При подготовке к заданию 27 ЕГЭ по русскому языку обучающиеся часто испытывают затруднения при понимании и анализе текста. Используя приёмы креативного мышления, мы можем помочь обучающимся не бояться трудных текстов и научим их писать сочинение на примерах готовых текстов сочинения и составления схемы сочинения.

Автор Сивцева Галина Григорьевна

 

Чтобы обучающиеся не боялись трудных текстов, можно на уроках в качестве разминки дать им прочитать интересно оформленные тексты, которые часто использует в своей работе Пушка Кристина Александровна, учитель русского языка и литературы: https://doc.fipi.ru/bank-zadaniy-chitatelskoi-gramotnosti/5_klass_1_var.pdf

Ёж9к

1) Осенью Юр4 9 М4ш4 в с4ду н4шл9 м4ленького ёж9к4. Ребят4 пр9несл9 его домой 9 пос4д9л9 в большую коробку. Дет9 корм9л9 ёж9к4 кусочк4м9 белого хлеб4, по9л9 тёплым молочком. Всю морозную з9му п9томец крепко сп4л. Ребят4 жд4л9 пр9ход4 весны. Одн4жды в тёплый 4прельск9й день 9х колюч9й друг проснулся. Дет9 очень обр4дов4л9сь!

8 Ло92е

2) Ле7ом Глеб от9ых4л в 9ере8не у б4буш2и. Ч4сто Глеб и соб424 Боби2 хо9или гуля7ь 8 лес или на озеро. О9н4жды они решили про24ти7ься 8 ло92е. Н4 озере был4 лёг24я рябь. 8оздух был свеж. 9ул прохл49ный 8етеро2. Хорош4 прогул24!

606ры

3) На 6ерег 8ыле3 60льш0й 606р. Х80ст т0лстый и пл0ский, как л0пата. Передние лапы к0р0че 3адних. 0н 0см0трел м0л0денькую 0сину, 06х8атил передними лапами ст80л, начал гры3ть. Ра60тал 606р 6ыстр0. Дере80 рухнул0. 606р 06гры3 8етки, п0тащил их к 80де. 0н д8игался 6ыстр0, л08к0. Ск0р0 606р п0я8ился 0пять и напра8ился к дере8у. На 6ерегу 8038ышались х0лмики. 8етки дере8ье8 606ры 06лепили гря3ью. Эт0 6ыли жилища 606р08.

 

4)По рзеузльаттам илссоевадний одонго анлигсйокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в каокм проякде рсапжоолены бкувы в солве. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиаетм кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цлиеком

 

Далее учим работать с текстом, обучая составлению схемы текста.

 

Схема сочинения

1.ПВ-проблемный вопрос

2.П1+К1-пример 1+комментарий к нему

3.П2+К2-пример 2+комментарий к нему

4.АП-авторская позиция

5.СС+К-смысловая связь между примерами и анализ смысловой связи

6.СМ-собственное мнение

7.Вывод

 

Сначала обучающиеся разбирают образцы сочинений и отмечают, где находится каждый из пунктов схемы, затем составляют схему сочинения. После того, как они научатся работать со всеми элементами схемы, начинаем  самостоятельно выделять проблему, находить примеры, комментировать их, отмечать предложения, выражающие авторскую позицию, работать над вариантами выражения собственного мнения, подтверждая свою мысль примерами и антипримерами, учимся делать вывод, перефразируя авторскую позицию.

Рассмотрим текст готового сочинения по отрывку о стойком фикусе из повести И. Грековой. Разобьём его на части, согласно схеме.

1.ПВ.Как противостоять ударам судьбы, жизненным трудностям? Именно этот вопрос в центре внимания Елены Сергеевны Вентцель (литературный псевдоним - И. Грекова).

2.П1-Проблема раскрывается через сравнение человека и растения. В начале текста речь идёт об «особенном» фикусе, который не желает ветвиться: «Стрижём его, стрижём. А он всё растёт в одном направлении – вверх». Это свойство растения «оставаться собой», не сдаваться, сопротивляться внешним факторам заслуживает уважения. К1-«Упрямый субъект» показывает пример поведения человеку, попавшему в беду. 3.П2-Когда героиня текста Кира Петровна из-за сложного перелома из врача превращается в пациента и примеряет по отношению к себе страшное слово «калека», доктор Чагин убеждает её, что жизнь на этом не заканчивается. Разговор коллег опять возвращается к фикусу: «Его стригут, укрощают, калечат, а он растёт всё в том же направлении – вверх, вверх и вверх».К2 Напоминая об этом жизнелюбивом растении, доктор Чагин заставляет Киру Петровну поверить, что человек тоже способен сопротивляться внешним факторам.

4.СС-Сравнение человека и растения необходимо автору, +К-чтобы продемонстрировать: в жизни природы и жизни людей много общего. Главное, что их объединяет, - это сила духа и желание противостоять превратностям судьбы.

5.АП-Позиция И. Грековой, на мой взгляд, чётко сформулирована в словах доктора Чагина: «Самое главное – не впадать в отчаяние, не жалеть себя. Не замыкаться в собственных бедах. Не обижаться на весь мир, а продолжать жить».

6.СМ-Я разделяю точку зрения автора. Действительно, даже в, казалось бы, безвыходных ситуациях нельзя опускать руки и отказываться от борьбы, надо верить в собственные силы и не сомневаться в благополучном исходе. Читая текст И. Грековой о Кире Петровне и фикусе, я вспомнила другую литературную героиню – Лину из рассказа моего земляка В. П. Астафьева «Гимн жизни». Девушка из-за тяжёлой болезни не жила, а доживала. Ничто не могло отвлечь её от мрачных мыслей. Но однажды попав в Планетарий и услышав там музыку звёзд, музыку вечной жизни, Лина преодолела чувство уныния, подавленности и обрела желание бороться с болезнью.

7.Вывод-Хочется пожелать всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации стойкости и бодрости духа. Черпайте силы в природе, любви близких, книгах, музыке.

 

Следующим этапом будет самостоятельная работа обучающегося с карандашом или цветной ручкой с другим готовым текстом.

Потом мы учимся составлять схемы этих готовых  сочинений.

Схема сочинения по тексту И.Грековой:

1)проблема противостояния ударам судьбы,

2) «особенный» фикус показывает пример поведения тому, кто попал в беду,

3)доктор Чагин подбадривает Киру Петровну и заставляет её поверить в себя,

4)смысловая связь- сравнение, растение и человека объединяет сила духа,

5)главное-не впадать в отчаяние,

6)подтверждение авторской позиции в рассказе В.П.Астафьева «Гимн жизни».

7)пожелание стойкости духа.

 

Схемы сочинения сначала составляем коллективно, так называемый «коллективный разум», затем каждый работает со своим сочинением.

Наконец переходим к последнему этапу: берём трудный, спорный текст и составляем схему сочинения к нему. Возьмём, например, текст  о картине Джанны Тутунджан «Незабудки» (https://dzen.ru/umnaya_elsa). Перед чтением текста сначала интересно послушать обучающихся по поводу изображённого, смысла названия, затем сравнить их ответы с авторским текстом, заставить посмотреть на картину другими глазами, глазами внимательного, думающего человека.

Удивительная картина "Незабудки", написанная в 1969 году Джанной Тутунджан, художницей, создавшей галерею портретов русской деревни.

При внешней простоте - насыщена картина смыслами, и для каждого зрителя открываются свои пласты.

На фоне чистых бревенчатых стен русской избы - трое: старуха, молодая женщина и юная девочка-подросток.

Самое распространенное толкование этой картины - она о памяти. Три поколения собрались вместе - и вспоминают погибших. Старуха - это скорбь. Она пережила, похоронила, оплакала. Молодая женщина едва помнит то время, но сострадает ушедшим. Девочка знает о войне лишь по рассказам и силится воображением понять и почувствовать... Голубые, как незабудки, глаза у трёх женщин...

Встречала и другое - ""... В углу деревенской избы, на фоне бревенчатых стен, сидит на лавке старуха с двумя внучками: одна постарше, уже невестится, а меньшая - подросток. Старуха подперла голову сухой рукой, задумалась. И лицо её, и руки, и босые ноги - темные, обветренные. А глаза - северные озера. Смотрит она сейчас в свою жизнь, рассказывает о ней девчатам; младшей - интересно и жутко: бабкина жизнь- как страшная сказка. А старшая о чем-то своём думает, глаза - голубые незабудки - увели её далеко за околицу..."

Со всем уважением к предыдущим трактовкам (они, безусловно, имеют серьёзное основание) я воспринимаю эту картину даже не как семью, поколения, связь времен. Для меня это - об архетипах "мать, старуха, дева". Не будем впадать в дешевый мистицизм и не будем, избави нас Разум, трактовать через эзотерические подходы, не тронем и Юнга. Но каждая женщина - если позволит судьба - проходит через три этапа.

Дева - это одновременно и поиск себя, и стремление познать мир. Как легко девочка присела на лавку - миг - и уже побежала, напевая и пританцовывая, а в следующий момент замрет, задумается, загрустит...

Мать - юная женщина прочно утвердилась в углу. Она здесь хозяйка, она здесь надолго. Из рода вышла - и род продолжит. Красная юбка - яркий, сильный цвет, румянец на щеках - расцвет здоровья и красоты, вся полнота жизни.

Старуха - наши корни, связь времен, род и предание. Принятие того, что жизнь преходяща, а память - в потомках. Мудрость, которая приходит через проживание жизни.

Отсутствие окон, свет "ниоткуда"... Эта чистая горница - душа женщины. Три архетипа всегда спрятаны в ней.

Есть картины, которые звучат. Здесь я чувствую тишину.

А что чувствуете вы?

 

Самое трудное для обучающихся – правильно сформулировать проблему. Во втором предложении читаем: «При внешней простоте - насыщена картина смыслами, и для каждого зрителя открываются свои пласты». Здесь можем говорить о том, какими смыслами наполнена картина. Это и будет проблема текста.

Анализируя текст, видим, что автор рассматривает картину, исходя из трёх аспектов:

1) картина символизирует память о войне;

2) картина символизирует три возраста героинь: бабушки, матери, дочери;

3) картина символизирует три архетипа: мать, старуха, дочь.

Первый пример легко прокомментировать, так как память о войне для нашей страны священна.

Комментируя второй пример, можно говорить и о быстротечности  жизни, и о преемственности поколений.

 

Явно, что примеры друг другу не противопоставлены, они дополняют друг друга, обращаем внимание на важность того, что объединяет всех трёх героинь помимо их глаз цвета незабудки: внутренний свет, исходящий  и от бабушки, и от дочери, и от внучки.

Выясняем, какой отрывок из текста содержит авторскую позицию (конечно, 3)

Формулируя собственное мнение, аргументируем своё согласие или несогласие с точкой зрения автора, вспоминаем, какие художественные произведения тоже говорят об архетипах. Для этого выясняем в словаре, что такое архетип.

 

Был такой замечательный швейцарец по фамилии Юнг. Он утверждал, что душа (в его понимании, это то же самое, что и личность) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. А вот уже коллективное бессознательное — из архетипов. Это такие врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Хотя на самом деле это не воспоминания или образы как таковые , а предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Так что у тебя есть возможность понять, какой архетип предопределяет твое поведение. Архетипов много: отец — авторитет, сила, мощь; мать — стремление дать утешение; ребенок — тоска по невинности, возрождение, спасение; мудрец — знания, мудрость, и т.д.

И вот теперь смотрите. Миллиарды людей, живших на Земле на протяжении двенадцати тысяч лет (раньше человечество себя не помнит), должны были образовать квадриллионы уникальных жизненных комбинаций... но не образовали. О любой жизненной истории мы можем сказать "это уже было", "знаю похожий случай", "где-то я такое уже встречал".

И с архетипами поведении: мать-дочь-бабушка можем встретиться в самых разных произведениях, например, в повести Е.И. Носова «Шопен. Соната номер два».

Звуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, в оконные, испуганно подрагивающие стекла.

Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом.

Принаряженные девчата, потупив глаза, уставились на свои туфли, обмякла плечами и Пелагея, и только старуха, держа большие темные руки на коленях, сидела недвижно и прямо.

Серое ее лицо, изрытое морщинами, оставалось спокойным, и можно было подумать, что она уснула под музыку и вовсе не слышит этого плача труб в ее бревенчатом вдовьем дому. Но она слышала все и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаенно и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердцем матери.

И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто-то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою.

Боль такова, будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины и священнослужители, горестно склонившие головы перед неисчислимыми жертвами…

И тут Вера, внучка, вдруг закрыв лицо руками, кинулась за занавеску.

Вспоминая этот отрывок, мы видим подтверждение слов автора о поведении трёх архетипов.

Вывод  делаем, исходя из позиции автора: картина наполнена разными смыслами и звучит, но главное в ней – чистота женской души как олицетворение русского народа.

В результате анализа появляется схема:

1.ПВ-Какими смыслами наполнена картина?

2.П1+К1-картина символизирует память о войне; в нашей стране к памяти относятся свято

3.П2+К2-картина символизирует три возраста героинь: бабушки, матери, дочери: это говорит о преемственности поколений.

4.СС+К-примеры дополняют друг друга, чтобы подчеркнуть лучшие черты русской женщины.

5.АП-картина символизирует три архетипа: мать, старуха, дочь.

6.СМ-приводим в пример повесть Е.И.Носова «Шопен. Соната номер два» (эпизод влияния музыки на три поколения семьи)

7.Вывод: художник говорит нам о чистоте русской женщины, свете, исходящем от неё.

 

Таким образом, используя приёмы креативного мышления, мы можем помочь выпускникам научиться писать сочинение по любым текстам без затруднений. Также креативное мышление позволяет обучающимся выйти за рамки одного предмета, узнать для себя что-то новое и необычное, получить стимул глубже погрузиться в представленный материал.

You have no rights to post comments