать правила работы группы и критерии оценки ее достижений, при этом важно убедиться, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы.
Правил работы в группе не должно быть много, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Например:
- в разговоре должен участвовать каждый;
- говори спокойно и ясно;
- говори только по делу;
- свое мнение надо не навязывать, а доказывать и т.д.
Хорошо, если эти правила в виде плаката будут перед глазами обучающихся во время групповой работы. Групповая работа всегда начинается с распределения на группы. Часто этот этап проходит непросто, даже драматично. То, насколько удачно сформированы группы, во многом определяет эффективность их работы.
Существует несколько способов разделения класса на группы.
- По желанию. Учащиеся могут самостоятельно сформировать равные группы или группы с конкретным количеством участников.
- Случайным образом. Способов формирования таких групп множество: объединение учеников, сидящих на одном ряду; с помощью жребия и т.д. Работа в «случайных» группах может объединить благодаря совместной работе детей, которые в иных условиях между собой никак не взаимодействовали, а также развить способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Следует отметить, что этот способ разделения на группы неприменим в конфликтном классе.
- По определенному признаку. В этом случае процесс разделения на группы превращается в игру. Например, можно разделиться по первой букве фамилии (гласная – согласная), по сезону рождения и т.д. По сравнению с предыдущим (случайным) способом разделения, этот способ изначально задает некий общий признак, который объединяет обучающихся. Они понимают, что есть нечто, что их сближает.
- Группу набирает ее «лидер», который может быть выбран учителем в соответствии с целью. Чаще всего «лидеры» выбирают тех одноклассников, кто будет эффективно работать в его группе. В том случае, если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
- Учитель сам распределяет обучающихся на группы по какому-либо важному для работы принципу: например, объединить детей так, чтобы получились равные по силе группы.
Стоит присмотреться к опыту учителей, которые в течение нескольких лет использовали групповую форму работы на своих уроках. Г.А. Цукерман, например, дает следующие рекомендации по разделению учеников на группы: самому слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справиться.
Важно также соблюдать принципы отбора заданий для групповой работы. Во-первых, задания должны быть такими, чтобы ученики понимали: результат будет гораздо лучше, если работать не в одиночку. Во-вторых, целесообразно для групповой работы давать задания, требующие большого объема работы; задания творческого характера, задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом. В-третьих, задания должны быть выполнены за короткое время. В-четвертых, задания должны быть посильными, но интересными.
Групповая форма работы может быть эффективной только при условии правильной ее организации.
Типичные ошибки педагогов при организации групповой работы
1.Самая распространенная ошибка учителей, только начинающих осваивать групповую форму работы, – бездействие во время выполнения обучающимися задания в группах. Педагог должен следить за ходом сотрудничества учеников в группах, за их поведением в разных ситуациях учебного процесса, выступать в роли арбитра во всех спорах, следить за тем, какое положение занимают в группах обучающиеся с низкими учебными возможностями, поскольку их необходимо включать в активную деятельность.
2. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Для всех детей (а в подростковом возрасте – особенно!) остаться без группы, в одиночестве, является ситуацией труднопереносимой.
3. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
4. Нельзя исправлять или критиковать первые высказывания членов группы, даже если они ошибочны. Это работа других членов группы.
5. Иногда участники группы при малейшем затруднении начинают задавать вопросы учителю. Если на вопрос может ответить кто-то из учеников, учитель не должен на него отвечать.
6. Учитель не должен ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
7. Нельзя требовать абсолютной тишины: во время групповой работы дети должны иметь возможность разговаривать друг с другом, обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос, мотивируя это тем, что «крикуны» мешают работе в других группах.
8. Слишком продолжительное или, наоборот, недостаточное время для выполнения задания. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет:
в младших классах 5 – 7 минут,
в средних 10 – 15 минут,
в старших 15 – 20 минут.
На практических занятиях она может занимать больше времени.
9. Учитель часто не может рассчитать время урока так, чтобы обучающиеся успели продемонстрировать результаты групповой работы. Урок в таком случае неэффективен, так как неясен результат этой работы.
Итак, работа в группах на уроках русского языка и литературы приводит к более внимательному и бережному отношению к языку, слову, произведениям русской литературы, приучает обучающихся точно выражать свою мысль, развивает коммуникативные компетенции.