Роман Н.А. Островского (1904–1936) «Как закалялась сталь», написанный в 1932 году, – произведение, которое знакомит современных школьников с героической концепцией личности.

Писатель, как известно,  сделал основой сюжета историю своей жизни, рассказал о людях своего поколения.

Шестакова Елена Анатольевна предлагает методические рекомендации к изучению этого автобиографического произведения в 11 классе.

 

Изучая  роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь», важно познакомить школьников  с биографией писателя, раскрыть специфику характера главного героя, показать актуальность романа сегодня. Эпиграфом к уроку  по теме  «Героическая концепция личности,  или «Как закалялась сталь» могут стать строки Николая Тихонова:

Гвозди бы делать из этих людей.

       Не было б в мире крепче гвоздей…      

30-е годы – это период стремительного промышленного подъёма в нашей стране, начало глубокой перестройки деревни и широчайшей культурной революции.

30-е годы – время сплочения советских писателей, объединения их в единый союз.

Если в 20-е годы литературу привлекало главным образом изображение революции и гражданской войны, то в 30-е   главной темой становится преображение действительности и рождение нового человека. Каким должен был быть этот новый человек? Почему в нём была такая необходимость? И зачем сейчас мы возвращаемся к этой теме, к Н.А. Островскому, к его роману «Как закалялась сталь».

Наиболее ярко героическая концепция личности, утверждающая   всесилие человека перед лицом действительности, воплощена в книге Н.А. Островского «Как закалялась сталь». Литература 30-х годов создала героическую концепцию личности. Что это за личность? Герой побеждал трудности, подчинял себе течение жизни, доказывал, что перед волей, разумом советского человека отступают любые препятствия.

Учитель или подготовленный заранее ученик рассказывает биографию Н.А.Островского, показывает её сходство с судьбой Павки Корчагина, ведь писатель сделал основой сюжета романа историю своей жизни.

Николай Алексеевич Островский родился в 1904 году в рабочей семье на Украине. С детских лет он побывал «в людях», в полной мере познал тяжесть подневольного труда, заглянул «в самую глубину жизни, на её дно, в колодезь», но не сломался, а, напротив, окреп, воспитал в себе страсть к сопротивлению и протесту.

«Коммунистическая идея» стала для помощника кочегара городской электростанции Шепетовки принципом поведения, определив всю дальнейшую судьбу Николая Островского. Сблизившись с большевиками, он принимает активное участие в борьбе за власть Советов, в 1919 году вступает в комсомол и тогда же – 15-летним парнишкой! – уходит добровольцем на фронт в знаменитую кавалерийскую бригаду Г.И. Котовского. Первая Конная армия, ранение, тиф, ещё одно, последнее, тяжёлое ранение в августе 1920 года, а после демобилизации – трудовой фронт: помощник электромонтёра Киевских железнодорожных мастерских, комсомольский вожак пограничных районов Украины, комиссар батальона всеобщего военного обучения, секретарь райкома и член окружкома комсомола.

В 1927 году прогрессирующая болезнь – результат ранений, неимоверного напряжения, тяжёлых условий жизни – приковала Николая Островского к постели, а через год он потерял зрение. Инвалид в двадцать четыре года. Но «пока у меня стучит сердце, - говорит герой романа (и те же слова были сказаны и самим автором книги), - меня от партии не оторвать. Из строя меня выведет только смерть». Жить для Н. Островского означало быть полезным людям. У него оставалось теперь единственное оружие – писательское слово. Так рождается роман «Как закалялась сталь».

Николай Алексеевич Островский подчёркивает в романе неотделимость Павла Корчагина от своего поколения, поэтому героя окружают его соратники.

На уроке подготовленные ученики могут рассказать о Серёже и Вале Брузжак, Рите Устинович и других ровесниках Павки, чтобы найти общие черты между ними, сделать  вывод: автор показывает, что судьба Павки обычна, не исключительна. Но именно судьба Корчагина помогла тысячам найти смысл в жизни.

Каков же он – Павел Корчагин? Что говорит автор  о нравственности своего времени?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проследить историю формирования характера Корчагина, проанализировать ключевые эпизоды романа. Уже первые сцены романа обнаруживают в Павке огромный запас энергии, жизнелюбия, воли, мятежности. В эпизодах  с Тоней Тумановой - до предела  уязвлённая гордость и до предела обостренное чувство протеста поколения Павла Корчагина против социальной несправедливости.

Жизнь Корчагина – стремительное движение, свидетельствующее о том, как расковала революция человеческие силы, как она способствовала подъёму и развитию личности. Н. Островский нетерпим к упрощённому пониманию образа коммуниста и делает ставку на то, чтобы утвердить богатство личности нового человека, показать реальную сложность и многогранность его натуры.

Писатель убеждён, что Корчагин и его ровесники знаменуют новый строй чувств, мыслей, переживаний. Жизнь их духовно богата, интересы разнообразны, характеры глубоки и психологически убедительны. Он весь устремлён в коммунизм, не знает и не признаёт разрыва между словом и делом, личным интересом и общей жизнью, одним и многими. Его смело можно назвать максималистом, поэтому так бескомпромиссен он в своих побуждениях и чувствах, так нетерпим к мещанам и бюрократам, приспособленцам и трусам, к пошлости и цинизму. Ведь революция для него – чистейшее в эпохе: «чтобы на знамени… не было ни одного пятна».

Какое значение имела для Павки встреча с Жухраем? Какое место занимают в романе представители старшего поколения – большевики? Какую роль они играют в судьбе Павки Корчагина?

Н.Островский показывает неразрывную связь героя с обществом. Причастность к своему времени даёт жизни героя великий смысл, позволяет его ощутить себя человеком, творящим жизнь. Наверное, многие (даже не знающие содержание романа «Как закалялась сталь») хорошо знают девиз жизни Павла Корчагина: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества».

Ситуация надвигающейся на Павла болезни особенно остро обнаруживает, что служение обществу для него – первейшая необходимость, источник счастья, связь с миром. Он испытывает радость, наслаждение от сознания своей нужности людям, от того, что, несмотря на тяжёлую болезнь, может участвовать в «борьбе за освобождение человечества». Отрыв от мира – в этом трагедия Корчагина. Но ситуация смыкающегося «железного кольца болезни» нужна автору не для того, чтобы выявить эту трагедийность, а для того, чтобы показать беспредельность возможностей человека, воодушевлённого идеей коммунизма. Корчагинская судьба утверждает безграничность человеческих сил, отданных во имя Идеи.

Всей прожитой жизнью Павел Корчагин подтвердил правоту и надёжность гордых слов о смысле жизни. Герой без остатка израсходовал всего себя ради счастья людей. Только такая мера была приемлема для Павла Корчагина и его боевых товарищей. Только в этом они видели достойное человека существование на земле  и этот завет передали будущим поколениям.

Возможно, именно поэтому роман предлагается для изучения в 11 классе по литературе. Снова есть необходимость  в таких героях! И неважно, что Идея другая, что общественный строй жизни называется иначе, современная ситуация говорит о необходимости таких людей, как Павел Корчагин, а значит, нужно говорить и изучать творчество таких писателей, как Николай Алексеевич Островский, чья жизнь есть подвиг.

Рекомендую показать одиннадцатиклассникам эпизоды из фильма  «Как закалялась сталь» режиссёра Н. Мащенко (1975 год).

В качестве домашнего задания можно предложить сочинение-миниатюру на темы: «Почему стал актуален сейчас роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь»?», «Зачем нужны такие герои, как Павел Корчагин?» (по выбору)

 

 

Литература

  1. Островский Н.А. Как закалялась сталь. – Киев: ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1984.
  2. Трегуб С.А. Н. Островский. – М.: Гослитиздат, 1950.
  3. Николай Алексеевич Островский (bookshake.net)
  4. Тимофеев В.И.: Николай Островский. – М.: Учпедгиз, 1957.
  5. Трегуб С. А. Жизнь и творчество Николая Островского. – М.: Художественная литература, 1975.
  6. Трегуб С.А.: Живой Корчагин. – М.: Советская Россия, 1980.
  7. Аннинский Л.А.: Вехи памяти. – М.: Книга, 1987.
  8. Грознова Н.А.: Счастье борца. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Виктор Верин. В защиту романа «Как закалялась сталь» Николая Островского. – М.: Издательский дом «Литературный коллайдер», 2021.