Когда мы берем в руки книгу, она для нас всегда загадка, которую хочется разгадать. Как мы рассматриваем то, что нас заинтересовало, так и должно происходить знакомство с текстом на уроках литературы.
Автор Гуляева Екатерина Витальевна
Организация аналитического чтения в образовательном пространстве школы в целях расширения поля читательской ориентации
Обратимся к некоторым планируемым результатам освоения учебного предмета «Литература»: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки;
сознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Именно поэтому важным на уроках литературы является аналитическое чтение. Аналитическое чтение – учебный вид чтения, ориентированный на раскрытие содержания текста и его структуры. Чтение, включающее все для выявления, интерпретации и создания новых смыслов.
Настоящий анализ текста всегда имеет в виду синтетическое восприятие произведения, ведущее к сопричастности – катарсису, то есть предельно возможной эмоции. «Одна из важнейших и сложнейших задач литературоведческой методологии состоит именно в том, чтобы, руководствуясь принципом единосущности формы и содержания, находить пути и способы анализа, расчленения художественных единств и их последующего синтеза и тем самым постигать законы строения целого, представлять это целое как осознанное единство», – пишет А. С. Бушмин [2, с. 19]. По нашему глубокому убеждению, такой анализ ведет не только к логическому, но и эмоциональному постижению текста
Кроме того, надо учесть следующее: урок литературы и личность учителя литературы – далеко не самые важные факторы окружающей школьника среды. Можно сказать, это слишком незначительный (и к тому же постоянно сужающийся) сектор даже школьной жизни подростка, чтобы он стал определяющим в расширении поля читательских ориентаций. Вся школьная (в идеале и семейная) среда должна работать на погружение подростка в атмосферу культуры, на создание группового культурного поля. Обращаясь к мировому опыту, мы видим, что целые культуры развивались, базируясь на анализе и истолковании текста (например, культура средневековых европейских университетов или религиозного еврейского образования). Это свидетельствует о том, что анализ текста в общепедагогическом смысле может стать культурообразующим фактором и станет им, если школа как единство педагогов и учащихся исполнит свою функцию истолкователя текста (слово «текст» должно обрести широкий смысл) культуры в целом.
И чем лучше анализ в учебнике, тем уже индивидуальное поле читательских ориентаций ученика, так как он, естественно, пытается минимизировать объем необходимой информации. Поэтому и выстраивается цепочка от первоначального эмоционального восприятия, которое достигается в результате «установки» (выразительное чтение произведения, привлечение других видов искусства – живописи, музыки, обращение к миру природы и т. д.), к анализу (в основном, по вопросам, поставленным учителем), а через него – к более глубокому эмоциональному восприятию уже на базе понимания текста.
Приемы аналитического чтения на каждой возрастной ступени будут различаться.
Курс литературы 5 класса, как правило, начинается с фольклора. Знакомясь с малыми жанрами, обязательно находим особенности, свойственные для конкретного произведения: загадки основаны на сходстве, считалочки имеют повествовательный сюжет, заклички – наблюдение за природными явлениями. Обязательно прошу что-то сочинить и проиллюстрировать: ребенок проводит дополнительную работу самостоятельно (сравнивает, анализирует, фантазирует, создает что-то индивидуальное, доделывает и переделывает). На уроке обязательно слушаем всех, прошу прокомментировать каждую работу, анализируем. Такие задания заставляют многих относиться серьезнее к ним.
Затем, изучая сказки, мы пользуемся приемом «Инсерт»: делаем пометки на полях. Сказку анализируем на нескольких уровнях: сюжетно-образном, стилистическом, языковом. В качестве итогового задания ребята должны сочинить собственную сказку. В 5 классе с этим справляются не все обучающиеся: придумать сюжет недостаточно, необходимо использовать языковые средства, характерные для сказки. При анализе получившихся сказок сравниваем фольклорные сказки и детские, «раскладываем» на части. Отдельно надо заметить, что у детей, много читающих, не только шире кругозор, но и интереснее система образов, язык.
Когда изучаем в 6 классе авторские сказки (УМК Б.Ланина) А.Н. Островского «Снегурочка» и В. Каверина «Легкие шаги», при чтении обязательно сравниваем два образа, находим в тексте характеристику, делаем сравнительные таблицы. Два текста постоянно подвергаются разным видам анализа, обращаемся к проецированию на современную жизнь (в пьесе В.Каверина действие происходит в нашей действительности), что вымышлено, а что реально. Итоговое домашнее задание – написать сказку «Снегурочка», проиллюстрировать. Здесь уже вспоминаем все, что знаем о сказке, об образе Снегурочки. У ребят получаются интересные работы.
Отдельно надо сказать о баснях. По объему это небольшое произведение, но по содержанию – целая пьеса с завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой. Свою работу при изучении басни строю следующим образом. При первом чтении пересказываем сюжет и ищем мораль. Дети высказываются, не прибегая пока к анализу. Если сущность морали сложна, то при первичном чтении опускаю текст нравоучения, анализируем произведение, находим главную мысль, раскрываем аллегорию, анализируем мораль. Особое место занимает работа над выразительными средствами языка, словарная работа (басни, включенные в учебники, имеют сложный для восприятия современным ребенком язык), историческая справка (например, «Волк на псарне»), чтение в лицах. Заключительный этап – инсценирование. Обучающимся предлагаю сначала создать героя на палочке, затем показать театральное представление. Обозначаю критерии оценивания: умение вжиться в образ, выразительно чтение, актерская игра.
Особенным будет и аналитическое чтение пьес. По УМК под ред. Б.Ланина пьеса «Снегурочка» предлагается для изучения в 6 классе. Обучающимся, конечно, тяжело ее прочитать и осмыслить. Поэтому на первом уроке ставлю цель: готовимся к инсценированию по группам, а значит, внимательно относимся к тексту. Сначала знакомимся с афишей, разбираем, что это такое (привлекаем дополнительный материал), на что надо обратить внимание. Разбираем понятия: ремарка, явления, действия. Обучающиеся сначала должны понять структуру пьесы, ее отличие от других жанров. При чтении пьесы создается группа консультантов, к которым обращаемся за разъяснением (они пользуются словарями, справочниками, Интернетом), останавливаемся, чтобы пояснить каждый образ, героя (костюм, речь, действия). Обращаю внимание на фольклорные образы Леля, Весны, берендеев. После прочтения прошу группы выбрать небольшой отрывок и представить сценку, не забывая про костюмы, реквизит.
В 8 классе данная задача усложняется. В начале года идут такие пьесы: Д.И. Фонвизин «Недоросль», Мольер «Мещанин во дворянстве». На первом уроке мы вспоминаем все, что знаем о пьесе, читаем по ролям, анализируем речь, язык, поступки, смотрим фрагменты из спектаклей, анализируем, готовимся к инсценированию. Теперь уже обучающимся необходимо создать свою афишу. Задания в группах усложняю: 2 группы готовят инсценировку в той действительности, в которой жили писатели, а 2 группы должны перенести действие в настоящее время.
Часто для аналитического чтения произведения класс делю на группы. Так, при работе в 6 классе над «Маленьким принцем» А. Экзюпери обучающиеся должны были дома ознакомиться с текстом. Поэтому урок начинаю с того, что прошу представить и нарисовать, что может быть в ящике. Мы анализируем, приблизились ли к видению взрослых, почему взрослые не понимают детей, ищем подтверждения в тексте (“Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”, “Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием”), возвращаемся к эпиграфу произведения (посв. другу, когда тот был маленький). Далее прошу описать, как представляют себе Маленького принца, после ответов находим сведения в тексте. Затем отправляемся в путешествие по планетам. Каждая группа получает свою планету, вопросы одинаковые:
1.С кем встречается Маленький принц?
2.Что ценно для обитателя планеты?
Для короля – власть
Для честолюбца – тщеславие
Для пьяницы – употребление спиртных напитков.
Для делового человека – богатство
Для фонарщика – верность своему слову, работа
Для географа – накопление знаний
3.Можно ли считать эту ценность настоящей?
* Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.
4.Принимает или отвергает Маленький принц ценность обитателя планеты?
Свою работу необходимо проиллюстрировать. Представляем, что планета имеет форму звезды, рисуем. Обучающиеся анализирует текст, учитывая предложенные вопросы. К концу урока у нас появляется карта путешествий Маленького принца. На дом ребята получают задание создать свою карту. В итоге, на основе услышанного и увиденного на уроке у обучающихся получаются все равно разные карты. Мы анализируем, почему именно такие планеты получились.
В старших классах аналитическое чтение текста не обходится без привлечения дополнительного материала. Так, в 8 классе курс построен на взаимосвязи с историей. Например, изучение од М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия ея величества…» связано с ролью Елизаветы в истории, ролью самого Ломоносова в российской науке, Г.Р. Державина «Фелица» – с сообщением об образе и роли Екатерины II. Дополнительные сообщения – фон, на котором происходит знакомство с произведением. Чтение усложняется тем, что многие слова непонятны, сам слог тяжелый, непривычный. Происходит анализ стилистический и языковой. Выводим характерные для оды признаки. В качестве дополнительного задания и закрепления пройденного прошу сочинить оду любому предмету.
Пример оды (Александр Виноградов, 8 класс):
О Дошик любимый!
Говяжий, куриный!
Вкус твой божественный
Все любят, естественно.
Наши сердца он покорил,
И даже кота я им накормил.
Говяжий как будто варят в аду
(Я полюбил его остроту).
Куриный – еда для богов!
И вот уже новый Дошик готов.
Но ничего он не смог без воды!
И не заменит от мамы еды!
Еще один вид творческой работы – лэпбук. Лэпбук – это результат работы не над одним текстом. В 8 классе обучающиеся получают задания по группам. Начинали с обычных коллажей: картинки + текст. Это было своеобразным конспектом, шпаргалкой для анализа произведения. Ребята находили дополнительную информацию, выделяли главное, делали наглядное пособие. С каждым разом работа усложнялась. К 8 классу ребята уже достаточно хорошо знают биографию А.С. Пушкина, им уже можно доверить работу посложнее. При знакомстве с темой «Поэты пушкинской поры» обучающиеся в группах готовили сообщение о конкретном поэте. Поэтому они были вынуждены обратиться к дополнительным источникам информации, провести аналитическую работу со статьями, стихотворениями, а потом сделать еще литературную композицию, выбрав наиболее яркие стихи.
На уроках по повести «Капитанская дочка» велась большая предварительная работа с историческими документами, потому что на уроках истории период восстания Пугачева еще не проходили. Обучающиеся работали также с географическими картами, показывали путь наступления Пугачева. Отдельно обратились к «Истории пугачевского бунта» А.С. Пушкина. Поэтому, погружаясь, в текст самого произведения, они уже связывали события, анализировали образы, придуманные А.С. Пушкиным, и историческими лицами. Проекты обучающиеся делали в технике скрапбукинга.
На уроках внеклассного чтения проводим читательские конференции, объединяем классы. Важно не только заинтересовать ребенка произведением, автором, но и разговорить. После знакомства с произведением А.П. Гайдара «Тимур и его команда» была проведена читательская конференция между 5 и 6 классами, на которой учащиеся узнали биографию автора, детально проанализировали текст, познакомились с тимуровским движением в СССР и сейчас в нашей школе, пригласили старшеклассников, членов добровольческого школьного отряда «Благо». После посещения музея А.П.Гайдара в г. Льгове решили организовать читательскую конференцию и для обучающихся начальной школы. Имея опыт, ребята самостоятельно готовились к конференции, перечитывали текст, инсценировали эпизоды, готовили выступление о посещении музея.
Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности. Наконец, они являются необходимым условием социализации последней.
Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/#1000 31.03.2018г
- Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований: литературная критика. М.: Наука, 1969. 228 с.