Лингвистический практикум подготовила Чернухина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №4» г. Железногорска Курской области.

 

«Речевая компетенция как средство формирования личностных результатов школьников»

Цель: актуализировать внимание слушателей на важной роли личностных результатов при формировании речевой компетенции учащихся.

Задача: в рамках лингвистического практикума познакомить с интерактивными приёмами и подходами  к формированию навыков устной речи.

 

Ход работы

Вступительное слово.

Тема нашего сегодняшнего разговора весьма  актуальна и многогранна. В этой части я приглашаю вас более подробно остановиться на вопросе «Речевая компетенция как средство формирования личностных результатов школьников».

Слайд № 1

Итак, обратимся к определению понятия. Личностными результатами освоения выпускниками программы по русскому (родному) языку являются следующие  показатели:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Слайд № 2

Все эти важные показатели должны занять достойное место в багаже выпускника средней общеобразовательной школы, а на учителей-словесников возлагается большая ответственность за освоение школьниками личностных результатов. Ведь современный мир, постоянно  расширяя поле для коммуникации людей, бросает им вызов: сейчас важно уметь грамотно общаться, договариваться, доносить мысли другим, доказывать свою точку зрения.

Отсюда вывод: у выпускника школы должно сложиться твёрдое убеждение, что наряду со знанием современных технологий, профессиональной компетентностью, усвоением морально-этических норм, освоением иностранных языков, каждый современный специалист должен иметь  развитую  речь. Ушло в далёкое прошлое то время, когда в обществе царило мнение, что правильное владение речью – это обязанность узкого круга  специалистов, связанных с языком. Сегодня молодые люди, заявляя о любых своих профессиональных намерениях, должны позаботиться об умении доступно,  продуктивно,  грамотно пользоваться родным языком.

Вы мечтаете  стать адвокатом, политиком, учителем, инженером, руководителем  организации,  корпорации,  компании? Тогда вам необходимо  развивать коммуникативные способности, осваивая все средства для свободного выражения мыслей и чувств  в  процессе речевого общения – это утверждение красной нитью должно проходить через всё школьное образование.

Научить грамотно говорить – нелёгкое дело, это гораздо тяжелее, чем научить орфографии и пунктуации или решать примеры и задачи.  Здесь должно сложиться многое: и природные задатки школьника, и наше умение развить у него вкус и интерес к языку, и  правильно выстроенная мотивация.

Опираясь на личную практику, хочу отметить, что, кроме уроков,  самое благодатное поле для развития речевой компетенции – это разнообразная внеурочная, проектно-исследовательская, конкурсная деятельность, являющаяся привлекательной для современных школьников, предполагающая широкий выход в социум. В материалах, опубликованных в отдельных брошюрах, сборниках, журналах  делюсь опытом работы с учащимися, в том числе и по формированию речевой компетенции. Хочу обратить ваше внимание на федеральный журнал центра «Педагогический поиск» – «Современный урок», в котором имеется много интересных современных материалов.  Кроме того, рубрика «Слово» в газете «Эхо недели», в которой  помещаю  материалы,  даёт возможность донести  правила речевой культуры и до родителей.

Занимаясь углублённо вопросами речевой деятельности, с большим сожалением  приходится констатировать, что самым слабым звеном  является устная речь не только школьников, но и многих взрослых людей.

Слайд № 3

Не случайно было принято решение, которое возложило на учителей-словесников дополнительную нагрузку: это введение устного экзамена по русскому языку у выпускников основной школы. Устная часть основного государственного экзамена по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Слайд № 4

В ходе подготовки к устному экзамену предстоит сконцентрировать свои усилия на обучении учащихся выразительному чтению вслух текста научно-публицистического стиля, пересказу текста с привлечением дополнительной информации, формировании умения составить тематическое монологическое высказывание, участвовать в диалоге. При этом экзаменуемый должен продемонстрировать соблюдение норм современного русского литературного языка. Если эти задачи будут решены, то и личностные результаты  учащихся будут высокими.

Речевой имидж – это одна из составляющих особенностей человека. Основные параметры и манера устной речи – вещи устойчивые: тембр голоса, дикция, артикуляция, темп произношения, наиболее употребляемые слова, кроме того, владение актерским мастерством, мимикой и жестами. Поэтому речь человека часто сравнивают с его почерком – она индивидуальна и неповторима.  Сегодняшняя ситуация такова, что люди, занимающие высокие посты в государстве, в организациях и на предприятиях, имеют возможность формировать свой внешний имидж:  дорого и со вкусом одеваются, позволяют изысканные аксессуары и стильные причёски, пользуются услугами стилистов. Но как только многие из них открывают рот, из которого с таким трудом не льётся, а буквально выталкивается, выползает невразумительная речь, этот имидж  рассыпается, и  рейтинг  человека быстро летит вниз. Продемонстрирую  доказательство.

Слайд № 5

Просмотр видеоролика с выступлениями В. Кличко.

Далее предлагаю ознакомиться с результатами исследований по вопросу речевой культуры  в России.

Слайд № 6

Справка Государственный институт русского языка им. Пушкина проанализировал выступления чиновников. Самыми грамотными оказались федеральные министры, а самыми косноязычными и неграмотными — губернаторы. Среди типичных ошибок — неправильные ударения, использование профессиональных терминов в публичных выступлениях, злоупотребления словами-паразитами». Примеры из лексикона мэров и губернаторов: «каленым железом жестко наказывать», «праздновать праздник», «значит, соответственно, мы должны соответствовать», «бросать тень в честных людей», «мы очень много сил уделяем на это», «более  бОльший рост», «я сейчас и пенсию стараюсь давать, и материальная помощь, и награждать, и название улиц».  Можно составить целое пособие по этим перлам.

Эксперты  русского языка советуют политикам чаще смотреть словари, чтобы уточнять значения слов, больше концентрироваться на предмете речи, чтобы избежать грубых нарушений норм языка, а также заниматься самоанализом выступлений, выявляя сильные и слабые стороны. Я думаю, все эти советы экспертов мы можем адресовать и  своим учащимся.

Лингвистическая пауза.

  Слайд № 7

Предлагаю для интереса посмотреть, каким способом некоторые чиновники выходят из положения во время устного выступления или интервью.

Попробуйте оставить фразу. Будет ли она понятна слушателям? Вот так и в жизни.

Почему я остановилась на этой детали? Ведь чиновники всех рангов наши бывшие и будущие  выпускники. Кроме того, наблюдая за речью выступающих публично,  нынешние учащиеся старших классов могут упражняться в  определении и исправлении грамматических ошибок (задание №6, №20 ЕГЭ)

Конечно, своим учащимся мы должны сами лично и на достойных примерах  показывать образцы речевой культуры, к которым мы сейчас тоже обратимся. Предлагаю  небольшой блиц-опрос

Слайд № 8

– Назовите деятелей творческой среды, кто, по-вашему,  блестяще владеет речью?  (Николай Цискаридзе)

– Кто из журналистов являет собой образец культуры речевого общения? (Владимир Познер)

– Какие политики прошлого и настоящего, на ваш взгляд, считаются  непревзойдёнными ораторами?  (Сергей Аксёнов)

Думаю, вам будет интересно узнать, кто же из чиновников стоит в положительном рейтинге по культуре речи. Это Сергей Собянин (Москва), глава Крыма Сергей Аксенов, Андрей Воробьев (Московская область).

Выполнение практических заданий

Предлагаю перейти непосредственно к выполнению упражнений, которые вы можете использовать в своей практике. Давайте попробуем сами на несколько минут стать старшеклассниками и окунуться в атмосферу продуктивной речевой деятельности. Именно с этой целью я приглашаю вас  всех принять участие в следующей части практикума  «Развиваем речевые компетенции школьников». Хочу оговориться, что все эти  упражнения не для вашего развлечения, они будут полезны для подготовки к устной части ОГЭ. Сейчас мы выполним несколько  упражнений, а остальные я поместила в памятку,  и вы можете ими воспользоваться на занятиях с учениками.

Чтобы нам было удобно работать, мы разбились на 3 группы под номерами (рассадить можно по цвету карточек или каких-то других знаков).  Обращаю внимание на то, что все задания должны выполняться очень быстро, как это предполагается по демоверсии устного экзамена (1-2 минуты). Просьба «подождите, ещё не успели» – не принимается.

Тренинговые и творческие задания по развитию связной речи:

Слайд № 9

Предлагаю начать с разминки.

  • Упражнение«Комплимент»

Задача: придумать по одному короткому комплименту от группы всем участникам сегодняшнего семинара. Комплименты не должны повторяться. Получившим комплимент нужно обязательно ответить, какие чувства он вызвал. Мой комплимент вам: я считаю учителей русского языка самыми развитыми, ответственными и эмоциональными людьми. Ответьте, пожалуйста,  мне на мой комплимент!

Это задание учит учащихся расположить к себе собеседника, что немаловажно при устном общении во всех сферах деятельности.

Приступим к выполнению письменных заданий по группам.

Слайд № 10

  • Письменные задания:

Опишите сугроб, выразив чувства (по вариантам):

1) дворника, вышедшего после ночного снегопада убирать двор;

2) детей, выбежавших во двор погулять,

3) сельского почтальона, которому нужно разнести пенсию по деревне.

Объём – 3 предложения, время 1-2 минуты

Слайд № 11

  • Упражнение «Обогащение словаря»

Данное упражнение нацелено на активизацию «пассивного» запаса слов. Оно ценно для развития речи как родного, так и иностранного языка.

Для задания выдаётся один и тот же небольшой текст – по вариантам.  Суть занятия состоит в замене одних слов другими. Например, все встретившиеся в тексте глаголы, существительные, прилагательные заменяются другими глаголами, существительными, прилагательными, подходящими по смыслу.

Слайд № 12

  • Устные задания
  • Упражнение «Угадай»

Задание на моделирование голоса и тона. Нижеприведенную фразу: 

Разве вы не знаете, что этот человек здесь больше не работает? 

– Я читаю, вы угадываете.

– Прочтите последовательно следующим тоном: спокойным, злорадным, дружеским, начальственным.

Слайд № 13

  • Упражнение«Выборы» (можно разыграть сценки)

Перед вами несколько персонажей: весельчак, неуверенный в себе, грубиян, интеллигент, бизнес-леди, молодая мама. Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и сдельно работаете: собираете подписи в пользу «вашего» кандидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите только одну фразу (максимум – две), но такую, чтобы человек остановился и подписал ваш лист. Что вы ему скажете?

Слайд № 14

  • Упражнение « Диалог»

Как известно, диалогическая речь предполагает участие не менее двух лиц, поэтому для тренировки нужен собеседник.

Разбейтесь по парам – найдите себе собеседника и предложите ему интересную тему для разговора. Упражнение считается отработанным, если собеседникам удается провести краткие беседы на избранные темы по 3-4 реплики.

Слайд № 15

  • Упражнение «Краткое выступление по опорным точкам»

Для упражнения произвольно берутся пять слов из любого текста. Занятие состоит в составлении и проговаривании связного рассказа с использованием пяти выбранных слов (существительных, прилагательных, глаголов). На каждый рассказ затрачивается всего 2-3 минуты. На одном занятии следует практиковать не более 3-4 рассказов. Данное упражнение активизирует воображение и способствует развитию логичности и гибкости ума.

Слайд № 16

Выводы.

Практическое выполнение заданий закончено. Предлагаю от каждой группы сделать небольшой вывод.

Примерные выводы:

  • Данная работа служит формированию навыков общения и речи школьников, развивает общую образовательную культуру личности через«великий, могучий и прекрасный русский язык».
  • Тренировка в общении в ходе учебного занятия дает ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор, улучшить свои профессиональные шансы.

Заключительное слово.

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли. Нужно уходить от старых шаблонов, при которых мы стремимся на уроках как можно больше написать в ущерб развитию устной речи.

 

Вручение памяток  и  буклетов.

В памятке:

  • Упражнения и задания на развитие устной и письменной речи

В буклете:

  • Примерные темы поисково-исследовательских работ
  • Советы начинающему оратору
  • Литература  по культуре речи

Презентация к выступлению (файл ppt, размер 6,96 МБ).

Буклет (файл docx, размер 497 КБ).

Тренинговые задания по развитию речи (файл docx, размер 28 КБ).

 

Автор: Чернухина Елена Николаевна

You have no rights to post comments