«На сегодняшний день ЕГЭ волнует больше, чем низкие зарплаты, террористы и даже свиной грипп», - сказал в одном интервью известный сатирик Михаил Задорнов. Значит, эта проблема важна не только для педагогов, но и для учеников и их родителей.

Своим опытом подготовки к ОГЭ и ЕГЭ делится Кузнецова Т.С., учитель русского языка и литературы МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области.

 

Так как я руковожу районным методическим объединением учителей русского языка и литературы, хотелось бы несколько слов сказать о работе учителей района по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

В Курском районе, как и везде, ведется методическая работа по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ:

Например, в течение последних 2 лет проведены семинары

  • «Актуальные вопросы подготовки к государственной итоговой аттестации»
  • «Пути достижения метапредметных результатов при подготовке обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе»
  • «Формирование УУД при подготовке выпускников к итоговой аттестации по русскому языку»

На заседаниях РМО рассматриваются актуальные вопросы подготовки к государственной итоговой аттестации:

- Проблемно-диалогическое обучение при подготовке к ГИА по русскому языку

- Методические рекомендации для учителей на основе анализа результатов ЕГЭ 2017г. Русский язык.

- Изменения в КИМах ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Педагоги Курского района регулярно повышают свой профессиональный уровень, принимая участие в региональных семинарах, а также вебинарах издательств «Легион», «Просвещение».

Опыт работы учителей Курского района востребован и на региональном уровне: они являются экспертами по проверке работ ОГЭ и ЕГЭ.

Выпускники Курского района показывают хорошие результаты на ЕГЭ: средний балл по русскому языку в 2015 году – 65, в 2016г. – 70,8, в 2017г. – 68,78; по литературе 53 (2015г.), 60,8 (2016г.), 71,6 (2017г.). В 2017г. выпускница МБОУ «Рышковская СОШ»  набрала 100 баллов по литературе.

Качество знаний обучающихся 9 классов, сдававших ОГЭ, - 78,3% в 2016г., в 2017 г. - 58,36%. Средняя отметка - 4,4 и  3,68.

Сегодня каждая школа уделяет большое внимание вопросу подготовки обучающихся к экзаменам, и педагогический коллектив нашей Косиновской школы ищет пути повышения качества результатов государственной итоговой аттестации.

Все начинается с диагностики знаний обучающихся, при этом учитываются их способности. Изучается уровень тревожности, анализируется учебная мотивация, мотивация к достижению успеха. На этой основе разрабатывается программа педагогической помощи школьнику, выбираются  формы, методы, приемы работы, которые помогут ему добиться успеха на экзаменах.

В процессе учебы выпускник систематически оценивает свою готовность к экзаменам, проходя пробные испытания, где он знакомится с процедурой ЕГЭ и ОГЭ, правилами поведения на экзамене, учится заполнять бланки, проверяет свои знания.

В помощь ученику в школе создан стенд «Готовимся к ЕГЭ», в каждом кабинете информационные странички об экзаменах.

Расширить программу обучения позволяют предметные элективные курсы из компонента образовательного учреждения. Так, в 9 классе ведется предметный курс «Комплексный анализ текста», а в 11 классе – «Технология работы с тестовыми заданиями по русскому языку».

Особую роль в процессе деятельности образовательного учреждения по подготовке обучающихся к экзаменам играет мониторинг качества знаний по русскому языку. Мониторинг включает контроль текущих отметок, отметок за контрольные работы, отслеживание результатов пробного тестирования.  Несколько лет подряд наши ученики принимали участие в репетиционном тестировании, которое проводил Центр тестовых технологий Юго-западного государственного университета. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования результатов ГИА и ЕГЭ

Обучающиеся 9-х и 11-х классов нашей школы на протяжении многих лет показывают стабильно высокие результаты в ходе итоговой аттестации.

Хороший уровень знаний продемонстрировали выпускники МБОУ «Косиновская СОШ» Курского района Курской области на едином государственном экзамене по русскому языку: 2013 год - средний балл 82,75 (учитель Кузнецова Т.С.), 2014 год – 71,6 (учитель Татаренкова С.К.)  , 2015 - 71,2 (учитель Кузнецова Т.С.), 2016 - 76,5 (учитель Татаренкова С.К.) , 2017 - 70,6 (учитель Татаренкова С.К.). Высший балл по русскому языку – 98.  

Год

2013

2014

2015

2016

2017

Косиновская СОШ

82,75

71,6

71,2

76,5

70,6

Курская обл.

64,4

63,9

66

70,1

70,3

Таких результатов педагоги достигают благодаря отработанной системе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. У каждого учителя-словесника есть собственный опыт подготовки учащихся к экзамену. Такую работу мы начинаем уже с 5 класса. На уроках русского языка и литературы обучающиеся под руководством учителя знакомятся с основными приёмами  работы с текстом, развивают орфографическую и пунктуационную зоркость, запоминают  орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы русского языка. Для этого, кроме списывания и объяснения, используются игровые задания «Знаете ли вы, что…», «Диктант на засыпку», «Доскажи словечко», «Лови ошибку», «Письмо с дырками», лингвистический эксперимент, задача, мини-проект,  тестовые задания… В среднем звене систематически ведётся работа с различными словарями. Это помогает при подготовке к экзаменам. К девятому классу школьники имеют определённый объем знаний по всем основным разделам русского языка и готовятся к серьёзному испытанию – основному государственному экзамену.

Еще В.Белинский заметил, что «человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх».  Учителя нашей школы помогают обучающимся подготовиться к экзаменам, чтобы они могли преодолеть  волнение  и достойно выдержать это испытание.

Опираясь на опыт своих коллег, используя интересные наработки передовых учителей, руссоведы нашей школы стараются найти такие приёмы работы, которые будут интересны и нам, и ученикам.

Так, при изучении программных произведений на уроках литературы практикую написание сочинений в  формате 15.3 ОГЭ.

В 8 классе можно обратить внимание на следующие произведения, которые дают возможность учителю работать в том числе и над нравственными понятиями, рассматриваемыми на ОГЭ по русскому языку.

  1. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Нравственные понятия: честь, достоинство, предательство, любовь…

  1. М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Нравственные понятия: любовь к родине, сила духа, свобода…

  1. Н. В. Гоголь «Ревизор»

Нравственные понятия: жизненные цели, долг…

  1. А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Нравственные понятия: жизнелюбие, бесстрашие, взаимопомощь, деловитость, добродушие…

  1. Н. С. Лесков «Старый гений»

Нравственные понятия: доброта, справедливость…

 

Рассмотрим  некоторые приемы работа над сочинением.

После прочтения рассказа и беседы по содержанию предлагаю обучающимся вспомнить схему сочинения-рассуждения. Чтобы лучше запомнили, использую приём «Шифровка»: это обычно вызывает интерес.

 Приём «Шифровка»

  1. Т =П+К (тезис, понятие, комментарий)
  2. П из Т (пример из текста)
  3. П из Ж (пример из жизни)
  4. В из П+ К ( вывод из понятия и комментария)

 

Восьмиклассникам предлагается текст сочинения с пропусками, где нужно дописать слова, словосочетания, предложения.

Доброта – стремление человека делать добро. Доброта делает человека ….. и заботливым, …. и  милосердным.  Добрый человек старается поступит так, чтобы ……

Докажу свои слова конкретными примерами.

В    …..  Н. С. Лескова «Старый гений»  говорится о ….., которая……

Размышляя над вопросом, что такое доброта, хочу обратиться к рассказу ….

 Герой рассказа, ….., был чутким и добрым человеком. Он помогал ……, которые нуждались в поддержке.

Таким образом, мы убедились в том, доброта …

 

Получается примерно такое сочинение:

Доброта – стремление человека делать добро. Доброта делает человека отзывчивым и заботливым, ответственным и  милосердным.  Добрый человек старается поступит так, чтобы  окружающим было хорошо. Докажу свои слова конкретными примерами.

В    рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»  говорится о старушке-помещице, отзывчивом и добром человеке, которая «по доброте, чисто из одного участия» выручила из беды молодого человека, заложив свой домик.

Размышляя над вопросом, что такое доброта, хочу обратиться к рассказу В. Г. Короленко «В дурном обществе». Герой рассказа, мальчик Вася,  был чутким и добрым человеком. Он помогал своим друзьям Валеку и Марусе, которые нуждались в поддержке.

Таким образом, мы убедились в том, доброта может изменить нашу жизнь в лучшую сторону.

 

В  9  классе уже целенаправленно работаем над теми нравственными понятиями, которые представлены в открытом банке данных ФИПИ.

Этические понятия

2017 год

2018 год

1

Внутренний мир человека

Внутренний мир человека

2

Выбор

Выбор

3

Доброта / добро

Доброта

4

Драгоценные книги

Драгоценные книги

5

Дружба

Дружба

6

Жизненные ценности

Жизненные ценности

7

Материнская любовь

Материнская любовь

8

Настоящее искусство

Настоящее искусство

9

Неуверенность в себе

Неуверенность в себе

10

Нравственный выбор

Нравственный выбор

11

Сила духа

Сила духа / сильный человек

12

Взаимовыручка

Взаимовыручка

13

Счастье

Счастье

14

Любовь

Любовь / настоящая любовь

К выпускному классу обучающиеся в основном владеют умением составления текста по заданному плану, поэтому мы больше обращаем внимание на работу с примерами из жизни (литература, фильмы, общество).

  1. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Нравственные понятия: материнская любовь, невежество…

  1. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Нравственные понятия: любовь, совесть...

  1. А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Нравственные понятия: любовь, долг, верность, деликатность, дружба, искренность, порядочность…

  1. Фильм «Мы из будущего»

Действие картины разворачивается в двух временных пластах: в наши дни и в годы войны, во время тяжелых оборонительных боев августа 1942-го. Главные герои ленты — четверо «черных копателя» — Борман, Череп, Чуха и Спирт…

Нравственные понятия: любовь, совесть, взаимовыручка, дружба, нравственный выбор, жизненные ценности …

  1. Российские паралимпийцы заняли второе место в неофициальном медальном зачете Олимпийских Игр-2018, завоевав 24 медали. Михалина Лысова, теперь уже шестикратная паралимпийская чемпионка, лидер российской женской команды среди слабовидящих спортсменок. Лысова выиграла два золота, три серебра и бронзу.

Нравственные понятия: сила духа,  нравственный выбор, жизненные ценности, внутренний мир человека …

При подготовке к экзаменам по русскому языку необходимо помочь детям осознать практическую ценность тех теоретических сведений, которые приходится изучать, а впоследствии повторять и углублять для свободного владения навыками различных видов анализа слов, словосочетаний, предложений, текстов.

К сожалению, в учебнике Ладыженской, Тростенцовой нет материала для подготовки к экзамену, поэтому иногда я использую упражнения и задания из учебника русского языка под редакцией А. Д. Шмелёва, в котором представлен раздел «Подготовка к итоговой аттестации».

Л. Н.Толстой когда-то заметил: «Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень многое, не зная самого нужного». Мы учим  выпускников понимать, что необходимы не только хорошие знания, но и умение правильно логически мыслить.

 Эта работа ведётся с 5 класса, но основательную подготовку к ЕГЭ по русскому языку начинаю, как и все учителя, в 10 классе с диагностики. В течение учебного года проводится входной контроль, промежуточный, итоговый, что позволяет проследить динамику учебных достижений обучающихся.

В своей работе использую разные формы и методы подготовки к ЕГЭ:

  • Орфоэпические диктанты.
  • Тестовые задания.
  • Лингвистический анализ текста.
  • Творческие задания.

Кроме традиционных уроков, провожу семинары-практикумы, мини-лекции для объяснения трудных случаев, творческие лаборатории по написанию сочинения-рассуждения.

Элементы различных технологий: личностно-ориентированной, проблемно-диалоговой, исследовательской, ИКТ… - дают возможность оптимально выстроить работу в старших классах. Хорошо помогают в этом плане сайты Ясинской и Захарьиной, где своевременно и систематически появляются новые материалы по подготовке к экзаменам.

Для того чтобы обеспечить качественную подготовку к ЕГЭ по русскому языку, провожу обязательно разбор трудных заданий.

Частые затруднения наши обучающиеся испытывают при выполнении задания 5 (паронимы), 14 (Н и НН в разных частях речи), 17 (знаки препинания при обращении и вводных словах, словосочетаниях), 19 (знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи), 22 ( типы речи).

Например, 5 задание проверяет знания учащихся в области употребления паронимов – однокоренных слов одной и той же части речи, имеющих схожее звучание, но различное значение.

Задание №5.

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1.Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные  КОРИЧНЕВЫЕ глаза.

2.На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.

3.ФАКТЫ, собранные следствием, говорят против тебя.

4.На дне океана обитают животные с ВЫСОКОЙ степенью активности.

Ответ ____________________

Для подготовки к данному заданию целесообразно использовать словарь паронимов, для большего эффекта можно составлять собственные предложения с использованием паронимов. В 10 классе обучающиеся работают над проектом «Паронимы. Готовимся к ЕГЭ», ходе которого составляется словарь паронимов с примерами употребления слов (прошу не распечатки, а рукописные работы). Такая работа обогащает словарный запас школьников. Этим словарем они могут пользоваться, отвечая на уроках, готовясь к экзаменам.

На занятиях обучающиеся знакомятся с алгоритмом выполнения задания 5:

  • Внимательно прочитайте каждое предложение.
  • Подберите к выделенному слову синонимы, антонимы и делайте вывод, верно ли оно употреблено в предложении.
  • Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Кроме традиционных форм работы с тестовыми заданиями № 5, можно использовать приёмы и  упражнения: «Скажи одним словом», «Угадай слово», Лексический диктант, «Верные-неверные утверждения».

Часто вызывают затруднения задания 17, 19.

Способом повторения и обобщения знаний в нетрадиционной форме может быть приём «Круги по воде». Записываем название языкового явления по вертикали и подбираем в соответствии с заданием синтаксические единицы.  

1.     Подберите (или придумайте сами) примеры употребления запятой при обращении, вводном слове.

 

Ты, конечно, спору нет,

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

2.     Подберите (или придумайте сами) примеры употребления запятой в сложном предложении с разными видами связи.

 

День был прекрасный, солнечный, безветренный; слева надвинулась уютная тень, и трудно стало понимать, где заканчивается тень и где начинается изумрудная листва деревьев.

 

Такая работа может быть проведена в классе или предложена в качестве домашнего задания. Данный приём помогает связать уроки русского языка и литературы.

Упражнения на трансформирование предложений совершенствуют пунктуационные навыки обучающихся. Например, при повторении темы «Сложные предложения с разными видами связи»:

  1. Перестройте предложения так, чтобы на стыке союзов «исчез» знак препинания.
  2. Перестройте предложения так, чтобы на стыке союзов «появился» знак препинания.

Видеть структуру предложения помогает прием «Найди соответствие».

Например,

Запишите предложения, соответствующие схемам, расставляя и объясняя знаки препинания:

Схема

Предложение

[… ,обр.,… ].

а) Не осталось никаких сомнений с солдатами что-то случилось но несмотря на это мост на территории врага должен быть взорван.

[… ,вв.слово,… ].

б) Вы уважаемый обязательно приходите на концерт.

[…]: [… ], но [… ].

в) Ты по-видимому не намерена идти на примирение

Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. 

Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

− документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2018 г.;

− Открытый банк заданий ЕГЭ;

− Методические рекомендации прошлых лет.

Подготовку к ЕГЭ мне помогают сделать эффективной такие пособия:

  1. ЕГЭ 2018. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Драбкина С.В., Субботин Д.И.
  2. ОГЭ 2018. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Драбкина С.В., Субботин Д.И.
  3. ЕГЭ 2018 ФИПИ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов под редакцией Цыбулько И. П
  4. ОГЭ 2018. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов под редакцией Цыбулько И. П
  5. ЕГЭ 2018, Экзаменационный тренажёр, 20 экзаменационных вариантов, Русский язык, Егораева Г.Т., 2018.

 

Безусловно, каждый учитель разрабатывает тестовые задания разной степени сложности, раздаточный дидактический материал, методические пособия. Учителя русского языка и литературы Косиновской школы публикуют материалы на персональных сайтах в Интернете, создают пособия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ:

  • Татаренкова С.К. «Материалы для аргументации собственного мнения на основе читательского опыта»
  • Кузнецова Т.С., Татаренкова С.К. «Материалы для подготовки обучающихся к написанию сочинения-рассуждения (задание 15.3 в формате ОГЭ)»

Я рассказала о некоторых приемах работы по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации.  Каждый год, учитывая уровень знаний и мотивации учеников, изменения в КИМах  ОГЭ и ЕГЭ, корректирую планирование, стараюсь использовать в работе новые формы, приемы.


Презентация, сопровождающая материал статьи (файл ppt, 19 слайдов, размер 1,47 МБ).

Автор: Кузнецова Т.С.