Как привлечь родителей в школу, добиться живого общения и пробудить желание сотрудничать? Сотрудничество следует воспринимать как сотворчество. Поэтому основой целостной педагогической системы, открывающей путь к успешной социализации в обществе, являются ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ.
В статье освещается вопрос поиска новых форм и методов взаимодействия педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров в процессе воспитания и образования.
Авторы: Каргалова Марина Анатольевна, Рагулина Лариса Владимировна
Творческие мастерские как среда обучения и воспитания для детей и их родителей
Общепринятая истина сегодня – это то, что ХХI век должен стать веком духовности! Концепция модернизации Российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка». Именно поэтому сегодня назрел вопрос поиска новых форм и методов взаимодействия педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. А в нашем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К. Д. Воробьёва» города Курска основой целостной педагогической системы воспитания и образования стали творческие мастерские.
Сотрудничать – это работать вместе, принимать участие в общем деле, значит, создавать комфортное пространство для развития образовательной среды ребенка.
Как привлечь родителей в школу, добиться живого общения и пробудить желание сотрудничать?
Стараясь идти навстречу такому сотрудничеству, в школе разработана и уже нашла свое применение программа «Я – патриот России!», в основе которой заложена мысль о духовной связи поколений, развитии исторической памяти и расширении жизненного опыта. Наши предки «прошлое не считали идущим позади настоящего». Сотрудничество педагогов и детей перерастает в сотворчество, одной из форм которой является детско-родительская творческая мастерская «Связь времен».
Особое внимание в этой работе обращено на военно-патриотическое воспитание. Наши дети - потомки тех, кто прошел Великую Отечественную войну, Афганистан, Чечню, дети тех, кто сегодня работает в МЧС, полиции. Воспоминания, живое общение с теми, кто прошел трудными дорогами войны – бесценный духовный вклад , формирующий нравственный стержень ребенка.
Именно поэтому в школе создан клуб отцов «Папы ХХI века». Его задача - повышение роли отца в социализации ребенка и укреплении института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций и семейных ценностей . Наши папы - инициаторы таких мероприятий, как: «Каким ты был, солдат Великой войны?», «Афган и Чечня - боль и урок», «МЧС – это призвание». С каким интересом участвуют ребята в ролевых играх, экскурсиях в воинскую и пожарную части, потому что отец – старший друг и помощник, это сила и защита. Наш папа – образец в спорте, а результат – высокий процент сдачи ГТО детьми. Наш папа – профессионал, результат - 20% выпуска - это поступления в высшие военные училища, сохранение династий. Наш отец – семьи венец. Именно отцы организовали «Клуб выходного дня». Это совместные туристические походы, тематические экскурсии: «Познаем мир», «Здесь прошла война".
А как важно воздействие членов Совета отцов на детей из неблагополучных семей. По-мужски они их опекают, неназойливо, являясь примером, воспитывают, знают их проблемы и оказывают посильную помощь. Хочется подчеркнуть, что в школьном совете профилактики 80% -отцы . Клуб отцов организует встречи с интересными людьми: с Протоиреем Владимиром Моносиловым из храма Преп. Серафима Саровского, с Прудниковой Марией Сергеевной, региональным координатором ВВПОД «ЮнАрмия» Курской области, помощником военного комиссариата Курской области по военно-патриотической работе. Мария Сергеевна познакомила учащихся с движением и рассказала о перспективе создания юнармейского отряда в стенах школы. Была организована встреча с ведущим специалистом – экспертом Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Курской области Протасовой Анастасией Владимировной, что стало одним из шагов по профилактике вредных привычек.
В слове сотрудничество – значимый корень – труд. Труд должен быть основной формой воспитания как духовного, так и физического. Одно из направлений клуба отцов - трудовые мастерские; по их инициативе и непосредственном участии были разбиты клумбы, посажена аллея Отцов, ремонтная бригада, руководителем которой является председатель «Совета отцов», оказывает огромную помощь в подготовке школы к новому учебному году. А совместный социальный проект «Мой двор» в рамках городской программы получил Гран-при. Это ли не высокая оценка сотрудничества школы, родителей и детей! Осознавая, что учеба – основной труд детей, отцы – инициаторы и участники интеллектуальных игр: «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «живых» квестов, основанных на коммуникативном взаимодействии, что в свою очередь сближает детей, учителей и родителей повышает родительский авторитет, создает взаимопонимание.
Если ребенок – это памятник отцу, то мать – источник жизни, тепла и добра. С деятельностью матерей в школе связано волонтерское движение «Живая душа». Это посещение Дома ребенка с подарками, спектаклями, концертами. Наше глубокое убеждение - чужих детей не бывает. Еще одна добрая традиция в нашей школе – посещение Дома престарелых «Сосновый бор». Слезы благодарности видят дети, когда приносят этим людям пасхальные куличи, поделки, изготовленные совместно с родителями. Вот он – истинный момент проявления милосердия и сострадания.
В школе не единичны акции «Помоги ближнему». И здесь не обойтись без поддержки и помощи родителей: собираем продукты и вещи для бездомных и относим в храм. О наших акциях «Добрых дел» неоднократно писали в региональных газетах.
Творческая мастерская «Феерия» - одна из любимых форм деятельности учащихся и их родителей. Ни один праздник не проходит без участия семьи: «Осень в подарок» - с урожаем, выпечкой, поделками, изделиями народного промысла; « Новогодний переполох» - с демонстрацией маскарадных костюмов, спектаклей; Масленица - с блинами и плясками.
Но особенно хочется поделиться опытом работы Российского Движения Школьников, пилотной площадкой которой является наша школа. Работа ведется по четырем направлениям: личностное развитие, гражданское самосознание, военно-патриотическое, информационно - медийное. Значимость РДШ в том, что уже дети привлекают родителей к совместной деятельности в подготовке и проведении многих акций: «Уроки доброты», «Знак ГТО», игры КВН (школьная команда «Планета - 35» получила Гран-при в регионе). Бизнес-игра «Ты предприниматель в Мегаполисе» проходила также в содружестве с родителями - бизнесменами. Представители семей старшеклассников приняли участие во Всероссийской экологической акции «Заповедный урок» - это своеобразная школа как для детей, так и взрослых. Ребята из экологического отряда «Зеленая Планета 35» предложили учителям, родителям и детям микрорайона поучаствовать во Всероссийском экологическом квесте Марафон Добрых Дел. Задания были необычными: эко-сумка, час без электричества, подари вторую жизнь вещам.
Хочется подчеркнуть, что эти мероприятия - акции не формальные, а идущие от чистого сердца, и в целом воспринимаются как мастерская по формированию будущего гражданина своей страны.
РДШ, на наш взгляд, та организация, деятельность которой направлена на развитие личностного потенциала ребенка как полноценного участника образовательного и воспитательного процесса, важнейшими характеристиками которого являются: творческая свобода, активность, способность к саморазвитию. И только комплексная поддержка всех участников образовательного пространства: родитель – ученик – школа обеспечивает социализацию ребенка.
Партнерские отношения между учителями и родителями складываются, безусловно, с начальной школы, когда динамично формируются не только интеллектуальная основа личности, но и ее главные нравственные качества. Именно это сотрудничество привело к мысли о создании «Семейного клубного движения». Это уникальное сообщество родителей и детей со своей программой, эмблемой, гимном, уставом. Кто-то считает «Родительские уроки», «Родительские чтения», «Родительский тренинг» инновационными формами работы с родителями. Для нас они стали традиционными мастерскими семейного созидания. Здесь можно приобрести новый позитивный опыт семейных отношений, лучше понять и узнать себя и своего ребенка, помочь адаптироваться в сложной жизненной ситуации.
Сегодня мы говорим о творческой мастерской, о творческом процессе, результат которого создание творческого продукта. В школе №35 работают два музея (это наша гордость) - Народный литературный музей имени писателя-земляка К. Д. Воробьева и музей Железнодорожного округа, специфика работы которых невозможна без сотрудничества и сотворчества с семьей. По нашему глубокому убеждению, музей способствует преемственности поколений, социальной памяти. Мы осознаем, что будущее музея в домах, где зарождались традиции, откуда уходили защищать Родину, куда возвращались героями или приносили похоронки. Достойна внимания тематика исследовательских, творческих работ и научных проектов: «Спасибо тебе, неизвестный солдат», «Письма с фронта». Литературный музей создан для детей, руками детей и их семей. Неоценима реальная помощь родительской общественности в укреплении материальной базы музея, комплектования фонда, организации экскурсионных поездок. Это партнерство взаимовыгодно.
Необходимо отметить, что литературный музей стал научной площадкой, исследовательской мастерской, центром развития духовно-нравственного обучения и воспитания обучающихся муниципального и регионального уровней. Высоко оценила работу музея и семья писателя. Тепло, искренно и проникновенно звучат слова дочери К. Д. Воробьева: « Я прихожу к отцу как к себе самой, но… более нравственной… Господи, благослови этот дом и тех, кто в нем хранит память об отце, поднимает его, возвращает его в стан живых». Это ли не высшая оценка деятельности литературного музея.
В основе работы музеев лежит исследовательский метод, который является вершиной сотрудничества.
Глубокая поисковая работа ведется музеем Железнодорожного округа. С помощью родителей собран материал о Дмитриевских партизанах (эта поисковая работа получила высокую оценку в городском конкурсе «Я Родину люблю»), о Ямской слободе, оформлен этнографический уголок, созданы проекты на основе документальных материалов. Члены Совета музеев участвуют в региональных «Ушаковских и Знаменских чтениях», в окружном конкурсе «Наследие предков в достойных руках».
Исходя из тематики нашей встречи, хочу еще раз подчеркнуть, что музейно-педагогический процесс, имея образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, педагогов и родителей.
Все мероприятия, акции проходят под патронажем школы. Администрация является координатором лаборатории конструктивных идей «Когда мы вместе», основная задача которой - повышение ответственности и заинтересованности родителей, укрепление их статуса. Разработана и реализована программа «Семья 21 века». Одна из основных форм работы данного сообщества – консультативная помощь и педагогическая поддержка в разрешении конфликтов.
С гордостью хотим сказать о том, что наша школа - успешная, имеющая высокий рейтинг достижений и побед. В ней созданы условия для практической реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие форм интегрированного обучения, материально-технического и организационного обеспечения, создание толерантной среды – все это создает благоприятные условия для сотрудничества.
Родители школы активно участвуют в образовательном процессе. Только в нашем учебном заведении научным обществом «Лаборатория мысли» создана партия «Миротворцы окружающей среды»:
Мы там, где здоровье, честь и сила,
Мы там, где правда, а не ложь,
Мы на защите у нашей России –
Страны великой мы – молодежь.
Мы – партия «МОС».
Партия «МОС» является современной, эффективной формой деятельности и сотрудничества с родителями в вопросах экологического воспитания и образования. Защита животных – это сотрудничество с волонтерской организацией «Хвост трубой», утилизация отходов – экологические рейды, сбор макулатуры, ресурсосбережение – это строгий учет электроэнергии и расход воды в школе. Мы несем личную ответственность за экологическую чистоту настоящего и будущего России.
В конце года мы проводим окружной фестиваль «Трансляция передовых практик», цель которого поделиться идеями педагогического опыта, мастерства. Представители методических объединений в креактивной форме рассказывают о своей работе. А своеобразными «экспертами» являются родители, они получают возможность не только ознакомиться с масштабностью проводимых мероприятий, увидеть творчество своих детей, но и выбрать для них дальнейший путь социализации в обществе. А этот путь – путь к успеху.
Литература:
- Артюхова И. С. Ценности и воспитание//Педагогика. – 199. - №4.- С. 117-120.
- Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских. – СПб, 2004.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
- Давыдов В. В. Виды общения в обучении. – М., 1972. - С. 28.
- Донченко Л.М. На уроке и вне урока // Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». – М.,2001, с.17 – 27
- Еремина Т.Я. Мастерская по литературе. 11 класс. – СПб, 2004.
- Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Педагогический поиск, 2002.
- Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. – СПб, 2002.
- Педагогические мастерские: теория и практика. – СПб, 1998
- Степанова, Г.В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности / Г.В. Степанова. - Москва: Чистые пруды, 2007. - 224 с.
- Струценко О. Технология "педагогических мастерских" как результат совместного творчества зарубежных и российских педагогов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/67.htm. - Дата доступа: 24.04.2011.
- Технология «Педагогические мастерские» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node28.html. - Дата доступа: 27.04.2011.
Презентация (файл pptx, 18 слайдов, размер 11,9 МБ).
Авторы: Каргалова Марина Анатольевна, Рагулина Лариса Владимировна