Обучение написанию сочинения-рассуждения и подготовка к такого вида сочинениям – традиционная форма работы учителя-словесника, в процессе чего преподаватель учит понимать тему; четко формулировать свои мысли; последовательно и логично излагать материал; точно аргументировать высказывания; делать обобщения и выводы.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Синяковой Марины Владимировны.
Знания – это только тогда знания, когда они
приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памятью.
Л.Н.Толстой
Данная работа ведется как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. На мой взгляд, целесообразно начать обучение сочинению-рассуждению по раскрытию понятий на нравственную тему с 5 класса. Это можно делать на уроках литературы в процессе проговаривания лексического значения определенных понятий и приведения примеров проявления данного качества в изучаемом произведении. Далее можно продолжить работу с использованием клише для написания сочинения. С подобным заданием справляются ученики с разными творческими способностями. Уже с 5 класса таким образом ведется подготовка к ОГЭ.
Напомню задание ОГЭ 15.3: «Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое …..», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта». В качестве доказательства тезиса на уроках литературы ребята обращаются к художественным произведениям, изучаемым в настоящий момент. Таким образом, они накапливают свой «Литературный сундучок», который окажет им помощь при написании творческого задания на ОГЭ в 9 классе.
При обучении сочинению-рассуждению обращаемся к общему плану.
План сочинения-рассуждения
- Толкование понятия с небольшим комментарием.
- Первый пример-аргумент из изучаемого художественного произведения.
- Второй пример-аргумент из данного художественного произведения или из другого художественного произведения, прочитанного ранее по программе или самостоятельно (можно использовать и зарубежную литературу).
- Вывод.
Работа над толкованием понятий сначала ведется совместно по определенному плану.
План работы над определением понятия:
- Ответы учеников на вопрос «Как вы понимаете слово «……..»?
- Какими синонимами вы могли бы заменить данное понятие?
- С чем ассоциируется у вас данное слово?
- Обращение к толковому словарю, чтение понятия.
- Обращение к словарю по этике.
- Формулировка понятия по схеме: понятие = родовое понятие + видовые отличия (существенные признаки определяемого понятия).
Во время этой работы важно отмечать особенности нравственных понятий, например, выписывая определения из словарей, находим главные слова в определениях: любовь – это чувство, дружба – это взаимоотношения, отзывчивость — это качество и т.д.
Вывод – это почти то же, что и первая часть, сформулированная другими словами. Ученикам советую в последнем абзаце дать ответ на один из вопросов:
- Почему без …. невозможна наша жизнь? (если речь о положительном понятии)
- Почему без …. жизнь будет лучше? (если речь об отрицательном понятии)
Речевые клише для написания сочинения помогают найти "переходные мостики" для связи вступления и основной части сочинения, основной части и заключения. Начиная с 5 класса, предлагаю ученикам писать сочинения по речевым клише, по образцам.
5 класс
Сочинение по образцу
Мой любимый герой сказок А.С. Пушкина
А.С.Пушкин – ………………………………………………………………………………………. Он создал много …….., …….., ………… Наше знакомство с Пушкиным начинается ……………………………………………………., когда нам читают …………………………. Поэт написал ………………………..сказок, но мне больше всех нравится……………………………………………… , потому что…………………………………………………………………… Мой (-я) любимый(-ая) герой (-иня) пушкинских сказок – …………………………………………………………… О нем (ней) я хочу рассказать.
(Имя героя) – ………………………………………………герой (героиня) сказки А.С.Пушкина «…………………………………………………». Мне нравится этот персонаж тем, что он (она)……………………………………………………………………………………… Характер ………………………………………проявляется в его (её) поступках. Например, …………………………………………………… Можно с уверенностью сказать, что (имя героя, героини)…………………………………………………………………………человек, так как он (она)…………………………………………. Я бы отметил(-а) такие черты характера (имя), как………………………………….. Другие персонажи сказки относятся к герою(героине)………………………………… Им нравится…………………………………………………………
На протяжении всего повествования (имя) ведет себя………………………, ……………………………. Поэтому я считаю его (её) своим любимым героем сказок А.С.Пушкина.
Сочинение
Что помогло Васютке выжить в тайге?
Тайга – это бескрайние леса, где …………………………….. Там …………….. выжить человеку, если он не знает ……………………….
Васютка из рассказа Виктора Астафьева с детства воспитывался в тайге. Поэтому, когда он заблудился, ему помогло знание …………………………….: у него были ………………….., ……………………….., …………………………... Он смог …………………………………………., переночевать ………………………….., опознавать, …………………………………., найти ………………………………………………….
Трудно было мальчику преодолевать ……………………….. в ночном лесу. Ему казалось, что ………………………………, но он смог проявить ………………………………. Не раз к нему приходило отчаяние, но он …………………………………………. Мальчик вышел к………………………………….. и …………………………………….
Васютка не раз проявлял ……………, …………….. Например, когда……………………………………… Или когда……………………………………………………………. Все это свидетельствует о том, что мальчик ………………………
Одним словом, Васютка оказался ………………………………….. Он не только…………………………, но и ……………………………………. В честь такого не стыдно и озеро назвать!
6 класс
Что такое детство?
(по повести Л.Н.Толстого «Детство»)
Детство – это…… В детские годы…….. В течение остальной жизни……….
О (об) ………. поре детства писали…………………….. Л.Н.Толстой создал……………………….. В ней он ………………………. Главный герой повести «Детство» - ……………………….. Именно его глазами мы…………….. Повествование ведется от первого лица, чтобы ………………………………. Мальчик вынес из этого………………………… периода многие хорошие человеческие качества: …………………………… Его окружали в детские годы ………………………………., поэтому ………………………………………. Люди относились к ребенку………………………………. Став старше, герой вспоминает о……………………….. Ему…………………………… В памяти навсегда остались……………………………….. Для Николеньки детство – это……………
Л.Н.Толстой в трилогии хотел показать, как…………………………………………….. Его герой во многом………………. Детство, по мнению, Л.Н.Толстого, - ………………………………… Эту мысль он вкладывает в…………………………..
Таким образом, становясь взрослыми, люди………………………………………. . Они уносят из мира детства………… Но это сказочное время ………………………………, потому что детство – это…………………….
Нравственный выбор в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать трудные для себя решения. Обычно он связан с выбором между ………………... В течение жизни ……………………………………….. Это происходит не только в важнейших судьбоносных решениях, но и в……………………………………………….
О нравственном выборе писали многие представители русской литературы. Например, В.П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» обращается к этой теме. (6-8 предложений о том, кто оказывается в этой ситуации и как из нее выходит.)
Таким образом, можно сделать вывод, что нравственный выбор – это выбор, ……………………………………………... Принятое человеком …………………………………….. Очень важно, чтобы нравственный выбор ………………………………………………
Что такое сострадание?
Сострадание – это глубокое чувство жалости, вызываемое страданиями и нуждами других людей. Это ………………………………….. Оно проявляется в …………………………………….. Высшая цель сострадания – ……………………………….
Многие писатели обращались в произведениях к теме сострадания. Сострадание проявляет ……………………………………., герой рассказа И.А. Бунина «Лапти». Он………………… (Написать 2-4 предложения о том, в чем проявляется сострадание героя).
И.А. Бунин этим рассказом хотел……………………………………………….. Читая произведение, мы понимаем, что надо……………………………………………… Я думаю, сострадание……………………………………………………………………….
В 7-9 классах ученики уже способны сами делать «мостики» между частями сочинения, так как основу сочинения-рассуждения они поняли в 5-6 классах. Клише я даю только слабым ученикам или тем, для кого русский язык не является родным. Остальные сами хорошо справляются с определением понятий и их аргументацией. Итогом данной работы считаю то, что результаты творческих работ стали лучше, большинство ребят выбирают на ОГЭ по русскому языку задание 15.3, которое выполняют на высокий балл.