Как всё успеть: изучить программный материал, обучить трем видам сочинений, поработать над сжатым изложением? А ещё ввели устное собеседование в 9 классе.

Трёх часов в неделю явно не хватает. А если у вас три девятых класса? Хорошо, если нет одиннадцатых. В идеале каждый девятиклассник должен весь вариант собеседования проговорить учителю, получить подробный комментарий. А самая главная проблема – как организовать работу по подготовке к собеседованию на уроке, чтобы каждый ученик говорил, выполнял все четыре задания.

Мне кажется, что я нашла ответ на этот вопрос. Много лет я проработала в Набережных Челнах. До сих пор поддерживаю связь с бывшими коллегами и всегда интересуюсь, что у них нового. Сейчас учителя Татарстана осваивают сингапурскую методику. Сингапур – маленькая страна, а известна мировому сообществу как страна, имеющая лучшую в мире государственную систему образования, благодаря которой Сингапур занимает высокие места в мировых рейтингах.

В России активно продвигает сингапурскую методику обучения консалтинговая образовательная компания Educare. Республика Татарстан одной из первых начала сотрудничать с этой компанией, создав систему обучения учителей сингапурским методикам – программу профессионального развития «Преобразование обучения для XXI века». Уже 30 тысяч учителей Татарстана освоили сингапурскую методику. (Согласитесь, внушительная цифра!) Ее пытались внедрить в Удмуртии, Тюмени, Красноярске. В 2014 г. продвижением сингапурской методики занялся Московский институт образовательной политики «Эврика». В 2016 г. в поддержку сингапурской модели выступила Высшая школа экономики. Из Сингапура заимствована и идея Национальной системы учительского роста, которая сейчас апробируется в России.

Кажется, достаточно   причин, чтобы заинтересоваться сингапурским чудом. Оказалось, что чудо имеет русские истоки. В основе сингапурской методики обучения лежит система доктора Спенсера Кагана, советского специалиста, идеи известного русского психолога Льва Выготского, советских педагогов Давыдова и Эльконина, методические приемы педагогов-новаторов 90-х годов – опорные конспекты В. Шаталова, педагогика сотрудничества Ш. Амонашвили и др. По мнению коллег из Набережных Челнов, прошедших обучение, данная методика не является чем-то новым: в своей работе они уже многие годы используют проблемное обучение, а групповая и парная работа – неотъемлемая составляющая системно-деятельностного подхода, который является методологической основой образовательных стандартов нового поколения.

Меня сингапурская методика привлекла тем, что при такой методике обучения задействован весь класс: ученикам приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями, таким образом самообучаться. У них развивается устная речь, коммуникация, повышается мотивация к изучаемому предмету. При такой организации урока достигается экономия времени, чего учителю при подготовке к устному собеседованию катастрофически не хватает.

Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами. Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название. Всего структур около 250. Понятно, что методике надо учить как учителя, так и учеников. Я использую только элементы методики в качестве тренинга, подготовки к итоговому собеседованию.

Структура «мэнэдж мэт» (управление классом) – распределение учеников в одной команде из 4-х человек: двое сидят рядом, двое – напротив; для реализации этой структуры ученические столы расставлены соответствующим образом: два стола сдвинуты вместе, ученики сидят за ними лицом друг к другу. При выполнении первого задания (чтение текста) два ученика играют роль учителя, отслеживая качество чтения по критериям. Затем обсуждают вчетвером. Такая же процедура предусмотрена и для второго ученика. После пары обмениваются ролями. Процедура повторяется. Работать можно как по одному варианту, так и по разным вариантам. Для учителя важен тот факт, что каждый ученик тренируется и каждый анализирует чтение. А еще важнее, что в микрогруппе читать и выполнять любое задание комфортнее, чем делать это перед всем классом. И время… расширяется. Эту структуру можно использовать и в качестве тренинга остальных заданий собеседования.

А можно применить структуру «таймд пэа шэа» – два участника обмениваются полными ответами по времени. В нашем случае это работа в парах – монологическое высказывание на выбранную тему.

Анализ результатов ноябрьской апробации показал, что самое слабое место в собеседовании конкретно для учащихся моего класса – монолог. Его отличали бедность словаря, отсутствие фантазии. Ни о какой спонтанности и речи быть не могло. Дети говорили заученными или шаблонными фразами. Многие не могли «продержаться» и минуты.

Поэтому логично было попробовать структуру – «клок баддис» (друзья по времени) — выполнение группой конкретного задания за конкретное время, так как после сигнала состав команды будет меняться. По истечении времени подается сигнал «хай файв» (сигнал тишины и привлечения внимания к поднятой ладони учителя). Это и сигнал приготовиться к следующему этапу работы, содержание которого – обмен монологами, обогащение своего словаря.

Интересны структуры: «сте зе класс» («перемешай класс») – ученикам разрешается свободно ходить по классу, выбирая себе собеседника, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему заданию, собрать полное монологическое высказывание, после чего учащиеся в течение определенного времени (у нас это 3 минуты) рассказывают монолог или отвечают на вопросы, поставленные учителем (диалог); «конэрс» – распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам или заданиям. Не описываю подробно эти структуры. Думаю, что смысл их применения понятен. Выбор структур, их порядок, чередование зависит от цели, которую преследует учитель.

Таким образом, при использовании сингапурской методики каждый учащийся по очереди играет роль учителя и ученика, педагог осуществляет так называемый «включенный контроль», слушая одного из представителей микрогруппы, оценивает, корректирует, помогает и направляет.  Организация групповой работы требует от учителя особых умений. При непродуманном комплектовании групп, без соблюдения определенных условий групповая работа бывает неэффективна. Но это уже зависит от профессионализма учителя. Главное, сингапурская методика работает. Обратите внимание: большая разница, когда вы предлагаете девятиклассникам хорошо знакомую еще с начальных классов работу в парах, группах или же предлагаете тренинг по сингапурской методике, предварительно сообщив, что сингапурское образование лучшее в мире.

Конспекты некоторых уроков с использованием сингапурской методики обучения можно найти на сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru по ссылке: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2016/06/27/singapurskaya-metodika-obucheniya

 

Автор материала: Ковалева Ирина Васильевна

Источники:

http://www.ug.ru/article/1017
http://kpfu.ru/staff_files/F1090648442/Ahmadgalieva_Sovershenstvovanie_kachestva_prepodavaniya_VAK_2013.pdf
https://infourok.ru/primenenie-na-urokah-obuchayuschih-struktur-singapurskoy-metodiki-obucheniya-1267129.html
https://mel.fm/pedagogika/8021759-Singapore_school
https://pifagorka.com/articles/singapurskaya-matematika-osobennyj-vzglyad-na-nauku

You have no rights to post comments