Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям, задачам и по содержанию; в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений.

В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное – проблема души и духа человека и целого народа. В школьном учебнике представлена следующая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы.

 

Авторы:  Cаклакова Елена ВикторовнаCлепинина Татьяна Георгиевна

 

 

Воспитание нравственности на уроках литературы

(из опыта работы учителей русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А.А. Дейнеки» города Курска)

 

Знакомясь в 5-м классе с миром пословиц, поговорок, сказок, ребята вместе c учителем познают удивительный мир волшебства, знакомятся со средствами образности. И это не может их не заинтересовать. Наряду с русскими пословицами школьники знакомятся с пословицами других народов. Дети учатся понимать, в чём их своеобразие, как народная мудрость выразилась в пословице, как отразились в ней характер, привычки, идеалы народов мира, их отношение к вечным проблемам: любви, дружбе, мастерству, лености, трусости.

Ученики, подбирая к уроку пословицы других народов, удивляются их схожести. Например, вот как звучит китайская пословица о дружбе и друзьях: «Хороший друг – это настоящий клад», о том же болгарская пословица: «Друг познается в беде, как золото в огне», французская – «Хороший источник узнаешь во время засухи, хороших людей в беде». Сравнили их с русской пословицей: «Друг познается в беде».

Былины показывают настоящих воинов, умеющих постоять за свою Родину, воспитывают в детях чувство долга, мужество, храбрость. Обращаем внимание учеников на построение и язык былины, говорим о художественных изобразительных средствах языка: гиперболе, повторах, литоте, об эпитетах и, в общем, о красоте русского слова.

Особое воспитательное значение несут летописные произведения Древней Руси. Они ценны для нас тем, что приоткрывают завесу времени и дают возможность окунуться в быт народов Древней Руси, познать нравы и обычаи наших предков, приобщиться к духовному миру древнерусского человека.

Седьмой класс открывает подготовительный период по изучению историко-литературного курса в старших классах.

Перед учащимися 7-го класса стоит задача увидеть художественное время и художественное пространство в литературе, прошлое нашей Родины, какие художественные способы и средства находит автор, чтобы высветить многообразие душевного состояния героя, вызвать к ним личностное отношение читателя, раскрыть и свое видение сложной проблемы, и характер персонажей. Они глубоко воспринимают грустные рассказы Л. Андреева «Кусака», И. Бунина «Лапти», А. Платонова «Юшка».

Читая рассказ «Кусака», ученики отвечают на вопросы: почему рассказ назван «Кусака»? Кто герои рассказа и какими они вам показались? Какие чувства вызвал у вас рассказ? Что понравилось и что не понравилось в нём? С каким чувством вы закончили чтение этого произведения? Почему Кусака перестала доверять людям? Как отнеслась к дачникам? Какими были эти люди?

Размышляя над этими вопросами, школьники стараются так пересказать текст, чтобы выразить чувства радости Кусаки и дачников.

Что подумали дачники, уезжая? Серьезные ли были их сожаления в том, что Кусака остается одна? Как реагировала собака на отъезд людей? Подумайте, какие вопросы вы задали бы автору этого рассказа?

Изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» рассматриваем не просто как произведение о природе, ведь заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому, как солнце сохраняло свою энергию в торфяных залежах, писатель вложил в «Кладовую солнца» всё, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе. Эта любовь заключается в столкновении двух начал – добра и зла.

Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Необычайно заинтересованно читают семиклассники горестный и вместе с тем светлый рассказ А. Платонова «Юшка», сострадая, сочувствуя главному герою, его жизненному подвигу во имя сиротки, о существовании которой никто из его односельчан даже не догадывался.

Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, сердечное отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

Однако рассказ вызывает не только чувство жалости, но и возмущение той жестокой действительностью, людьми (детьми и взрослыми), кому недоступны такие элементарные и необходимые чувства, как сострадание, доброта.

Живо и интересно проходит в классе беседа, когда в ней затронуты следующие вопросы: что в поведении Юшки было особенного? Что его отличало от односельчан? Чего хотели от Юшки дети? Зачем они добивались того, чтобы он был «как все большие люди»? Почему они ждали и желали, чтобы он погнался за ними, взял хворостину? («Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугается и не гонится за ними»). Почему же им было скучно? Чем они занимались? Какова их жизнь? Почему Юшка всегда прощал людей?

Как относились взрослые к Юшке и почему? («У взрослых людей было злое горе и обида, или они были пьяными, тогда сердце наполнялось лютой яростью…» — находят школьники ответ в тексте). Как же писатель объясняет несправедливое и грубое отношение взрослых? («В этом зле забывал на время свое горе…»).

В беседе участвуют все школьники, учитель и учащиеся формулируют вопросы и ответы, соотнося их с текстом, размышляя над позицией автора, отдельным словом, фразой, так как фраза А. Платонова часто требует серьезных раздумий.

Прочитаем диалог Юшки и дочери кузнеца. Как в этом разговоре выявляется полное непонимание друг друга? Какова причина этого непонимания?

Школьники лишь после раздумий, при повторном прочтении текста приходят к мысли, что слишком велико духовное преимущество Юшки перед дочкой кузнеца и перед другими деревенскими.

Умирает Юшка, непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием, как цветок, растоптанный бездушными людьми. Хуже или лучше стало людям?

Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он совершал всю жизнь? Как его доброе дело перешло в руки сиротки, которая «не утомлялась утолять страдание» (обращаем внимание на эти слова) и «отдаляла смерти от ослабевших»?

Комментированное чтение, ответы на вопросы, художественные пересказы, близкие к тексту, с использованием особенностей платоновского языка, рассказы по темам: «Дети и Юшка», «Отношение взрослых к Юшке», «Бескорыстие», «Смерть», «Юшка наедине с природой» (на выбор) – вот возможные пути восприятия и осмысления платоновского произведения. Наиболее творческим подросткам предлагаем порассуждать на тему «Бескорыстная любовь к людям» или «Диалоги жителей деревни с Юшкой». На основе словарной работы, проводимой на уроках по изучению рассказа, составляли словарь с объяснением слов, передающих различные состояния, чувства человека: обида – …; радость –…; яркость –…; блаженный – …; слепое сердце – …; недуг – …; терзать – …; потешиться – …; глумление – …; утолять страдание – ….

С 7-го класса начинается курс на историко-литературной основе.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» о героических подвигах запорожских казаков показывает мастерство и умение автора создавать яркие характеры.

Особенно интересна работа учащихся с образами запорожских казаков: Тараса Бульбы, Остапа, Андрия. Ребята говорят о боевом товариществе. Сцена казни Тараса показывает мужество, презрение к смерти, любовь к Родине.

«Капитанская дочка» А.С.Пушкина принадлежит к тем произведениям русской литературы, без знакомства с которыми не может состояться культурный читатель с его раздумьями о серьезных проблемах морали, вопросах чести. Поручаем учащимся подготовить короткие сообщения о сюжетных линиях «Капитанской дочки»: о любовной истории Гринева и Маши Мироновой, о Пугачеве и пугачевском восстании, о духовном созревании Гринева и проблеме чести.

Одна из задач изучения «Капитанской дочки» – установление связей этого произведения с нашей современностью, пробуждение раздумий учеников над вопросами морали, поведения: верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благодарность за добро и желание принести добро другим людям, рыцарство, чувство чести и достоинства.

При разборе 1-й и 2-й глав ученики размышляют над вопросами: что такое милосердие? Милосердны ли вы? Почему сегодня многие стыдятся своих истинных чувств? Ученики отвечают, что милосердие – это желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь, вызванная этими же чувствами. На милосердие всегда отвечают милосердием. Многие стыдятся своих истинных чувств, потому что люди стали равнодушны друг к другу, мерилом ценностей человека стали деньги, положение в обществе.

При разборе 3–5 глав ученики анализируют поведение Гринева в разных ситуациях и отвечают на вопрос: какие человеческие качества героев раскрываются в этих главах? Учащиеся осуждают циничные высказывания Швабрина о Маше Мироновой, отличают в Гриневе доброе, уважительное отношение к девушке, желание защитить её честь, достоинство.

Основная проблема творчества Л. Н. Толстого последних лет его жизни – «нравственное прозрение» человека. Эта тема раскрывается и в рассказе «После бала». В «нравственном прозрении» героя главную роль играет случай, он помогает ему «мысленно» освободиться от безнравственного взгляда на жизнь, возвращает непосредственность детского восприятия мира и является первой ступенью процесса нравственного прозрения.

В программу литературы 11 класса вошли произведения, отражающие все стороны русского национального характера. Это произведения М. Горького, В. Маяковского, А. Твардовского, М. Шолохова и других писателей и поэтов.

Вопросы нравственности и патриотизма нашли отражение в поэзии А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака, в прозе А. Солженицына, В. Распутина и других авторов второй половины 20 века.

Старшеклассники учатся работать с художественным словом, анализировать художественные детали, сопереживать героям, ведут самостоятельный поиск нравственных истин. А ведь хорошо известно, что нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь.

Преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, важно, чтобы дети открыли мастерство писателя, научились понимать литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, решить нравственные проблемы.

Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя.

«Нравственность есть право. Это мужество и честь, это значит жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает правду», — этот нравственный критерий В. Шукшина, который он пронес через все свое творчество. Главной задачей он считал познание души человеческой, исследуя присущие русскому народу качества: честность, доброту и справедливость.

По рассказам В. Шукшина задаём вопросы учащимся: как, по мысли Шукшина, нельзя жить? Против каких нравственных пороков он восстает? О чем заставляет нас задуматься?

Большой нравственный заряд несут такие произведения, как «Сотников» В. Быкова, «Живи и помни» В. Распутина, доказывающие, что всякая измена Родине не может быть оправдана ничем, что дезертир – это человек, всегда заслуживающий осуждения.

Возьмем произведение А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор».

В последнем рассказе автор поднимает проблему народного характера, раскрытого через характер главной героини.

Ученикам даётся задание: назвать черты характера и поступки Матрёны Васильевны, на которые они обратили внимание. Учащиеся отвечают, что важнейшей чертой этой крестьянки является трудолюбие, что труд ей не в тягость, а в радость. Ей свойственны отходчивость, незлобивость. Какие факты биографии, поступки Матрёны свидетельствуют о ее постоянном стремлении делать добро? Какую роль в характеристике Матрёны играет финал рассказа? Как вы понимаете слова С. Залыгина о том, что в рассказах Солженицына есть «тайный внутренний свет»? Согласны ли вы с утверждением С. П. Залыгина о том, что «…Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос, какие мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит?»

Обращая внимание на то, что в лице незлобного, терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам. Но все-таки главное, что выделяет автор, – это недюжинная нравственная сила героя, позволяющая так или иначе преодолевать лишения и тяготы. Для обсуждения произведения ставим такие вопросы: одна из отличительных черт прозы А.И. Солженицына – глубокий психологизм, умение показать героев как бы «изнутри». Как проявляется данная особенность стиля писателя в «Одном дне Ивана Денисовича»?

Мы живем в непростое время. Но как бы ни менялись времена, учитель должен уметь слушать и уметь вести диалог. Учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для учителя литературы – построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы. И еще об одном не забываем: быть интересным своим ученикам. Скучные уроки литературы, ничего не выражающее лицо учителя – это противоестественно. Какими будем мы, учителя литературы, таким и будет духовное состояние наших учеников.