Система заданий поможет учителю литературы в формировании образно-оценочного восприятия учащимися произведения, а также будет полезна для самостоятельной, парной и групповой работы десятиклассников при прочтении романа, закреплении вновь изученного и при обобщении пройденного материала.

Автор материала: Громенкова Светлана Ивановна

 

Система заданий по формированию образно-оценочного восприятия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

 

1.Перед изучением романа составляем «Лесенку ассоциаций».

Задание:1) запишите слово «преступление» и в течение 20 секунд напишите к нему 3 слова – ассоциации в столбик. Подчеркните последнее слово и подберите 3 слова – ассоциации к нему. Повторите прием 3-4 раза. Получится лесенка из слов.

Пример

Преступление

проступок

нарушение

злодеяние

кража

шантаж

убийство

расследование

суд

наказание

изгнание

тюрьма

раскаяние

2) Подберите к выделенным словам эпитеты, сравнения.

3) Составьте связное высказывание с подчеркнутыми словами и подобранными художественными средствами.

4) Во время чтения романа обратите внимание, как раскрывается автором смысл выделенных нами слов.

 

2.Составьте «Паспорт романа»

Автор: Ф.М. Достоевский        

Произведение: «Преступление и наказание»        

Время создания: 1865-1866 

Тема произведения: изображение нечеловеческих условий существования бедняков, их безнадежности и озлобленности   

Идея произведения: всякое преступление сопровождается наказанием (нельзя прийти к благу через преступление

(Учащиеся получают карточки с графами паспорта-красный цвет. Пустые графы заполняются в процессе поискового чтения-черный цвет.)

 

3. Составьте «досье» на одного из героев романа (работа в группах или парах).

Пример «досье» 1:

ФИО: Раскольников Родион Романович.

Возраст: 23-24 года.

Детство: родился и вырос в крошечном городишке.

Сословие: дворянин.

Место жительства: Петербург.

Социальное положение: бывший студент, бросивший учебу в Петербургском университете на юридическом факультете.

Род занятий: ранее давал частные уроки.

Материальное положение: «задавлен бедностью».

Жилищные условия: снимает каморку, похожую на шкаф.

Черты характера: гордый, самоуверенный, решительный, сочувствует униженным и оскорбленным.

Семейное положение: холост.

Родные: отец и младший брат умерли. Мать Пульхерия Александровна, сестра Дуня (Авдотья Романовна).

Публикации: статья «О преступлении».

Друзья: Разумихин.

Пример «досье» 2:

Внешний портрет- «…молодой человек», «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, темно-рус, ростом выше среднего. Тонок и строен…», «…Раскольников, студент…».

Социальный портрет- «…Он был задавлен бедностью…», «…Он был до того худо одет. Что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу…».

Психологический портрет- «…был в раздражительном и напряженном состоянии похожем на ипохондрию», «…бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался…».

 

4. Составьте синквейн к образу одного из героев романа.

Справка.

Синквейн –это стихотворная форма из пяти строк.

1 строка: слово – существительное (тема синквейна).

2 строка: два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.

3 строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строка: фраза, при помощи которой нужно выразить своё отношение к теме.

5 строка: слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Примеры синквейна:

Соня

Мудрая, добрая

Спасает, любит, заботится

Приносит себя в жертву

«Вечная Сонечка»

Петербург

Грозный, серый

Угнетает, ожесточает, давит

Картины нищеты и безнадежности

Безысходность

 

5. Составьте диаманту к образу одного из героев романа.

Справка.

Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Примеры диаманты:

Соня

Мудрая, добрая

Грешит, страдает, верует

Мудрая Соня, падшая женщина

Спасает, любит, заботится

Робкая, верующая

Блудница .

Петербург

Грязный, серый

Угнетает, ожесточает, давит

Величественный город, душащий городишко

Омертвляет, разочаровывает, губит

Мрачный, жестокий

Убийца.

6. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика второстепенных героев»

Характеристика

Лужин

Свидригайлов

Возраст

45 лет

Около 50

Внешность

Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлых тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки.

Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи.

Род занятий

Весьма преуспевающий юрист, надворный советник.

Помещик

Отношение к людям

Всех людей «просеивает» через свою теорию. По ней – каждый человек просто обязан быть эгоистом, заботиться в первую очередь о себе, о своих интересах. Считает, что только таким образом человек может помочь другим.

Способен спокойно «идти по головам» к своей цели, переступает даже через человеческие жизни. Безответная любовь к Дуне на какое-то время будит в нем человечность, однако время для раскаяния уже потеряно. Впрочем, перед самоубийством он все же успевает сделать доброе дело – помочь семье Мармеладовых деньгами.

Характер

Деловая успешность наложила свой отпечаток на характер Лужина. Это прямолинейный амбициозный человек, людей оценивает с позиции той выгоды, которую можно с них поиметь. Рационален, практичен, воспринимает только то, что можно потрогать руками, потому не поддается эмоциям и интуиции. Для достижения своих целей будет пользоваться всем, моральных границ не существует в этом вопросе. Не верит в честность, бескорыстность, благородство. Уверен в своей дальнейшей успешности.

Легко отверг установленную общественную мораль, чтобы иметь возможность предаваться удовольствиям. По слухам, насильник и убийца. Оправдывает свою вседозволенность тем, что не верит в вечность, а значит, не суть важно, как ты провел эту жизнь – в молитве или страстях, после нее уже, наверное, ничего не будет. Можно сказать, что Свидригайлов сам задушил в себе абсолютно все человеческое.

Жизненная позиция

Эгоизм

Вседозволенность

Позиция в романе

Двойники Раскольникова

7.Заполните таблицу «Теории героев» и ответь на вопрос: «Почему Лужина и Свидригайлова считают двойниками Раскольникова?»

Раскольников

Лужин

Свидригайлов

Теория Раскольникова об обыкновенных людях и "Наполеонах" говорит о том, что люди в целом якобы делятся на обыкновенных людей (людей-"материал") и людей гениальных, выдающихся ("Наполеоны"). Согласно теории Раскольникова, "Наполеоны" идут к своей цели ради блага общества, не задумываясь о средствах и жертвах. Теория Раскольникова становится главной причиной его страшного преступления: "Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово." "...я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…"

Экономическая теория Лужина "о целом кафтане" гласит о том, что каждый человек должен заботиться прежде всего о себе, а не об окружающих. Согласно теории Лужина, личный интерес – это залог счастливого общества. Теория Лужина по сути пропагандирует индивидуализм. Однако теория Лужина не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Так, Раскольников приходит к выводу, что теория Лужина по сути оправдывает любые, даже самые страшные преступления во имя личного блага: "Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел..." (Лужин о своей теории) "...доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…" (Раскольников о теории Лужина)

Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если эта цель не самая благая). Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления. Таким образом теория Свидригайлова по сути мало отличается от теорий Лужина и Раскольникова: "...своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!" (Свидригайлов о своей теории)

(Ответ: в результате становится очевидно, что теория Лужина, Свидригайлова и Раскольникова имеют много общего. На этом основании Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова.  Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками еще и потому, что все они так или иначе совершают преступления.

Среди этих трех персонажей Лужин является самым "мелким" преступником. Его преступление заключается в том, что он клевещет на Соню Мармеладову, обвиняя ее в воровстве 100 рублей: "...вы… клеветник..." "...мерзкий, преступный вы человек..." (Лебезятников о Лужине)

 Свидригайлов является преступником, во-первых, потому что он был шулером (карточным мошенником), то есть обманывал людей во время игры в карты. Свидригайлов также был замешан в "темных" уголовных делах со смертельным исходом. Также есть подозрения, что Свидригайлов мог отравить свою жену Марфу Петровну. "...затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства..." "...об истории с человеком Филиппом, умершим от истязаний, лет шесть назад, еще во время крепостного права..."

Раскольников, безусловно, становится преступником, когда совершает страшное убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. "Он убийца. Он убил старуху чиновницу, процентщицу <... >; убил тоже сестру ее, торговку, по имени Лизавету.")

8. Прокомментируйте кластер. Ответьте на вопросы одноклассников.

9. Восстановите хронику преступления (работа в парах: один заполняет первую колонку, другой-вторую)

1 ученик

Было задумано

Произошло на самом деле

Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома.

 

Поменять шляпу на картуз.

 

Взять топор на кухне.

 

Должен быть осторожным и предусмотрительным.

 

Собирался убить «зловредную. гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету.

 

На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям.

 

 

2 ученик

Было задумано

Произошло на самом деле

 

Чуть не пропустил назначенный срок.

 

Забыл, пошел в шляпе.

 

В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника.

 

Забывает проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи-процентщицы.

 

Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую.

 

Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием.

10. Перечитайте четвертую главу пятой части романа «Преступление и наказание» и выполните задания.

  • Ответьте на вопросы: «Почему Раскольников признается Соне в преступлении?», «Как и когда происходит признание?»
  • Выпишите цитаты из текста, отвечающие на вопрос: «Что говорит Раскольников Соне о мотивах преступления?»

(Цитаты: «…ну да, чтоб ограбить…»; «…если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был!»; «вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…»; «ну, вот и я решил. Завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать н обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета…ина новую независимую дорогу стать… »; «и теперь я знаю , Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав…»; «и не деньги , главное, нужны мне были , Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как и все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею… »)

 

11. Проанализируйте эпизод «Раскольников и Соня читают Евангелие» (глава 4, часть 4), опираясь на вопросы:

  • О чем просит Раскольников Соню? Почему именно это место из Евангелия? Какой особый смысл оно имеет?
  • Почему Соня не хочет ему читать?
  • Почему Раскольников уверен, что чувства ее при чтении этого отрывка из Евангелия составляли настоящую тайну?
  • В каком состоянии читает Соня? С кем мысленно сравнивает Раскольникова?
  • Как объясняет Раскольников цель своего прихода к Соне?
  • Почему теперь уже Соня считает, что Раскольников сумасшедший?
  • Что непонятное и страшное говорит он ей?
  • Что обещал открыть, если придет завтра?
  • Почему говорит о «власти над муравейником»?
  • Как связан этот эпизод со всем романом и как помогает понять его?

 

12. Кейс к уроку «Пути, отвергнутые Раскольниковым: Разумихин. Лебезятников. Лужин. Свидригайлов» (групповое задание)

Разумихин

  • Кто такой Разумихин? Что и через кого известно о нем?
  • Каковы отношения Раскольникова и Разумихина?
  • Почему Раскольников, задумав преступление, решает после того пойти к Разумихину?
  • Почему при одинаковом материальном положении Разумихину не приходят в голову идеи, подобные мыслям Раскольникова?
  • Чем и как помог Разумихин Раскольникову?
  • Как реагирует Разумихин на статью Раскольникова? Почему он говорит, что его теория хуже, чем разрешение крови по закону?
  • Проанализируйте сцену объяснения Раскольникова с Разумихиным (часть 4, глава 3). Как можно понять слова: «Оставь меня, а их… не оставь. Понимаешь меня?... Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними… Какая-то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное. Безобразное и вдруг понятое с обеих сторон…Разумихин побледнел как мертвец»? Как вы думаете, понял ли Разумихин Раскольникова?
  • Как сложилась судьба Разумихина?
  • Какое жизненное кредо мог предложить Разумихин Раскольникову7
  • Почему этот путь не устраивает Раскольникова? Почему он отвергает его дорогу в жизни?

Лебезятников

  • Кто он такой? Когда и при каких обстоятельствах познакомился с Лужиным?
  • Почему Лужин решает в Петербурге остановиться у Лебезятникова?
  • Как Лебезятников «развивал» Соню и почему это прекратилось?
  • Какие «новейшие направления наши» представляет Лебезятников?
  • Что общего у Лебезятникова с героями романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»?
  • Какие идеи социалистов звучат карикатурой и пародией в устах Лебезятникова?
  • В чем состоит пошлость Лебезятникова?
  • Когда проявляются лучшие качества Лебезятникова? Как он спасает Соню?
  • Почему для Раскольникова неприемлемы взгляды социалистов? Почему он отвергает этот путь?

Лужин

  • Почему Лужин интересуется новыми молодежными течениями?
  • Чего он боится? Почему его страшат обличители?
  • В чем суть его теории «целого кафтана»? Как она соотносится со словами Мармеладова, что в развитых странах уже милосердие запрещено?
  • Каким образом он использует эту теорию в своих целях?
  • Почему Раскольников считает, что теория Лужина -это беспринципность, доводящая до преступления?
  • Как вы оцениваете желание Лужина оклеветать Соню перед Дуней и ее семьей таким способом, как он задумал? Чем это могло грозить Соне?
  • Есть ли общее в теории Раскольникова и Лужина?
  • Почему Раскольников отвергает этот путь?

Свидригайлов

  • Что вам известно об этом герое?
  • Что необычного в его судьбе?
  • В чем своеобразие его отношений с женой?
  • Почему героя окружают двойственные, противоречивые слухи? Где, по-вашему, правда?
  • Как характеризуют его отношения с Дуней? Была ли она его последней надеждой или это иллюзия?
  • О чем свидетельствуют распоряжения Свидригайлова перед смертью: прощание с невестой, устройство детей Мармеладовых, освобождение Сони от желтого билета?
  • В чем заключается символическое значение снов Свидригайлова? Как в них сочетаются два качества: сладострастие и милосердие?
  • Почему при жажде жить он не способен найти смысл в жизни?
  • Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова?
  • Почему он кончает жизнь самоубийством? Есть ли у него вера, надежа? Как он представляет будущую жизнь?
  • Был ли Раскольников близок к такому же решению, как Свидригайлов?
  • Почему его путь неприемлем для Раскольникова?

 

13. «Конкурс шпаргалок»

 (составить шпаргалку по одной из тем: «Петербург Достоевского»; «Диалоги Раскольникова и Порфирия Петровича»; «Причины преступления Раскольникова»; «Сон Раскольникова»)

Инструкция

1) «шпаргалка» оформляется на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3)  на листе может быть не больше 10 слов (фраз, предложений или словосочетаний), пяти условных знаков, семи стрелок или линий).

 

14. «Цепочка вопросов»

(прочитайте сцену исповеди Мармеладова (глава 2, часть 1) и запишите в тетрадь вопросы, которые у вас возникли в процессе чтения)

 

15. «Письмо с пробелами»

(восстановите недостающие слова в описании комнаты Раскольникова)

"...с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была _____________, шагов в шесть длиной, имевшая самый _________вид с своими __________, ____________и всюду __________ от стены обоями, и до того __________, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней ______, и всё казалось, что вот-вот _________________________. Мебель соответствовала помещению: было три _________ стула, не совсем __________, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не ______________; и, наконец, ___________софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ________, но теперь в _________и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, __________, покрываясь своим старым, ______, ____________ и с одною ________ подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. Трудно было более _____________ и обнеряшиться..."

 

16. «Маркировка»

(детям выдается распечатка эпилога романа: 1вариант работает с 1 частью, второй- со второй. На листы с текстом надеваем файл, в руки берем маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное, затем пересказываем по маркированному).

 

17. Заполните пустые графы в таблицах (работа по теме: «Символика цвета, имен и чисел в романе»; групповая работа)

1 группа

Герои

Встречается желтый цвет

Раскольников

Желтая каморка с желтенькими обоями; «тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам».

Соня

Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями».

Порфирий Петрович

Мебель из «желтого отполированного дерева».

Свидригайлов

Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой.

Старуха-процентщица

Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из желтого дерева.

Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.

2 группа

Имя

Его значение в романе

Раскольников

Раскол, раздвоение; с одной стороны – страстная любовь к людям, с другой – полное безразличие к своим интересам.

Соня

Смиренномудрие. Смиренно несет крест, выпавший на ее долю, верит в победу добра и справедливости

Лебезятников

 Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать.

Авдотья Романовна

Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева. Первая любовь писателя.

Разумихин

 

Лизавета Ивановна

Елизавета – почитающая Бога

3 группа

Герой

Как связан с числом «3»

Марфа Петровна

Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию. Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников. «Три раза приходила»  к Свидригайлову.

Соня

Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек. Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых». В ее комнате три больших окна.

Раскольников

Трижды позвонил в колокольчик старухи. Трижды встречается с Порфирием Петровичем. Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.

Свидригайлов

Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч. Вручает Сне три билета.

Дуня

Стреляет в Свидригайлова в трех шагах

Разумихин

Три часа дожидается, пока проснется Раскольников.

4 группа

Символика числа 7. Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением, 7 считается счастливым числом и олицетворением гармонии.

Деталь, эпизод романа

Как связано с числом «7»

Сам роман

Состоит  из 6 частей и эпилога.

Первая и вторая части романа

Состоят  из 7 глав.

7 часов вечера

Роковое  время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы.

7 лет каторги

Такой  срок определен в качестве наказания герою романа .

7 лет

Прожил  Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной

7 детей.

У  портного Капернаумова

Раскольников в 7 лет

Видит  сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком .

730 шагов

До  дома старухи-процентщицы.

18. «Пятиминутное эссе»

(в конце любого урока просим учащихся написать, что они узнали по данной теме, и задать вопрос, на который они так и не получили ответа).

 

19. Итоговый урок в форме диспута.

(учащимся предлагаются три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа:

  • нравственное преображение уже произошло;
  • Раскольников еще только на пороге новой жизни;
  • герой остается несмирившимся, гордым человеком.

Учащиеся объединяются «по интересам», за 10-15 минут готовят с помощью текста романа аргументы в защиту своей версии и затем обсуждают и оценивают убедительность аргументации).

 

20. Напишите сочинение на одну из тем:

  • «Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни» (Демокрит)
  • «Тот, кто сеет зло, - пожинает раскаяние» (Саади)
  • «Определенная идеология может иметь разрушительную силу» (Элиаде)
  • «Кто раскаивается в своем прегрешении, тот уже почти невиновен» (Сенека)
  • Считаете ли вы смирение добродетелью?