Готовясь к очередному учебному году, я пришла к выводу, что мои ученики являются потребителями того материала, который преподносит учитель на уроке.

Их роль сводится к прослушиванию, пониманию, запоминанию материала, то есть к потреблению готового. Но жизнь предъявляет к навыкам школьников и другие требования. Эти требования озвучены в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и подробно описаны в Примерной программе по русскому языку для 5–9 классов («Русский язык. Рабочие программы»). Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение.   

Подготовила Савычкина Елена Юрьевна

 

Одним из приоритетных направлений ФГОС является формирование и развитие функциональной грамотности школьников. Все виды функциональной грамотности не получат должного результата, если у школьников не будет сформировано и развито умение осмысленно читать, то есть развитие читательской грамотности нужно поставить в приоритет. И это достигается не только на уроках русского языка и литературы, но и при изучении других предметов. Это межпредметная задача.

Исходя из требований ФГОС и Примерной программы по предмету, выпускник должен «научиться понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей». Всего этого можно достичь при осмысленном чтении.

Трудно не согласиться с утверждением В.А.Сухомлинского: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». Именно мышление и ум требуют осмысленного чтения, а его можно развивать на уроках различной модели: как традиционных, так и нетрадиционных.

Традиционные уроки часто построены однообразно: объяснение учителя, отработка навыков, задание на дом. Но не все школьники способны сразу воспринять новый материал, поэтому домашнюю работу кто-то выполнит с трудом или прибегнет к готовым, выполненным заданиям в Интернете. А ведь можно изменить формат урока, дать школьникам больше возможности самим поработать с новым материалом, постичь его. Для это я иногда использую инновационную модель урока  «Перевернутый класс». Использую я ее только первый год, выбираю темы, которые ученики могу освоить самостоятельно.

Хотелось бы немного рассказать об этой модели урока. Методику в 2007 году придумали Джонатан Бергман и Аарон Сэмс – преподаватели химии в американской школе. Позже её начали использовать и другие учителя–предметники.  Модель «Перевернутый класс» используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению программного и дополнительного материала. Суть данной модели в том, что обучающиеся самостоятельно изучают новый материал урока дома, а в школе выполняют тренировочные упражнения под руководством учителя. Что значит «самостоятельно» изучают? Это не значит: что хочу и как хочу! Нет! Для того чтобы школьники прочитали и разобрались в новом материале, учителю придется потрудиться. Теория может подаваться в форме параграфов, статей, видеоматериалов, презентаций, ссылок на нужные учебники. Некоторые педагоги записывают собственные видеолекции и отправляют ученикам в качестве теории, чтобы те разобрали тему дома и пришли на урок подготовленные. Есть мнение, что учитель может предложить только тему урока, а дети сами должны искать материал и обрабатывать его. Считаю, что это возможно только в старших классах.

Я начала с изучения параграфа, потому что там основной учебный материал. С этого же должны начать изучение нового и обучающиеся. Составила конкретные вопросы по материалу и подобрала дополнительные сведения. Это были видеоуроки на YouTube. Я бы рекомендовала выбирать видеоуроки небольшие по времени и более конкретные по теме. Если видеоурок рассчитан на 20 минут и там многое повторяется из изученного, думаю, школьник не досмотрит его до конца, а значит, опять не выучит материал. Самый большой видеоурок, который просмотрели ученики, был на 9,5 минут. По материалу видеоурока желательно дать задание: перечертить таблицу, составить вопросы и т.д. Также возможно добавить небольшой тест для первичного анализа знаний.  При работе с данной моделью урока повышается ответственность школьника, стимулируется формирование его личностных характеристик (ответственность, инициативность, внимательность, активность, самоорганизация), развивается читательская зоркость.

- Каковы действия учащихся, связанные с нахождением и извлечением заданной информации?

Готовясь дома, ученик может в удобное для него время несколько раз пересмотреть видеоурок, поставить на паузу, потом вернуться, обратиться к дополнительным ресурсам, перечитать материал учебника, где искомая информация часто выделяется цветом или курсивом, отображается в картинках и таблицах. Читающий может внимательно изучить их, прочитав или рассмотрев несколько раз. А также при поиске информации можно ориентироваться на подзаголовки, содержащие указание на искомое.

На уроке по ответам обучающихся учитель уже видит уровень понимания нового материала. Для закрепления теоретического материала на практике можно разделить класс на группы. При выполнении первого задания, направленного на воспроизведение нового материала, стараюсь привлечь сильных учеников. Практические же занятия могут проходить в различных формах: дискуссий, викторин, игр, проектов и т.д.

Педагоги, уже поработавшие с этой моделью урока, отмечают положительное и отрицательное в ней как для школьника, так и для учителя. Из положительного для школьника отмечают обучение вне учебного заведения (что несколько успокаивает ученика) и работу в своем темпе (он может потратить столько времени на изучение, сколько потребуется), повышение мотивации и ответственности за свое обучение, доступность материала и увлеченность учебой, желание добраться до истины. А если ученик по какой-то причине пропустил занятие в перевернутом классе, он все равно самостоятельно в любое время может изучить этот материал.

Педагогу эта модель позволяет по-другому организовать деятельность обучающихся и выступить в роли координатора, активизировать их работу, использовать индивидуальный подход.

Отрицательное для школьников то, что не у каждого хороший Интернет и есть персональный компьютер, трудно заставить себя обязательно выполнять задание (ведь оно устное!).

Учителю же приходится потратить больше времени на предварительную разработку урока (отобрать в Интернете видеоуроки, написать вопросы к теоретическому материалу, подобрать тест), необходимо хорошо владеть ИК-технологиями.

Хочу поделиться опытом работы.

Подобную модель урока я использовала в 7 классе при изучении темы «Категория состояния как часть речи». Школьники уже изучили все самостоятельные части речи, знакомы с прилагательными и наречиями, так что будут пользоваться  имеющимися у них знаниями. Накануне в качестве домашнего задания получили следующее:

  1. Прочитать параграф 49, найти ответы на вопросы:

- Почему так называется часть речи?

- Что могут обозначать слова категории состояния?

- Как изменяются слова категории состояния?

- С какими глаголами они могут употребляться?

- Какова их синтаксическая роль?

- На какие части речи они похожи?

- Чем отличаются от наречий?

- Как отличить слова категории состояния от кратких прилагательных?

- Что такое омонимы?

- Какие у вас появились вопросы после изучения материала?

  1. Просмотреть видеоуроки: «Русский язык 7 класс (урок №43 – Категория состояния как часть речи» и «Категория состояния как часть речи 7 класс»
  2. Из последнего видеоурока перечертить в теоретическую тетрадь таблицу «Различение частей речи», выучить (на уроке разрешаю пользоваться таблицей).

Выполняя это задание, школьники учатся внимательно читать вопросы, обращать внимание на детали, определять основное содержание ответа.

Тренировочные упражнения

«Мозговая атака». В начале урока – экспресс-опрос по вопросам домашнего задания. Данный вид работы позволит определить, насколько хорошо ученики поняли материал урока. Считаю, что на уроке обязательно должны прозвучать ответы на эти вопросы, иначе в следующий раз ученики просто проигнорируют задание.

 

Синтаксический анализ. Фронтальная работа с комментированием выполнения.

Запишите предложения, определите роль в предложении омонимично звучащих слов (тест для контроля изученности нового материала).

Он весело смеется. Его лицо весело. С новыми друзьями ему весело.

Ученики самостоятельно выполняют задание, меняются тетрадями и проводят коллективную проверку. Необязательно доверить ответ одному ученику, можно разделить: один начинает – другой продолжает. Таким образом можно отработать алгоритм действий при определении части речи в предложении (этому поможет таблица из видеоурока).

Ответ:

В первом предложении есть подлежащее ОН и сказуемое СМЕЕТСЯ. От сказуемого задаем вопрос - КАК? – ВЕСЕЛО, это обстоятельство, обозначающее признак действия, выражено наречием.

Во втором предложении тоже есть подлежащее ЛИЦО, выраженное существительным. От него задаем вопрос - КАКОВО? – ВЕСЕЛО, это краткое прилагательное, потому что можно заменить полным прилагательным (ВЕСЕЛОЕ).

В третьем предложении нет подлежащего, задаем вопрос – КАКОВО ЕМУ? – ВЕСЕЛО, это категория состояния, обозначающая состояние человека. Это односоставное предложение. Я предлагаю учащимся и другой вопрос к сказуемому – ЧТО О НЕМ МОЖНО СКАЗАТЬ? Этот вопрос подготавливает их к изучению составных сказуемых.

 

Аналитическая беседа. Определить значение слов категории состояния в предложениях, добавить свой пример этого состояния (это позволит соотнести слово с состоянием кого-то или чего-то и развить логическое мышление)

А.  Мне трудно на нее смотреть.

Б. Тихо в школе.

В. Что-то беспокойно на душе.

Г.  Можно песни петь и стихи читать.

Д. Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца. (А.Грибоедов)

 

Творческая работа. Предлагаю рассмотреть репродукцию картины И. Глазунова «Плес». Какие слова категории состояния вы использовали бы при описании этой картины? (жарко, солнечно, пыльно, тихо и т.д.) Каково настроение людей на картине? (весело, грустно). Предлагаю составить несколько предложений с этими словами.

Например: В деревне солнечно, жарко. На улице пыльно. Грустно одинокому путнику. Подругам весело. Тихо в деревне. Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. (Это предложение добавляю сама).

- Чем отличается последнее предложение? (Оно двусоставное. Подлежащее СОЛНЦЕ. Задаем вопрос – КАКОВО? – БЫЛО СИЛЬНО, ЧИСТО и РАДОСТНО – это сказуемое, выраженное краткими прилагательными, их можно заменить полными – СИЛЬНОЕ, ЧИСТОЕ и РАДОСТНОЕ)

- В какие предложения вы могли бы добавить подлежащее? Какими они станут? Разберите эти предложения.

Ответ:

Одинокий путник грустно идет по дороге.  (Подлежащее ПУТНИК, сказуемое ИДЕТ. Задаем вопрос – как идет? – ГРУСТНО – это обстоятельство, выраженное наречием). Это двусоставное предложение.

Подруги весело разговаривают. (Подлежащее ПОДРУГИ, сказуемое РАЗГОВАРИВАЮТ. Задаем вопрос – как разговаривают? – ВЕСЕЛО – это обстоятельство, выраженное наречием). Это двусоставное предложение.

 

Рефлексия:

- Понравилась ли вам такая подготовка к уроку?

- Что понравилось?

- Нужно ли еще проводить такое изучение нового материала?

Домашнее задание:

  1. Определить роль омонимичных слов в предложениях.

А) Уроки закончились – пора идти домой.

Б) Зимняя пора радует детей.

В) Меня терзал стыд за грубое слово.

Г) Просто стыд так поступать!

Д) Ему лень отвечать на вопрос.

Е) Лень впереди тебя бежит!

  1. Прочитать параграф 49, найти информацию о степенях сравнения слов категории состояния.

Таким образом, модель урока «перевернутый класс» дает учителю возможность изменить традиционный подход к преподаванию своего предмета, а школьникам почувствовать себя ответственными за свои знания, учиться самостоятельно добывать знания, развивать навыки осмысленного чтения.

 

Литература.

1 Урок 1. Теория Перевернутый класс. (электронный ресурс) https://yandex.ru/video/preview/17588024276474199473 (дата обращения 04.03.2023)

2 Проектирование урока по модели Перевернутый класс (электронный ресурс) https://yandex.ru/video/preview4128972557132619762 (дата обращения 04.03.2023)

3 Что такое перевернутый класс и как это работает (электронный ресурс) https://externat.foxford.ru/polezno-znat/metodika-perevernutiy-klass?ysclid=lexut39gog403854608 (дата обращения 04.03.2023)

4 Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Русский язык» (электронный ресурс) https://fgosreestr.ru/uploads/files/ef5682d6a505dca1818ca8bd54cbb6ed.pdf?sdid=lexvpyw6dt393821994 (дата обращения 04.03.2023)

5 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (электронный ресурс)   https://normativ.kontur.ru/dokument?moduleld=1&dokumentld=430270&ysdid=lexxizgfjs929775717 (дата обращения 04.03.2023)