Пословицы служат средством приобщения к духовной культуре народа. О методических приёмах работы с пословицами на уроках русского языка в 5 и 9 классах рассказывает в своей статье Малахова Н.Л., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46».

С 2004 года в Российской Федерации проводится  государственная (итоговая) аттестация (ГИА) выпускников 9-х классов в новой форме. Анализ работ выпускников показывает, что затруднение у обучающихся  вызывает выполнение задания С2, в новой демоверсии 15.1.

Лингвистическое сочинение, предлагаемое выпускнику как вариант аттестационной работы за курс неполной средней  школы, несомненно, имеет свои особенности. Формировать навыки  его написания необходимо уже с пятого класса, чтобы в девятом классе учащиеся  могли предметно рассуждать о любом лингвистическом явлении.

Учителям часто не хватает времени на работу с текстом. Считаю: удачный материал на уроках – это пословицы. Меткие по содержанию, художественные по форме, отражающие огромный опыт народа в его общественной жизни, взгляды на труд, на природу, обычаи, нравы, они позволяют говорить и о языковых явлениях, и о нравственных качествах человека.                                              

Главное  – через языковые средства раскрыть смысловое содержание пословиц, иначе социальный и нравственный смысл их не дойдёт до сознания обучающихся.

По определению Я.А. Коменского, «пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».

 

Урок в 5 классе

Чередующиеся гласные в  корне  слова

Испокон века книга растит человека

Задание.

1. Прочитайте пословицу и запишите по памяти. Выпишите слово с чередующейся гласной, объясните написание.

I группа – лексическая работа.

Несмотря на то, что все слова здесь вроде бы понятны, обратитесь к словарю и уточните, в каком значении употреблено каждое из них в данной пословице, сделайте соответствующие записи.

– Заглянем же, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь!

Испокон веков <века, веку> Книжн. Только в указ. ф. С давних времен, издавна (употребляется для подчеркивания традиционности чего-либо). Обычно с глаг. несов. вида: с какого времени? испокон веков жить, работать

(Учебный фразеологический словарь. – М.: АСТ. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. 1997.)

Книга – крупное подразделение литературных произведений.

Растить – способствовать совершенствованию, развитию.

Человек – личность как воплощение высоких моральных свойств

Смысл пословицы можно передать так: литература всегда способствует воспитанию человека как личности, воплощающей высокие моральные и интеллектуальные свойства. Сравнение пословицы с данной «расшифровкой» её убеждает, что  в  пословице мысль выражена ёмко, лаконично.          

II группа – синтаксический разбор предложения.                                                

Эта мысль выражена предложением «Испокон века книга растит человека», где используется прямой порядок слов (обстоятельство времени (фразеологизм «испокон века» стоит в начале предложения).

Форма пословицы стихотворная: рифмуются слова века – человека.

III группа – ответ на вопрос.

Испокон века книга растит человека. Актуальна ли эта народная мудрость сегодня?

Смысл пословицы: литература  играет  в  жизни человека огромную воспитательную роль с момента её появления, то есть всегда.

Задание.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Попробуем, идя за этой фразой, написать свое сочинение.

Вступление – обобщение, в котором необходимо показать, что тема сочинения – рассуждения актуальна.

В повседневной речи мы часто пользуемся фразеологизмами,  иногда не замечая этого. Многие из них привычны и знакомы нам с детства. Они стали неизменными спутниками нашей речи.

Основная часть.

Обратившись  к пословице «Испокон века книга растит человека», попробую это доказать. В предложении употреблён фразеологизм «испокон века». Я знаю, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слова, придающие речи  образность, выразительность.

Какова роль фразеологизма в данном предложении?

Во-первых, испокон века – значит «с незапамятных времён, искони (издавна, с самого начала – устар.). Отсюда прихожу к выводу, что литература  всегда способствовала воспитанию человека как личности, воплощающей высокие моральные и интеллектуальные свойства.

Фразеологизм помогает выразить эту мысль ёмко, лаконично и  вместе с тем эмоционально выразительно.

Во-вторых, в предложении используется прямой порядок слов, обстоятельство времени (фразеологизм «испокон века») стоит в начале
предложения, что также подчёркивает важную роль  книги в жизни человека на протяжении всей его жизни.

Заключение.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы, эти золотые россыпи русской речи, являются нашими незаметными, но повседневными спутниками в процессе общения.

Работа с пословицей  «Недруг поддакивает, а друг спорит» позволяет вспомнить теоретические сведения из раздела «Лексика».

Лексические  антонимы (от греч. Anti — против, Onyma — имя) — это слова, противоположные по значению.

В современном русском языке существуют и контекстуальные антонимы, которые выступают в антонимические отношения только в условиях определенного контекста.

Задание.

– Замените разговорное слово «поддакивает», употреблённое в пословице,  стилистически нейтральным синонимом.

– Напишите рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

В пословице «Недруг поддакивает, а друг спорит» показано  разное отношение к чьим-либо высказываниям двух  людей: недруга и друга. Противопоставление выражено ССП, состоящим из двух частей, которые связаны  противительными отношениями, противительным союзом А  и  интонацией противопоставления. Части ССП синтаксически однотипны:  одинаковый порядок главных членов, второстепенных  – нет. Подлежащие в частях предложения – лексические однокорневые антонимы недруг – друг», сказуемые – контекстуальные антонимы «поддакивает – спорит», которые  и указывают на разное отношение к высказыванию.

Почему поддакивает недруг, а спорит друг? Поддакивать (слово, характерное для разговорного стиля речи) - значит во всём соглашаться с говорящим,   даже  если он в чём-то ошибается, не прав. Так может поступать  только безразличный человек. Спорить – значит возражать кому-либо, доказывая что-либо. Возражая собеседнику, настоящий друг помогает ему вовремя увидеть и исправить ошибки. А может, возражая собеседнику, он сам обнаруживает ошибку в своих рассуждениях. Не случайно говорят: в споре рождается истина.  

Работа с пословицей «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило» в 9 классе

Задание.

1. Выпишите из предложения (Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.) имена прилагательные. Какова их роль в предложении?

2. Подберите синонимы к выписанным именам прилагательным. Почему употребляются прилагательные «милый» и «глупый»?

3. Напишите рассуждение, раскрывая смысл высказывания ученого-лингвиста Владимира Владимировича Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».

Ученый-лингвист Владимир Владимирович Виноградов писал: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». С этим нельзя не согласиться.

Наблюдая за ролью имен прилагательных в предложении «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило»,  мы видим, что эта часть речи употреблена в пословице в краткой форме. Почему? Наверное, потому, что прилагательные в полной форме (сравним:  глупая птица, гнездо не милое) используются обычно в описании постоянного качества человека, а в краткой – временного состояния его. Пословица как бы подсказывает тем, кто когда-то покинул родной дом, предал семью: можно, поумнев, исправить допущенную ошибку, вернуться к своему очагу.  Подтверждением этого является и притча о блудном сыне.

Прилагательное глупый, употреблённое в значении  «не обладающий достаточным умом, чтобы в соответствии с условиями и обстоятельствами вести себя»  имеет синонимы  неумный, недалёкий, безголовый (разг.), безмозглый (прост.). Прилагательное милый тоже входит в синонимический ряд:  дорогой, ненаглядный, драгоценный, желанный, родной, родимый. Сравнивая, мы понимаем, что в  пословице из 1-го и 2-го рядов синонимов  оказались слова, благодаря которым она звучит складно.

Использование прилагательных делает нашу речь богаче, образнее, помогает автору передать смысл пословицы: недалёк, неумён тот человек, который не дорожит своим домом, своей семьёй, своим домашним очагом.

Задание.

– Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях и чувствах».

Обычным, всем известным словом в речи никого не удивишь. А вот когда за дело берется мастер, оно приобретает «столько оттенков смысла», открывает новые мысли и чувства. Попробую это доказать на примере предложения «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило».

Многозначное слово «гнездо»  употреблено  в исходном, первом значении: «место, которое устраивает или приспосабливает птица для кладки яиц и высиживания птенцов, а в  «расшифровке» пословицы – уже в другом, производном: «место жительства кого-либо, домашний очаг». Вспомним фразеологизм «свить своё гнездо», который значит  «устроить уютное жилище, завести семью».

Слово «птица»  употреблено в значении «теплокровное позвоночное животное с телом, покрытым перьями и пухом, с двумя ногами, крыльями и клювом», а в «расшифровке» пословицы – речь идёт  о человеке (разг.).

Работа с пословицами интересна детям. Она помогает по-новому взглянуть на нашу жизнь. Вполне возможно, что поколение, воспитанное на знании и уважении культурных традиций народов своей страны, своего края, планеты, будет строить жизнь и политику на качественно ином уровне, когда не будет экологических катастроф, межнациональных и религиозных конфликтов, когда наша планета будет процветать.

А.М. Горький призывал: «Собирайте наш фольклор, учитесь на нём,   обрабатывайте его. Чем лучше мы будем  знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего».

 

Литература

1. Русская речь: Развитие речи. 10 кл.: учеб. Пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. учреждений/ Е. И. Никитина. – М.: Дрофа, 2005.

2. Учебный фразеологический словарь / Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский. — М.: АСТ, 1997.

3. Язык русских пословиц: Элективный курс для 10-11 классов: Программа. Планирование. Методические рекомендации / Г. И. Канакина. – М.: Вербум-М, 2006.

Автор: Малахова Н.Л.