Опытом работы с неуспевающими на уроках русского языка и литературы делится учитель Сивцева Галина Григорьевна.

Неуспевающие обучающиеся имеют некоторые особенности развития, поэтому им трудно усваивать новый материал. Например, известно, что на слух они пишут текст лучше, чем списывая его, так как у них слабо сформировано внимание. У них вербальное запоминание так же, как и зрительное, затруднено.

Поэтому учитель испытывает трудности, сталкиваясь с  такими детьми, и нужно искать необычный путь общения с такими обучающимися. Ведь помимо вербального, зрительного общения есть и другие способы общения между людьми.

Учитель должен знать:

психическое развитие ребёнка: 

восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный); 

внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное);

память (вербальная, невербальная);

стремиться понять и принять каждого ребёнка;

создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке;

проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика;

уметь встать на позиции ученика;

уметь вести непринуждённый диалог;

стремиться к внешней занимательности;

использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);

учить работать со словарями и другим справочным материалом;

в обучении применять опережающее обучение, различные формы групповой работы.

Для примера: обучающиеся работают с различными предметами, чтобы перечислить свои ощущения: (фотография, наушники, духи, мех, булочка, бабочка) – и называют разные способы общения:

 - зрительные (фотография),

 - звуковые (наушники),

 - обонятельные (духи),

 - осязательные, тактильные (мех),

 - вкусовые (булочка),

 - ассоциативные.

Вот о последних и пойдёт сейчас речь. На уроках русского языка и литературы я использую игру в ассоциации.

Игра в ассоциации:

Допустим, обучающиеся отвечают на вопрос:

- С каким предметом ассоциируется у вас тот или иной герой, то или иное понятие? Например, говоря о том, что такое свобода, мы придумываем  разные ассоциации для характеристики этого слова:

- С чем у вас ассоциируется данное слово?

  1)цвет (красный, черный),

  2)цветок (роза, гвоздика, чертополох);

  3)танец (гопак, комаринская);

  4)запах (дым костра, свежего морозного белья);

  5)песня (марш, гимн);

  6)вкус (терпкий);

  7)стихия (ветер);

  8)чувство (любовь, ревность);

  9)животное (лань, орёл);

 10)инструменты (струнные, ударные);

 11)герои (например, Радда и Лойко Зобар из рассказа М. Горького «Макар Чудра»).

Интересен опыт сопоставления живописных полотен друг с другом.

Например, сопоставляя разные картины, мы выясняем, как с помощью красок разные художники выражают чувство тревоги.

Рассмотрим три картины с одинаковым названием «Золотая осень»  (репродукции картин И. Левитана; В. Поленова; И.Остроухова).

- Начинается осень с особенной тишины. Тишина такая, кажется, природа задумалась глубоко-глубоко. Природа свободно справляет свой тихий праздник.

Вот эту тишину осени, ясную радость отдыха лучше всего передал  И. Левитан.

- Как удалось И. Левитану красками передать тревогу?

Цвета на картине ярко контрастны: нежно-золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. В такой реке купаться уже не захочется. Но посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов. Пятна света и тени лежат на поле, трава то золотится под лучом солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков, закрывших ее.

- Сравните картину Левитана  и Поленова "Золотая осень".

От нее тоже веет тишиной, и есть в ней тоже что-то настораживающее, тревожное.

- Отчего это? Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовёт вдаль.Но медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени. Она скорее привыкла к ней, как и эти светлые березы, толпящиеся вокруг. Наверное, эта неравномерность движения, которая так ясно чувствуется в чуткой тишине, рождает тревогу.

- Ещё одна «Золотая осень» Остроухова. Что нового появляется здесь?

Здесь нет уже нежной ласковости “Золотой осени” Левитана; скрытая, тайная настороженность картины Поленова у Остроухова звучит резче.

- Почему мы чувствуем тревогу?

Как-то тревожно от этой последней красоты леса, а краски резко контрастны: черные стволы – и яркая, золотая, розовая листва, бурая трава – и ясное голубое небо. Оно так смело глядит сквозь поредевшую листву. Природа здесь глубоко задумалась, то ли вспоминая свое летнее великолепие, то ли боясь спугнуть миг свободы.

На уроках литературы я использую групповые задания, помогающие обучающимся глубже понять изучаемое произведение.
Групповые задания по анализу рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»

 1 группа

Выяснить по словарю значение слова «судьба», дать толкование названия произведения.

 2 группа

Андрей Соколов был уроженцем Центрально – Чернозёмного округа

(Воронеж), прочитайте в учебнике «История Курского края» о жизни людей в 20-е годы.

 3 группа

Слово «семья» часто переводится как «семь-я», сколько человек было в семье Андрея Соколова? Почему этот перевод подходит к семье Соколова?

 4 группа

Почему в годы войны особо опасно было жить рядом с авиазаводом?

 5 группа

Андрей Соколов попал в плен в мае 1942 года. Какая обстановка сложилась тогда на фронтах Великой Отечественной войны? При ответе используйте учебник истории.

 6 группа

Несколько лет провёл Соколов в плену. Как фашисты относились к военнопленным? Используйте при ответе повесть К.Д. Воробьёва «Это мы, Господи».

 7 группа

Военнопленных охраняли немецкие овчарки. Прочитайте о породе этих собак и скажите, почему немцы использовали собак этой породы?

 8 группа

Выбравшись из плена в 1944 году, Соколов впервые увидел на гимнастёрке солдата погоны. С чем это связано? Узнайте ответ из книги «Военная форма».

 9 группа

 Объясните значения слов: «элеватор», «чайная», «шофёрская книжка» с помощью словаря.

 10 группа

Финалы произведений М.А. Шолохова всегда символичны. В рассказе «Судьба человека» главный герой ведёт за руку маленького сынишку.

  В чём символичность этой сцены?

 11 группа

Объясните высказывание критика И. Кротова об Андрее Соколове:

 «Это – наш рядовой солдат, обыкновенный солдат-труженик, каких в Советской Армии насчитывались миллионы»?

При работе с неуспевающим важна рефлексия. В схеме представлены разные этапы усвоения нового материала в виде цвета и рисунков. Так, например, красный цвет – полное непонимание, зелёный – желание научиться этому виду работы, сиреневый – полное усвоение материала. Соответственно рисунки обозначают следующее: замок-непонимание, телефон-желание научиться, вопрос – как это сделать, пазлы – подбор возможных материалов, лампа – я могу, распустившийся цветок – сделаю всё без затруднения.

РЕФЛЕКСИЯ