О контрасте как основном художественном приеме и его роли в раскрытии основной идеи произведения размышляет Коротченкова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ "Лицей №5" города Железногорска Курской области.

 

Контраст как основной художественный прием рассказа Н. А. Тэффи «Фея Карабос» и его роль в раскрытии основной идеи произведения

 

Контраст – это ярко выраженная противоположность. В художественной литературе встречаются довольно многочисленные контрасты возвышенного и грубого, поэтического и прозаического. В сказках часто борются добро и зло, ум и глупость, трусость и храбрость.

Простой, казалось бы, сюжет рассказа «Фея Карабос» построен на контрасте образов героев, их характеров, взглядов на жизнь. Так, довольно яркими противоположностями являются супруги, ожидающие появление ребенка в семье. Родители ищут няньку для своего ребеночка, не договорившись заранее, какой они хотят видеть воспитательницу малыша. Умная, красивая, ранимая Илька подавлена и доведена до отчаяния себялюбивым, эгоистичным мужем.

Будущая мать, жизнелюбивая и светлая, находит  крепкую, пышущую здоровьем и озорством, веселую кухарку Аксинью, которая уже любит еще не родившегося чужого ребенка. Но женщина боится сказать об этом своему хладнокровному и расчетливому мужу, потому что знает: «не позволит Сеньку нанять».

Ко всему была готова Илька, однако никак не ожидала, что именно такую кандидатуру в няньки, ужасную и чудовищную, отыщет Станя. В Казимире Карловне его привлекают другие «ценности», противные Ильке. По мнению Стани, горбатая, уродливая, избравшая место для прогулок с ребенком не в парке, а на кладбище, способна привить ребенку любовь ко всему обездоленному. Равнодушный к материнским чувствам и к чувствам вообще, этот человек принимает условие горбуньи не входить матери ночью в детскую. Романтичной Ильке, оскорбленной мужем, в болезненной дремоте чудится звон веселых, тоненьких, острых Сенькиных колокольчиков и страшный грохот обитых толстым железом колес колымаги злой горбуньи Феи Карабос.

Контрастна и сама картина повествования рассказа. Состояние Ильки с приходом доктора, именно другого доктора («тот, что всегда – тот уехал на месяц в отпуск») меняется. И связана эта перемена со сходством доктора с Сенькой («молодой, смуглый, белозубый, как Сенька»). Поражает резкое противопоставление отношения Стани к жене, как к материалу, и доктора, как к женщине, к матери. В отличие от мужа, этот человек, имя которого так и останется для Ильки неизвестным, сумел понять и поддержать ее материнские чувства. Он смело и откровенно разоблачает корыстные намерения Станислава Адамыча, а также далеко не скромную натуру «гоноровой пани». Илька, названная доктором милой пациенткой, ощутила заботу, понимание чужого человека, словно обрела второе рождение. И не случайно в этом смысле через много лет она будет вспоминать безымянного доктора, среднего роста и худощавого, «что он был очень высокий, широкоплечий, что он очень любил ее, и она за всю жизнь любила только его одного…».

Нельзя не обратить внимание на некоторые противоречия в характере, манерах и взглядах одного и того же героя. Так, Сенька, «глупая, плутоватая», но веселая до того, «что век бы с ней не расстался», несчастна, но любит жизнь; потеряла своих детей, но обожает чужих. Станя, в жены избравший женщину молодую и хорошенькую, в няньки же сыну выбирает страшную и горбатую. При этом считает, что уродливая воспитательница может привить любовь к прекрасному у ребенка. Любопытна и такая контрастная деталь в манере поведения Стани, как намеренное подчеркивание своего хладнокровия медленным закуриванием сигареты и нервное подрагивание колена.

Прием контраста, умело использованный Н. А. Тэффи в небольшом по объему произведении, помогает обозначить важные нравственные проблемы: способен ли человек, лишенный семьи, собственных детей, умения радоваться жизни, быть полноценным воспитателем чужого ребенка; может ли семья обеспечить хорошие условия для развития детей, если отсутствует единство в воспитании; что нужно человеку для полноценного счастья. И кажется, что автор не вмешивается в повествование, показывая разный подход к одной и той же проблеме и оставляя за нами право на решение данных вопросов, но отрицательная сторона контраста показывает, на чьей стороне автор и какой позиции придерживаться.

Соединение несоединимого, резкое столкновение полярностей, раскрытие взаимоисключающих сторон одного и того же явления сопровождают читателя в освоении художественного мира произведения и будоражат творческое воображение.

Автор: Коротченкова Татьяна Николаевна