О газете «Школьное эхо», которая выходит в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №46» с 2008 года, рассказывает Мальцева Светлана Николаевна, заместитель директора по УВР, руководитель детского объединения «Юнпресс».
Первые выпуски представляли собой стенгазету, выполненную на ватмане, последние номера сделаны с использованием компьютерных возможностей в программах Word, PowerPoint. Неизменными остались суть и назначение школьной газеты: детская пресса служит одним из средств в создании культурно-досуговой среды школьного пространства, занимает особое место в общей системе воспитания подрастающего поколения.
Условия современного общества, его демократической культуры предоставляют возможность конкретному ребёнку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаясь к общественному мнению. Широкое поле деятельности здесь — у детской периодической печати.
Центром всей школьной образовательной системы является личность ученика. Служение этой личности – приоритетная цель всех программных и методических построений и конструкций. Детская пресса в полной мере реализует задачи воспитательной деятельности: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности; самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Школьная пресса важна еще и потому, что дает возможность учащимся осуществить профессиональные пробы.
С гордостью педколлектив школы вспоминает своих выпускников, поступивших на факультеты журналистики. С интересом следим за творческим ростом и публикациями наших выпускников Дрывай Романа, Горбуновой Елены, Жаткина Артема, Снеговой Марии, Солодкина Бориса, Смородиновой Елены, Супруненко Михаила, Ходаковой Марии.
Почему школьная пресса стала реальностью в нашей школе?
Во-первых, социализация детей в значительной степени происходит благодаря СМИ. Существует объективная необходимость создания информационного пространства, объединяющего информационные потоки детско-юношеской и взрослой аудитории. В школе действуют органы ученического самоуправления: Совет старшеклассников «Лидер» и детская организация «Мы интересные дети». В Совете старшеклассников одним из советов является «Пресс-центр». Таким образом, «Школьное эхо» обеспечивает гласность всех принимаемых решений, одержанных побед и итогов личных раздумий «о времени и о себе». Слово журналиста защищает добро и правду, объединяет людей, гармонизирует общественные отношения. Оставаясь проводником идеи, слово журналиста формирует мировоззрение читателей, их гражданскую позицию, правовое сознание. Мы понимаем, что детская пресса в общественном движении детей и подростков всегда занимает своё, особое место по ряду причин.
Во-вторых, «Школьное эхо» – возможность первой публикации, самоутверждения в роли начинающего писателя или корреспондента (между двумя этими ролями – дистанция огромного размера). На страницах школьной прессы есть возможность обнародовать лучшие творческие работы - сочинения учащихся – победителей в конкурсах сочинений всех уровней. Надо признать, что школа активно участвует в различных конкурсах и неизменно добивается успехов, поэтому проблем с формированием рубрики «Проба пера» нет. Учащиеся школы принимают участие в городских целевых воспитательных программах «Юнпресс», «В волшебном мире книг», в проектах «Префикс+», «Медиахолдинг «Дюйм». Так реализуется одна из общих задач воспитательной системы школы: разностороннее развитие детей и молодежи, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности.
В-третьих, обилие средств массовой информации и разнообразная печатная продукция оказывают существенное влияние на формирование личности ребёнка, его мировоззрение и потребности. Поэтому нам представляется важным дать возможность учащимся посредством газеты общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения. Известно, что сверстники бывают более авторитетны, чем представители старшего поколения. Формирование духовно-нравственных качеств личности, основ здорового образа жизни – одна из целей школьной прессы.
В-четвертых, школьная пресса помогает нам продолжить формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин и внеклассной деятельности. Сила школьной прессы – в оперативности, длительности и непрерывном воздействии на юного читателя. Газета отвечает на волнующие его вопросы, информирует о происходящих событиях, рассказывает о том, как живут ровесники. Газета становится советчиком и другом, она может не просто учить и развлекать, но и включать ребёнка в активные вопросы деятельности. Одним из важнейших средств самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению.
В-пятых, развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент программы развития жизненно важных навыков и умений. Навыки работы с информацией - способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют подростку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
Итак, школьная пресса нам нужна для развития подростков, а также для формирования у них информационной культуры, развития информационно-коммуникативных общих умений и навыков. Главными задачами детского объединения «Юнпресс» являются следующие:
- обучение умениям и навыкам информационной культуры;
- помощь юным журналистам в овладении навыками профессионального мастерства;
- формирование навыков межличностного взаимодействия;
- формирование у детей навыков гражданского участия и взаимодействия;
- формирование единого информационного пространства школьной жизни;
- вовлечение детей и юношества в процессы поиска, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе;
- воспитание читательской культуры;
- развитие положительного отношения к ценностям российской и мировой культур.
Юные корреспонденты не только проходят курс обучения в рамках занятий детского объединения «Юнпресс», приобретают знания, умения и навыки, необходимые для выпуска школьных газет. Также они получают возможность публиковаться в средствах массовой информации города (в газетах «Молодая гвардия», «Курск», «Городские известия» «АРГОН», «Миллион друзей»). Ежемесячно пополняется папка «На страницах прессы наша школа, ученики и педагоги».
Участие в работе детского объединения «Юнпресс» помогает школьникам получить дополнительные знания в области информационной культуры, расширяет кругозор, знакомит с ценностями российской и мировой культуры, позволяет приобрести навыки взаимодействия со СМИ. Детское объединение помогает педагогическому коллективу нашей школы формировать личность выпускника школы - гражданина и патриота, человека творчески развитого, социально-ориентированного, способного к самореализации.
Верим, что «Школьное эхо» окажет содействие в создании условий и основ для развития духовно-нравственных ценностей у молодежи, вовлечения детей и юношества в процессы поиска, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для полноценной жизни в российском обществе. Окажется это мифом или станет реальностью? Об этом расскажет корреспондент «Школьного эха» в будущем.
Литература
1. Богданов Н.Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. Изд. 3-е. 1971.
2. Горохов В.М. Основы Журналистского мастерства. – М.: Изд-во МГУ, 1986.
3. Грабельников Н. Г. Работа журналиста в прессе. – М.: Флинта, 2001.
4. Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.
В первом областном фестивале школьных СМИ (школьная газета), приняли участие 43 редколлегии школьных газет образовательных организаций Курской области, из них 24 редколлегии – из города Курска, 4 – из Железногорска, 1 – из Курчатова, 1 – из Рыльска и 13 – из районов Курской области.
Подробнее об этом событии на сайте КИРО.
Автор: Мальцева Светлана Николаевна