Театральное творчество является оптимальным вариантом приобщения школьников к миру прекрасного, лучшей формой художественно-эстетического воспитания.

Авторы: Роева Валентина Валерьевна, Ванюкова Зоя Павловна, Архипова Алевтина Ивановна – учителя русского языка и литературы МБОУ «Красноволжская СОШ» Горномарийского района, Марий Эл

 

Из опыта работы театрального кружка в школе

 

«К 2024 году в каждой российской школе будет свой театр», – пообещал глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов во время визита в Псков 4 июня. Эту идею поддержал первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко.

Почему же такое большое внимание уделяется школьному театру, театральному искусству?

Еще известные педагоги В.П. Острогорский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством повышения культурного уровня учащихся.

Чтобы понять отношение детей к театру, мы провели анкетирование среди 62 учащихся  от 13 до 17 лет и получили такие результаты:

 

1.Если встанет выбор проведения свободного времени, выберу:

-просмотр фильма по видео или телевизору – 37;

-кинотеатр – 26;

-чтение книг – 10;

-театр – 9.

 

2.Ходите ли вы в театр?

Ответили «Да» – 24 человека;

«Нет» – 38.

 

3.Имеете ли вы Пушкинскую карту?

«Да» – 13;

«нет» – 49.

 

4.Поддерживаете ли вы инициативу Минкультуры с Пушкинской картой?

Да – 45;

Нет – 17.

 

5.Читаете ли вы книги? Какой жанр литературы предпочитаете?

Нет – 11;

Фантастика – 24;

Фэнтези – 5;

Детектив – 6;

Жанр ужасы – 2;

Классика – 1.

 

6.Сколько раз в день посещаете соцсети?

Много – 24 (100+;  более 50 раз; каждые 5 мин)

Не посещаю – 1

 

7.Есть ли у вас духовные потребности? В чем они заключаются?

Нет – 28;

Слушать музыку – 5;

Читать книги – 2;

Смотрю фильмы – 2;

Сижу в телефоне – 2;

Путешествие – 2;

Общение, друзья – 4;

Еда – 1;

Затрудняюсь с ответом – 5.

 

8.Как вы считаете, происходит ли упадок духовной культуры у современной молодежи? Если да, то почему?

Нет – 23;

Не знаю – 15;

Да – 21.

Потому что сидят в телефоне – 6;

Потому что гуляют по улице – 1;

Потому что не развиваются культурно – 1.

 

9.Нужна ли в школе театральная студия? Вы бы посещали ее? Если да, то в качестве артиста или зрителя?

Нет – 20;

Да, в качестве зрителя – 30;

Да, в качестве артиста – 7

 

Исходя из ответов учащихся, можно сделать такой вывод: мало учащихся интересуется театром. Возможно, одна из причин – мало спектаклей именно для подросткового возраста. Конечно же, социальные сети оказывают отрицательное влияние на детей, об этом говорят и сами дети. Они признают тот факт, что много времени проводят за компьютерными играми, сидят в «Тик-Токе». Некоторые говорят, что жаль денег на билеты. Здесь может помочь Пушкинская карта, но большинство детей почему-то не имеют ее.

Мы считаем, что театральное творчество является оптимальным вариантом приобщения школьников к миру прекрасного, лучшей формой художественно-эстетического воспитания, поэтому сотрудничаем с нашим районным Горномарийским драматическим театром. Периодически посещаем их представления, приглашаем к себе в гости.

Участие в школьных спектаклях, подготовка театрализованных представлений формируют у ребенка собранность, организованность, ответственность, дисциплинированность, помогают в преодолении смущения, застенчивости, скованности, поэтому мы не только смотрим постановки нашего драматического театра, но и сами ставим любительские спектакли в школе. В 2020 году участвовали с  постановками по рассказам А.П. Чехова «Неудача» и «Мальчики» в районном конкурсе инсценировок, посвященном юбилею писателя.

Также участвуем в ежегодном конкурсе «Таланты и поклонники», проводимым театром. В 2021 году с постановкой по рассказу А.П. Чехова, в 2022 –  с постановкой, посвященной Году культурного наследия народов России «Шынзышполкы» («Марийские посиделки»).

Детям нравится чувствовать себя в роли актеров, они получают положительные эмоции после выступления, это сплачивает их.

Польза театрализованных представлений еще и в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости. Именно поэтому к игре на сцене мы привлекаем не только ребят, которые хорошо учатся, но и учащихся, которые стоят на внутришкольном учете, социализируем их.

Духовно-нравственное воспитание происходит не только в коллективной работе, но и в индивидуальной игре. Таким примером является участие во всероссийском конкурсе чтецов прозы «Живая классика». Ребенок должен уметь подобрать текст, соответствующий возрасту, постараться передать эмоциональное состояние, переживания героя, показать образ того, о ком рассказывает, то есть убедительно сыграть. Фактически это является театром одного актера.

Долгое время работая вместе над постановками инсценировок, мы убедились, что можно достичь хорошего результата, если существует коллектив единомышленников. «Чувство локтя» необходимо  в работе не только детскому коллективу, но и руководителям. Обсуждая, иногда споря, мы выявляем недостатки игры, постановки и приходим к единому мнению. Все это позволяет добиваться высокого результата и занимать призовые места.