Мастер-класс на тему «Использование технологии концепта на уроках русского языка и литературы для развития творческого потенциала обучающихся» подготовила и провела учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 4» г. Курска Самсонова Кристина Леонидовна.

Визитная карточка мастер-класса

Продолжительность: 25-30 мин.

Аудитория: учителя словесности

Оборудование: компьютер, проектор

Дидактический материал: рабочие листы (см. приложение № 1)

Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки учителей словесности в области развития творческого потенциала подростков.

Задачи:

  • представить опыт использования технологии концепта на уроках словесности;
  • провести с участниками мастер-класса небольшое занятие, итогом которого станет составление концепта;
  • провести дидактический анализ нашей работы.

Формы и приемы работы:

  • теоретическое изложение материала с использованием презентации;
  • индивидуальная и парная работа, беседа.

 

Ход мастер-класса

Вступительное слово. Изучение темы «Развитие творческого потенциала учащихся» привели меня к тому, что  работа по развитию дивергентного мышления должна иметь системный подход и реализовываться на всех уроках по разным предметам. Сегодня интеллектуальный прогресс сказывается не в простом наращивании объема знаний, а в развитии когнитивно-творческих способностей, в дополненном интуитивно - творческими методами логико-диалектическом освоении обществом механизмов мышления.

Изучение концептов позволяет органически соединить логические, интуитивные и образно-эмоциональные знания, поскольку концепт, по Степанову, создает условия для гармонизации информационного обмена между двумя полушариями.

А сейчас я приглашаю вас в творческую мастерскую урока словесности под названием «Тайна слова».

Уважаемые коллеги, перед вами известная картина художника-реалиста  XIX века Алексея Венецианова «На пашне». Какая неточность допущена в картине, посмотрите внимательно. Есть ли предположения, почему это сделано?

(Женщина – образ весны, обобщенный образ русской земли. Такое произведение искусства – это находка для внимательного, думающего зрителя, который зорок не только глазами, но и сердцем).

Не стоит бояться допускать ошибки, страх перед неудачей сковывает наше познание. Поэтому, чтобы знать, как поступить в тот момент, когда у нас что-то не получается, как принять ошибку, мы поработаем с Вами  с концептом «НЕУДАЧА».

  • Какие чувства у вас возникают при мысли о неудачах? Запишите их в кластер (разочарование, уныние, печаль, расстройство);
  • Для толкования слова используем синонимический способ определения. Подберите тождественные по значению слова. (неуспех, поражение, провал, несчастье, крах, фиаско, злосчастье).

А теперь давайте составим словесный портрет нашего слова. У вас на столах есть таблицы, которые необходимо заполнять в течение нашего разговора:

  1. Какая она? (по размеру и цвету)
  2. Попробуем на вкус. Какая она?
  3. Постараемся услышать неудачу. Что вы слышите?
  4. А теперь потрогаем неудачу. Какая она на ощупь?
  5. А какой у неудачи запах?

Обратим внимание, какую семантику несет слово НЕУДАЧА? (отрицательную или положительную). Отрицательную.

Давайте немного отвлечемся от работы над понятием и вспомним, что в современном мире главенствует идея, основанная на формировании смысла в процессе  прочтения текста и размышления над ним. Поэтому понимание смысла текста, смысла слова может достигаться разрушением стереотипа по средствам введения парадоксальной ситуации.

Итак, уважаемые коллеги, я предлагаю вам парадоксальное словосочетание, оксюморон «СЧАСТЛИВАЯ НЕУДАЧА». Подумайте, что оно может означать?

Работа с намеренным сочетанием противоположных по значению понятий, с психологической точки зрения, является способом разрешения необъяснимой ситуации. Меняя точку зрения на понятие, человек выполняет достаточное количество мыслительных операций, расширяет границы сознания, границы смысла слова. Данная работа является предметом изучения психолингвистики.

Какие дополнительные сведения о понятии «Неудача» в свободную колонку вы можете внести?

ОТВЕТЫ ГРУППЫ

А теперь для создания точного портрета понятия «Неудача»  нам нужно помнить, что для каждой культуры «своих» и «других» характерен свой стереотип сознания. Поэтому я попрошу группу № 1 поработать с русскими и английскими пословицами и афоризмами, демонстрирующими свой взгляд на интересующее нас понятие. Через 3 мин. расскажите нам, каково отношение к «Неудаче» у англичан и русских.

1 группа работает с афоризмами, 2 группа – с пословицами

Русские пословицы

  • Неудача ума прибавляет.
  • Каждая неудача-назидание
  • Полоса неудач может быть взлетной
  • Неудача — это приправа, которая придает успеху его аромат.

Английские пословицы и афоризмы

  1. It is a long lane that has no turning. – Длинна та дорога, где нет поворота
  1. The roots of success are bitter, but the fruit is sweet. – Корни успеха горькие, зато фрукты сладкие.
  1. Failure teaches success. – Неудачи учат добиваться успеха.
  2. Мы добираемся до вершины чаще всего по обломкам наших заветных замыслов, обнаруживая, что успех нам принесли именно наши неудачи (Олкотт Л.).

Оставим наши группы на 3 минуты и попробуем перенестись в другой мир. Представьте, что вы находитесь в колыбели цивилизации, в Афинах, где зародились первые литературные произведения, мифы, оказавшие влияние на развитие культуры и искусства всего мира.

Мы находимся на месте, где произошла катастрофа. Любопытнейшее создание богов, прелестная девушка Пандора открыла сосуд в доме своего мужа, который ни в коем случае нельзя было открывать. На волю среди всех несчастий, бед  вырвалась опасная преступница по имени «НЕУДАЧА». Мы сейчас с вами увидим эксклюзивное интервью с Надеждой, которая должна спасти людей.

Участникам мастер-класса выдать карточку.

Журналист: Скажите, Надежда, чем опасна НЕУДАЧА?

НАДЕЖДА:____ОНА… ( отвечать только глаголами. Например, РАЗРУШАЕТ, ОГОРЧАЕТ...).

Журналист: Каковы же особые приметы НЕУДАЧИ?

НАДЕЖДА: ОНА… (отвечать, используя только прилагательные или причастиями).Пример: НЕПРИЯТНАЯ, ВРЕМЕННАЯ, …)

Журналист: Спасибо большое за интервью. Надеюсь, Вы скоро вернете в сосуд беглянку.

А теперь мы возвращаемся к нашей группе, вы готовы? Слушаем.

ОТВЕТЫ ГРУПП

Скажите, что получается, только ли отрицательную семантику имеет данное слово? Нет.

С учащимися мы проводили такую же работу. В конце занятия я предложила им создать небольшое речевое произведение. С этой же просьбой я обращаюсь и к вам, уважаемые участники группы.

Напишите, пожалуйста, небольшой текст из 4-5 предложений на основе цитаты из стихотворения А. Блока «Принимаю тебя, неудача, и удача, тебе мой привет!»

Хочу отметить, что синтезировать полученную информацию (понятийную и образную) о концепте в художественной лаконичной форме, а также в качестве средства художественного самовыражения,  можно использую ПРИЕМ «СИНКВЕЙН», взятый из технологии развития критического мышления через чтение и письмо (Дж. Стил, Ч. Темпл, и с 1997 г. известный в РОССИИ). Создайте, пожалуйста (задание части слушателей) синквейн.

1 слово (НЕУДАЧА)

2 прилагательных или причастия

3 глагола

Фраза, выражающая отношение автора к понятию (лучше 4 слова)

1 слово(синоним, обобщающий или расширяющий смысл понятия).

Уважаемые коллеги, а мы с вами давайте проведем дидактический анализ нашей деятельности.

Работа над понятием велась на основе  ассоциативного, концептуального и культурологического подходов.                                                                     1.

1. На этапе мотивации использован прием составления ассоциативного кластера, толкование велось на основе синонимического ряда. Для создания словесного портрета понятия был использован прием «ПЯТЬ ЧУВСТВ», который позволил обратиться к акустическим, обонятельным, вкусовым, осязательным и зрительным метафорам.

2. На этапе первичной проверке понимания использован метод агглютинации (счастливая неудача).

3. На этапе решения лингвокультурологических задач обратились к пословицам и афоризмам разных культур, дополнили представление о понятии.

4. На последнем этапе происходит создание речевого произведения (индивидуальное смыслотворчество) + прием «СИНКВЕЙН».

СЛУШАЕМ ЭССЕ И СОЗДАННЫЕ СИНКВЕЙНЫ

Таким образом, путь к гармонии знаний и нравственности начинается со Слова, изучаемого как культурно - национальный феномен, как система смыслов, раскрывающая знания о мире и моделирующая поведение человека в нем.

«От культуры слова – к культуре эмоциональной, от эмоциональной культуры – к культуре моральных чувств и поступков», – так определял цель языкового воспитания выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.

Работа в школе с концептами  в полной мере способствует гармонизации знаний и нравственности, обретению школьниками свободы речевого самовыражения и смыслотворчества.


Приложение к мастер-классу (файл docx, размер 42,6 КБ).

Автор: Самсонова Кристина Леонидовна