Обучение написанию сочинения-рассуждения и подготовка к такого вида сочинениям – традиционная форма работы учителя-словесника, в процессе чего преподаватель учит понимать тему; четко формулировать свои мысли; последовательно и логично излагать материал; точно аргументировать высказывания; делать обобщения и выводы.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Синяковой Марины Владимировны.

Знания – это только тогда знания, когда они

приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памятью.

Л.Н.Толстой

Данная работа ведется как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. На мой взгляд, целесообразно начать обучение сочинению-рассуждению по  раскрытию понятий на нравственную тему с 5 класса. Это можно делать на уроках литературы в процессе проговаривания лексического значения определенных понятий и приведения примеров проявления данного качества в изучаемом произведении. Далее можно продолжить работу с использованием клише для написания сочинения. С подобным заданием справляются ученики с разными творческими способностями. Уже с 5 класса таким образом ведется подготовка к ОГЭ.

  Напомню задание ОГЭ 15.3: «Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое …..», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта». В качестве доказательства тезиса на уроках литературы ребята обращаются к художественным произведениям, изучаемым в настоящий момент. Таким образом, они накапливают свой «Литературный сундучок», который окажет им помощь при написании творческого задания на ОГЭ в 9 классе.

При обучении сочинению-рассуждению обращаемся к общему плану.

План сочинения-рассуждения

  1. Толкование понятия с небольшим комментарием.
  2. Первый пример-аргумент из изучаемого художественного произведения.
  3. Второй пример-аргумент из данного художественного произведения или из другого художественного произведения, прочитанного ранее по программе или самостоятельно (можно использовать и зарубежную литературу).
  4. Вывод.

Работа над толкованием понятий сначала ведется совместно по определенному плану.

План работы над определением понятия:

  1. Ответы учеников на вопрос «Как вы понимаете слово «……..»?
  2. Какими синонимами вы могли бы заменить данное понятие?
  3. С чем ассоциируется у вас данное слово?
  4. Обращение к толковому словарю, чтение понятия.
  5. Обращение к словарю по этике.
  6. Формулировка понятия по схеме: понятие = родовое понятие + видовые отличия (существенные признаки определяемого понятия).

Во время этой работы важно отмечать особенности нравственных понятий, например, выписывая определения из словарей, находим главные слова в определениях: любовь – это чувство, дружба – это взаимоотношения, отзывчивость — это качество и т.д.

Вывод – это почти то же, что и первая часть, сформулированная другими словами. Ученикам  советую  в последнем абзаце дать ответ на один из вопросов:

  1. Почему без …. невозможна наша жизнь? (если речь о положительном понятии)
  2. Почему без …. жизнь будет лучше? (если речь об отрицательном понятии)

Речевые клише для написания сочинения помогают найти "переходные мостики" для связи вступления и основной части сочинения, основной части и заключения. Начиная с 5 класса, предлагаю ученикам писать сочинения по речевым клише, по образцам.

 

5 класс

Сочинение по образцу

Мой любимый герой сказок А.С. Пушкина

А.С.Пушкин – ………………………………………………………………………………………. Он создал много …….., …….., ………… Наше знакомство с Пушкиным начинается ……………………………………………………., когда нам читают …………………………. Поэт написал ………………………..сказок, но мне больше всех нравится……………………………………………… , потому что…………………………………………………………………… Мой (-я) любимый(-ая) герой (-иня) пушкинских сказок – ……………………………………………………………  О нем (ней) я хочу рассказать.

(Имя героя) – ………………………………………………герой (героиня) сказки А.С.Пушкина «…………………………………………………». Мне нравится этот персонаж тем, что он (она)……………………………………………………………………………………… Характер ………………………………………проявляется в его (её) поступках. Например, …………………………………………………… Можно с уверенностью сказать, что (имя героя, героини)…………………………………………………………………………человек, так как он (она)…………………………………………. Я бы отметил(-а) такие черты характера (имя), как…………………………………..  Другие персонажи сказки относятся к  герою(героине)………………………………… Им нравится…………………………………………………………

На протяжении всего повествования (имя) ведет себя………………………, ……………………………. Поэтому я считаю его (её) своим любимым героем сказок А.С.Пушкина.

 

Сочинение

Что помогло Васютке выжить в тайге?

Тайга – это бескрайние леса, где …………………………….. Там  …………….. выжить человеку, если он не знает ……………………….

Васютка из рассказа Виктора Астафьева с детства воспитывался в тайге. Поэтому, когда он заблудился, ему помогло знание …………………………….: у него были ………………….., ……………………….., …………………………... Он смог …………………………………………., переночевать ………………………….., опознавать, …………………………………., найти ………………………………………………….

Трудно было мальчику преодолевать ……………………….. в ночном лесу. Ему казалось, что ………………………………, но он смог проявить ……………………………….        Не раз к нему приходило отчаяние, но он …………………………………………. Мальчик вышел к………………………………….. и …………………………………….

Васютка  не раз проявлял ……………, …………….. Например, когда……………………………………… Или когда……………………………………………………………. Все это свидетельствует о том, что мальчик ………………………

Одним словом, Васютка оказался ………………………………….. Он не только…………………………, но и ……………………………………. В честь такого не стыдно и озеро назвать!

 

6 класс

Что такое детство?

(по повести Л.Н.Толстого «Детство»)

Детство – это……   В детские годы…….. В течение остальной жизни……….

О (об)   ……….   поре детства писали…………………….. Л.Н.Толстой создал……………………….. В ней он ……………………….  Главный герой повести «Детство» - ……………………….. Именно его глазами мы……………..   Повествование ведется от первого лица, чтобы ………………………………. Мальчик вынес из этого………………………… периода многие хорошие  человеческие качества: …………………………… Его окружали в детские годы ………………………………., поэтому ……………………………………….  Люди относились к ребенку………………………………. Став старше, герой вспоминает о……………………….. Ему……………………………  В памяти навсегда остались………………………………..  Для Николеньки детство – это……………

 Л.Н.Толстой в трилогии хотел показать, как…………………………………………….. Его герой во многом……………….  Детство, по мнению, Л.Н.Толстого, - ………………………………… Эту мысль он вкладывает в…………………………..

Таким образом, становясь взрослыми, люди………………………………………. . Они уносят из мира детства…………  Но это сказочное время ………………………………, потому что детство – это…………………….

 

Нравственный выбор в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать трудные для себя решения. Обычно он связан с выбором между ………………... В течение жизни ……………………………………….. Это  происходит не только в важнейших судьбоносных решениях, но и  в……………………………………………….

О нравственном выборе писали многие представители русской литературы. Например, В.П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» обращается к этой теме. (6-8 предложений о том, кто оказывается в этой ситуации и как из нее выходит.)

Таким образом, можно сделать вывод, что нравственный выбор – это выбор, ……………………………………………... Принятое человеком …………………………………….. Очень важно, чтобы нравственный выбор ………………………………………………

 

Что такое сострадание?

Сострадание – это глубокое чувство жалости, вызываемое страданиями и нуждами других людей. Это ………………………………….. Оно  проявляется в …………………………………….. Высшая цель сострадания – ……………………………….

Многие писатели обращались в произведениях к теме сострадания. Сострадание проявляет ……………………………………., герой рассказа И.А. Бунина «Лапти». Он………………… (Написать 2-4 предложения о том, в чем проявляется сострадание героя).

И.А. Бунин этим рассказом хотел……………………………………………….. Читая произведение, мы понимаем, что надо……………………………………………… Я думаю, сострадание……………………………………………………………………….

 

В 7-9 классах ученики уже способны сами делать «мостики» между частями сочинения, так как основу сочинения-рассуждения они поняли в 5-6 классах. Клише я даю только слабым ученикам или тем, для кого русский язык не является родным. Остальные сами хорошо справляются с определением понятий и их аргументацией. Итогом данной работы считаю то, что результаты творческих работ стали лучше, большинство ребят выбирают на ОГЭ по русскому языку задание 15.3, которое выполняют на высокий балл.