Игра делает урок интересным для ребёнка, что само по себе способствует организации его внимания. Своим опытом работы в этом направлении делится Медведева Александра Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа».

Правильно организованная, с учётом специфики материала, игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки. Она стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

Таким образом, игра способствует усилению работоспособности всех учащихся. Здесь представлены примеры игровых заданий.

 

Словообразование

 

Подбери пару

В два столбика записаны имена существительные. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

пол

полоса

банк

оса

яр

точка

вол 

кот

зал

рот

бой

марка

сено

рис

кипа

окно

вес

вал

(полоса, банкрот, ярмарка, волокно, залежи, бойкот, сеновал, кипарис, весточка).

 

Сколько корней?

Определите, сколько корней входит в состав предложенных слов.

Петропавловск-Камчатский, термогидродинамика, стопятидесятиэтажный, водолечебница, веломотоспорт, банно-прачечный, сорокоградусный, электросоковыжималка.

Сложные слова

Запишите как можно больше сложных слов, называющих:

сельскохозяйственные орудия труда (сенокосилка, сноповязалка…);

предметы домашнего обихода (пылесос, полотёр, мясорубка, кофемолка, хлеборезка…);

профессии (водолаз, сталевар, землемер, пчеловод, садовод…);

транспортные средства (пароход, вертолёт, самолёт, паровоз…).

 

Словесный портрет

В этой игре побеждает тот, кто запишет больше сложных слов, описывающих внешность человека и черты его характера.

Голубоглазый, длинноногий, широкоплечий, черноволосый, краснощёкий

Трудолюбивый, самостоятельный, хладнокровный, легкомысленный

 

Из двух – третье

Переставляя буквы каждой пары слов, попробуйте образовать новое слово:

око + ромб

кит + рана

боб + уста

под + охра

ива + кара

(обморок, картина, суббота, пароход, крапива).

 

Имя существительное

 

Перевёртыши

Назовите имена существительные, которые читаются справа налево так же, как и слева направо.

(Казак, доход, заказ, потоп, топот, комок, довод, боб, кок, поп, дед).

 

Магазин

Представьте себе, что вы зашли в гастроном. Запишите названия продуктов, продающихся там, выраженные именами существительными, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе.

(Крахмал, мука, кефир, повидло, сахар, молоко, кофе, карамель, шоколад, сливки, макароны, дрожжи, чипсы).

 

С маленькой или с большой?

Какие имена существительные, в зависимости от контекста, могут писаться или с маленькой, или с большой буквы?

(Серёжка, орёл, белка, стрелка, весы, стрелец, панама, прут, десна).

 

По очереди

Ребята по очереди должны называть имена существительные, которые в русском языке не склоняются.

(Ателье, пальто, радио, метро, такси, кенгуру, драже, трюмо, кофе, желе).

 

Переставьте ударение

Попробуйте назвать глаголы, которые после перестановки ударения превращаются в имена существительные.

(Село, пропасть, окуни, топи, пряди).

 

Добавь букву

К названным учителем словам добавь одну букву так, чтобы получились новые слова.

(Рот – крот, вал – овал, том – атом, овцы – ловцы, рубка – трубка).

 

Замени букву

Если в глаголах заменить букву ё буквой е, то можно образовать имена существительные. Попробуйте подобрать пары и продолжить ряд.

(Берёт – берет, мёл – мел, шлём - шлем, запрёт – запрет).

 

Имя прилагательное

 

Знаешь ли ты сказки?

Подберите прилагательные-эпитеты к именам существительным, которые часто встречаются в сказках.

Молодец (добрый), девица (красная), солнце (ясное), ночь (лунная), конь (вороной), лес (дремучий), вода (живая), дорога (прямоезжая).

 

Угадай по рифме

Из известных школьникам стихотворений учитель читает рифмующиеся между собой имена прилагательные. Ребята должны назвать произведение, его автора и по возможности прочитать отрывок наизусть.

Например:

... одинокий

... голубом

... далёкой

... родном.

(М.Ю. Лермонтов, «Парус»)

 

Мини-викторина

  1. От какого прилагательного, обозначающего размер, надо отбросить начальную букву «М», чтобы превратить его в прилагательное, обозначающее цвет?

(малый – алый, маленький – аленький).

  1. Какие прилагательные женского рода «жалуются» на свой размер?

(низка – я, коротка – я, длинна – я, высока – я, долговяза – я).

  1. Как с помощью существительного «кий» глаголы «жал», «лёг», «стой» превратить в прилагательные?

(стой – кий, жал – кий, лёг – кий).

  1. Какие прилагательные среднего рода в именительном падеже единственного числа пишутся с тремя буквами «е» подряд?

(Сложные прилагательные, в которых вторая часть образована от существительного «шея»: длинношеее, короткошеее, толстошеее, тонкошеее).

 

Игра – шутка

Учитель называет прилагательные. Ребята образовывают от них имена существительные и хором называют. Игра проводится в быстром темпе, поэтому нужно быть внимательными, чтобы не попасть впросак.

(Новый – новость, суровый – суровость, сосновый – сосна, полный – полнота, чёрный – чернота, красный – краснота, ясный – ясность).

 

Замени прилагательное

Замени имена прилагательные иноязычного происхождения другими, близкими по смыслу.

Апатичный – равнодушный, бракованный – некачественный, гигантский – огромный, эквивалентный – равнозначный, коллективный – общий, компактный – небольшой, контрастный – противоположный, коммуникабельный – общительный.

 

Сколько правил?

Попробуйте сосчитать, сколько нужно знать орфографических правил, чтобы не ошибиться в написании следующих имён прилагательных:

дощатый, копировальный, революционный, высококвалифицированный, дискуссионный, куцый, народнохозяйственный, периодический, французский, гигантский, веснушчатый.

 

Фонетика

 

Найди пару

Играющим предлагается слово. Изменив в нём одну букву, образовать новое слово.

Пара – фара, рана – рама, стол – стул, карта – парта, лук – люк, халат – салат, игра – игла, балка – палка, врач – грач, голос – волос, лото – лето.

 

Пропавшая буква

Мальчик написал бабушке письмо. Но одна буква решила сбежать, оставив вместо себя подруг. Угадайте, какая буква исчезла, и верните её на своё место.

«В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока увидали лис и сало. Нас ждали в соли. Тётя Луна и дядя Соня были нам рады. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, или ватрушки на моду. Кувыркались на лугу в сани. А потом поохали в город».

 

Какое слово спряталось

Учитель называет слово, ученики должны назвать другое, которое входит в состав предложенного.

Уточка – точка, мрак – рак, удочка – дочка, щель – ель, хлев – лев, укол – кол, клён – лён, зубр – зуб, коса – оса.

 

Загадочная надпись

Однажды ветер решил пошутить.

Над дверью школы он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись:

.О..О .О.А.О.А.Ь!

Помогите школьникам восстановить надпись.

(Добро пожаловать!)

 

Метограммы

  1. С л – лить слёзы заставляю,

С ж по воздуху летаю.

(Лук – жук).

  1. С ё – колючий,

С у ползучий.

(Ёж – уж).

  1. С е – я жаркая пора,

С о настольная игра.

(Лето – лото).

  1. Разгадать попробуй ты:

С а – посуда для воды,

С ы – рогатый на лугу,

С у – растёт в лесу, в саду.

(Бак – бык – бук).

  1. С ч – летаю над волною,

С л не дам волкам покою,

С м – рубашка-безрукавка,

С з – скачу в лесу по травке,

С г – меня крепи к детали из железа или стали.

(Чайка – лайка – майка – зайка – гайка).

  1. С б мучительной бываю,

С м – одежду пожираю,

С р актёру я нужна,

С с для повара важна.

(Боль – моль –роль –соль).

 

Глагол

 

Назови часть речи

Учитель называет глаголы. Какими ещё частями речи могут быть эти слова?

Поцелуй (существительное), три (числительное), мой (притяжательное местоимение), гони́м (краткое причастие), смела́ (краткое прилагательное).

 

Замени буквы

Замени в глаголе звонкий звук парным ему глухим так, чтобы слово изменило своё значение.

Тужить – тушить, зиять – сиять, молодить – молотить, задевать – затевать, дубить – тупить, обрызгать – опрыскать.

 

Добавь мягкий знак

Добавляя в именах существительных мягкий знак, превратите их в глаголы.

Плач – плачь, плющ – плющь, полёт – польёт, вес – весь, стан – стань, удар – ударь, пример – примерь, быт – быть, жар – жарь, пар – парь.

 

Двойное ударение

Записанные на доске глаголы нужно прочитать так, чтобы в зависимости от ударения они имели разное значение.

Стоят, входите, выкупать, вычитать, выхожу, сбегать, засыпать, косит, парит, крою, пробегать, пахнуть, трусить, избегать.

 

Загадки – шутки

В каком глаголе 100 отрицаний?

Сто-нет.

В каком глаголе 100 букв «й»?

Сто-й.

В каком глаголе 100 букв «ю»?

Сто- ю.

 

Омофоны

Подберите как можно больше глаголов, которые могут быть омофонами (то есть одинаково звучащие слова, которые имеют различное написание).

Выедите (вы едите), потри (по три), отмыла (от мыла), впасть (в пасть), завяз (за вяз), задуло (за дуло).

 

Фразеология

 

Закончи фразеологизм

Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.

Дрожит... (как осиновый лист), катается... (как сыр в масле), выводить... (на чистую воду), держать... (в ежовых рукавицах), поразить... (как гром среди ясного неба), вариться... (в собственном соку), знать... (как свои пять пальцев).

 

Географические названия

Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы.

Москва не сразу строилась; Москва слезам не верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; во всю Ивановскую; открывать Америку; галопом по Европам; язык до Киева доведёт; китайская стена.

 

Угадай профессию

Учитель называет фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.

Стричь под одну гребёнку, на живую нитку, сложить оружие, брать на прицел, закидывать удочку, через час по чайной ложке, играть первую скрипку, петь с чужого голоса, открывать Америку, ждать у моря погоды, закусить удила, попасть в ловушку, сгущать краски, ход конём.

 

Аукцион

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия птиц, животных, насекомых.

Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик своё болото хвалит, куры не клюют, комар носа не подточит, когда рак свистнет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, брать быка за рога, первая ласточка, умирающий лебедь, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, упрямый осёл, носиться как курица с яйцом.

 

Замени фразеологизмом

Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.

Метко – не в бровь а в глаз; неожиданно – как снег на голову; тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи; опытный – стреляный воробей; мокрый – ни одной сухой нитки; молчать – держать язык за зубами; хвалить – возносить себя до небес; обманывать – водить за нос; бить – намять бока; исчезать – рассеяться как дым.

 

Литература

 

  1. Баев П.М., Играем на уроках русского языка. Пособие для преподавателей зарубежных школ. —М.: Русский язык. 1989.— 86 с.
  2. Кучина Т.Г., Болдырева Е.М., Литература. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 240 с., ил. – (Серия: «Минута на размышление»).

Игра-викторина «В МИРЕ ЛИТЕРАТУРЫ» подготовлена Медведевой А.Н. для использования во внеурочной деятельности, содержит 21 вопрос о писателях и интересных фактах, связанных с произведениями русской литературы.

Вопросы викторины с четырьмя вариантами ответов и разделены на три уровня сложности.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ

You have no rights to post comments