Художественная литература – это древнейшая шкатулка, расшитая изумрудами человеческой мысли, это драгоценность, на которую орнаментом нанесен опыт предыдущих поколений, это послание из прошлого, в котором  вычерчена история цивилизации.

Где, как не в книге, можно повстречать крепостного Герасима, былинного Илью Муромца или легендарного Емельяна Пугачева? Как нагляднее, если не на примере художественной литературы, рассказать подрастающему поколению о чести и предательстве, о дружбе и взаимовыручке, о муках совести и сложном жизненном выборе?

 

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Ф. Бэкон

 

Необходимость погружения в мир художественной литературы очевидна: мы получаем знания, находим ответы на волнующие вопросы, учимся у литературных героев. Не случайно современный ФГОС ОО представляет чтение в качестве метапредметного умения: чтобы стать физиком или с легкостью составлять химические формулы, освоить иностранный язык или обучиться программированию, необходимо научиться читать осмысленно.

Внедрение в образовательный процесс ФГОС ОО – это задача, к решению которой необходимо прийти. Каковы же ее условия? Чтение утратило свою популярность. Книгу заменил компьютер. Вдумчивое чтение уступило место быстрому получению информации посредством клипов и коротких интернет-постов. Читательский опыт некоторой части населения сводится только к обязательной школьной программе, а кто-то не захотел/не смог освоить и её. Некогда победитель, в настоящее время Россия находится на седьмом месте в рейтинге самых читающих стран мира [2]. Итак, условия задачи определены. Приступаем к первому действию – популяризация чтения. Педагогическая наука знает несколько инструментов для решения данной задачи: уроки литературы с инсценировками, иллюстрированием художественных произведений, сочинением своих собственных прозаических и стихотворных текстов, организация буккроссинга, проведение литературных квестов, литературно-музыкальных вечеров. Остановимся на одном из них – создание буктрейлера.

Буктрейлер – это рекламный ролик, обращающий внимание на определенный художественный текст. Преимущество данного инструмента заключается в том, что в нем есть так необходимая современным школьникам визуализация. Детей, рожденных позже 2000 года, называют поколением Z, представителей которого объединяет клиповое мышление, сложности в запоминании теоретической информации. Поэтому буктрейлер – настоящая находка в данных условиях: минимум текста и яркие изображения, способные привлечь внимание ученика.

Всё что нужно – камера или фотоаппарат, программа для монтажа и прочитанный текст. Буктрейлер предполагает творческое переосмысление произведения. Ролик может быть исключительно информационным (повествующим о сюжете книги) или иллюстративным, может быть ироничным, содержать загадку, даже пародировать текст. Главное – привлечь внимание. Интересен в этом плане проект «День, когда началась война» газеты «Коммерсант» [1], в рамках которого рассказали о первых минутах, часах, днях Великой Отечественной войны. Минимальное количество текста, максимум фотографий из личных архивов участников событий, аудио- и видеофайлы сделали сложный по восприятию материал доступным и запоминающимся.

Новизна метода может оттолкнуть учителя и ученика, пугая сложностью воплощения. Однако всё, что нужно, – творческая идея. Сценарий клипа уже есть – это сам художественный текст. Осталось продумать, как заинтриговать читателя и воплотить идею. Для творческих школьников, владеющих современными технологиями, это не представляет сложности.

Приведем примеры подготовленных учениками СОШ №49 сопровождающих текстов для буктрейлеров к произведениям, изучаемым в 5-6 классах.

А.Грин «Алые паруса»: «Жизнь представляется тебе в серых тонах? Ты не находишь места чуду рядом с собой и разучился мечтать? Повесть А.Грина «Алые паруса» вернет веру в счастливую жизнь. Это произведение о том, как мечта, благодаря надежде и вере в лучшее, воплотилась в реальное счастье».

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»: «Горные вершины Кавказа, поражающие красотой и мощью природы, дарят вдохновение творческой натуре, успокаивают ищущую мятежную душу. Здесь, в татарском ауле, ведет неустанную борьбу за жизнь русский солдат. Любовь к матери, которую так и не суждено было увидеть, предательство товарища, сострадание к ближнему, даже если это враг, всепрощение – вся эта лавина переживаний главного героя перевернет твои представления о взаимоотношениях с окружающими, об истинных и ложных ценностях».

Н.В. Гоголь  «Тарас Бульба»: «Если бегущие по бескрайнему небу облака или расходящиеся по воде круги наводят тебя на размышления над быстротечностью жизни, если тебе легче написать трактат о любви, свободе, совести, чести, чем решить задачу по математике, если друзья тебя называют философом, эта книга точно для тебя! Здесь есть всё, что ты любишь: бескрайние степи, меняющие свой колорит ночью, размышления о силе товарищества, о роли женщины в казачьей среде. Но самое главное – этот текст обратит твое внимание на противостояние между чувством любви и честью, долгом перед Родиной. А размышления над словами несчастного отца  «Я тебя породил, я тебя и убью» и последовавшим за ними кровопролитием предложат тему для новых диспутов с товарищами».

Отметим неисчерпаемость идей для буктрейлера и практически неограниченные возможности его применения. Рекламный ролик может создавать преподаватель, демонстрируя его перед изучением очередного текста, чтобы зародить интерес к произведению, или сами учащиеся, получившие индивидуальное задание. Конечно, можно обратиться к уже готовым рекламным роликам, представленным в сети Интернет. Однако нужно помнить, что самостоятельная работа по созданию буктрейлера развивает творческие способности у его автора, придает тексту индивидуальный стиль и, разумеется, интригует зрителя, мотивируя обратиться к тексту.

Список литературы

  1. Галустян А. День, когда началась война / А.Галустян [Электронный ресурс]: [2014]. URL: https://www.kommersant.ru/projects/june22
  2. Онуфриенко О.Г. Рейтинг самых читающих стран / О.Г. Онуфриенко [Электронный ресурс]: [2014]. URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/KVM_archive/articles/2014/02/2014-02_r_kvm-s9.pdf

ПРЕЗЕНТАЦИЯ