Создание мотивации к обучению – одно из главных условий успешности и эффективности образовательного процесса.
Автор: Кондрашова Елена Николаевна
В современном мире, наполненном возможностями быстрого доступа к любой информации, очень сложно воспитать любовь к чтению, желание стать грамотным, поверить в свои силы и индивидуальность. К счастью, сегодня у школьников есть возможность участвовать в самых разных творческих проектах, в том числе в конкурсах сочинений.
Представляя свою работу для оценки компетентного жюри, учащиеся получают возможность не просто проверить себя, но и раскрыть свои творческие способности, посоревноваться со сверстниками, самоутвердиться, рассказать людям о своих взглядах на мир и даже найти себя. Ценно то, что для участия в конкурсе не надо быть отличником, лидером и т.д. Надо лишь проявить творчество и раскрыть свою индивидуальность. А для учителя такой подход – отличная платформа для работы.
Конечно же, подготовка детей к конкурсам ставит перед педагогом определенные задачи. Это ориентирование на личность самого ребенка, интересные формы, вера в юного автора, собственный пример и – мотивация к знакомству с различными жанрами, познавательными материалами, образцами, справочниками, словарями. Здесь и рождаются, и совершенствуются психологические качества личности учеников: любознательность, инициативность, трудолюбие, воля, настойчивость. На протяжении всей своей педагогической деятельности я стремлюсь помочь своим ученикам настроиться на успех, пусть даже путь к нему сопровождается неудачами, множеством проб и ошибок. Участие в олимпиадах и конкурсах, действительно, мотивируют к углублению знаний. И вот тогда мы видим результаты, которыми хочется делиться.
Участие в творческих конкурсах Госкорпорации «Энергоатом», в том числе литературных, стало доброй традицией для Гимназии №1 города Курчатова. В 2020 году Второй Международный литературный конкурс «Атомный Пегасик» был посвящен 75-летию атомной отрасли и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В нем приняли участие дети из городов расположения атомно-энергетических объектов России. В книге «Когда закончилась война…» собраны рассказы, стихотворения и рисунки победителей. Успешным участие оказалось для моих учениц: Акимовой Елизаветы, Бугаевой Марии и Боровковой Софии. Девочки стали победительницами в номинации «Наши деды про Победу. Лучший рассказ», а их сочинения были опубликованы в сборнике.
Это не просто сочинения – это Священная Память о вечном подвиге наших героев и их родных людей. Это правдивые истории от самих участников, которые рассказывают без прикрас, без домыслов. Эти работы – возможность оставить воспоминания ветеранов в наших сердцах о том, какой ценой была завоевана Победа.
Необычным опытом для нас было участие во Всероссийском конкурсе творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «#ВместеЯрче» в 2021 году. Двигателем «#ВместеЯрче» стали молодые специалисты – нефтяники, газовики, электроэнергетики, атомщики, работники угольной отрасли.
Среди задач конкурса – раскрытие для обучающихся ценностного содержания окружающего мира, формирование активной жизненной позиции молодёжи, соответствующей национальным приоритетам и интересам, в т.ч. через проведение социальных и экологических акций, форумов, фестивалей; повышение исследовательского и познавательного интереса детей к теме ресурсосбережения, «зелёной» энергетики, развитие у учащихся культуры сбережения энергии и бережного отношения к окружающей среде; содействие в широком освещении и популяризации достижений энергетиков, учёных, инженеров. Победить нам, к сожалению, не удалось, но сочинения десятиклассников Фоминой Арины и Гуторова Егора в номинации «Развитие Арктики: баланс между экологией, национальными интересами и промышленностью» были отмечены жюри за оригинальность жанра – репортаж и путевой очерк.
Еще одна страница наших литературных начинаний – ежегодное участие в Международном литературно-художественном конкурсе для детей и юношества «Гренадеры, вперед!». В 2023 году XIX Международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» проводился совместно Всемирным Русским Народным Собором, Союзом писателей России, Издательским советом Русской Православной Церкви, Министерством обороны РФ, Министерством образования и науки РФ, Центром адмирала Федора Ушакова, Страховой компанией ТИТ и МОК СКВРиЗ. Цель конкурса – возрождение у детей и молодежи славных традиций служения Отечеству, любви к Российской армии, флоту и их славной истории. Нам удалось одержать долгожданную победу: работа ученицы 10 класса Назаровой Елизаветы в номинации «Письмо моему герою» была признана одной из лучших.
Когда же заниматься подготовкой к написанию конкурсных сочинений? Конечно, каждый учитель должен выработать свою систему подготовки. Это и урочная, и внеурочная деятельность. На уроках русского языка при изучении таких тем, как «Типы и стили речи» знакомимся с жанрами и структурой текста. На уроках литературы – осваиваем «пробу пера», например, подражая определенному писателю. Не забываем об особенностях структуры текста, видах композиции, умении детализировать действия и события, о роли языковых средств. Такие упражнения, как словесное рисование, использование образных средств и выражений, изменение синтаксических конструкций не займут много времени на уроке, но помогут подготовиться к итоговой аттестации и в то же время создадут базу для написания творческой работы.
Замечательно, если учитель имеет часы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе. С учащимися среднего звена можно создать сообщество юных корреспондентов, «Школу лингвистических волшебников», студию рисования словами. Для старшеклассников интересны такие курсы, как «Слово и время» (сравнительный анализ текстов поэтов и писателей разных эпох), «Средства выразительности, творящие чудеса» (хронотоп и топохрон, аллюзия и ирония, постепенность и многое другое), «Литературные цензоры» и другие. Учителю необходимо лишь проявить заинтересованность и творчество.
Так, пробуя и обучаясь, участвуя и побеждая (или не побеждая), мы все внимательнее читаем классиков и познаем их литературное мастерство, знакомимся с современными авторами, черпаем знания в области языкознания и лингвистики, формируем собственный художественный вкус и собираем портфолио. Это ли не мотивация к обучению? А ещё это мотивация и для учителя: хочешь научить другого – научись сама, хочешь победы учеников – победи сама! Достижения наших учеников – это наше вдохновение и желание работать, продвигаться вперед и создавать ситуацию успеха для детей.