Работая на уроках с разными типами текстов, обучающиеся как начального, так и основного звена испытывают затруднения, связанные с извлечением информации, ее интерпретацией, анализом.

При высокой скорости чтения ребёнок часто не понимает смысл прочитанного. Это, на наш взгляд, является одной из причин снижения мотивации учащихся к чтению. Именно поэтому возникает необходимость организации целенаправленной работы по формированию читательской компетенции.

Авторы: Наталья Николаевна Гречко, Лаптева Ольга Алексеевна

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

В РАМКАХ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ТЬЮТОРСТВА

 

Среди современных образовательных технологий наше внимание привлекла технология тьюторства, которая позволяет организовать полезное разновозрастное сотрудничество школьников. В качестве тьюторов выступают обучающиеся  9 классов. Тьюторантами становятся второклассники. На наш взгляд, организация межклассового сотворчества способствует повышению мотивации к чтению у младших школьников. «Стремление обучающихся младших классов к общению со старшими – естественно и основано на желании получить поддержку, защиту, повысить самооценку, им доступнее копирование деятельности и поведения старших школьников, чем педагога» [2]. Также подобный опыт сотрудничества в обучении поможет и девятиклассникам принять верное решение в вопросе профессионального самоопределения, ведь, несомненно, быть тьюторами мы предлагаем тем обучающимся, которые планируют в будущем посвятить себя работе с детьми.

Нашу работу мы начинаем с того, что объясняем школьникам их функции. Кто такой тьютор?  Тьютор – это помощник, сопровождающий второклассника в реализации индивидуальной траектории обучения, например, при выполнении домашних заданий в группе продленного дня, во внеурочной деятельности, при подготовке к внеклассным мероприятиям. Конечно, младшему школьнику подобная помощь окажется очень нужной, поскольку учитель не всегда может уделить должное внимание каждому ребёнку, да и не любой ребёнок готов принять такую помощь от взрослого. Однако и для девятиклассника подобная деятельность оказывается значимой. У старшеклассников в процессе шефской (консультативной) деятельности формируются навыки самоорганизации, увеличивается доля ответственности, поскольку для того, чтобы быть примером, прежде всего необходимо стать требовательным к самому себе [2].

Одной из основных задач тьютора становится разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), в котором отражаются интересы обучающегося. Предлагаем ребятам определить основные этапы деятельности по формированию читательской грамотности у младших школьников и отразить их в ИОМ.

Так, выделяем этап диагностики читательских дефицитов, поиск текстов для чтения, работу с текстом, знакомство с экранизациями по произведениям, представление прочитанного произведения, диагностику проделанной работы и конструирование собственного текста. Также обозначаем сроки реализации каждого этапа, ссылки на Интернет-источники, формы представления результатов.

Педагог предлагает тьюторам использовать приём картографирования. В его основе – создание на каждом этапе «карт», которые отражают ключевые идеи совместной творческой деятельности.

Целью этапа диагностики читательских дефицитов становится определение интересов школьника, выявление уровня его читательской компетенции. Тьютору необходимо провести большую подготовительную работу по поиску текстов для чтения. В этом, конечно, ему поможет педагог. На наш взгляд, список для чтения должен включать тексты различных жанров,  это будут произведения русских и зарубежных писателей, возможно даже разные переводы одного авторского текста. Главное условие: произведение должно иметь захватывающий сюжет.

«Карты» тьюторантов, оформленные после первых двух этапов, могут выглядеть следующим образом:

Ф.И. обучающегося, класс ___________________

Жанр – это ________________________________

Наиболее популярные литературные жанры среди детей и подростков: ________________________

Жанры, которые интересны мне:______________

Книги понравившегося жанра, которые я хочу прочитать: ________________________________

Такие «карты» позволяют структурировать материал и, отслеживая  учебные результаты обучающегося, скорректировать дальнейшую деятельность тьюторанта.

На следующем этапе педагог ориентирует тьютора на различные виды работы с текстом:

  • чтение с сокращением текста, которое помогает подготовиться к сжатому пересказу;
  • нахождение части текста, отражающей главную мысль;
  • чтение с пометами;
  • подбор заголовков.

В ходе совместного прочтения произведения создаётся ещё одна «карта», в которой указывается название текста и его автор, формулируется главная мысль – то, чему текст учит, фиксируются незнакомые слова, даются пояснения, отмечаются вопросы, которые возникают у ребенка  во время чтения. Подобные «карты» становятся своего рода читательским дневником второклассника. Ребёнок на оборотной стороне «карты» сможет ещё и проиллюстрировать произведение.

Отметим, что работа над формулированием темы и основной мысли вызывает у младших школьников затруднения. Предлагаем тьюторам организовать работу по данному направлению следующим образом: сначала обозначить название произведения, далее записать слова-ассоциации, которые возникают после прочтения текста, к обозначенным словам подобрать прилагательные-эпитеты, а также глаголы, затем из записанных слов «собрать» предложения, связав их с содержанием текста. Такая деятельность не только формирует умение определять ключевые понятия прочитанного, но и развивает у  школьников грамматические навыки владения родным языком.

Еще одна форма работы над формулированием главной мысли – составление вопросов к тексту. Важно отметить, что второклассники по ходу чтения сами формулируют вопросы, которые их волнуют. Подобная работа, на наш взгляд, очень важна, поскольку она показывает, как мыслит ребёнок. Он ставит вопросы там, где ему непонятно, где он хочет лучше разобраться. Эти вопросы можно назвать «вопросами для себя». И пусть они будут первоначально простыми. Но они станут для педагога ориентирами в дальнейшей работе со школьником. Усложняя их, учитель сможет развивать мышление ребёнка. Такая работа оказывается необходимой не только второкласснику, но тьютору-девятикласснику, который, погружаясь в авторский текст, также открывает для себя тайны художественного слова.

Следующий этап – представление прочитанного произведения. Школьники совместно работают над созданием книжки-малышки, рекламы, серии иллюстраций (диафильма), составлением «паспорта» литературного героя. Тьюторант выбирает тот вариант, который вызовет у него наибольший интерес.

Далее тьюторы знакомят второклассников с имеющимися экранизациями изученных произведений, предлагая в свободное от учёбы время посмотреть тот или иной художественный или мультипликационный фильм. Нами составлен один из вариантов «Копилки образовательных ресурсов для тьюторов», который мы предлагаем девятиклассникам для корректировки:

Автор, название произведения

Ссылка на экранизацию

Русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок»

https://vk.com/video-31522819_456239028

Русская народная сказка  «Морозко»

https://www.ivi.ru/watch/166951

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

https://mults.info/mults/?id=1087

Л.Н.Толстой «Филипок»

https://mults.info/mults/?id=402

Л.Н.Толстой «Прыжок»

https://mults.info/mults/?id=2680

В.В. Бианки «Первая охота»

https://mults.info/mults/?id=1336

В.В. Бианки «Мышонок Пик»

https://mults.info/mults/?id=1067

В.В. Бианки «Красная горка»

https://mults.info/mults/?id=431

К.И. Чуковский «Путаница»

https://mults.info/mults/?id=2305

К.И. Чуковский «Федорино горе»

https://mults.info/mults/?id=643

К.И. Чуковский «Тараканище»

https://mults.info/mults/?id=642

Н.Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»

https://mults.info/mults/?id=17

Н.Н. Носов «Фантазёры»

https://www.ivi.ru/watch/425625

Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

https://mults.info/mults/?id=307

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

https://mults.info/mults/?id=406

https://mults.info/mults/?id=151

https://mults.info/mults/?id=407

https://mults.info/mults/?id=417

Э.Успенский «Про Веру и Анфису»

https://mults.info/mults/?id=38

https://mults.info/mults/?id=37

https://mults.info/mults/?id=36

Ш.Перро «Кот в сапогах»

https://mults.info/mults/?id=143

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

https://mults.info/mults/?id=466

https://mults.info/mults/?id=3094

Сопоставляя текст и его экранизацию, обучающиеся становятся участниками диалога искусств и выявляют особенности литературы и кинематографа, расширяют свой кругозор, развивают интеллектуальные навыки, речь, знакомятся с интерпретацией литературного образа кинорежиссером.

А на заключительном этапе дети создают собственный текст в том жанре, который вызвал наибольший интерес. Причем эта работа может быть групповой или индивидуальной.

Таким образом, организуется разновозрастное сотрудничество – совместное решение читательских задач учениками разных классов, в результате чего каждый достигает определенных личностно значимых для него целей. [1]

Думается, что шефская работа в современной школе –  одна из перспективных форм социально значимой деятельности обучающихся, которая способствует формированию активной социально-нравственной позиции, создаёт опыт ответственного отношения к жизни, к себе и окружающим людям.

 

Литература

1 – URL: https://urok.1sept.ru/articles/615098 (Дата обращения: 13.06.2022).

2 – URL: http://odaryonnost.ucoz.ru/intel_otdel/seminary_proekt/borisova-kalish_master-klass_timbilding_i_shefstvo.pdf  (Дата обращения: 13.06.2022).

Троицкая Т.С. Читательские дефициты и методические установки современных и будущий учителей начальной школы //  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskie-defitsity-i-metodicheskie-ustanovki-sovremennyh-i-buduschih-uchiteley-nachalnoy-shkoly (Дата обращения: 21.06.2022).