Мелехова Виктория Юрьевна, к.п.н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 32 им. прп. Серафима Саровского» города Курска, рассказывает об организации научно-исследовательской работы в рамках деятельности школьного научного общества обучающихся «ЛУЧИ».

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения решать проблемы в различных сферах жизни, быть самостоятельным, а значит, ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки обучающихся к самостоятельной творческой деятельности. Одним из видов творческого отношения к возникающим проблемам является исследовательская деятельность. 

Ежегодно, с 2010 года, в последнюю пятницу апреля на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 32 им. прп. Серафима Саровского» проводится открытая городская научно-практическая конференция в рамках межсетевого взаимодействия «Творчество. Поиск. Открытие». Конференция является частью реализации программы «Работа с одарёнными детьми», обеспечивающей коммуникацию обучающихся и педагогов, способствующей развитию проектного подхода к развитию исследовательской деятельности обучающихся.

Основная цель конференции: создание условий для поддержки интеллектуально одаренных школьников. 

Задачи:

- содействие интеллектуальному развитию обучающихся, формирование навыков самостоятельной работы, приобщение к исследовательской деятельности;

-предоставление обучающимся возможностей для реализации самостоятельного научного поиска;

- создание необходимых условий для поддержки творчески одаренных детей;

- внедрение осваиваемых в коллективе школы технологий критического мышления и теории решения исследовательских и изобретательских задач, а также их использование в научно-исследовательской работе школьников;

- совершенствование научно-методической работы педагогического коллектива и исследовательской деятельности обучающихся;

- подведение итогов научно-исследовательской работы обучающихся.

Научно-практическая конференция проводится по следующим секциям:

  • гуманитарная;
  • иностранные языки;
  • православная культура;
  • краеведение;
  • естественно-математическая;
  • младших школьников;
  • историческая

При наличии малого количества работ по смежным направлениям допускается их объединение.

Конференция проходит в два этапа. На заочном этапе, целью которого является оценка уровня качества научно-исследовательской, проектной работы, выявление уникальности материала, оргкомитет принимает заявки и знакомится  с материалами юных исследователей, отбирает лучшие работы. Очный этап – это публичное выступление на одной из дискуссионных площадок, где компетентное жюри определяет победителей и призеров. В состав жюри входят представители ОГБУ ДПО КИРО, МКУ «Научно-методический центр г. Курска», ФГБОУ  ВО «Юго-Западный государственный университет», ФГБОУ ВО «КГУ», Курской епархии, КРОО «Православное общество прп. Серафима Саровского», представители образовательных организаций города Курска.

В конференции принимают участие обучающиеся 1- 11 классов из любых общеобразовательных организаций города Курска.  Следует отметить, что количество работ – участников очного этапа и, следовательно, количество образовательных организаций, принявших участие в конференции, за последние четыре года увеличилось на 35%.

В этом году финалистами заочного этапа стали авторы из 11 образовательных организаций города Курска. В очном этапе юные исследователи представляли 41 работу на 7 дискуссионных площадках.

Лингвистическая дискуссионная площадка традиционна. В этом году в ней приняли участие 6 юных исследователей из трех общеобразовательных учреждений города Курска.

Работа на площадках, как правило, плодотворна и интересна. Нередко  разворачиваются дискуссии по обсуждаемым темам, в которых принимают участие не только авторы работ, но и члены жюри,  другие участники и слушатели конференции. При их непосредственном активном участии определяются лучшие работы в номинации "Голосуют участники конференции". Наиболее активных зрителей награждают грамотами в номинации «Самый активный слушатель».

 По итогам работы научно-практической конференции с 2015 года по сегодняшний день выпущено три сборника, в которые входят лучшие исследовательские работы:

  1. Духовно-нравственные истоки Курского края. - Курск,2015.
  2. Язык. Культура. Ментальность. – Курск, 2016.
  3. Реализация текстоориентированного обучения через проектную и исследовательскую деятельность, - Курск, 2018.

Кроме того, вся информация о проведении научно-практической конференции отражена на официальном сайте МБОУ «Школа № 32 им. прп. Серафима Саровского» www.kursk-sosh32.ru

Дальнейшая работа будет направлена на повышение заинтересованности учеников в исследовательской деятельности. Зачем заниматься научной работой обучающимся? Этим вопросом, вероятно, задаются многие педагоги и их учащиеся. Опыт проведения конференций позволяет дать ответ на этот вопрос.

Во-первых, научная работа наилучшим образом демонстрирует связь между теорией и практикой; во-вторых, развивает логику, интуицию, чёткость и последовательность мышления, речевые навыки; в-третьих, даёт шанс проявить себя талантливым детям; в-четвёртых, формирует умения, которые могут быть применены в реальной жизни.

Исследовательская работа школьников – первый шаг к получению качественно нового образования. Однако для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности необходимо решение многих вопросов и создание условий для организации исследовательского и проектного обучения в современной образовательной практике: с целью формирования мотивации обучающихся к учению, внеурочной деятельности  и выбора профиля обучения.

Будем рады сотрудничеству!

Автор: Мелехова Виктория Юрьевна

You have no rights to post comments