Опытом работы делится Занина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №10 им. Е.И.Зеленко» г.Курска.
Калейдоскоп методических идей наглядно представлен в презентации (файл ppt, размер 695 КБ).
Справочник по русскому языку
Первый помощник ученика на уроках русского языка – рукописный справочник. В нём не только графически записываются орфографические правила, но и отражаются индивидуальные затруднения учащихся в усвоении изученного материала.
Методы и приемы развития познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Нетрадиционные темы сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы, с одной стороны, помогают подросткам проявить фантазию, а с другой стороны, не содержат соблазна найти готовый вариант в интернете. Приведу несколько примеров.
Заканчивая изучение «Капитанской дочки», предлагаю ученикам написать сочинение в жанре письма в министерство образования или дневника героини повести.
«Дневник Маши Мироновой» (сочинение очень большое, привожу здесь отрывок):
Среда, 2 февраля.
Вчера к нам в крепость из Оренбурга прибыл молодой офицер Петр Андреевич Гринев. Он будет служить в подчинении у папеньки. На завтра он зван к нам к обеду, маменька не позволяет батюшке чиниться, и все его младшие офицеры бывают у нас в доме запросто. Я немного робею при мысли, что придется знакомиться с новым человеком.
Четверг, 3 февраля.
Бесконечно длинным показался мне сегодня обед. Лучше бы я сказалась больной и не вышла из девичьей, чем пережить эти минуты стыда... Ну, все по порядку. Петр Андреевич пришел к нам со Швабриным, это сразу меня огорчило. Не знаю отчего, но я очень теряюсь в его присутствии. Матушка не умолкала ни на минуту и засыпала нового гостя вопросами. Услыхав о состоянии Петра Андреевича в триста душ, она вдруг в простоте душевной сказала о том, что я бесприданница, чем очень смутила меня, я едва сдержала слезы при сих ее словах.
Пятница, 25 февраля.
Господи! За что ты так жестоко караешь меня! Самые худшие мои предположения сбылись! Петр Андреевич дрался на дуэли со Швабриным и серьезно ранен, жизнь его в опасности! Я уверена, что зачинщиком ссоры был Швабрин, этот скверный человек никак не может простить мне, что я ему отказала и, верно, что-то дурное сказал обо мне Гриневу, зная, что этот благороднейший человек не сможет не вступиться за бедную девушку... Перо валится из рук у меня при мысли, что я стала причиною несчастий и ранения Петра Андреевича. Он лежит без чувств. Я уговорила матушку позволить мне ухаживать за ним. Он так бледен и худ! Господи, услышь молитвы бедной рабы твоей Марии... (Червякова Ю., 9 «Б» класс).
А это одно из сочинений, которые я написала вместе с учениками.
ПИСЬМО К СОФЬЕ ФАМУСОВОЙ
Ах, Софья Павловна, сударыня, простите,
Что в столь недобрый час я к вам пишу.
Сейчас вы, верно, об утраченном грустите,
Я упрекать вас, право, не спешу.
Напротив, я вас очень понимаю,
И с вами вместе я грущу о том,
Что стали жертвой вы жестокого обмана,
В чем вам пришлось раскаяться потом.
Но постарайтесь с мыслями собраться,
Чтобы понять, кто прав, кто виноват,
Воспрянуть духом надо постараться,
Ведь время уж не повернуть назад.
...Молчалин обманул вас, и не диво,
Что в нем могли обманываться вы:
В французских книжках так написано красиво
О вздохах под покровом темноты.
А в доме батюшки вы были одиноки,
Душа ждала, «ждала... кого-нибудь!».
И вот Молчалин – этот «голубь кроткий»:
Смиренный взгляд, вздох тихий и глубокий...
(Влюбленных так нетрудно обмануть!)
Свой ум и такт ему вы приписали,
Безмолвье робостью, наверно, оправдали,
И пустота, прикрытая молчанием,
Казалась вам любовию Молчалина.
Я ваши чувства очень уважаю,
Ведь в наше время бедного любить
Решилась бы не каждая, я знаю,
Вы ж для любви готовы все забыть!
Богатство, и чины, и батюшкин запрет,
Его слова: «Кто беден, тот не пара».
В любви у вас расчета нет,
Вы верите, что бедность не порок...
Мне, право, жаль, что жизнь вам преподала
Такой тяжелый нравственный урок.
...Но с Чацким вы жестоко поступили!
Пусть разлюбили, что ж?
За это кто осудит?
(Три года врозь чье сердце не остудят?!)
Вам надо б объясниться с ним прямее
И без намеков, честно объявить,
Что вы его не любите, что время,
Увы, сумело чувства охладить.
Зачем же вы унизились до мести?!
Зачем сказали ложь вы и потом,
С гостями батюшки посмеивались вместе,
Растили сплетен злобных снежный ком?
Ужели стали заодно вы с ними,
С княгинею и с внучкою графини?
Но мне не хочется поверить в это...
Как видно, вы сказали сгоряча
О сумасшествии Чацкого и, верно,
Об этом сожалеете сейчас.
...Письмо пора кончать мне, но позвольте
Один совет вам на прощанье дать:
Молчалина остерегайтесь! Бойтесь
С ним отношения возобновлять опять.
Уж лучше к тетушке в деревню, в глушь, в Саратов,
И до седых волос там не дождаться сватов,
Чем подлецу вверять свою судьбу,
С которым жизнь мрачнее, чем в аду.
Прощайте, знайте: будет мне наградой,
Коль станет вам чуть легче на душе
От моего письма. Я буду рада
Ответ ваш получить.
Княгиня Т.
Приём «драматической импровизации»
Конечно, не только графические работы помогают создавать творческую атмосферу на уроках литературы. Учащиеся c удовольствием выполняют устные задания такого типа: рассказ от лица героя (например, рассказать события «Бэлы» от лица Бэлы, а главу «Максим Максимыч» – от лица Максима Максимыча), вставные эпизоды (т.е. рассказать о том, что в произведении пропущено, но было, подразумевается: например, составить от имени Аркадия Кирсанова письмо, в котором он рассказывает отцу о своем друге, тем более, что в романе упоминается о таких письмах), составление реплик диалога между вымышленными участниками спора, Павлом Петровичем Кирсановом и Базаровым (т.е. ученик должен представить, что он присутствовал в качестве гостя в доме Кирсановых и участвовал в споре, возражая в чем-то Базарову, в чем-то Павлу Петровичу).
Простор для воображения содержат задания по «домысливанию» авторского текста, по «озвучиванию» многоточий. «Ужо тебе!..» – восклицал обезумевший Евгений, обращаясь к статуе Петра I в «Медном всаднике» А.С.Пушкина. Четверть урока спорили девятиклассники, выдвигая различные версии «озвучивания» мыслей несчастного юноши. Находки ребят порой неожиданны: «Евгений грозит Петру I, вот, мол, скоро он (Евгений) умрет, перейдет в мир иной и там поквитается с Петром, по вине которого, уверен Евгений, погибла его возлюбленная!» – так понял угрозу пушкинского героя Мельников Илья (9 «Б»). При выполнении подобных заданий не может быть правильных и неправильных ответов, здесь главное пробудить стремление разобраться во всем самому, сформировать умение высказывать свое суждение о прочитанном.
Провоцирование парадоксальных ситуаций
Например, любовный треугольник в «Горе от ума».
Использование графических работ на уроках литературы
Часто учителю бывает необходимо убедиться в том, что ученики прочитали произведение полностью, а не познакомились в интернете с «кратким содержанием». В таком случае можно предложить задание, выполнить которое без знания текста невозможно. Например: «Составить партитуру чувств Чацкого в доме Фамусова». Вот как справились с этим заданием ученики 9-х классов в этом учебном году (См. презентацию).
Заканчивая свой краткий рассказ об опыте работы, хочу подчеркнуть, что «изобретение» новых форм и приёмов преподавания русского языка и литературы для меня не самоцель. Главным было и остается стремление воспитать гармонически развитую личность, способную не просто усвоить определенную сумму знаний, но и свободно высказать свое суждение о любой проблеме, применить свои знания в жизни. Ведь уроки литературы, которые стали уроками сотрудничества, сотворчества, «соразмышлений» по поводу прочитанного, могут претендовать на то, чтобы называться «уроками жизни», за них и оценки будет ставить сама жизнь. Раскрепощённость, раскованность учеников, не боящихся высказывать свои, часто отличающиеся от учительских, взгляды, – лучшее доказательство правильности избранного направления в работе. А значит, даже когда за плечами тридцать семь лет у школьной доски, ты понимаешь: «Стоило жить, и работать стоило».
И, перефразировав строки «Элегии» Пушкина, хочется сказать:
Устал учитель, годы пронеслись,
На лбу морщинка залегла упрямо.
И, кажется, все чувства улеглись,
Давно уж дочка тоже стала мамой…
Диктует время стиль суровой прозы,
Да только ум всё с сердцем не в ладу:
Ум говорит, что впереди лишь грозы,
А сердце: «Ты зажжешь ещё звезду!»
И не спешу, коллеги, отдыхать…
Я жить хочу, чтоб мыслить и дерзать!
Нас, может, ждут падения и взлёты,
И всё ж возьмём мы новые высоты!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ (файл ppt, размер 695 КБ).
Автор: Занина Татьяна Николаевна