Обучение написанию сочинения-рассуждения и подготовка к такого вида сочинениям – традиционная форма работы учителя-словесника, в процессе чего преподаватель учит понимать тему; четко формулировать свои мысли; последовательно и логично излагать материал; точно аргументировать высказывания; делать обобщения и выводы.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Синяковой Марины Владимировны.

Знания – это только тогда знания, когда они

приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памятью.

Л.Н.Толстой

Данная работа ведется как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. На мой взгляд, целесообразно начать обучение сочинению-рассуждению по  раскрытию понятий на нравственную тему с 5 класса. Это можно делать на уроках литературы в процессе проговаривания лексического значения определенных понятий и приведения примеров проявления данного качества в изучаемом произведении. Далее можно продолжить работу с использованием клише для написания сочинения. С подобным заданием справляются ученики с разными творческими способностями. Уже с 5 класса таким образом ведется подготовка к ОГЭ.

  Напомню задание ОГЭ 15.3: «Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое …..», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта». В качестве доказательства тезиса на уроках литературы ребята обращаются к художественным произведениям, изучаемым в настоящий момент. Таким образом, они накапливают свой «Литературный сундучок», который окажет им помощь при написании творческого задания на ОГЭ в 9 классе.

При обучении сочинению-рассуждению обращаемся к общему плану.

План сочинения-рассуждения

  1. Толкование понятия с небольшим комментарием.
  2. Первый пример-аргумент из изучаемого художественного произведения.
  3. Второй пример-аргумент из данного художественного произведения или из другого художественного произведения, прочитанного ранее по программе или самостоятельно (можно использовать и зарубежную литературу).
  4. Вывод.

Работа над толкованием понятий сначала ведется совместно по определенному плану.

План работы над определением понятия:

  1. Ответы учеников на вопрос «Как вы понимаете слово «……..»?
  2. Какими синонимами вы могли бы заменить данное понятие?
  3. С чем ассоциируется у вас данное слово?
  4. Обращение к толковому словарю, чтение понятия.
  5. Обращение к словарю по этике.
  6. Формулировка понятия по схеме: понятие = родовое понятие + видовые отличия (существенные признаки определяемого понятия).

Во время этой работы важно отмечать особенности нравственных понятий, например, выписывая определения из словарей, находим главные слова в определениях: любовь – это чувство, дружба – это взаимоотношения, отзывчивость — это качество и т.д.

Вывод – это почти то же, что и первая часть, сформулированная другими словами. Ученикам  советую  в последнем абзаце дать ответ на один из вопросов:

  1. Почему без …. невозможна наша жизнь? (если речь о положительном понятии)
  2. Почему без …. жизнь будет лучше? (если речь об отрицательном понятии)

Речевые клише для написания сочинения помогают найти "переходные мостики" для связи вступления и основной части сочинения, основной части и заключения. Начиная с 5 класса, предлагаю ученикам писать сочинения по речевым клише, по образцам.

 

5 класс

Сочинение по образцу

Мой любимый герой сказок А.С. Пушкина

А.С.Пушкин – ………………………………………………………………………………………. Он создал много …….., …….., ………… Наше знакомство с Пушкиным начинается ……………………………………………………., когда нам читают …………………………. Поэт написал ………………………..сказок, но мне больше всех нравится……………………………………………… , потому что…………………………………………………………………… Мой (-я) любимый(-ая) герой (-иня) пушкинских сказок – ……………………………………………………………  О нем (ней) я хочу рассказать.

(Имя героя) – ………………………………………………герой (героиня) сказки А.С.Пушкина «…………………………………………………». Мне нравится этот персонаж тем, что он (она)……………………………………………………………………………………… Характер ………………………………………проявляется в его (её) поступках. Например, …………………………………………………… Можно с уверенностью сказать, что (имя героя, героини)…………………………………………………………………………человек, так как он (она)…………………………………………. Я бы отметил(-а) такие черты характера (имя), как…………………………………..  Другие персонажи сказки относятся к  герою(героине)………………………………… Им нравится…………………………………………………………

На протяжении всего повествования (имя) ведет себя………………………, ……………………………. Поэтому я считаю его (её) своим любимым героем сказок А.С.Пушкина.

 

Сочинение

Что помогло Васютке выжить в тайге?

Тайга – это бескрайние леса, где …………………………….. Там  …………….. выжить человеку, если он не знает ……………………….

Васютка из рассказа Виктора Астафьева с детства воспитывался в тайге. Поэтому, когда он заблудился, ему помогло знание …………………………….: у него были ………………….., ……………………….., …………………………... Он смог …………………………………………., переночевать ………………………….., опознавать, …………………………………., найти ………………………………………………….

Трудно было мальчику преодолевать ……………………….. в ночном лесу. Ему казалось, что ………………………………, но он смог проявить ……………………………….        Не раз к нему приходило отчаяние, но он …………………………………………. Мальчик вышел к………………………………….. и …………………………………….

Васютка  не раз проявлял ……………, …………….. Например, когда……………………………………… Или когда……………………………………………………………. Все это свидетельствует о том, что мальчик ………………………

Одним словом, Васютка оказался ………………………………….. Он не только…………………………, но и ……………………………………. В честь такого не стыдно и озеро назвать!

 

6 класс

Что такое детство?

(по повести Л.Н.Толстого «Детство»)

Детство – это……   В детские годы…….. В течение остальной жизни……….

О (об)   ……….   поре детства писали…………………….. Л.Н.Толстой создал……………………….. В ней он ……………………….  Главный герой повести «Детство» - ……………………….. Именно его глазами мы……………..   Повествование ведется от первого лица, чтобы ………………………………. Мальчик вынес из этого………………………… периода многие хорошие  человеческие качества: …………………………… Его окружали в детские годы ………………………………., поэтому ……………………………………….  Люди относились к ребенку………………………………. Став старше, герой вспоминает о……………………….. Ему……………………………  В памяти навсегда остались………………………………..  Для Николеньки детство – это……………

 Л.Н.Толстой в трилогии хотел показать, как…………………………………………….. Его герой во многом……………….  Детство, по мнению, Л.Н.Толстого, - ………………………………… Эту мысль он вкладывает в…………………………..

Таким образом, становясь взрослыми, люди………………………………………. . Они уносят из мира детства…………  Но это сказочное время ………………………………, потому что детство – это…………………….

 

Нравственный выбор в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать трудные для себя решения. Обычно он связан с выбором между ………………... В течение жизни ……………………………………….. Это  происходит не только в важнейших судьбоносных решениях, но и  в……………………………………………….

О нравственном выборе писали многие представители русской литературы. Например, В.П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» обращается к этой теме. (6-8 предложений о том, кто оказывается в этой ситуации и как из нее выходит.)

Таким образом, можно сделать вывод, что нравственный выбор – это выбор, ……………………………………………... Принятое человеком …………………………………….. Очень важно, чтобы нравственный выбор ………………………………………………

 

Что такое сострадание?

Сострадание – это глубокое чувство жалости, вызываемое страданиями и нуждами других людей. Это ………………………………….. Оно  проявляется в …………………………………….. Высшая цель сострадания – ……………………………….

Многие писатели обращались в произведениях к теме сострадания. Сострадание проявляет ……………………………………., герой рассказа И.А. Бунина «Лапти». Он………………… (Написать 2-4 предложения о том, в чем проявляется сострадание героя).

И.А. Бунин этим рассказом хотел……………………………………………….. Читая произведение, мы понимаем, что надо……………………………………………… Я думаю, сострадание……………………………………………………………………….

 

В 7-9 классах ученики уже способны сами делать «мостики» между частями сочинения, так как основу сочинения-рассуждения они поняли в 5-6 классах. Клише я даю только слабым ученикам или тем, для кого русский язык не является родным. Остальные сами хорошо справляются с определением понятий и их аргументацией. Итогом данной работы считаю то, что результаты творческих работ стали лучше, большинство ребят выбирают на ОГЭ по русскому языку задание 15.3, которое выполняют на высокий балл.

You have no rights to post comments