Знакомьтесь с праздниками и народными обрядами Черемисиновского района Курской области.
Автор: Солодухина Валентина Николаевна
Каждый народ должен знать истоки своей культуры, свои корни. Только так можно сохранить своё национальное достояние. Народные традиции, обычаи способствуют воспитанию чувства уважения к истории своего народа, интереса и любви к его удивительно богатому творчеству.
Знакомя детей с фольклором, невольно обращаю внимание на календарные обряды. Тема обычаев и традиций Черемисиновского района необычайно широка и многогранна. Я остановлюсь на самых известных праздниках и традициях их празднования.
Новогодний праздник немыслим без ёлки. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. А вечно зелёная ель символизировала саму жизнь. Празднование Нового года должно быть тихим и богоугодным, так как приходится на Рождественский пост.
Собирая материалы с фольклорной группой, мы узнали много интересного о том, как праздновали раньше Новый год в деревнях Черемисиновского района. Новогодний вечер называли щедруха. К ужину приглашали в дом Мороз и ставили ему в сенях еду. Существовал обычай обвязывать ножки стола верёвкой, чтобы вор запутался.
На Святки люди колядовали, готовили ритуальное печенье, гадали. На Свят-вечер готовилось четко определенное количество кушаний – семь, девять или двенадцать, а также делали кутью и приглашали Мороз: «Мороз, Мороз, иди кутью есть!». Под Рождество её называли богатая,а под Крещение-бедная. Кутью ели с мёдом, а остатки отдавали курам. Обязательным атрибутом рождественских праздников было колядование.
В святочный период приходил Коляда, который являлся праздником народившегося солнца. В ночь на Коляду жгли костры, вокруг плясали. Молодежь, одетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собравшись в избе, плясала, перекидывалась загадками, а главное - рядилась.
о домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые-колядующие. Колядовщиков, которые обходили дома с песнями в святочный период, ещё называли посевальниками.
Достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих. Девушки любили на Святки гадать. Большинство гаданий совершалось на второй неделе, с 13 до 19 января. Гадали, что случится в новом году, каким будет урожай, как сложится судьба девушки, выйдет ли она замуж, каким будет её муж. Существовало множество гаданий: на ночь миску выносили на холод, а утром смотрели, как замёрзла вода:
- Лёд в гору пойдёт-будет добрым год.
- Лёд застынет ровнёшенько - будет жизнь прямешенько.
- Лёд вымерзнет лункой - год будет ущербный.
Проходили девичьи гадания с песнями:
«Горенка, горенка новая,
Красная девка, дворянка молодая,
Полно ли тебе, девица, по горенки гулять,
Не пора ли тебе, красавица, молодца выбирать?»
С этими словами они шли в хлев(сарай),начинали ловить овец: если белую овцу поймают, значит жених будет светлый, если чёрную-тёмный.
Также на Крещенье срезали ветку, если она распустится, значит девушка выйдет замуж.
На Ивана Крестителя (7 января по старому стилю, вообще, этот праздник отмечали 7 раз в году) «закрещали» Святки (делали кресты из палочек, опускали в колодец, кто первым вынет из колодца с водой, тот счастливый человек.)
Масленица - древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Народ его всегда любил и ласково называл «касаточка», «целовальница», «перепёлочка», «объедуха».
Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали молодые парочки. А также были прыжки через костёр.
Воскресенье - заключительный день Масленицы. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Прощаются с шутками, песнями, танцами.
Безусловно, нужно не забывать о народных праздниках. Они прошлое наших предков. Они очень интересны. А весёлыми и обновленными сделать их можем мы. Сейчас мы с ребятами собираем народные песни, а также сведения о заслуженной артистке России (1994г.), нашей землянке, уроженке деревни Петрищево, моей однокласснице Надежде Крыгиной.