Опытом работы делится Занина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №10 им. Е.И.Зеленко» г.Курска.

Калейдоскоп методических идей наглядно представлен в презентации (файл ppt, размер 695 КБ).

 

Справочник по русскому языку

Первый помощник ученика  на уроках русского языка – рукописный справочник. В нём не только графически записываются орфографические правила, но и отражаются индивидуальные затруднения учащихся в усвоении изученного материала.

Методы и приемы развития познавательной активности и творческих способностей учащихся.

Нетрадиционные темы сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы, с одной стороны, помогают подросткам проявить фантазию, а с другой стороны, не содержат соблазна найти готовый вариант в интернете. Приведу несколько примеров.

Заканчивая изучение «Капитанской дочки», предлагаю ученикам написать сочинение в жанре письма в министерство образования или дневника героини повести.

«Дневник Маши Мироновой» (сочинение очень большое, привожу здесь отрывок):

Среда, 2 февраля.

Вчера к нам в крепость из Оренбурга прибыл молодой офицер Петр Андреевич Гринев. Он будет служить в подчинении у папеньки. На завтра он зван к нам к обеду, маменька не позволяет батюшке чиниться, и все его младшие офицеры бывают у нас в доме запросто. Я немного робею при мысли, что придется знакомиться с новым человеком.

Четверг, 3 февраля.

Бесконечно длинным показался мне сегодня обед. Лучше бы я сказалась больной и не вышла из девичьей, чем пережить эти минуты стыда... Ну, все по порядку. Петр Андреевич пришел к нам со Швабриным, это сразу меня огорчило. Не знаю отчего, но я очень теряюсь в его присутствии. Матушка не умолкала ни на минуту и засыпала нового гостя вопросами. Услыхав о состоянии Петра Андреевича в триста душ, она вдруг в простоте душевной сказала о том, что я бесприданница, чем очень смутила меня, я едва сдержала слезы при сих ее словах.

Пятница, 25 февраля.

Господи! За что ты так жестоко караешь меня! Самые худшие мои предположения сбылись! Петр Андреевич дрался на дуэли со Швабриным и серьезно ранен, жизнь его в опасности! Я уверена, что зачинщиком ссоры был Швабрин, этот скверный человек никак не может простить мне, что я ему отказала и, верно, что-то дурное сказал обо мне Гриневу, зная, что этот благороднейший человек не сможет не вступиться за бедную девушку... Перо валится из рук у меня при мысли, что я стала причиною несчастий и ранения Петра Андреевича. Он лежит без чувств. Я уговорила матушку позволить мне ухаживать за ним. Он так бледен и худ! Господи, услышь молитвы бедной рабы твоей Марии... (Червякова Ю., 9 «Б» класс).

 

А это одно из сочинений, которые я написала вместе с учениками.

ПИСЬМО К СОФЬЕ ФАМУСОВОЙ

Ах, Софья Павловна, сударыня, простите,

Что в столь недобрый час я к вам пишу.

Сейчас вы, верно, об утраченном грустите,

Я упрекать вас, право, не спешу.

Напротив, я вас очень понимаю,

И с вами вместе я грущу о том,

Что стали жертвой вы жестокого обмана,

В чем вам пришлось раскаяться потом.

Но постарайтесь с мыслями собраться,

Чтобы понять, кто прав, кто виноват,

Воспрянуть духом надо постараться,

Ведь время уж не повернуть назад.

...Молчалин обманул вас, и не диво,

Что в нем могли обманываться вы:

В французских книжках так написано красиво

О вздохах под покровом темноты.

А в доме батюшки вы были одиноки,

Душа ждала, «ждала... кого-нибудь!».

И вот Молчалин – этот «голубь кроткий»:

Смиренный взгляд, вздох тихий и глубокий...

(Влюбленных так нетрудно обмануть!)

Свой ум и такт ему вы приписали,

Безмолвье робостью, наверно, оправдали,

И пустота, прикрытая молчанием,

Казалась вам любовию Молчалина.

Я ваши чувства очень уважаю,

Ведь в наше время бедного любить

Решилась бы не каждая, я знаю,

Вы ж для любви готовы все забыть!

Богатство, и чины, и батюшкин запрет,

Его слова: «Кто беден, тот не пара».

В любви у вас расчета нет,

Вы верите, что бедность не порок...

Мне, право, жаль, что жизнь вам преподала

Такой тяжелый нравственный урок.

...Но с Чацким вы жестоко поступили!

Пусть разлюбили, что ж?

За это кто осудит?

(Три года врозь чье сердце не остудят?!)

Вам надо б объясниться с ним прямее

И без намеков, честно объявить,

Что вы его не любите, что время,

Увы, сумело чувства охладить.

Зачем же вы унизились до мести?!

Зачем сказали ложь вы и потом,

С гостями батюшки посмеивались вместе,

Растили сплетен злобных снежный ком?

Ужели стали заодно вы с ними,

С княгинею и с внучкою графини?

Но мне не хочется поверить в это...

Как видно, вы сказали сгоряча

О сумасшествии Чацкого и, верно,

Об этом сожалеете сейчас.

...Письмо пора кончать мне, но позвольте

Один совет вам на прощанье дать:

Молчалина остерегайтесь! Бойтесь

С ним отношения возобновлять опять.

Уж лучше к тетушке в деревню, в глушь, в Саратов,

И до седых волос там не дождаться сватов,

Чем подлецу вверять свою судьбу,

С которым жизнь мрачнее, чем в аду.

Прощайте, знайте: будет мне наградой,

Коль станет вам чуть легче на душе

От моего письма. Я буду рада

Ответ ваш получить.

Княгиня Т.

 

Приём «драматической импровизации»

Конечно, не только графические работы помогают создавать творческую атмосферу на уроках литературы. Учащиеся c удовольствием выполняют устные  задания  такого типа: рассказ от лица героя (например, рассказать события «Бэлы» от лица Бэлы, а главу «Максим Максимыч» – от лица Максима Максимыча), вставные эпизоды (т.е. рассказать о том, что в произведении пропущено, но было, подразумевается: например, составить от имени Аркадия Кирсанова письмо, в котором он рассказывает отцу о своем друге, тем более, что в романе упоминается о таких письмах), составление реплик диалога между вымышленными участниками спора, Павлом Петровичем Кирсановом и Базаровым (т.е. ученик должен представить, что он присутствовал в качестве гостя в доме Кирсановых и участвовал в споре, возражая в чем-то Базарову, в чем-то Павлу Петровичу).

 Простор для воображения содержат задания по «домысливанию» авторского текста, по «озвучиванию» многоточий. «Ужо тебе!..» – восклицал обезумевший Евгений, обращаясь к статуе Петра I в «Медном всаднике» А.С.Пушкина. Четверть урока спорили девятиклассники, выдвигая различные версии «озвучивания» мыслей несчастного юноши. Находки ребят порой неожиданны: «Евгений грозит Петру I, вот, мол, скоро он (Евгений) умрет, перейдет в мир иной и там поквитается с Петром, по вине которого, уверен Евгений, погибла его возлюбленная!» – так понял угрозу пушкинского героя Мельников Илья (9 «Б»). При выполнении подобных заданий не может быть правильных и неправильных ответов, здесь главное пробудить стремление разобраться во всем самому, сформировать умение высказывать свое суждение о прочитанном.

Провоцирование парадоксальных ситуаций

Например, любовный треугольник в «Горе от ума».

Использование графических работ на уроках литературы

 

Часто учителю бывает необходимо убедиться в том, что ученики  прочитали произведение полностью, а не познакомились  в интернете с «кратким содержанием». В таком случае можно предложить задание, выполнить которое без знания текста невозможно. Например: «Составить партитуру чувств Чацкого в доме Фамусова». Вот как справились с этим заданием ученики 9-х классов в этом учебном году (См. презентацию).

 

Заканчивая свой краткий рассказ об опыте работы, хочу подчеркнуть, что «изобретение» новых форм и приёмов преподавания русского языка и литературы  для меня не самоцель. Главным было и остается стремление воспитать гармонически развитую личность, способную не просто усвоить определенную сумму знаний, но и свободно высказать свое суждение о любой проблеме,  применить свои знания в жизни. Ведь уроки литературы, которые стали уроками сотрудничества, сотворчества, «соразмышлений» по поводу прочитанного, могут претендовать на то, чтобы называться «уроками жизни», за них и оценки будет ставить сама жизнь. Раскрепощённость, раскованность учеников, не боящихся высказывать свои, часто отличающиеся от учительских, взгляды, – лучшее доказательство правильности избранного направления в работе. А значит,  даже  когда за плечами тридцать семь лет у школьной доски, ты понимаешь: «Стоило жить, и работать стоило».

И, перефразировав строки «Элегии» Пушкина, хочется сказать:

Устал учитель, годы пронеслись,

На лбу морщинка залегла упрямо.

И, кажется, все чувства улеглись,

Давно уж дочка тоже стала  мамой…

 

Диктует время стиль суровой прозы,

Да только ум всё с сердцем не в ладу:

Ум говорит, что впереди лишь грозы,

А сердце: «Ты зажжешь ещё звезду!»

 

И не спешу, коллеги, отдыхать…

Я жить хочу, чтоб мыслить и дерзать!

Нас, может, ждут падения и взлёты,

И всё ж возьмём мы новые высоты!


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ (файл ppt, размер 695 КБ).

Автор: Занина Татьяна Николаевна

You have no rights to post comments