Как организовать работу ШМП (Школы молодого педагога)? Опытом работы делится Скарлыгина Марина Марковна, учитель русского языка и литературы ОБОШИ «Лицей-интернат №1» города Курска.
Автор: Скарлыгина Марина Марковна
Ежегодно в учебные заведения поступают на работу новые педагоги. Часто это молодые специалисты, только закончившие вузы и сузы. Как же помочь вновь прибывшим коллегам быстрее адаптироваться в новом учреждении? Организация работы ШМП призвана выполнить эту функцию.
Школа молодого педагога существует в ОБОУ «Лицей-интернат №1» с 2000 года. Цель сегодняшнего выступления – оказать методическую помочь в организации ШМП.
Начать надо с формирования документальной базы:
- Разработать Положение о ШМП, где обязательно должны быть прописаны цель, задачи Школы как элемента методической системы ОБОУ (Приложение №1. «Положение лицея-интерната №1 о ШМП»).
- Разработать Программу Школы. У нас она рассчитана на 3 года, т.к. молодыми специалистами в лицее-интернате считаются преподаватели, стаж которых от 0 до 3-х лет (Приложение №2. «Программа ШМП»).
- Составить обновлённые списки Школы с включением вновь прибывших (сентябрь). В зависимости от их количественного состава, а также профиля работы (учитель, воспитатель или ПДО – педагог дополнительного образования), корректируется План работы на текущий учебный год.
Самое логичное – это планирование дифференцированных занятий ШМП, т.к. составление Рабочей программы воспитателя отличается от Рабочей программы ПДО или учителя, что и должно найти отражение в тематике первых занятий (Приложение №3. «План работы»).
- В сентябре рекомендую параллельно с утверждением Плана на новый учебный год через приказ по ОБОУ (СОШ) или через решение МС (методического совета) закрепить наставников за слушателями Школы (Приложение №4 «Слушатели и их наставники»).
- Занятия теоретические необходимо чередовать с практическими. Если первое полугодие в большей степени рассчитано на получение молодыми слушателями теоретических знаний, то со второго полугодия желательно перейти на практическую работу. Традиционно в феврале месяце наставники в рамках совместной работы ШВПМ (Школы высшего педагогического мастерства) и ШМП проводят открытые уроки и внеурочные занятия для своих подшефных, а в марте/апреле – наоборот, слушатели Школы дают открытые занятия для наставников с обязательным самоанализом урока или мероприятия.
- В конце учебного года – 30-31 мая – проходит традиционный методический совет в творческой форме, где подводятся итоги работы каждого МО за год, намечаются планы на следующий учебный период. Можно включить в общий сценарий МС творческий отчёт слушателей ШМП «Как я провёл первый учебный год в лицее-интернате №1».
- В рамках областного мероприятия «Педагогический дебют» в школе разработано своё Положение по проведению школьного этапа данного конкурса. Это хороший стимул для молодых коллег, возможность продемонстрировать свои таланты.
Итак, предлагаю Приложения №1 - №4, которые помогут организовать работу ШМП в других учебных заведениях. Возможно, какие-то идеи вы захотите взять за основу при разработке своей документальной базы.
Приложение №1 «Положение лицея-интерната о ШМП»
Утверждаю:
______________
Директор ОБОУ
«Лицей-интернат №1» г.Курска
Моршнева М.Е.
«___» ______ 2017г.
ПОЛОЖЕНИЕ О ШМП
(Школе молодого педагога)
- Общие положения
1.1. Школа молодого педагога (далее ШМП) – элемент методической системы ОБОУ «Лицей-интернат №1» г.Курска, который является составной частью педагогического коллектива, объединяет молодых специалистов, в том числе начинающих и не имеющих педагогического стажа (педагогический стаж составляет от 0 до 3-х лет).
1.2. Школа молодого педагога – это постоянно действующее профессиональное объединение педагогов лицея-интерната №1.
1.3. Цель создания ШМП – действенная «скорая» методическая, консультативная, психологическая помощь вновь прибывшим через создание условий для быстрой адаптации новых сотрудников в педагогическом коллективе с целью их профессионального роста и удовлетворения потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
- Состав ШМП
В состав входят молодые специалисты, начинающие и не имеющие педагогического опыта учителя, воспитатели, ПДО, стаж которых составляет от 0 до 3-х лет.
- Задачи ШМП
3.1. Консультативная методическая помощь
- в работе с классной документацией,
- в разработке Рабочих программ по предметам,
- в составлении сценарных планов уроков,
- в планировании внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий,
- в умении проводить анализ и самоанализ мероприятий, уроков, внеурочных занятий;
3.2. Удовлетворение потребности молодых педагогов в непрерывном совершенствовании профессионального мастерства через
- организацию собственного сайта (личной странички) педагога;
- разработку авторских сценарных планов уроков, внеклассных мероприятий, внеурочных занятий;
- обеспечение курсовой подготовки, а также публикацию материалов в педагогических журналах, в том числе электронных;
3.3. Выявление методических, психологических проблем в учебном процессе у начинающих педагогов через анонимное анкетирование (мониторинговые исследования) и содействие в разрешении данных трудностей, в поиске путей выхода из конфликтных ситуаций в ходе занятий и практикумов ШМП;
3.4. Помощь молодым педагогам во внедрении современных подходов, передовых технологий и педагогических практик в образовательный процесс;
- пропаганда педагогического опыта преподавателей через мастер-классы наставников для слушателей ШМП (второе полугодие);
- оказание помощи в совершенствовании знаний методики и педагогики (наставники, администрация лицея-интерната);
- формирование навыков в проведении диагностики, самодиагностики, анализа и самоанализа урока, мероприятия.
- Основные направления деятельности
4.1. ШМП проводится в форме теоретических занятий и практикумов, изучения и распространения передового педагогического опыта.
4.2. Оказывается адресная помощь педагогам по вопросам саморазвития и организации образовательного процесса:
- работа с документацией, образовательными программами;
- современные подходы к занятию;
- анализ и самоанализ занятия, внеурочного мероприятия;
- диагностика обученности, реальных способностей обучающихся;
- рефлексия педагогической деятельности;
- использование современных педагогических технологий и инноваций.
- Организация работы
Контроль за работой ШМП осуществляет заместителем директора по НМР (научно-методической работе).
- Права и обязанности.
Слушатели Школы молодого педагога имеют право:
- принимать участие в конференциях, творческих и педагогических мастерских;
- получать консультативную помощь от педагогов-наставников, повышать свою квалификацию;
- участвовать в работе педагогических советов, выступать на совещаниях, заседаниях методических объединений, методических советах;
- принимать участие в профессиональных конкурсах любого уровня.
- Делопроизводство
- Положение о Школе молодого педагога;
- Программа «Профессиональное становление молодого педагога»;
- План работы на текущий учебный год;
- Списочный состав слушателей Школы молодого педагога и их наставников
- Анализ работы ШМП за прошедший учебный период.
Приложение №2 «Программа ШМП»
Профессиональное становление молодого педагога
- Гипотеза Программы ШМП
- Цель и задачи Программы ШМП
- Методологическая основа Программы ШМП
Этапы реализации Программы:
1 этап. Теоретико-методологический (2/3), проектировочный (1/3) – первый год обучения)
2 этап. Деятельностно-технологический (1:1) – второй год обучения
3 этап. Контрольно-оценочный – третий год обучения
Гипотеза Программы
В основе Программы лежит гипотеза о том, что профессиональное становление молодого педагога в условиях образовательного пространства ОБОУ «Лицей-интернат №1» г.Курска будет успешным, если обеспечить следующие условия:
- непрерывность профессионального становления молодого педагога в системе «учебное заведение – методическая служба школы, города, области – общественные организации»;
- сотрудничество слушателя ШМП с наставником;
- постоянный контакт молодого специалиста с администрацией лицея-интерната №1;
- четкое видение молодым педагогом результатов своей деятельности по профессиональному становлению;
- реализация принципов самоопределения, самосовершенствования и самопознания;
- создание портфолио как инструмента самооценки педагогической деятельности молодого слушателя ШМП и оценки его профессиональных достижений по истечении трёхлетнего обучения в Школе.
Цель Программы ШМП
Помощь в профессиональной подготовке молодого специалиста: учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования; апробация методики в условиях школы-лицея-интерната и разработка рекомендаций для использования в других СОШ.
Задачи Программы ШМП
- создать условия для профессионального становления молодого специалиста, его самореализации в системе ОБОУ «Лицей-интернат №1» г.Курска через публикации в СМИ, Интернете; конкурсную и научно-исследовательскую деятельность;
- оказать помощь молодому учителю, воспитателю и ПДО во внедрении современных идей в учебно-воспитательный процесс;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности слушателя ШМП;
- разработать и внедрить в систему профессиональной подготовки молодого специалиста новые процедуры, критерии, показатели рейтинговой оценки его деятельности;
- сформировать и воспитать у молодого специалиста потребность в непрерывном самообразовании, саморазвитии и самосовершенствовании.
Методологическая основа Программы
Предлагаю список методической литературы:
- Анистратенко Е.А. Школа молодого учителя «Наша Надежда»: авторский проект [электронный ресурс] /Е.А.Анистратенко, Л.И.Анистратенко.
Ссылка: htpp://festival.1september.ru/articles/578152/
- Десять советов молодому учителю [электронный ресурс].
Ссылка: htpp://www.liskyedu.narod.ru/ molodspec.html/
- Дроздова Н.А. Школа молодого учителя //Методист.- 2012- № 6.- С.55-57
- Илюхин М. Учитель и вызовы общества /М.Илюхин, О.Киндеев, С.Накусов //Управление школой ПС.- 2013.- № 11.- С.13-19
- Котова С.А. Молодой учитель в школе: проблемы и их решение /С.А.Котова.- М.: НИИ школьных технологий, 2010
- Кузнецова Е.А. Создание условий для самореализации молодого педагога /Е.А.Кузнецова, В.В.Кухлинская //Методист.- 2009- № 7.- С.63-65
- Молодому учителю [электронный ресурс].
Ссылка: htpp://nsportal.ru/shkola/ raznoe/library/2012/08/28/molodomu -uchitelyu/
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н //Вестник образования России.- 2014- № 2.- С.10-35; Официальные документы в образовании.- 2014.- № 4.- С.22-49
- Полезные рекомендации для молодых учителей.[электронный ресурс].
Ссылка: htpp://www.chitaaty.siteedit.ru /page10/
Этапы реализации Программы
Программа реализуется в три этапа:
1 этап. Теоретико-методологический, проектировочный (1-ый год обучения)
Задачи этапа:
- выявление уровня и состояния образовательного процесса, сильных и слабых сторон деятельности молодого специалиста;
- разработка основных направлений работы с молодым специалистом через дифференцированную и индивидуальную работу с учителем, воспитателем, ПДО;
- осуществление мониторинга деятельности всех участников образовательного процесса;
- создание портфолио молодого специалиста (фиксация первых достижений).
2 этап. Деятельностно-технологический (2-ой год обучения)
Задачи этапа:
- реализация основных положений Программы через организацию внутришкольных семинаров, практикумов, мастер-классов;
- внедрение современных педтехнологий на основе дифференциации: развития творческих способностей школьников, ИКТ, метода проектов с использованием проектных технологий, КТД (коллективных творческих дел);
- изучение и обобщение материала, накопленного молодым специалистом за двухгодичный период обучения;
- продолжение ведения портфолио.
3 этап. Контрольно-оценочный (3-ий год обучения)
Задачи этапа:
- подведение итогов работы и анализ эффективности деятельности молодого специалиста;
- осуществление проблемного анализа по результатам мониторинга, контрольно-оценочных процедур, молодого педагога;
- внедрение рейтинговой оценки качества деятельности учителя, воспитателя и ПДО;
- подготовка и реализация молодым специалистом самостоятельных творческих продуктов: презентаций, личного сайта или странички в Интернете; творческих, практико-ориентированных, информационных проектов, Рабочих программ.
Оценка деятельности молодого специалиста
Главным инструментарием для оценки деятельности молодого специалиста является мониторинг. Предлагается выделить следующие уровни:
- "высокий" уровень (педагог показывает стабильно высокие результаты);
- "достаточный" уровень (результаты педагога соответствуют намеченным цели и задачам);
- "удовлетворительный" уровень (специалист допускает ряд ошибок, но избегает грубых);
- "недостаточный" уровень (молодой учитель, воспитатель или ПДО не смог избежать грубых ошибок).
Оценка по основным параметрам может быть следующей:
- охватывающей одну из сторон или текущую деятельность (1-ый и 2-ой годы обучения);
- комплексной (3-ий год обучения)
Прогнозируемые результаты реализации Программы
(В основе прогнозируемых результатов лежит частично взятая из Интернета информация. Ссылка: https://www.yandex.ru/clck/jsredir?bu=uniq152242946918547459860&from=www.yandex)
- апробация Программы в условиях образовательного пространства;
- освоение молодым специалистом основных функциональных обязанностей учителя, воспитателя и классного руководителя;
- повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса;
- повышение педагогического мастерства молодого специалиста;
- достижение высокого уровня готовности молодого специалиста к исследовательской и инновационной деятельности, участию в профессиональных конкурсах;
- улучшение имиджа лицея-интерната.
Приложение №3 «План работы»
План работы ШМП на 2017-2018 уч.год
План работы школы молодого педагога на 2017-2018 учебный год составлен в соответствии с долгосрочной Программой «Профессиональное становление молодого педагога», разработанной руководителем ШМП на три года – период, в течение которого обучаются молодые слушатели ШМП. Данный учебный год реализует 2-ой этап – деятельностно-технологический.
На втором этапе обучения поставлены следующие цель и задачи:
- реализация основных положений Программы через организацию внутришкольных семинаров, практикумов, мастер-классов;
- внедрение современных педтехнологий на основе дифференциации: развития творческих способностей школьников, ИКТ, метода проектов с использованием проектных технологий, КТД (коллективных творческих дел);
- изучение и обобщение материала, накопленного молодым специалистом за двухгодичный период обучения;
- продолжение ведения портфолио.
Содержание этапа:
- организация внутришкольных семинаров, практикумов, мастер-классов;
- внедрение современных педагогических технологий на основе дифференциации: развития творческих способностей школьников, ИКТ, метода проектов;
- разработка "Методического паспорта учителя";
- организация совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса в зоне ближайшего развития с использованием проектных технологий, КТД (коллективных творческих дел);
- проведение мониторинга деятельности всех участников образовательного процесса;
- изучение и обобщение материала, накопленного молодым специалистом; начало создания информационно-методического банка слушателя ШМП для обеспечения целостного видения деятельности молодого специалиста.
Также будет продолжена работа по профессиональному становлению молодого специалиста в системе "школа – методическая служба - наставничество".
Прогнозируемые результаты реализации 2-ого этапа Программы
- Продолжение апробации Программы «Профессиональное становление молодого педагога» в условиях образовательного пространства лицея-интерната №1;
- освоение молодым специалистом основных функциональных обязанностей учителя, воспитателя и классного руководителя;
- повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса;
- повышение педагогического мастерства молодого специалиста;
- достижение высокого уровня готовности молодого специалиста к исследовательской и инновационной деятельности, участию в профессиональных конкурсах;
- улучшение имиджа лицея-интерната №1.
Приложение №3
План работы ШМП
Месяц |
Формы работы |
Сроки |
Сентябрь |
Занятие №1 Пропедевтика: - Формирование базы данных о вновь прибывших молодых педагогах: уточнение и корректировка списков, проведение индивидуальных консультаций, адресная помощь. Индивидуальные консультации (для вновь прибывших): - Работа с классной документацией, напоминание методики составления Рабочих программ в связи с переходом 5-х – 9-х классов на ФГОС ООП. Закрепление наставников за молодыми специалистами. |
|
Октябрь- ноябрь |
Консультации: «Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов второго поколения». Видеоматериалы и презентация по теме занятия. Обучение составлению отчетности по окончании четверти. Теоретическое занятие «Структура современного урока». Методическое сопровождение участников школьного (затем областного) этапов конкурса молодых педагогов «Педагогический дебют – 2017» в рамках областного конкурса молодых учителей (приказ комитета образования и науки курской области № 1955 от 07.09.2015) |
|
Декабрь- январь |
Занятие №2 (дифференцированное) «1. Типология современного урока как основа эффективного и качественного образования. 2. Системно-деятельностный подход в процессе обучения. 3. Самоанализ урока // самоанализ мероприятия» (для молодых учителей, воспитателей) Практикум 1. Посещение открытых уроков и внеклассных мероприятий в рамках тематических дней МО молодыми педагогами |
|
Февраль |
Практикум 2. Посещение слушателями ШМП уроков и внеклассных мероприятий наставников (в соответствии с индивидуальными графиками) |
|
Март
|
Практикум 3. (дифференцированный): Открытый урок молодого учителя // открытое мероприятие молодого воспитателя, преподавателя ДО (под патронажем педагога-наставника) с последующим самоанализом |
|
Май |
Занятие №3 Портфолио педагога. Круглый стол. Подведение итогов учебного года. Консультации по оформлению личной странички (сайта) слушателя ШМП в соцсетях. |
|
Приложение №4
«Слушатели и их наставники»
СПИСОК
молодых специалистов и их наставников
на 01.01.2017 год (приблизительная таблица)
№ |
ФИО молодого специалиста |
Предмет |
Стаж работы |
ФИО наставника |
1. |
Р… |
Немецкий язык |
--- |
К… |
2. |
Ф… |
Математика |
1,5 года |
Б… |
3. |
М… |
Математика |
1 год |
Б… |
4. |
Д… |
Биология, география |
3 года |
П… |
5. |
А… |
Начальные классы |
2 года |
К… |
6. |
Б… |
Начальные классы |
1 год |
Л… |
7. |
К… |
Учитель-логопед |
2 года |
Н… |
8. |
Б… |
История |
1 год |
Г… |
9. |
К… |
Физика |
6 мес |
П… |
10. |
Ф… |
ПДО |
--- |
П… |
11. |
О… |
Старшая вожатая |
6 мес |
С… |
12. |
А… |
Воспитатель |
2 года |
П… |
13. |
З… |
воспитатель |
--- |
П… |
14. |
Ш… |
ПДО |
1 год |
П… |
15. |
К…
|
Воспитатель 4Б |
--- |
Б… |
16. |
П… |
Учитель англ. языка |
--- |
К… |
17. |
К… |
Учитель-логопед |
2 года |
Н… |