Роль учителя в современном обществе обозначить довольно трудно. Педагог отвечает за всё: за успеваемость ребенка, за его воспитание, за физиологическое и психологическое состояние… Трудно сказать, за что учитель не несет ответственности. Поэтому работать в школе сейчас не каждый стремится.

Автор эссе: Лаптева Ольга Алексеевна

 

На мой взгляд, учитель – это не столько профессия, сколько образ жизни. И чтобы быть по-настоящему счастливым человеком, современному педагогу важно суметь правильно спланировать свои рабочие будни. Несомненно, большая часть времени уходит на подготовку к урокам, однако не стоит забывать и о себе. Обязательно необходимо определить время для отдыха. И после уроков, придя домой, поспать, посмотреть интересный фильм или сходить в театр. А потом со свежими силами приняться за выполнение домашних заданий.

«Как так? Что Вы такое говорите? Неужели у Вас есть время на интересные книги или походы с собственным ребенком в кино? А когда же проверять тетради, писать конспекты уроков?» – скажете Вы.

Я думаю, следует определить для себя, что является главным в жизни, для чего человек работает. Учитель, как и любой другой, работает для того, чтобы жить. И забывать о близких, а также подрывать свое здоровье работой тоже не стоит. Хотя, конечно, каждый будет недоволен собой, если что-то недоделал или выполнил безответственно. А у учителя этот показатель – один из самых важных, необходимых для получения самоудовлетворения.

Как готовиться к урокам? Сейчас на полках книжных магазинов, в сети Интернет очень много методической литературы,  пособий с тестовыми заданиями. Глаза разбегаются. Что выбрать? За годы своей практики я определила для себя список лучших материалов по русскому языку, которые помогают мне в педагогической деятельности. В их число входят сборники для 5, 6, 7, 8 классов «К пятерке шаг за шагом», которые подходят как для коллективной работы при отработке определенных тем, так и для индивидуальной. Причем задания, предложенные авторами, одинаково продуктивны и для слабоуспевающих, и для мотивированных обучающихся. Очень удобно то, что данные материалы имеются в сети Интернет. И я просто распечатываю нужное количество занятий для школьников.

Моей настольной  книгой является сборник «Всероссийская проверочная работа. Русский язык: 5 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС» А.Ю. Кузнецова, О. В. Сененко. Этого сборника в Интернете нет, поэтому ежегодно обучающиеся приобретают его, а на уроках и во время индивидуальных консультаций мы разбираем задания. В 9 и 11 классах использовала сборники «ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. Под ред. Цыбулько И.П.» и «ЕГЭ. Русский язык. 36 типовых вариантов. Под ред. Цыбулько И.П.». А вот для устного собеседования готовить детей помогает небольшая книжечка, изданная кафедрой СГО КИРО «Устное собеседование (по материалам ФИПИ)». Очень удобная, небольшого формата, в которой предложены самые разные варианты заданий.

Большим подспорьем для меня являются планы-конспекты уроков из серии «Педагогический конспект» издательства «Феникс» Ростова-на-Дону. Да, пособия не из дешевых, однако уроки содержат занимательные задания, викторины, выстроены в соответствие с ФГОС.

На мой взгляд, урок русского языка не стоит ограничивать упражнениями, данными в школьном учебнике. Интересный материал предложен в пособиях по русскому языку как иностранному. Недавно в сети Интернет я нашла «Учебник по предмету «Русский язык» (как язык обучения) для 7-го класса общеобразовательных школ Баку» издательства «Шарг-Гарб» (2016 г.), авторами которого являются Мехрибан Мустафаева, Севда Амрахова. Книга привлекла моё внимание интересной подачей материала. Каждое занятие начинается текстом, посвященным какому-либо «мировому» архитектурному памятнику или знаменитому историческому лицу. Вы не представляете, с каким интересом читали дети, имеющие довольно низкую мотивацию к обучению, легенду об Атлантиде,  историю Па́годы Шведагон, информацию об основателях кино братьях Люмьер, о знаменитом художнике Леонардо да Винчи, о Стиве Джобсе. В учебнике немало занимательного материала, который оказался очень интересным слабоуспевающим школьникам.

Не забываю про аудио-оформление занятия. Нередко мы прослушиваем фрагменты «веселых уроков» образовательной программы для младших школьников, которая выходила на Всесоюзном радио в 1970—1980-х годах, «Радионяня». Вместе с авторами и ведущими мы поем песенки про окончания прилагательных, про омонимы и синонимы, про написание НЕ и НИ.

Современный урок не может обойтись без материалов, предложенных на сайте Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru, где каждый учитель может найти то, что необходимо для определенного класса.

И ещё, на мой взгляд, самое главное… Учителям, особенно молодым, непременно нужно общаться со своими коллегами. По любому поводу. Это и составление плана-конспекта, и участие в конкурсах педагогического мастерства, и работа со слабоуспевающими детьми… А уж если родители не дают покоя, то особенно следует поговорить с другими педагогами… Они поддержат, успокоят и обязательно подскажут, как правильно поступить.

А ещё в моей жизни огромную роль сыграл КИРО (Курский институт развития образования), а конкретно – кафедра СГО. Коллектив кафедры не раз помогал мне советом, поддержкой, новыми идеями. Бывает, что руки опускаются и не знаешь, как дальше жить. И вот вызывают на кафедру, мол, работа есть – нужны люди! Приезжаешь – и понимаешь… Всё-таки ты кому-то нужен! И уроки твои напечатают, и статью отправят по нужному адресу, и на конференцию выступить пригласят. А ведь это немаловажно для современного учителя. Повышает уверенность в себе и понимание значимости своей деятельности!

Так что, молодые коллеги, не спешите искать «новую работу»! В нашей тоже много преимуществ! И в конце концов, детей учить кому-то нужно… Поэтому услышьте в себе призвание, определите свое место в жизни… А может быть, Вы и есть тот великий педагог, которого так не хватает современному обществу!