Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на приобретение и применение новых знаний путем самообразования.
Автор: Дорохова Светлана Александровна
Проектная технология – эффективный способ творческой реализации обучающихся (из опыта работы)
Метод проектов дает простор для творческой инициативы обучающихся и преподавателя, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию к учебе.
Русский язык, литература, в том числе и родная, как учебные предметы, внеурочные занятия – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса у обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Потому интересная проектная деятельность дает ребятам возможность исправить эти недостатки, получить новые знания и успешно подготовиться к сдаче государственной итоговой аттестации.
В своей работе я использую следующие ТИПЫ ПРОЕКТОВ:
Информационный направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, на сайте школы, города, в сети Internet.
Исследовательский по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
Творческий предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Продуктом такого проекта могут быть альманахи, театрализации, сценарии мероприятий, видеофильмы и т.п.
По количеству участников проекты бывают:
индивидуальные парные групповые
По продолжительности:
мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока;
краткосрочные проекты требуют 4–6 уроков;
недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели;
долгосрочные (годичные) проекты.
Все эти виды проектной деятельности моим обучающимся знакомы.
Работу над проектом начинаю с плана действий, он есть у ребят в распечатанном виде. Помогает и рабочая тетрадь для обучающихся средней школы по подготовке и проведению учебно-исследовательской деятельности «Спутник исследователя» (рекомендую ее распечатать). Она составлена администрацией Благотворительного фонда наследия Менделеева.
План действий обучающегося в проекте.
- Выбери тему проекта (исследования).
- Поставь цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Запиши ответы).
- Если это исследование, то выдвини предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Запиши ответы).
- Выбери метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? ).
- Собери данные (ставь эксперименты, собирай необходимую информацию, материал, оформляй его ).
- Получай результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
- Анализируй результаты. (Сравнивай полученное с данной гипотезой).
- Делай выводы.
- Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видеозаписи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата). Общая оценка результатов.
При выборе темы нужно учитывать, что она должна быть интересна школьникам, увлекать их, должна быть выполнима и её решение принесет реальную пользу участникам исследования. Безусловно, в ней необходим элемент необычности, неожиданности. Все темы исследовательских проектов я посвящаю краеведению, так как считаю, что сегодня нельзя обучать и воспитывать, не обращаясь к прошлому малой родины, не формируя у школьников бережного отношения к культурному наследию родного края. Мы с ребятами работали над следующими темами проектов: «Легенды и были Курчатовского района», «Помещичьи усадьбы Курчатовского района», «Народные промыслы Курского края», «Художественный образ малой родины в творчестве писателя-земляка Пимена Карпова» и др.
Определение методов исследования – один из непростых этапов в работе. Их выбор совершается при обязательном руководстве педагога. Я помогаю отобрать необходимые методики исследования, знакомлю начинающих исследователей с традиционно используемыми методами. Вновь обращаюсь к рабочей тетради «Спутник исследователя», где авторы подробно рассказывают о различных методах. Они помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать материал, позволяют производить логическое исследование собранных материалов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Безусловно, каждый серьезный проект обязательно требует исследовательской работы. И если пятиклассник или шестиклассник сумел найти и описать, пусть и с помощью учителя, «изюминку» в каком-либо вопросе, относящемся к области науки, то он будет удивлен и горд от совершенного им открытия. А это, несомненно, содействует повышению познавательного интереса ребенка.
И результатом работы над проектом является продукт и его презентация.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ могут быть такими:
Web–сайт Памятка Эссе Реферат Буклет Видеофильм, видеоклип Презентация
Мероприятие Выставка Газета Журнал Литературный альманах Игра
Коллекция Художественное произведение
Мультимедийный продукт Оформление кабинета Пакет рекомендаций Письмо в …
Праздник Прогноз Публикация Путеводитель Серия иллюстраций Спектакль
Справочник Сборник Статья Сценарий Учебное пособие Экскурсия
Таким образом, проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Уроки литературы по программе Г.С. Меркина в большой степени способствуют претворению в жизнь именно мини-проектов, где особая роль отводится работам и заданиям, ориентированным на развитие творческого потенциала обучающихся и на формирование у них литературно-художественных умений. Содержание деятельности, которую можно осуществить в форме проектов, заложено в самой программе: изучение каждого раздела заканчивается созданием текста определенного жанра. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, басни, рассказы, сценки как индивидуально, так и в группах. Ребятам говорю, что неизменное условие их работ – опора на краеведческий материал. Так, после изучения тем «Сказки», «Басни», лирики А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова в 5 классе я предлагаю ребятам сочинить сказку о курском соловье, басню, стихотворение, посвященные родному городу, известным людям родного края.
Вот один из примеров. Басня «Курчатов – надежда родины моей» получилась у ученика большая по объему, поэтому я представлю только её начало и окончание:
Однажды в солнечный денек
Залез повыше на пенек
В густом лесу большой медведь
И ну во всю кричать, реветь!
Собрал зверей он на совет:
– Поскольку радости здесь нет,
Езжайте, звери, отдыхать.
Мир посмотреть, себя там показать…
...Мораль сей басни такова:
Не тратьте попусту слова
И не спешите за границу.
Нам посчастливилось родиться
В Курчатове. И город сей –
Надежда Родины моей.
Конечно, самый главный проект, который создает каждый обучающийся в своей школьной жизни неоднократно и который представляет на выпускном экзамене, – это сочинение. И работа по обучению написанию этой творческой работы я начинаю в 5 классе с мини-проектов. Так, готовясь к презентации литературного альманаха, посвященного жизни и творчеству нашего земляка Пимена Карпова, ребята получают маршрутный лист, где наряду с другими заданиями, им нужно написать сочинение-миниатюру «Мой Карпов». Я хочу предложить вашему вниманию сочинение одной из учениц.
Какой он, мой Карпов? Я услышала впервые это имя в пятом классе, когда мой одноклассник вместе с учителем проводил исследовательскую работу. Заинтересовалась его жизнью и творчеством, прочитала стихотворения. Одно из них – «Радость» – даже выучила наизусть. Оно полно оптимизма, красоты, веры в светлое будущее. Наверное, таким и был Пимен Карпов. Жизнерадостным, веселым, энергичным. Я горжусь, что на Курской земле есть талантливые, самобытные поэты. Мне бы очень хотелось побольше узнать о моём земляке.
А в 7 классе, изучив тему «Русские народные песни», указав общие и отличительные особенности песен и частушек, я предлагаю самостоятельно познакомиться с книгой «Целовала меня Надя…» И.Ф. Зиборова, курчатовского поэта, члена Союза писателей России, в ней автор представляет вниманию читателей более 200 частушек на самые разные темы. Ребята получают задание: подготовить групповой проект – сборник частушек о Курском крае. Сочинили частушки практически все обучающиеся, а одна ученица даже написала отзыв о книге И.Ф. Зиборова. Я предлагаю вашему вниманию некоторые из частушек.
В Обояни ягод много, А во Льгове – яблок. Люди милые, скажите, Что нам то эмбарго? |
В нашем древнем Курском крае Свет лучины раньше знали. А теперь КАЭС стоит, Свет дает и не дымит. |
А это фрагмент отзыва о книге И.Ф. Зиборова «Целовала меня Надя…»:
Да, частушки поэта – это что-то необъяснимое, исконно русское, показывающее широту души человека, богатство его внутреннего мира, гостеприимство, радушие. «Там русский дух...там Русью пахнет!» – невольно вспоминаешь замечательные строки А.С. Пушкина, когда читаешь современные частушки нашего земляка.
Остроумные, забавные, лирические, душевные, грустные... В сборнике И.Ф. Зиборова «Целовала меня Надя...» вы найдете частушки на любой вкус. Они запоминаются легко и надолго, потому что в них живет душа народа, искрометный юмор. Спасибо Вам, Иван Федотович, за прекрасную встречу с русским словом, за возможность окунуться в чудесный мир народного творчества и насладиться ярким звучанием родного языка.
Уроки родной литературы – это также благодатный материал для создания творческих проектов обучающихся. Семиклассники уже знакомы с рассказами нашего земляка Е.И.Носова, потому урок по творчеству писателя провожу в форме защиты группового проекта «Евгений Иванович Носов – талантливый певец земли курской». Задания группы получают примерно за месяц:
- группа пишет сценарий, отражая в нем факты из жизни писателя, произведения, на которые стоит обратить внимание;
- делает презентацию;
- группа готовит чтение наизусть прозаических отрывков из произведений Е.И.Носова. Можно использовать музыкальное сопровождение, костюмы.
Обычно это мероприятие мы проводим в актовом зале школы. Обучающиеся выступают в роли ведущих, чтецов, членов жюри. Конечно, проекты получаются интересными, яркими, запоминающимися.
Надо отметить, что отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы или индивидуально. Эту информацию вместе с ребятами мы черпаем в школьной и городской библиотеках, музеях: городском краеведческом, областном литературном, провинциальных музеях г. Льгова, п. Хомутовка, Центре народных промыслов и ремесел г. Суджи.
Собрать богатый материал к исследовательским работам помогают не только встречи с интересными людьми родного края, писателями и поэтами города, но и экспедиции. Так, для написания проектов «Легенды и были Курчатовского района» и «Помещичьи усадьбы Курчатовского района» мы посетили села и поселки нашего района, встретились со старожилами этих мест, взяли у них интервью. Такие встречи,такой поиск информации решают одну из главных задач проектной деятельности – это раскрытие интеллектуального потенциала молодого человека. И какой бы вид проектной технологии здесь не применил бы учитель – групповой, парный или индивидуальный, он обязательно должен убедиться, что получит успешный педагогический результат. Подтверждение тому – заключение исследовательского проекта «Легенды и были Курчатовского района» с авторским стихотворением:
Наша малая родина богата своим величественным прошлым, жива немеркнущими воспоминаниями, самобытными легендами и былями. И чтобы уверенно идти в будущее, нам необходимо знать прошлое родного края, его традиции, культуру, обычаи. Ведь именно с любви к своей малой родине начинается любовь к великой России.
Ещё много историй славных
Знает курская наша земля.
Столько сел, деревень легендарных!
Ничего забывать нам нельзя!
Если мы будем помнить о предках
И об их великих делах,
То надеяться ещё можно,
Что и нас не забудут в веках.
Формы продуктов таких проектов у нас получились самые разные:
это сценарии внеклассных мероприятий: «Путешествие в мир народных промыслов Курского края» и «Евгений Иванович Носов –талантливый певец земли курской»;
- сборники легенд и былей Курчатовского района «Край родной, навек любимый», частушек «О край родной! Как ты чудесен!»;
- презентация «Курчатовские самоцветы», посвященная литераторам г.Курчатова;
- инсценирование произведений писателей-земляков;
- литературный альманах «Певец Светлого Града», посвященный жизни и творчеству земляка Пимена Карпова;
- мультимедийный продукт «Но бессмертен в веках буду я…», и видеофильмы...
Хочется остановиться и на долгосрочных исследовательских проектах. Это серьезное исследование, защита которых чаще всего проводится на городских научно-практических конференциях. Он готовится во внеурочное время. Не секрет, что новые знания можно получить в готовом виде, а можно найти их самостоятельно, добыть путем собственных наблюдений и опытов, они и будут самые прочные. Так, начав работу над информационно-исследовательским проектом «Художественный образ малой родины в творчестве писателя-земляка Пимена Карпова», нам пришлось побывать в экспедиции в п. Хомутовка, пообщаться с интересным человеком, членом Союза писателей России Николаем Аверьяновичем Шатохиным, который открыл для нас имя малоизвестного писателя. В народном музее поселка мы увидели богатый материал о Пимене Ивановиче Карпове: рукописи, книги, документы.
Земляки поэта бережно хранят память о нем: каждый год уже более 20 лет в день рождения писателя, 6 августа, проводятся Карповские чтения, гостями которого становятся не только литераторы нашей области, но и известные писатели и поэты России. В числе приглашенных неоднократно были и мы. В рамках этого мероприятия проходит и конкурс «Новое слово о Пимене Карпове» как для обучающихся, так и для педагогов, лауреатами которого мы тоже становились. Исследовательская работа получилась интересной. А результатом этого исследования стал выпуск литературного альманаха «Певец Светлого Града» и его презентация в актовом зале школы.
Таким образом, проектная технология создает условия для творческой самореализации обучающихся, их успешности, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных способностей школьников, умению планировать, принимать решения, оценивать результаты. А краеведческий компонент позволяет приобщить ребят к культурному и историческому наследию родного края, способствует воспитанию у них чувства патриотизма, ценностного отношения к традициям, обычаям русского народа. И если у ученика проснулось желание заниматься проектной деятельностью, если он, достигнув определенной вершины, связанной с проектной работой, смог увидеть новые горизонты своих исследований, если у него возникло стремление двигаться дальше по пути новых поисков, это и означает, что главная цель учителя достигнута. И, конечно, после такой серьезной проделанной работы обучающиеся успешно справятся и с устным собеседованием, и с сочинениями в формате ОГЭ и ЕГЭ.