В основе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на самостоятельное получение знаний, на развитие высокой мотивации к обучению и познанию окружающего мира в целом. Для достижения этой цели используются разные формы и средства, в том числе и формирование функциональной грамотности, то есть способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и передачи такой информации в реальном общении и при помощи текстов и других сообщений.
Автор: Субботина Людмила Викторовна
Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться
Э. Тоффлер
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности: математическая, естественно-научная, финансовая и читательская. Что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Уметь читать, по словам К.Ушинского, – значит «извлечь из мертвой буквы живой смысл…читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
У грамотного читателя должны быть сформированы следующие умения:
1) умения, целиком основанные на тексте, такие как
- способность извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
- находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;
- находить в тексте информацию, представленную в явном виде;
- основываясь на тексте, делать простые выводы.
2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном, такие как:
- интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя;
- устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
- интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
- реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Читательская грамотность включает в себя беглое чтение, толкование текста в буквальном смысле, оценку языка и формы сообщения, поиск информации и её извлечение, преобразование данных от частных явлений к обобщенным, формулирование основных идей и выводов, общее понимание текста, размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Возникает вопрос: почему в последнее время приоритетной задачей российского образования является формирование читательской грамотности?
Дело в том, что международное исследование PISA один раз в три года проверяет читательскую грамотность 15-летних школьников. Результаты исследований таковы: средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, и российские обучающиеся по данной области заняли 41-43 места среди 65 стран-участников. За последние десять лет, по исследованиям PISA, в нашей стране нет положительных изменений.
Поэтому основная задача школы на современном этапе – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Российские педагоги должны научить обучающихся осознанно, правильно, выразительно читать, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, самостоятельно выбирать книги для чтения, работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях), высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, развивать потребность в самостоятельном, инициативном чтении.
Развитие читательской грамотности должно происходить не только на уроках русского языка и литературы, но и других учебных дисциплинах, таких как история, обществознание, основу которых составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:
- осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
- пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов;
- характеристика героя;
- написание отзыва;
- написание сочинения.
Из Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации следует, что конечной целью обучения этих предметов является практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.
Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
Для меня текст – первооснова уроков русского языка и литературы. Регулярно в уроки русского языка включаю отрывки из произведений А.П.Чехова, И.А.Бунина, В. Пескова, В. Солоухина и т.д. Учащиеся пишут под диктовку, объясняют орфограммы и знаки препинания, производят разборы, но самое главное – учатся понимать, как писатель работал над языком своих произведений. Также использую стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, К. Бальмонта, Н.Рубцова, на основе которых отрабатываю не только языковой материал, но и учу видеть красоту родного языка через художественно-изобразительные средства. Эта работа находит продолжение на уроках литературы. При изучении поэзии практикую лингвистический анализ поэтического текста.
Например, урок литературы в 11 классе по теме: «Лингвистический анализ поэтического текста. А. Ахматова «Песня последней встречи». Эпиграфом к уроку взяли слова поэтессы: «Стихи – это рыдание над жизнью».
Урок начинается с небольшой справки об истории создания этого стихотворения. Затем подготовленный ученик читает стихотворение, а класс определяет его тему (Тема любви).
Далее учитель сообщает: «Ранняя лирика А.Ахматовой о любви и в ней много того, что можно назвать подражанием. Но даже первые поэтические опыты обнаруживают глубину дарования и подлинность чувств поэтессы. И мы в этом убедимся на основе исследования стихотворения А. Ахматовой «Песня последней встречи».
Читая повторно, учащиеся определяют его основную мысль, но вначале отвечают на вопросы:
- Поверили ли вы в искренность переживаний героини? Если да, то давайте разберемся, в чем тайна этой лирической миниатюры?
- Что описано в этом стихотворении: чувства героини или их выражение? (Выражение чувств).
- Приведем примеры из текста, как выражаются чувства героини во время последней встречи? (…я на правую руку надела перчатку с левой руки; показалось, что много ступеней, а я знала – их только три).
Учитель делает вывод: «Только в полузабытье, во всепоглощающем переживании последней встречи возможны столь выразительные «ошибки».
- Так давайте теперь скажем, какова основная мысль стихотворения? (В этом стихотворении передано душевное состояние героини во время последней встречи).
- А как вы думаете, что положено в основу названия стихотворения: тема или основная мысль? (Обучающиеся, мотивируя свой ответ, говорят, что в основу стихотворения положена основная мысль).
Далее проводится работа по плану лингвистического анализа поэтического текста:
Определение жанра стихотворения (Это стихотворение можно назвать и элегией, и лирической миниатюрой; обучающиеся дают определения этих жанров, доказывают свои мысли).
Композиционные особенности стихотворения.
Завязка (2 первые строчки).
Развитие действия (2 последние строки первого четверостишия и 2 последние строки 2 четверостишия).
Кульминация (проявление диалога, что характерно для прозы; диалог в поэзии – это признак драматизма ситуации).
Развязка (последнее четверостишие).
Развитие авторской мысли.
1 микротема: ошибки, связанные с переживаниями героини;
2 микротема: диалог возлюбленных;
3 микротема: это оказалось песней последней встречи.
Морфологические особенности (существительных – 15; прилагательных – 11; глаголов – 8; местоимений – 11; вывод о стихотворении: стихотворение детальное, интимное, а прилагательные передают душевное состояние героини).
Определяем, каких слов больше: конкретных или абстрактных.
Определяем средства выразительности речи и для чего их использует поэтесса (чтобы передать душевное состояние героини).
Особенности синтаксической системы и для чего их использует автор (типы предложений, инверсия, синтаксические фигуры речи).
Звукопись и для чего ее использует А. Ахматова (звукопись помогает изобразить картину, передать чувства, выделить наиболее значимые слова).
Определение размера стиха.
Вывод и обобщение учителя: Обращаемся к эпиграфу: определяем его смысл.
- Таким образом, мы с вами заглянули в святую святых, в творческую лабораторию великой русской поэтессы А.А. Ахматовой, поняли нелепость высказывания, что «все рождается легко и без труда». Мы увидели, что поэзия – это великий труд не только ума, но и души.
Опираясь на личностно-ориентированное обучение, практикую и такие виды работы, как составление рассказов по юмористическим рисункам, по сюжетным картинкам, диалогов на темы речевого этикета, часто даю задания собрать текст, который рассыпался. Этот прием использую на уроках по теме: «Текст. Основные признаки текста».
Работа с текстами предполагает исследовательскую деятельность: подбираю задания, позволяющие не только объяснить знаки препинания и орфограммы, но и понять, каким образом автор отбирал слова, строил фразы, какой смысл вложил в свое произведение. Примером может служить урок литературы в 8 классе на тему: «История любви как основа сюжета повести И.С. Тургенева "Ася"». В самом начале урока, используя проблемные технологии, ставлю вопрос: «Почему не состоялось счастье героев?». И в течение всего учебного занятия, исследуя художественный текст, учащиеся ищут решение этой проблемы.
Урок литературы в 11 классе «Нравственные проблемы в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма». Эпиграфом к уроку даю слова русского критика В.Г. Белинского: «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба или своекорыстна, в сравнении с нею!.. Её высочайшее счастье видеть вас подле себя, и она посылает вас туда, где, по её мнению, вам веселее; для вашей пользы, вашего счастья она готова решиться на всегдашнюю разлуку с вами…». Сначала задаю вопрос, как обучающиеся понимают это высказывание, затем обозначаю проблему: как этот эпиграф связан с содержанием рассказа? Ответ на данный вопрос получаем, проведя интерпретацию произведения.
Урок литературы в 11 классе «У кого нет памяти, у того нет жизни» (по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»). Проведя анализ повести, обучающиеся выявляют ее основной конфликт.
На уроках русского языка использую один из приемов технологии критического мышления «тонких» и «толстых» вопросов, используемый для организации взаимоопроса. Этот метод позволяет развивать умения формулировать вопросы и соотносить понятия. «Тонкий» вопрос предполагает однозначный краткий ответ. «Толстый» вопрос – ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем дети беседуют друг с другом, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов на любом этапе урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Кто?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Дайте три объяснения, почему… ?
Объясните, почему… ?
Почему вы думаете… ?
Почему вы считаете… ?
В чём различие… ?
Предположите, что будет, если… ?
Что, если… ?
Согласны ли вы… ?
Верно ли… ?
Например, урок русского языка в 7 классе по теме «Наречие как часть речи». «Тонкий» вопрос:
- Какие морфологические признаки наречий вы знаете?
«Толстый» вопрос:
- Какова роль наречий в речи?
Реставрация текста – один из продуктивных приемов работы на уроке русского языка, например, «Письмо с дырками». Используется при проверке усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначающая ____________________________, отвечающая на вопросы_______________________________________________________.
Имена существительные изменяются по ______________________________.
Имена существительные в предложении являются_____________________.
Еще один метод, способствующий развитию читательской грамотности, «Лови ошибку», предполагающий формирование умений читать вдумчиво, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность информации или находить ошибки разных типов. Предлагаю текст, содержащий ошибки, и прошу учащихся выявить их. Ребята его анализируют, исправляют неверное, аргументируют свои выводы.
Работа по формированию читательской грамотности является обязательной при подготовке к итоговому собеседованию, сочинению, ОГЭ и ЕГЭ. Чтобы успешно справиться с заданиями ГИА, ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать. При подготовке к итоговому сочинению необходимо уделять внимание систематизированной работе с текстами. Для этого мои учащиеся ведут читательский дневник с записью проблем и аргументов с пояснениями.
Работая с любым текстом, необходимо находить ответы на следующие вопросы:
- О чем рассказывает данный текст?
- Каких тем касается автор?
- Какому вопросу он уделяет большее внимание?
- Зачем написан текст?
- Как сам автор отвечает на поставленные в нем вопросы?
Отработка стратегии смыслового текста обязательно должна проводиться через совместную деятельность учителя и ученика. Это позволяет увидеть, насколько хорошо поняли прочитанное обучающиеся и нет ли необходимости дополнительного разъяснения подтекста.
Без любви к чтению нельзя развить читательскую грамотность, так как в последние годы читательская активность населения вытесняется Интернетом. На своих уроках часто использую следующий прием: пересказываю произведение. Остановившись на самом интересном, драматическом и захватывающем эпизоде, прошу дочитать книгу до конца. Например, на уроке внеклассного чтения в 9 классе передаю содержание повести В. Закруткина «Матерь человеческая», остановившись на том, как Мария обнаружила в погребе раненого немца. В результате все учащиеся прочитали эту повесть до конца, а некоторые вместе со своей семьей, то есть устроили семейное чтение. Это позволило проникнуться чувством духовности и патриотизма, а также заинтересовать школьников.
Данные приемы по формированию читательской грамотности могут быть использованы на разных этапах урока и не только русского языка и литературы, но и на других предметах гуманитарного цикла.
В наш информационный век проблема чтения становится государственной. От умения читать и понимать прочитанное зависит успех всего учебного процесса. Вопросам обучения чтению в образовании всегда уделялось большое значение. Однако задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы и считается одним из главных показателей качества нового образования.
Литература
- Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий. Опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения. М.: Книга по требованию, 2012.
- Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637).
- Пранцова Г.В., Романичева В.С. Современные стратегии чтения; теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом. М.: «Форум», 2015.