Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на приобретение  и применение новых знаний путем самообразования.

Автор: Дорохова Светлана Александровна

 

Проектная технология – эффективный  способ творческой  реализации обучающихся (из опыта работы)

 

Метод проектов дает простор для творческой инициативы обучающихся и преподавателя, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию к учебе.  

Русский язык, литература, в том числе и родная, как учебные предметы, внеурочные занятия – плодотворная почва для проектной деятельности.  Мы часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса  у обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Потому интересная проектная деятельность дает ребятам возможность исправить эти недостатки, получить новые знания и успешно подготовиться к сдаче государственной итоговой аттестации.

В своей работе я использую следующие ТИПЫ ПРОЕКТОВ:

Информационный направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, на сайте школы, города, в сети Internet.

Исследовательский по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Творческий предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Продуктом такого проекта  могут быть альманахи, театрализации, сценарии мероприятий, видеофильмы и т.п.

    По количеству участников проекты бывают:

 индивидуальные           парные           групповые

 

 По продолжительности:

мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока;

краткосрочные проекты требуют 4–6 уроков;

недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели;

 долгосрочные (годичные) проекты.

Все эти виды проектной деятельности моим обучающимся знакомы.

Работу над проектом начинаю с плана действий, он есть у ребят в распечатанном виде. Помогает и рабочая тетрадь для обучающихся средней школы по подготовке и проведению учебно-исследовательской деятельности  «Спутник исследователя» (рекомендую ее распечатать). Она составлена  администрацией Благотворительного фонда наследия Менделеева.

План действий обучающегося  в проекте.

  1. Выбери тему  проекта (исследования).
  2. Поставь цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Запиши ответы).
  3. Если это исследование, то выдвини предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Запиши ответы).
  4. Выбери метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? ).
  5. Собери данные (ставь эксперименты, собирай необходимую информацию, материал, оформляй его ).
  6. Получай результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  7. Анализируй результаты. (Сравнивай полученное с данной гипотезой).
  8. Делай выводы.
  9. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видеозаписи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата). Общая оценка результатов.

При выборе темы нужно учитывать, что она  должна быть интересна  школьникам, увлекать их,  должна быть выполнима и её решение  принесет реальную пользу участникам исследования. Безусловно, в ней необходим элемент необычности, неожиданности. Все темы исследовательских  проектов  я посвящаю краеведению, так как считаю, что сегодня нельзя обучать и воспитывать, не обращаясь к прошлому малой родины, не формируя у школьников бережного отношения к культурному наследию родного края.  Мы с ребятами работали над следующими темами  проектов: «Легенды и были Курчатовского района», «Помещичьи усадьбы Курчатовского района», «Народные промыслы Курского края», «Художественный образ малой родины в творчестве писателя-земляка Пимена Карпова» и др.

 Определение методов исследования – один из непростых этапов в  работе. Их выбор совершается при обязательном руководстве педагога. Я помогаю отобрать необходимые методики исследования, знакомлю начинающих исследователей с традиционно используемыми  методами. Вновь обращаюсь к рабочей тетради «Спутник исследователя», где авторы подробно рассказывают о различных методах.  Они помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать  материал, позволяют производить логическое исследование собранных  материалов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

 Безусловно, каждый серьезный проект обязательно требует исследовательской работы.  И если пятиклассник или шестиклассник сумел найти и описать, пусть и с помощью учителя, «изюминку» в каком-либо вопросе, относящемся к области науки, то он будет удивлен и горд от совершенного им открытия. А это, несомненно, содействует повышению  познавательного интереса ребенка.

 И результатом работы над проектом является продукт и его презентация.

   ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ могут быть такими:

 Web–сайт  Памятка  Эссе  Реферат  Буклет  Видеофильм, видеоклип  Презентация

 Мероприятие  Выставка  Газета  Журнал  Литературный альманах  Игра    

 Коллекция  Художественное произведение

 Мультимедийный продукт  Оформление кабинета  Пакет рекомендаций  Письмо в …

 Праздник    Прогноз  Публикация  Путеводитель  Серия иллюстраций   Спектакль

 Справочник   Сборник  Статья   Сценарий  Учебное пособие    Экскурсия

Таким образом, проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

 Уроки  литературы по программе  Г.С. Меркина  в большой степени способствуют претворению в жизнь  именно мини-проектов, где особая роль отводится работам и заданиям, ориентированным на развитие творческого потенциала обучающихся и на формирование у них литературно-художественных умений. Содержание   деятельности, которую можно осуществить в форме проектов, заложено в самой программе: изучение каждого раздела заканчивается созданием   текста определенного жанра. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, басни, рассказы, сценки  как индивидуально, так и в группах. Ребятам говорю, что неизменное условие их работ опора на  краеведческий  материал. Так, после изучения тем «Сказки», «Басни», лирики А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова в 5 классе я предлагаю ребятам сочинить сказку о курском соловье, басню, стихотворение, посвященные родному городу, известным людям родного края.   

Вот один из примеров. Басня «Курчатов надежда родины моей»  получилась у ученика большая по объему, поэтому я представлю только её начало и окончание:  

 Однажды в солнечный денек

Залез повыше на пенек

В густом лесу большой медведь

И ну во всю кричать, реветь!

Собрал зверей он на совет:

Поскольку радости здесь нет,

Езжайте, звери, отдыхать.

Мир посмотреть, себя там показать…

 

 ...Мораль сей басни такова:

Не тратьте попусту слова

И не спешите за границу.

Нам посчастливилось родиться

В Курчатове. И город сей –

Надежда Родины моей.    

 Конечно, самый главный проект, который создает каждый обучающийся в своей школьной жизни неоднократно и который представляет на выпускном экзамене, это сочинение. И работа по обучению  написанию  этой творческой работы   я начинаю в 5 классе с  мини-проектов. Так, готовясь к презентации литературного альманаха, посвященного жизни и творчеству нашего земляка Пимена Карпова, ребята получают маршрутный лист, где наряду с другими заданиями, им нужно написать сочинение-миниатюру «Мой Карпов». Я хочу  предложить вашему вниманию  сочинение одной из учениц.

Какой он, мой Карпов? Я услышала впервые это имя в пятом классе, когда мой одноклассник вместе с учителем проводил исследовательскую работу. Заинтересовалась его жизнью и творчеством, прочитала стихотворения. Одно из них «Радость» даже выучила наизусть. Оно полно оптимизма, красоты, веры в светлое будущее. Наверное, таким и был Пимен Карпов. Жизнерадостным, веселым, энергичным. Я горжусь, что на Курской земле есть талантливые, самобытные поэты. Мне бы очень хотелось побольше узнать о моём земляке.

 А в  7 классе, изучив тему «Русские народные песни», указав общие и отличительные особенности песен и частушек, я предлагаю самостоятельно познакомиться с книгой «Целовала меня Надя…» И.Ф. Зиборова,  курчатовского поэта, члена Союза писателей России, в ней  автор представляет  вниманию читателей более 200 частушек на самые разные темы. Ребята получают задание: подготовить групповой проект сборник частушек о Курском крае. Сочинили частушки практически все обучающиеся, а одна ученица даже написала отзыв о книге И.Ф. Зиборова. Я предлагаю вашему вниманию некоторые из частушек.

В Обояни ягод много,

А во Льгове – яблок.

Люди милые, скажите,

Что нам то эмбарго?

В нашем древнем Курском крае

Свет лучины раньше знали.

А теперь КАЭС стоит,

Свет дает и не дымит.

А это фрагмент отзыва о книге И.Ф. Зиборова «Целовала меня Надя…»:

Да, частушки поэта – это что-то необъяснимое, исконно русское, показывающее широту души человека, богатство его внутреннего мира, гостеприимство, радушие. «Там русский дух...там Русью пахнет!» – невольно вспоминаешь замечательные строки А.С. Пушкина, когда читаешь современные частушки нашего земляка.

Остроумные, забавные, лирические, душевные, грустные... В сборнике И.Ф. Зиборова «Целовала меня Надя...» вы найдете частушки на любой вкус. Они запоминаются легко и надолго, потому что в них живет душа народа, искрометный юмор. Спасибо Вам, Иван Федотович, за прекрасную встречу с русским словом, за возможность окунуться в чудесный мир народного творчества и насладиться  ярким звучанием родного языка.

Уроки родной литературы – это также  благодатный материал для  создания творческих проектов обучающихся.  Семиклассники  уже знакомы с рассказами нашего земляка Е.И.Носова, потому урок по творчеству писателя провожу в форме защиты группового проекта «Евгений Иванович Носов – талантливый певец земли курской». Задания группы получают примерно за месяц:

  1. группа пишет сценарий, отражая в нем факты из жизни писателя, произведения, на которые стоит обратить внимание;
  2. делает презентацию;
  3. группа готовит чтение наизусть прозаических отрывков из произведений Е.И.Носова. Можно использовать музыкальное сопровождение, костюмы.

Обычно это мероприятие мы проводим в актовом зале школы. Обучающиеся выступают в роли ведущих, чтецов, членов жюри. Конечно,   проекты получаются интересными, яркими, запоминающимися.

 Надо отметить, что  отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы или индивидуально. Эту информацию вместе с ребятами мы черпаем в школьной и городской  библиотеках, музеях: городском краеведческом, областном литературном, провинциальных музеях г. Льгова, п. Хомутовка, Центре народных промыслов и ремесел г. Суджи.

  Собрать богатый материал к исследовательским работам помогают не только  встречи с интересными людьми родного края, писателями и поэтами города, но и экспедиции. Так, для написания проектов «Легенды и были Курчатовского района» и «Помещичьи усадьбы Курчатовского района» мы посетили села  и поселки  нашего района, встретились со старожилами этих мест, взяли у них интервью. Такие встречи,такой поиск информации  решают одну из главных задач проектной деятельности – это раскрытие  интеллектуального потенциала молодого человека. И какой бы вид проектной технологии здесь не применил бы учитель – групповой, парный  или индивидуальный, он обязательно должен убедиться, что получит успешный педагогический результат. Подтверждение тому – заключение   исследовательского  проекта «Легенды и были Курчатовского района» с авторским стихотворением:

Наша малая родина богата своим величественным прошлым, жива немеркнущими воспоминаниями, самобытными легендами и былями. И чтобы уверенно идти в будущее, нам необходимо знать прошлое родного края, его традиции, культуру, обычаи. Ведь именно с любви к своей малой родине начинается любовь к великой России.

Ещё много историй славных

Знает курская наша земля.

Столько сел, деревень легендарных!

Ничего забывать нам нельзя!

Если мы будем помнить о предках

И об их великих делах,

То надеяться ещё можно,

Что и нас не забудут в веках.  

Формы  продуктов  таких проектов у нас получились  самые разные:

это сценарии  внеклассных мероприятий:  «Путешествие в мир народных промыслов Курского края» и  «Евгений Иванович Носов талантливый певец земли курской»;   

- сборники легенд и былей Курчатовского района «Край родной, навек любимый», частушек  «О край родной! Как ты чудесен!»;   

- презентация «Курчатовские самоцветы», посвященная литераторам г.Курчатова;

 - инсценирование произведений писателей-земляков;  

 - литературный альманах «Певец Светлого Града», посвященный жизни и творчеству земляка Пимена Карпова;  

- мультимедийный продукт  «Но бессмертен в веках буду я…», и видеофильмы...

 Хочется остановиться и на долгосрочных исследовательских проектах. Это серьезное исследование, защита которых чаще всего проводится на городских научно-практических конференциях. Он   готовится во внеурочное время. Не секрет, что новые знания можно получить в готовом виде, а можно найти их самостоятельно, добыть  путем собственных наблюдений и опытов, они и будут самые прочные. Так, начав работу над информационно-исследовательским проектом «Художественный образ малой родины в творчестве писателя-земляка Пимена Карпова», нам пришлось побывать в экспедиции  в п. Хомутовка, пообщаться с интересным человеком, членом Союза писателей России Николаем Аверьяновичем Шатохиным, который открыл для нас имя малоизвестного писателя.  В народном музее поселка мы  увидели богатый материал о Пимене Ивановиче Карпове: рукописи, книги, документы. 

Земляки поэта бережно хранят память о  нем: каждый год уже более 20 лет в день рождения писателя, 6 августа, проводятся Карповские чтения, гостями которого становятся не только литераторы нашей области, но и известные писатели и поэты России. В числе приглашенных неоднократно были и мы. В рамках этого мероприятия проходит  и конкурс «Новое слово о Пимене Карпове» как для обучающихся, так  и для педагогов, лауреатами которого мы тоже становились. Исследовательская работа получилась интересной. А результатом этого исследования стал выпуск литературного альманаха «Певец Светлого Града» и его презентация в актовом зале школы.  

Таким образом, проектная технология создает условия для творческой самореализации обучающихся, их успешности, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных способностей школьников,  умению планировать, принимать решения, оценивать результаты. А краеведческий компонент позволяет приобщить ребят к культурному и историческому наследию родного края, способствует воспитанию у них чувства патриотизма, ценностного отношения к традициям, обычаям  русского народа. И если у ученика проснулось желание заниматься  проектной деятельностью, если он, достигнув определенной вершины, связанной с   проектной работой, смог увидеть новые горизонты своих исследований, если у него возникло стремление двигаться дальше по пути новых поисков, это и означает, что главная цель  учителя достигнута. И, конечно, после такой серьезной проделанной работы обучающиеся успешно справятся и с устным собеседованием, и с сочинениями в формате ОГЭ и ЕГЭ.