Мелехова Виктория Юрьевна, к.п.н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 32 им. прп. Серафима Саровского» города Курска, рассказывает об организации научно-исследовательской работы в рамках деятельности школьного научного общества обучающихся «ЛУЧИ».
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения решать проблемы в различных сферах жизни, быть самостоятельным, а значит, ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки обучающихся к самостоятельной творческой деятельности. Одним из видов творческого отношения к возникающим проблемам является исследовательская деятельность.
Ежегодно, с 2010 года, в последнюю пятницу апреля на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 32 им. прп. Серафима Саровского» проводится открытая городская научно-практическая конференция в рамках межсетевого взаимодействия «Творчество. Поиск. Открытие». Конференция является частью реализации программы «Работа с одарёнными детьми», обеспечивающей коммуникацию обучающихся и педагогов, способствующей развитию проектного подхода к развитию исследовательской деятельности обучающихся.
Основная цель конференции: создание условий для поддержки интеллектуально одаренных школьников.
Задачи:
- содействие интеллектуальному развитию обучающихся, формирование навыков самостоятельной работы, приобщение к исследовательской деятельности;
-предоставление обучающимся возможностей для реализации самостоятельного научного поиска;
- создание необходимых условий для поддержки творчески одаренных детей;
- внедрение осваиваемых в коллективе школы технологий критического мышления и теории решения исследовательских и изобретательских задач, а также их использование в научно-исследовательской работе школьников;
- совершенствование научно-методической работы педагогического коллектива и исследовательской деятельности обучающихся;
- подведение итогов научно-исследовательской работы обучающихся.
Научно-практическая конференция проводится по следующим секциям:
- гуманитарная;
- иностранные языки;
- православная культура;
- краеведение;
- естественно-математическая;
- младших школьников;
- историческая
При наличии малого количества работ по смежным направлениям допускается их объединение.
Конференция проходит в два этапа. На заочном этапе, целью которого является оценка уровня качества научно-исследовательской, проектной работы, выявление уникальности материала, оргкомитет принимает заявки и знакомится с материалами юных исследователей, отбирает лучшие работы. Очный этап – это публичное выступление на одной из дискуссионных площадок, где компетентное жюри определяет победителей и призеров. В состав жюри входят представители ОГБУ ДПО КИРО, МКУ «Научно-методический центр г. Курска», ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», ФГБОУ ВО «КГУ», Курской епархии, КРОО «Православное общество прп. Серафима Саровского», представители образовательных организаций города Курска.
В конференции принимают участие обучающиеся 1- 11 классов из любых общеобразовательных организаций города Курска. Следует отметить, что количество работ – участников очного этапа и, следовательно, количество образовательных организаций, принявших участие в конференции, за последние четыре года увеличилось на 35%.
В этом году финалистами заочного этапа стали авторы из 11 образовательных организаций города Курска. В очном этапе юные исследователи представляли 41 работу на 7 дискуссионных площадках.
Лингвистическая дискуссионная площадка традиционна. В этом году в ней приняли участие 6 юных исследователей из трех общеобразовательных учреждений города Курска.
Работа на площадках, как правило, плодотворна и интересна. Нередко разворачиваются дискуссии по обсуждаемым темам, в которых принимают участие не только авторы работ, но и члены жюри, другие участники и слушатели конференции. При их непосредственном активном участии определяются лучшие работы в номинации "Голосуют участники конференции". Наиболее активных зрителей награждают грамотами в номинации «Самый активный слушатель».
По итогам работы научно-практической конференции с 2015 года по сегодняшний день выпущено три сборника, в которые входят лучшие исследовательские работы:
- Духовно-нравственные истоки Курского края. - Курск,2015.
- Язык. Культура. Ментальность. – Курск, 2016.
- Реализация текстоориентированного обучения через проектную и исследовательскую деятельность, - Курск, 2018.
Кроме того, вся информация о проведении научно-практической конференции отражена на официальном сайте МБОУ «Школа № 32 им. прп. Серафима Саровского» www.kursk-sosh32.ru
Дальнейшая работа будет направлена на повышение заинтересованности учеников в исследовательской деятельности. Зачем заниматься научной работой обучающимся? Этим вопросом, вероятно, задаются многие педагоги и их учащиеся. Опыт проведения конференций позволяет дать ответ на этот вопрос.
Во-первых, научная работа наилучшим образом демонстрирует связь между теорией и практикой; во-вторых, развивает логику, интуицию, чёткость и последовательность мышления, речевые навыки; в-третьих, даёт шанс проявить себя талантливым детям; в-четвёртых, формирует умения, которые могут быть применены в реальной жизни.
Исследовательская работа школьников – первый шаг к получению качественно нового образования. Однако для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности необходимо решение многих вопросов и создание условий для организации исследовательского и проектного обучения в современной образовательной практике: с целью формирования мотивации обучающихся к учению, внеурочной деятельности и выбора профиля обучения.
Будем рады сотрудничеству!
Автор: Мелехова Виктория Юрьевна