Астанина Мария Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 31» г. Курска, рассуждает о рациональности групповой работы при проверке знаний старшеклассников по литературе, вводит в урок «спорные тезисы».
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Предлагаю несколько вариантов организации промежуточного контроля после изучения темы, произведения, не всегда требующего серьёзных временных «затрат» и проводимого в ходе обычного обобщающего урока. Такие проверки рациональны, на мой взгляд, именно в старших классах, когда обучающиеся обладают высоким уровнем самостоятельности, хотя на усмотрение учителя и в случае достаточной подготовленности младших школьников подобная работа возможна и с ними. Кроме того, не будем забывать о пресловутой «накопляемости» отметок. Думается, что предлагаемые варианты работы позволят решить и эту проблему.
В рамках изучения темы «Поэзия серебряного века» в 11 классе можно провести проверку усвоения материала о символизме в формате групповой работы. Обучающиеся делятся на группы по 4 человека, получают листы с заданиями – и больше от учителя на данном этапе ничего не требуется.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ПРОВЕРКА
по теме «Первичные сведения о поэзии серебряного века. Символизм»
Здравствуйте, дети! Сейчас вы вчетвером смотрите на этот листок. Значит, вы на какое-то время команда. Настроение команды и ее соответствие работе выражается в названии. Итак, вы называетесь________________________________________________ (оригинальность и учет тематики важны). В состав команды входят:_________________________________________________________________. Помните, что другие команды – ваши конкуренты. Правильность и скорость – залог успеха!
Теперь к делу. Выполните тестовые задания.
1.Чего в литературе не было?
А) декадансБ) золотой век В) серебряный век Г) железный век
2.Что в литературе было?
А) поэты-младосимволисты В) символопоклонники Б) символисты-старики Г) символоборцы
3.Под какими именами знаете их вы:
Борис Бугаев (Андрей Белый)
Фёдор Тетерников (Фёдор Сологуб)
Ник. Т – о (Иннокентий Анненский)
Антон Крайний (Зинаида Гиппиус)
К. Бальмонт (Константин Бальмонт)
4.Соотнесите с помощью цифр имена и понятия из 2-х столбиков (пример показан):
В. Я. Брюсов |
1. Декадент |
З. Н. Гиппиус |
роман «Мелкий бес» |
1. Д. С. Мережковский |
вождь русских символистов |
К. Д. Бальмонт |
«Золото в лазури» |
Ф. Сологуб |
Прекрасная Дама |
А. Белый |
литературный салон |
А. А. Блок |
музыкальность поэзии |
М. И. Цветаева |
слава пришла в конце жизни |
И. Ф. Анненский |
|
С. А. Есенин |
|
5.Попробуйте восстановить стихотворение В. Я. Брюсова «Юному поэту».
Юноша____________________ со взором горящим,
Ныне даю я тебе________ завета:
Первый прими: не живи______________________,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй:______________ не сочувствуй,
Сам же ___________ возлюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся_________________,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша _________________ со взором смущенным!
Если ты примешь моих ___________ завета,
Молча паду я бойцом_________________________,
Зная, что в мире оставил_____________________.
Как видим, данный вид работы соответствует требованиям ФГОС СОО в становлении личностных характеристик выпускника («портрете выпускника школы»), а именно:мотивированный на творчество и инновационную деятельность;готовый к сотрудничеству,уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413(ред. от 29.06.2017), а также позволяет достичь соответствующих метапредметных и предметных результатов.
На уроке литературы в 10 классе, предполагающем подготовку к сочинению по пьесе А.Н. Островского «Гроза», можно предложить обучающимся неожиданные, спорные тезисы, с которыми они должны согласиться или не согласиться:
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» не может быть интересна сегодняшнему читателю.
Катерина не «луч света», а сгоревшая свеча.
Кабанова – воплощение стабильности и семейной мудрости.
Кулигин – виновник самоубийства Катерины.
Текст пьесы, идея произведения, смысловая нагрузка образов уже известна ученикам. Следовательно, строить рассуждение (кстати, выразить собственного мнения требуется именно по схеме рассуждения) они должны не только на основе собственных домыслов, но и – что не менее важно! – в соответствии с художественным миром произведения и авторской позицией. Рассуждения обучающихся позволяют учителю проверить усвоение материала десятиклассниками. Подготовительную работу к рассуждению, как и в первом примере, можно провести в групповом или парном формате.
Думается, что сомнений в соответствии данного вида работы требованиям системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС, нет.
Ещё один вариант работы, который был опробован в последнее время, можно условно назвать «Личный олимп автора». В данном случае контролируется уровень усвоения сведений о жизни и творчестве автора на начальном этапе знакомства с ним. Предлагается графически изобразить жизненный путь писателя (поэта, драматурга и т.д.) в виде «горы», вершина которой – его высочайшее творческое, личное достижение (Нобелевская премия, литературный шедевр, громкое действие и т.п.) Причём выбор вершины определяет сам ученик. На «склонах» отмечаем по две точки – заметные события в жизни и творчестве до и после «вершины». Комментируя свой выбор, ученик неизбежно коснётся не только этого «точечного» материала, но и его фона. Интересно будет сравнить построенные обучающимися«горы». Учитель сделает вывод о фактическом и глубинном знании материала разными учениками. Работая с биографией И.А. Бунина, ученик нарисовал, например, такую «гору»: елецкое детство – эмиграция – Нобелевская премия (вершина) – «Тёмные аллеи»– литературные портреты.
Надеюсь, что предложенный материал окажется полезным. Удачи в работе!
Автор: Астанина Мария Владимировна