Система заданий поможет учителю литературы в формировании образно-оценочного восприятия учащимися произведения, а также будет полезна для самостоятельной, парной и групповой работы десятиклассников при прочтении романа, закреплении вновь изученного и при обобщении пройденного материала.
Автор материала: Громенкова Светлана Ивановна
Система заданий по формированию образно-оценочного восприятия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
1.Перед изучением романа составляем «Лесенку ассоциаций».
Задание:1) запишите слово «преступление» и в течение 20 секунд напишите к нему 3 слова – ассоциации в столбик. Подчеркните последнее слово и подберите 3 слова – ассоциации к нему. Повторите прием 3-4 раза. Получится лесенка из слов.
Пример
Преступление
проступок
нарушение
злодеяние
кража
шантаж
убийство
расследование
суд
наказание
изгнание
тюрьма
раскаяние
2) Подберите к выделенным словам эпитеты, сравнения.
3) Составьте связное высказывание с подчеркнутыми словами и подобранными художественными средствами.
4) Во время чтения романа обратите внимание, как раскрывается автором смысл выделенных нами слов.
2.Составьте «Паспорт романа»
Автор: Ф.М. Достоевский
Произведение: «Преступление и наказание»
Время создания: 1865-1866
Тема произведения: изображение нечеловеческих условий существования бедняков, их безнадежности и озлобленности
Идея произведения: всякое преступление сопровождается наказанием (нельзя прийти к благу через преступление
(Учащиеся получают карточки с графами паспорта-красный цвет. Пустые графы заполняются в процессе поискового чтения-черный цвет.)
3. Составьте «досье» на одного из героев романа (работа в группах или парах).
Пример «досье» 1:
ФИО: Раскольников Родион Романович.
Возраст: 23-24 года.
Детство: родился и вырос в крошечном городишке.
Сословие: дворянин.
Место жительства: Петербург.
Социальное положение: бывший студент, бросивший учебу в Петербургском университете на юридическом факультете.
Род занятий: ранее давал частные уроки.
Материальное положение: «задавлен бедностью».
Жилищные условия: снимает каморку, похожую на шкаф.
Черты характера: гордый, самоуверенный, решительный, сочувствует униженным и оскорбленным.
Семейное положение: холост.
Родные: отец и младший брат умерли. Мать Пульхерия Александровна, сестра Дуня (Авдотья Романовна).
Публикации: статья «О преступлении».
Друзья: Разумихин.
Пример «досье» 2:
Внешний портрет- «…молодой человек», «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, темно-рус, ростом выше среднего. Тонок и строен…», «…Раскольников, студент…».
Социальный портрет- «…Он был задавлен бедностью…», «…Он был до того худо одет. Что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу…».
Психологический портрет- «…был в раздражительном и напряженном состоянии похожем на ипохондрию», «…бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался…».
4. Составьте синквейн к образу одного из героев романа.
Справка.
Синквейн –это стихотворная форма из пяти строк.
1 строка: слово – существительное (тема синквейна).
2 строка: два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
3 строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4 строка: фраза, при помощи которой нужно выразить своё отношение к теме.
5 строка: слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.
Примеры синквейна:
Соня
Мудрая, добрая
Спасает, любит, заботится
Приносит себя в жертву
«Вечная Сонечка»
Петербург
Грозный, серый
Угнетает, ожесточает, давит
Картины нищеты и безнадежности
Безысходность
5. Составьте диаманту к образу одного из героев романа.
Справка.
Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Примеры диаманты:
Соня
Мудрая, добрая
Грешит, страдает, верует
Мудрая Соня, падшая женщина
Спасает, любит, заботится
Робкая, верующая
Блудница .
Петербург
Грязный, серый
Угнетает, ожесточает, давит
Величественный город, душащий городишко
Омертвляет, разочаровывает, губит
Мрачный, жестокий
Убийца.
6. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика второстепенных героев»
Характеристика |
Лужин |
Свидригайлов |
Возраст |
45 лет |
Около 50 |
Внешность |
Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлых тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. |
Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи. |
Род занятий |
Весьма преуспевающий юрист, надворный советник. |
Помещик |
Отношение к людям |
Всех людей «просеивает» через свою теорию. По ней – каждый человек просто обязан быть эгоистом, заботиться в первую очередь о себе, о своих интересах. Считает, что только таким образом человек может помочь другим. |
Способен спокойно «идти по головам» к своей цели, переступает даже через человеческие жизни. Безответная любовь к Дуне на какое-то время будит в нем человечность, однако время для раскаяния уже потеряно. Впрочем, перед самоубийством он все же успевает сделать доброе дело – помочь семье Мармеладовых деньгами. |
Характер |
Деловая успешность наложила свой отпечаток на характер Лужина. Это прямолинейный амбициозный человек, людей оценивает с позиции той выгоды, которую можно с них поиметь. Рационален, практичен, воспринимает только то, что можно потрогать руками, потому не поддается эмоциям и интуиции. Для достижения своих целей будет пользоваться всем, моральных границ не существует в этом вопросе. Не верит в честность, бескорыстность, благородство. Уверен в своей дальнейшей успешности. |
Легко отверг установленную общественную мораль, чтобы иметь возможность предаваться удовольствиям. По слухам, насильник и убийца. Оправдывает свою вседозволенность тем, что не верит в вечность, а значит, не суть важно, как ты провел эту жизнь – в молитве или страстях, после нее уже, наверное, ничего не будет. Можно сказать, что Свидригайлов сам задушил в себе абсолютно все человеческое. |
Жизненная позиция |
Эгоизм |
Вседозволенность |
Позиция в романе |
Двойники Раскольникова |
7.Заполните таблицу «Теории героев» и ответь на вопрос: «Почему Лужина и Свидригайлова считают двойниками Раскольникова?»
Раскольников |
Лужин |
Свидригайлов |
Теория Раскольникова об обыкновенных людях и "Наполеонах" говорит о том, что люди в целом якобы делятся на обыкновенных людей (людей-"материал") и людей гениальных, выдающихся ("Наполеоны"). Согласно теории Раскольникова, "Наполеоны" идут к своей цели ради блага общества, не задумываясь о средствах и жертвах. Теория Раскольникова становится главной причиной его страшного преступления: "Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово." "...я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…" |
Экономическая теория Лужина "о целом кафтане" гласит о том, что каждый человек должен заботиться прежде всего о себе, а не об окружающих. Согласно теории Лужина, личный интерес – это залог счастливого общества. Теория Лужина по сути пропагандирует индивидуализм. Однако теория Лужина не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Так, Раскольников приходит к выводу, что теория Лужина по сути оправдывает любые, даже самые страшные преступления во имя личного блага: "Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел..." (Лужин о своей теории) "...доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…" (Раскольников о теории Лужина) |
Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если эта цель не самая благая). Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления. Таким образом теория Свидригайлова по сути мало отличается от теорий Лужина и Раскольникова: "...своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!" (Свидригайлов о своей теории) |
(Ответ: в результате становится очевидно, что теория Лужина, Свидригайлова и Раскольникова имеют много общего. На этом основании Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова. Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками еще и потому, что все они так или иначе совершают преступления.
Среди этих трех персонажей Лужин является самым "мелким" преступником. Его преступление заключается в том, что он клевещет на Соню Мармеладову, обвиняя ее в воровстве 100 рублей: "...вы… клеветник..." "...мерзкий, преступный вы человек..." (Лебезятников о Лужине)
Свидригайлов является преступником, во-первых, потому что он был шулером (карточным мошенником), то есть обманывал людей во время игры в карты. Свидригайлов также был замешан в "темных" уголовных делах со смертельным исходом. Также есть подозрения, что Свидригайлов мог отравить свою жену Марфу Петровну. "...затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства..." "...об истории с человеком Филиппом, умершим от истязаний, лет шесть назад, еще во время крепостного права..."
Раскольников, безусловно, становится преступником, когда совершает страшное убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. "Он убийца. Он убил старуху чиновницу, процентщицу <... >; убил тоже сестру ее, торговку, по имени Лизавету.")
8. Прокомментируйте кластер. Ответьте на вопросы одноклассников.
9. Восстановите хронику преступления (работа в парах: один заполняет первую колонку, другой-вторую)
1 ученик
Было задумано |
Произошло на самом деле |
Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома. |
|
Поменять шляпу на картуз. |
|
Взять топор на кухне. |
|
Должен быть осторожным и предусмотрительным. |
|
Собирался убить «зловредную. гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету. |
|
На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям. |
|
2 ученик
Было задумано |
Произошло на самом деле |
|
Чуть не пропустил назначенный срок. |
|
Забыл, пошел в шляпе. |
|
В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника. |
|
Забывает проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи-процентщицы. |
|
Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую. |
|
Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием. |
10. Перечитайте четвертую главу пятой части романа «Преступление и наказание» и выполните задания.
- Ответьте на вопросы: «Почему Раскольников признается Соне в преступлении?», «Как и когда происходит признание?»
- Выпишите цитаты из текста, отвечающие на вопрос: «Что говорит Раскольников Соне о мотивах преступления?»
(Цитаты: «…ну да, чтоб ограбить…»; «…если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был!»; «вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…»; «ну, вот и я решил. Завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать н обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета…ина новую независимую дорогу стать… »; «и теперь я знаю , Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав…»; «и не деньги , главное, нужны мне были , Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как и все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею… »)
11. Проанализируйте эпизод «Раскольников и Соня читают Евангелие» (глава 4, часть 4), опираясь на вопросы:
- О чем просит Раскольников Соню? Почему именно это место из Евангелия? Какой особый смысл оно имеет?
- Почему Соня не хочет ему читать?
- Почему Раскольников уверен, что чувства ее при чтении этого отрывка из Евангелия составляли настоящую тайну?
- В каком состоянии читает Соня? С кем мысленно сравнивает Раскольникова?
- Как объясняет Раскольников цель своего прихода к Соне?
- Почему теперь уже Соня считает, что Раскольников сумасшедший?
- Что непонятное и страшное говорит он ей?
- Что обещал открыть, если придет завтра?
- Почему говорит о «власти над муравейником»?
- Как связан этот эпизод со всем романом и как помогает понять его?
12. Кейс к уроку «Пути, отвергнутые Раскольниковым: Разумихин. Лебезятников. Лужин. Свидригайлов» (групповое задание)
Разумихин
- Кто такой Разумихин? Что и через кого известно о нем?
- Каковы отношения Раскольникова и Разумихина?
- Почему Раскольников, задумав преступление, решает после того пойти к Разумихину?
- Почему при одинаковом материальном положении Разумихину не приходят в голову идеи, подобные мыслям Раскольникова?
- Чем и как помог Разумихин Раскольникову?
- Как реагирует Разумихин на статью Раскольникова? Почему он говорит, что его теория хуже, чем разрешение крови по закону?
- Проанализируйте сцену объяснения Раскольникова с Разумихиным (часть 4, глава 3). Как можно понять слова: «Оставь меня, а их… не оставь. Понимаешь меня?... Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними… Какая-то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное. Безобразное и вдруг понятое с обеих сторон…Разумихин побледнел как мертвец»? Как вы думаете, понял ли Разумихин Раскольникова?
- Как сложилась судьба Разумихина?
- Какое жизненное кредо мог предложить Разумихин Раскольникову7
- Почему этот путь не устраивает Раскольникова? Почему он отвергает его дорогу в жизни?
Лебезятников
- Кто он такой? Когда и при каких обстоятельствах познакомился с Лужиным?
- Почему Лужин решает в Петербурге остановиться у Лебезятникова?
- Как Лебезятников «развивал» Соню и почему это прекратилось?
- Какие «новейшие направления наши» представляет Лебезятников?
- Что общего у Лебезятникова с героями романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»?
- Какие идеи социалистов звучат карикатурой и пародией в устах Лебезятникова?
- В чем состоит пошлость Лебезятникова?
- Когда проявляются лучшие качества Лебезятникова? Как он спасает Соню?
- Почему для Раскольникова неприемлемы взгляды социалистов? Почему он отвергает этот путь?
Лужин
- Почему Лужин интересуется новыми молодежными течениями?
- Чего он боится? Почему его страшат обличители?
- В чем суть его теории «целого кафтана»? Как она соотносится со словами Мармеладова, что в развитых странах уже милосердие запрещено?
- Каким образом он использует эту теорию в своих целях?
- Почему Раскольников считает, что теория Лужина -это беспринципность, доводящая до преступления?
- Как вы оцениваете желание Лужина оклеветать Соню перед Дуней и ее семьей таким способом, как он задумал? Чем это могло грозить Соне?
- Есть ли общее в теории Раскольникова и Лужина?
- Почему Раскольников отвергает этот путь?
Свидригайлов
- Что вам известно об этом герое?
- Что необычного в его судьбе?
- В чем своеобразие его отношений с женой?
- Почему героя окружают двойственные, противоречивые слухи? Где, по-вашему, правда?
- Как характеризуют его отношения с Дуней? Была ли она его последней надеждой или это иллюзия?
- О чем свидетельствуют распоряжения Свидригайлова перед смертью: прощание с невестой, устройство детей Мармеладовых, освобождение Сони от желтого билета?
- В чем заключается символическое значение снов Свидригайлова? Как в них сочетаются два качества: сладострастие и милосердие?
- Почему при жажде жить он не способен найти смысл в жизни?
- Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова?
- Почему он кончает жизнь самоубийством? Есть ли у него вера, надежа? Как он представляет будущую жизнь?
- Был ли Раскольников близок к такому же решению, как Свидригайлов?
- Почему его путь неприемлем для Раскольникова?
13. «Конкурс шпаргалок»
(составить шпаргалку по одной из тем: «Петербург Достоевского»; «Диалоги Раскольникова и Порфирия Петровича»; «Причины преступления Раскольникова»; «Сон Раскольникова»)
Инструкция
1) «шпаргалка» оформляется на листе бумаги форматом А4;
2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3) на листе может быть не больше 10 слов (фраз, предложений или словосочетаний), пяти условных знаков, семи стрелок или линий).
14. «Цепочка вопросов»
(прочитайте сцену исповеди Мармеладова (глава 2, часть 1) и запишите в тетрадь вопросы, которые у вас возникли в процессе чтения)
15. «Письмо с пробелами»
(восстановите недостающие слова в описании комнаты Раскольникова)
"...с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была _____________, шагов в шесть длиной, имевшая самый _________вид с своими __________, ____________и всюду __________ от стены обоями, и до того __________, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней ______, и всё казалось, что вот-вот _________________________. Мебель соответствовала помещению: было три _________ стула, не совсем __________, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не ______________; и, наконец, ___________софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ________, но теперь в _________и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, __________, покрываясь своим старым, ______, ____________ и с одною ________ подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. Трудно было более _____________ и обнеряшиться..."
16. «Маркировка»
(детям выдается распечатка эпилога романа: 1вариант работает с 1 частью, второй- со второй. На листы с текстом надеваем файл, в руки берем маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное, затем пересказываем по маркированному).
17. Заполните пустые графы в таблицах (работа по теме: «Символика цвета, имен и чисел в романе»; групповая работа)
1 группа
Герои |
Встречается желтый цвет |
Раскольников |
Желтая каморка с желтенькими обоями; «тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам». |
Соня |
Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями». |
Порфирий Петрович |
Мебель из «желтого отполированного дерева». |
Свидригайлов |
Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой. |
Старуха-процентщица |
Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из желтого дерева. |
Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности. |
2 группа
Имя |
Его значение в романе |
Раскольников |
Раскол, раздвоение; с одной стороны – страстная любовь к людям, с другой – полное безразличие к своим интересам. |
Соня |
Смиренномудрие. Смиренно несет крест, выпавший на ее долю, верит в победу добра и справедливости |
Лебезятников |
Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. |
Авдотья Романовна |
Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева. Первая любовь писателя. |
Разумихин |
|
Лизавета Ивановна |
Елизавета – почитающая Бога |
3 группа
Герой |
Как связан с числом «3» |
Марфа Петровна |
Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию. Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников. «Три раза приходила» к Свидригайлову. |
Соня |
Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек. Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых». В ее комнате три больших окна. |
Раскольников |
Трижды позвонил в колокольчик старухи. Трижды встречается с Порфирием Петровичем. Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола. |
Свидригайлов |
Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч. Вручает Сне три билета. |
Дуня |
Стреляет в Свидригайлова в трех шагах |
Разумихин |
Три часа дожидается, пока проснется Раскольников. |
4 группа
Символика числа 7. Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением, 7 считается счастливым числом и олицетворением гармонии. |
|
Деталь, эпизод романа |
Как связано с числом «7» |
Сам роман |
Состоит из 6 частей и эпилога. |
Первая и вторая части романа |
Состоят из 7 глав. |
7 часов вечера |
Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы. |
7 лет каторги |
Такой срок определен в качестве наказания герою романа . |
7 лет |
Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной |
7 детей. |
У портного Капернаумова |
Раскольников в 7 лет |
Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком . |
730 шагов |
До дома старухи-процентщицы. |
18. «Пятиминутное эссе»
(в конце любого урока просим учащихся написать, что они узнали по данной теме, и задать вопрос, на который они так и не получили ответа).
19. Итоговый урок в форме диспута.
(учащимся предлагаются три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа:
- нравственное преображение уже произошло;
- Раскольников еще только на пороге новой жизни;
- герой остается несмирившимся, гордым человеком.
Учащиеся объединяются «по интересам», за 10-15 минут готовят с помощью текста романа аргументы в защиту своей версии и затем обсуждают и оценивают убедительность аргументации).
20. Напишите сочинение на одну из тем:
- «Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни» (Демокрит)
- «Тот, кто сеет зло, - пожинает раскаяние» (Саади)
- «Определенная идеология может иметь разрушительную силу» (Элиаде)
- «Кто раскаивается в своем прегрешении, тот уже почти невиновен» (Сенека)
- Считаете ли вы смирение добродетелью?