«На сегодняшний день ЕГЭ волнует больше, чем низкие зарплаты, террористы и даже свиной грипп», - сказал в одном интервью известный сатирик Михаил Задорнов. Значит, эта проблема важна не только для педагогов, но и для учеников и их родителей.
Своим опытом подготовки к ОГЭ и ЕГЭ делится Кузнецова Т.С., учитель русского языка и литературы МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области.
Так как я руковожу районным методическим объединением учителей русского языка и литературы, хотелось бы несколько слов сказать о работе учителей района по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
В Курском районе, как и везде, ведется методическая работа по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ:
Например, в течение последних 2 лет проведены семинары
- «Актуальные вопросы подготовки к государственной итоговой аттестации»
- «Пути достижения метапредметных результатов при подготовке обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе»
- «Формирование УУД при подготовке выпускников к итоговой аттестации по русскому языку»
На заседаниях РМО рассматриваются актуальные вопросы подготовки к государственной итоговой аттестации:
- Проблемно-диалогическое обучение при подготовке к ГИА по русскому языку
- Методические рекомендации для учителей на основе анализа результатов ЕГЭ 2017г. Русский язык.
- Изменения в КИМах ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Педагоги Курского района регулярно повышают свой профессиональный уровень, принимая участие в региональных семинарах, а также вебинарах издательств «Легион», «Просвещение».
Опыт работы учителей Курского района востребован и на региональном уровне: они являются экспертами по проверке работ ОГЭ и ЕГЭ.
Выпускники Курского района показывают хорошие результаты на ЕГЭ: средний балл по русскому языку в 2015 году – 65, в 2016г. – 70,8, в 2017г. – 68,78; по литературе 53 (2015г.), 60,8 (2016г.), 71,6 (2017г.). В 2017г. выпускница МБОУ «Рышковская СОШ» набрала 100 баллов по литературе.
Качество знаний обучающихся 9 классов, сдававших ОГЭ, - 78,3% в 2016г., в 2017 г. - 58,36%. Средняя отметка - 4,4 и 3,68.
Сегодня каждая школа уделяет большое внимание вопросу подготовки обучающихся к экзаменам, и педагогический коллектив нашей Косиновской школы ищет пути повышения качества результатов государственной итоговой аттестации.
Все начинается с диагностики знаний обучающихся, при этом учитываются их способности. Изучается уровень тревожности, анализируется учебная мотивация, мотивация к достижению успеха. На этой основе разрабатывается программа педагогической помощи школьнику, выбираются формы, методы, приемы работы, которые помогут ему добиться успеха на экзаменах.
В процессе учебы выпускник систематически оценивает свою готовность к экзаменам, проходя пробные испытания, где он знакомится с процедурой ЕГЭ и ОГЭ, правилами поведения на экзамене, учится заполнять бланки, проверяет свои знания.
В помощь ученику в школе создан стенд «Готовимся к ЕГЭ», в каждом кабинете информационные странички об экзаменах.
Расширить программу обучения позволяют предметные элективные курсы из компонента образовательного учреждения. Так, в 9 классе ведется предметный курс «Комплексный анализ текста», а в 11 классе – «Технология работы с тестовыми заданиями по русскому языку».
Особую роль в процессе деятельности образовательного учреждения по подготовке обучающихся к экзаменам играет мониторинг качества знаний по русскому языку. Мониторинг включает контроль текущих отметок, отметок за контрольные работы, отслеживание результатов пробного тестирования. Несколько лет подряд наши ученики принимали участие в репетиционном тестировании, которое проводил Центр тестовых технологий Юго-западного государственного университета. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования результатов ГИА и ЕГЭ
Обучающиеся 9-х и 11-х классов нашей школы на протяжении многих лет показывают стабильно высокие результаты в ходе итоговой аттестации.
Хороший уровень знаний продемонстрировали выпускники МБОУ «Косиновская СОШ» Курского района Курской области на едином государственном экзамене по русскому языку: 2013 год - средний балл 82,75 (учитель Кузнецова Т.С.), 2014 год – 71,6 (учитель Татаренкова С.К.) , 2015 - 71,2 (учитель Кузнецова Т.С.), 2016 - 76,5 (учитель Татаренкова С.К.) , 2017 - 70,6 (учитель Татаренкова С.К.). Высший балл по русскому языку – 98.
Год |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Косиновская СОШ |
82,75 |
71,6 |
71,2 |
76,5 |
70,6 |
Курская обл. |
64,4 |
63,9 |
66 |
70,1 |
70,3 |
Таких результатов педагоги достигают благодаря отработанной системе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. У каждого учителя-словесника есть собственный опыт подготовки учащихся к экзамену. Такую работу мы начинаем уже с 5 класса. На уроках русского языка и литературы обучающиеся под руководством учителя знакомятся с основными приёмами работы с текстом, развивают орфографическую и пунктуационную зоркость, запоминают орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы русского языка. Для этого, кроме списывания и объяснения, используются игровые задания «Знаете ли вы, что…», «Диктант на засыпку», «Доскажи словечко», «Лови ошибку», «Письмо с дырками», лингвистический эксперимент, задача, мини-проект, тестовые задания… В среднем звене систематически ведётся работа с различными словарями. Это помогает при подготовке к экзаменам. К девятому классу школьники имеют определённый объем знаний по всем основным разделам русского языка и готовятся к серьёзному испытанию – основному государственному экзамену.
Еще В.Белинский заметил, что «человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх». Учителя нашей школы помогают обучающимся подготовиться к экзаменам, чтобы они могли преодолеть волнение и достойно выдержать это испытание.
Опираясь на опыт своих коллег, используя интересные наработки передовых учителей, руссоведы нашей школы стараются найти такие приёмы работы, которые будут интересны и нам, и ученикам.
Так, при изучении программных произведений на уроках литературы практикую написание сочинений в формате 15.3 ОГЭ.
В 8 классе можно обратить внимание на следующие произведения, которые дают возможность учителю работать в том числе и над нравственными понятиями, рассматриваемыми на ОГЭ по русскому языку.
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Нравственные понятия: честь, достоинство, предательство, любовь…
- М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
Нравственные понятия: любовь к родине, сила духа, свобода…
- Н. В. Гоголь «Ревизор»
Нравственные понятия: жизненные цели, долг…
- А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
Нравственные понятия: жизнелюбие, бесстрашие, взаимопомощь, деловитость, добродушие…
- Н. С. Лесков «Старый гений»
Нравственные понятия: доброта, справедливость…
Рассмотрим некоторые приемы работа над сочинением.
После прочтения рассказа и беседы по содержанию предлагаю обучающимся вспомнить схему сочинения-рассуждения. Чтобы лучше запомнили, использую приём «Шифровка»: это обычно вызывает интерес.
Приём «Шифровка»
- Т =П+К (тезис, понятие, комментарий)
- П из Т (пример из текста)
- П из Ж (пример из жизни)
- В из П+ К ( вывод из понятия и комментария)
Восьмиклассникам предлагается текст сочинения с пропусками, где нужно дописать слова, словосочетания, предложения.
Доброта – стремление человека делать добро. Доброта делает человека ….. и заботливым, …. и милосердным. Добрый человек старается поступит так, чтобы ……
Докажу свои слова конкретными примерами.
В ….. Н. С. Лескова «Старый гений» говорится о ….., которая……
Размышляя над вопросом, что такое доброта, хочу обратиться к рассказу ….
Герой рассказа, ….., был чутким и добрым человеком. Он помогал ……, которые нуждались в поддержке.
Таким образом, мы убедились в том, доброта …
Получается примерно такое сочинение:
Доброта – стремление человека делать добро. Доброта делает человека отзывчивым и заботливым, ответственным и милосердным. Добрый человек старается поступит так, чтобы окружающим было хорошо. Докажу свои слова конкретными примерами.
В рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» говорится о старушке-помещице, отзывчивом и добром человеке, которая «по доброте, чисто из одного участия» выручила из беды молодого человека, заложив свой домик.
Размышляя над вопросом, что такое доброта, хочу обратиться к рассказу В. Г. Короленко «В дурном обществе». Герой рассказа, мальчик Вася, был чутким и добрым человеком. Он помогал своим друзьям Валеку и Марусе, которые нуждались в поддержке.
Таким образом, мы убедились в том, доброта может изменить нашу жизнь в лучшую сторону.
В 9 классе уже целенаправленно работаем над теми нравственными понятиями, которые представлены в открытом банке данных ФИПИ.
Этические понятия
№ |
2017 год |
2018 год |
1 |
Внутренний мир человека |
Внутренний мир человека |
2 |
Выбор |
Выбор |
3 |
Доброта / добро |
Доброта |
4 |
Драгоценные книги |
Драгоценные книги |
5 |
Дружба |
Дружба |
6 |
Жизненные ценности |
Жизненные ценности |
7 |
Материнская любовь |
Материнская любовь |
8 |
Настоящее искусство |
Настоящее искусство |
9 |
Неуверенность в себе |
Неуверенность в себе |
10 |
Нравственный выбор |
Нравственный выбор |
11 |
Сила духа |
Сила духа / сильный человек |
12 |
Взаимовыручка |
Взаимовыручка |
13 |
Счастье |
Счастье |
14 |
Любовь |
Любовь / настоящая любовь |
К выпускному классу обучающиеся в основном владеют умением составления текста по заданному плану, поэтому мы больше обращаем внимание на работу с примерами из жизни (литература, фильмы, общество).
- Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Нравственные понятия: материнская любовь, невежество…
- Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
Нравственные понятия: любовь, совесть...
- А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Нравственные понятия: любовь, долг, верность, деликатность, дружба, искренность, порядочность…
- Фильм «Мы из будущего»
Действие картины разворачивается в двух временных пластах: в наши дни и в годы войны, во время тяжелых оборонительных боев августа 1942-го. Главные герои ленты — четверо «черных копателя» — Борман, Череп, Чуха и Спирт…
Нравственные понятия: любовь, совесть, взаимовыручка, дружба, нравственный выбор, жизненные ценности …
- Российские паралимпийцы заняли второе место в неофициальном медальном зачете Олимпийских Игр-2018, завоевав 24 медали. Михалина Лысова, теперь уже шестикратная паралимпийская чемпионка, лидер российской женской команды среди слабовидящих спортсменок. Лысова выиграла два золота, три серебра и бронзу.
Нравственные понятия: сила духа, нравственный выбор, жизненные ценности, внутренний мир человека …
При подготовке к экзаменам по русскому языку необходимо помочь детям осознать практическую ценность тех теоретических сведений, которые приходится изучать, а впоследствии повторять и углублять для свободного владения навыками различных видов анализа слов, словосочетаний, предложений, текстов.
К сожалению, в учебнике Ладыженской, Тростенцовой нет материала для подготовки к экзамену, поэтому иногда я использую упражнения и задания из учебника русского языка под редакцией А. Д. Шмелёва, в котором представлен раздел «Подготовка к итоговой аттестации».
Л. Н.Толстой когда-то заметил: «Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень многое, не зная самого нужного». Мы учим выпускников понимать, что необходимы не только хорошие знания, но и умение правильно логически мыслить.
Эта работа ведётся с 5 класса, но основательную подготовку к ЕГЭ по русскому языку начинаю, как и все учителя, в 10 классе с диагностики. В течение учебного года проводится входной контроль, промежуточный, итоговый, что позволяет проследить динамику учебных достижений обучающихся.
В своей работе использую разные формы и методы подготовки к ЕГЭ:
- Орфоэпические диктанты.
- Тестовые задания.
- Лингвистический анализ текста.
- Творческие задания.
Кроме традиционных уроков, провожу семинары-практикумы, мини-лекции для объяснения трудных случаев, творческие лаборатории по написанию сочинения-рассуждения.
Элементы различных технологий: личностно-ориентированной, проблемно-диалоговой, исследовательской, ИКТ… - дают возможность оптимально выстроить работу в старших классах. Хорошо помогают в этом плане сайты Ясинской и Захарьиной, где своевременно и систематически появляются новые материалы по подготовке к экзаменам.
Для того чтобы обеспечить качественную подготовку к ЕГЭ по русскому языку, провожу обязательно разбор трудных заданий.
Частые затруднения наши обучающиеся испытывают при выполнении задания 5 (паронимы), 14 (Н и НН в разных частях речи), 17 (знаки препинания при обращении и вводных словах, словосочетаниях), 19 (знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи), 22 ( типы речи).
Например, 5 задание проверяет знания учащихся в области употребления паронимов – однокоренных слов одной и той же части речи, имеющих схожее звучание, но различное значение.
Задание №5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 1.Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные КОРИЧНЕВЫЕ глаза. 2.На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом. 3.ФАКТЫ, собранные следствием, говорят против тебя. 4.На дне океана обитают животные с ВЫСОКОЙ степенью активности. Ответ ____________________ |
Для подготовки к данному заданию целесообразно использовать словарь паронимов, для большего эффекта можно составлять собственные предложения с использованием паронимов. В 10 классе обучающиеся работают над проектом «Паронимы. Готовимся к ЕГЭ», ходе которого составляется словарь паронимов с примерами употребления слов (прошу не распечатки, а рукописные работы). Такая работа обогащает словарный запас школьников. Этим словарем они могут пользоваться, отвечая на уроках, готовясь к экзаменам.
На занятиях обучающиеся знакомятся с алгоритмом выполнения задания 5:
- Внимательно прочитайте каждое предложение.
- Подберите к выделенному слову синонимы, антонимы и делайте вывод, верно ли оно употреблено в предложении.
- Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Кроме традиционных форм работы с тестовыми заданиями № 5, можно использовать приёмы и упражнения: «Скажи одним словом», «Угадай слово», Лексический диктант, «Верные-неверные утверждения».
Часто вызывают затруднения задания 17, 19.
Способом повторения и обобщения знаний в нетрадиционной форме может быть приём «Круги по воде». Записываем название языкового явления по вертикали и подбираем в соответствии с заданием синтаксические единицы.
1. Подберите (или придумайте сами) примеры употребления запятой при обращении, вводном слове.
|
Ты, конечно, спору нет, Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее. |
2. Подберите (или придумайте сами) примеры употребления запятой в сложном предложении с разными видами связи.
|
День был прекрасный, солнечный, безветренный; слева надвинулась уютная тень, и трудно стало понимать, где заканчивается тень и где начинается изумрудная листва деревьев. |
Такая работа может быть проведена в классе или предложена в качестве домашнего задания. Данный приём помогает связать уроки русского языка и литературы.
Упражнения на трансформирование предложений совершенствуют пунктуационные навыки обучающихся. Например, при повторении темы «Сложные предложения с разными видами связи»:
- Перестройте предложения так, чтобы на стыке союзов «исчез» знак препинания.
- Перестройте предложения так, чтобы на стыке союзов «появился» знак препинания.
Видеть структуру предложения помогает прием «Найди соответствие».
Например,
Запишите предложения, соответствующие схемам, расставляя и объясняя знаки препинания:
Схема |
Предложение |
[… ,обр.,… ]. |
а) Не осталось никаких сомнений с солдатами что-то случилось но несмотря на это мост на территории врага должен быть взорван. |
[… ,вв.слово,… ]. |
б) Вы уважаемый обязательно приходите на концерт. |
[…]: [… ], но [… ]. |
в) Ты по-видимому не намерена идти на примирение |
Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
− документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2018 г.;
− Открытый банк заданий ЕГЭ;
− Методические рекомендации прошлых лет.
Подготовку к ЕГЭ мне помогают сделать эффективной такие пособия:
- ЕГЭ 2018. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Драбкина С.В., Субботин Д.И.
- ОГЭ 2018. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Драбкина С.В., Субботин Д.И.
- ЕГЭ 2018 ФИПИ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов под редакцией Цыбулько И. П
- ОГЭ 2018. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов под редакцией Цыбулько И. П
- ЕГЭ 2018, Экзаменационный тренажёр, 20 экзаменационных вариантов, Русский язык, Егораева Г.Т., 2018.
Безусловно, каждый учитель разрабатывает тестовые задания разной степени сложности, раздаточный дидактический материал, методические пособия. Учителя русского языка и литературы Косиновской школы публикуют материалы на персональных сайтах в Интернете, создают пособия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ:
- Татаренкова С.К. «Материалы для аргументации собственного мнения на основе читательского опыта»
- Кузнецова Т.С., Татаренкова С.К. «Материалы для подготовки обучающихся к написанию сочинения-рассуждения (задание 15.3 в формате ОГЭ)»
Я рассказала о некоторых приемах работы по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации. Каждый год, учитывая уровень знаний и мотивации учеников, изменения в КИМах ОГЭ и ЕГЭ, корректирую планирование, стараюсь использовать в работе новые формы, приемы.
Презентация, сопровождающая материал статьи (файл ppt, 19 слайдов, размер 1,47 МБ).
Автор: Кузнецова Т.С.