В статье рассказывается о том, как вести работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения задания 15.3 на ОГЭ по русскому языку.
Представлены фрагменты уроков русского языка в 5 классе, тематического урока в 9 классе «Бессоюзные сложные предложения». Также дан пример сочинения-рассуждения по тексту Ю. Яковлева «Как вы понимаете значение слова ДОБРО?»
Автор: Субботина Л.В.
Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. М. Горький
Как показывает практика, учащиеся 9 класса при сдаче основного государственного экзамена по русскому языку в части 3 чаще всего выбирают задание 15.3. Я также считаю этот выбор наиболее приемлемым для большинства учащихся, особенно для тех, кто имеет недостаточный уровень обученности или сомневается в своих возможностях успешно сдать экзамен. Однако все учащиеся должны понимать важность подготовки к экзамену как под руководством учителя, так и самостоятельно.
С чего же начать работу? Прежде всего девятиклассники должны хорошо представлять, что от них требуется. Для этого внимательно читаем задания 15.3: учащиеся должны написать, как они понимают значение слов, связанных, в основном, с нравственно-этическими и моральными нормами (дружба, добро, человечность, самовоспитание, сострадание, красота, любовь) и прокомментировать данные понятия. Сразу обращаю внимание детей на то, что среди этих понятий есть слова-синонимы. Прошу построить синонимический ряд: например, добро – человечность – отзывчивость – сострадание – милосердие – гуманность (это позволит облегчить работу над сочинением-рассуждением при выборе аргументов, основанных на жизненном опыте учащихся).
Далее, читая инструкцию к работе, заостряю внимание, что работа представляет собой сочинение-рассуждение. Прошу вспомнить, как строится тип текста-рассуждения. Затем учащиеся видят, что они должны привести два примера-аргумента: один из текста, второй из своего жизненного опыта. Конечно, нужно обратить внимание на количество слов и на то, что работа должна быть читаемой (писать аккуратно, разборчивым почерком).
Затем обращаемся к критериям оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3). Достаточно очень подробно рассмотреть первые два критерия: С3 К1 и С3К2. Важно: в критерии С3К2 указано, что максимальный балл – 3 выставляется также за два примера-аргумента из прочитанного текста.
Таким образом, у девятиклассников складывается представление о композиции сочинения-рассуждения.
- Вступление (говорю о том, что вступление можно начать с вопроса: Что такое..? А можно сразу с тезиса).
- Способы толкования лексического значения слова: можно обратиться к толковому словарю; подобрать ряд синонимов; указать на важные признаки (действия, явления предмета); на качество характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.
- Комментарий (другими словами, актуальность этого понятия).
- Аргумент из текста (даю речевые штампы для логической связи – критерий С3К3, например, в тексте (автор) можно найти пример(ы) проявления (указываю понятие).
- Аргумент из жизни (например, проявление (указываю понятие) можно найти и в повседневной жизни.
- Вывод (штампы: например, таким образом, следовательно…).
Примеры из текста учащиеся, как правило, находят. А вот жизненный опыт у девятиклассников невелик (многие приводят примеры об одинокой старушке, о доброй подруге и т.д.). Объясняю, что аргументы, основанные на жизненном опыте, должны быть яркими и весомыми. И здесь, несомненно, понадобится помощь учителя.
Как же я выхожу из этой ситуации? А очень просто: стараюсь как можно больше подобрать аргументов, основанных на жизненном опыте. Нужно помнить о том, что жизненный опыт основывается не только на каких-то реальных событиях, но и на литературных произведениях, на публицистике, художественных и документальных фильмах, на примере жизни известных людей.
Работая на уроках, выполняя домашнее задание, мои ученики пользуются папкой учащегося (работа по ее наполнению ведется с 5 класса), в которой собраны различные алгоритмы, схемы, таблицы, иллюстрирующие курс русского языка с 5 по 9 классы, материал по подготовке к ГИА в форме ОГЭ. В ней отведены файлы с раздаточным материалом к сочинению-рассуждению (критерии оценивания; композиция сочинения-рассуждения; аргументы к различным понятиям, основанные на жизненном опыте, подобранные как учителем, так и самими учащимися).
Конечно, готовить школьников к такой серьезной работе нужно начинать еще с 5 класса. К сожалению, учащиеся 5 класса по своей речевой подготовленности различны. Речь большинства из них отличается бедностью словарного запаса. Причинами этого, прежде всего, являются: социальная среда, в которой живет ребенок, его психологические особенности и уже сложившийся объем активного словарного запаса. Поэтому основная задача учителя-словесника – научить пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество. И этому способствует, несомненно, программа за курс 5 класса по русскому языку: на развитие речи отводится 47 часов (при количестве уроков 6 часов в неделю). Формы работы по развитию речи многообразны: это и сочинения с использованием различных типов речи, и различного вида изложения (подробное, сжатое, с изменением лица рассказчика, выборочное). Учащиеся пишут также сочинения по картине, пользуясь типом речи – описание. Однако я стараюсь, чтобы на данных уроках использовались все типы речи. Например, урок развития речи по теме «Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Начинаю урок с сопоставления стихотворений С.Есенина и Ф. Тютчева, поставив перед учащимися вопрос: какой вы видите зиму у поэтов? (Индивидуальное задание – стихи учащиеся выучили дома)
Заметает пурга белый путь. Чародейкою - зимою
Хочется в мягких снегах потонуть. Околдован, лес стоит –
Ветер резвый уснул на пути; И под снежной бахромою,
Ни проехать в лесу, ни пройти. Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит …
Учащиеся отмечают, что зима изображена по-разному: в стихотворении С.Есенина мы видим много снега – невозможно пройти, а у Ф. Тютчева изображен прекрасный зимний денек, нет даже слабого ветерка, солнце освещает неподвижный лес…). Затем, переходя к основной теме урока, говорю, в этих стихотворениях поэты словом нарисовали красоту зимней природы, а сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил красоту русской зимней природы художник И.Э. Грабарь в своей картине «Февральская лазурь».
Эпиграфом к уроку беру слова Н. Рыленкова:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Прошу объяснить, как учащиеся понимают эти слова. Далее идет знакомство с жизнью и творчеством художника, с историей создания картины (индивидуальные сообщения), этимологическая страничка (выяснение лексического значения слова лазурь при помощи толкового словаря, подбор синонимов к данному слову). Затем, следуя эпиграфу к уроку, всматриваемся в эту репродукцию, беседуем по содержанию, подбираем ключевые слова и словосочетания. Итогом этой работы является план, составленный совместно с детьми. Последний пункт плана: Моё отношение к картине. При написании сочинения учащиеся, отвечая на данный вопрос, используют тип речи – рассуждение.
Еще один вид работы, способствующий развитию речи учащихся и помогающий в подготовке к написанию сочинения – работа с пословицами и поговорками, афоризмами, связанными с нравственно-этическими понятиями. Такой вид работы можно использовать при изучении любой темы на уроке русского языка. Прежде чем дать задания, связанные с темой урока, прошу объяснить, как учащиеся понимают смысл пословицы, предварительно определив ее ключевые слова. Затем прошу в толковом словаре найти лексическое значение этого слово и записать в словарик синонимов (учащиеся ведут словари синонимов, куда записывают лексическое значение нравственно-этических понятий).
Вот ряд пословиц: правда глаза колет; правда в огне не горит и в воде не тонет; век живи, век учись; красота до вечера, а доброта навек; друзья в несчастье познаются; не имей сто рублей, а имей сто друзей; старый друг лучше новых двух; в тесноте, да не в обиде; свет не без добрых людей…
В старших классах даю афоризмы.
Особую роль при подготовке к экзаменационной работе играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. Главное на уроке – использование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое высказывание.
Стараюсь давать небольшие тексты нравственно-этического содержания. Например, уроки повторения в 5 классе в конце года.
За д..ревней весело играла кошка с к..тятами.
Вдру.. откуда ни в..зьмись – огромный ст..пной орел. Как молния, спустился он с выш..ны и схв..тил одного к..тенка. Но (не) успел еще поднят..ся, как мать вц..пилась уже в него. Хищ..ник бросил к..тенка и схватился со старой кошкой. Зак..пела битва насмерть.
М..гучие крылья крепкий клю.. сильные лапы с длинными, кр..выми ко..тями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выкл..вал ей один глаз. Но кошка (не) пот..ряла мужества крепко вц..пилась в орла ко..тями и перекусила ему правое крыло.
Орел покинул поле битвы а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного к..тенка.
(По К. Ушинскому)
Задания.
- Прочитайте текст выразительно.
- Определите его тему, основную мысль.
- Определите тип и стиль речи. Аргументируйте свое мнение.
- Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
- Подберите проверочные слова к следующим:
Опас..ность –
Пот…ряла –
Вц…пилась –
Ко…ги –
Схв…тить –
- В предложениях предпоследнего абзаца подчеркните однородные члены предложения.
- Как вы понимаете лексическое значение слова «мужество»? Пользуясь толковым словарем, запишите лексическое значение этого слова в словарик синонимов.
- Расскажите, встречали ли вы мужественных людей в жизни?
- Послушайте текст в исполнении мастеров слова. Удалось ли им передать драматичность данной ситуации?
Начиная с 6 класса, при работе с текстом учу определять количество микротем, определять основную мысль каждой, вычленяя ключевые слова, словосочетания и предложения, самостоятельно составлять план. Это поможет не только написанию сочинения-рассуждения, но и сжатого изложения на государственной итоговой аттестации.
Еще одна форма работы – тематические уроки русского языка.
Немного из опыта работы. Урок русского языка общеметодологической направленности в 9 классе по теме «Бессоюзные сложные предложения» (тема – добро).
Начинаю урок со стихотворения о добре.
Что такое добро? Это счастья кусочек,
Это свежего воздуха, ветра глоточек.
Ты его подари, и оно возвернется,
У кого-то сильней просто сердце забьется.
Не купить это слово и не продать,
Подарить его можно иль просто отдать...
Прошу определить тему стихотворения (в стихотворении говорится о добре) и, пользуясь толковым словарем, лексическое значение слова «добро», затем подобрать синонимы к слову «добро» (словарь синонимов). Это может стать вступлением к сочинению - рассуждению.
На протяжении всего урока, реализуя образовательные цели, использую предложения (высказывания великих людей, пословицы о добре. афоризмы), тексты. Работая с текстами, определяем основную мысль, тип речи (тексты представляют собой тип речи – рассуждение). Такая работа помогает при подготовке к написанию сочинения-рассуждения: во-первых, дети видят, как строится сочинение-рассуждение, во-вторых, определив основную мысль, приводим на уроке примеры, основанные на жизненном опыте, из литературных произведений.
Осуществляя межпредметную связь, вместе с девятиклассниками вспоминаем рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». Можно предложить фрагмент из этого произведения с заданием – выписать бессоюзные сложные предложения, объяснить постановку знаков препинания. Это может стать одним из аргументов при написании сочинения-рассуждения «Что такое добро?». В конце урока даю домашнее задание на эту тему (использую сборник Цыбулько И.П.).
В качестве аргументов можно использовать и краеведческий материал.
К счастью, в нашей школе создан краеведческий музей, в котором собран богатый материал об известных людях села. Один из них, архимандрит Ипполит (Халин), настоятель Свято-Николаевского мужского монастыре в городе Рыльске.
Вот пример сочинения-рассуждения по тексту Ю. Яковлева «Как вы понимаете значение слова ДОБРО?» (стр. 41, сб. ОГЭ, Цыбулько И.П., 15.3).
Что такое добро? Это отзывчивость, человечность, чуткость, гуманность.
Добро играет большую роль в нашей жизни. В современном мире, где полно жестокости и насилия, добро является одним из важнейших понятий, делающих нашу жизнь светлее и радостнее.
В тексте Ю. Яковлева можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Главный герой рассказа (его звали Коста) не был похож на других детей в классе: зевал на уроках, был молчалив, а лишь только прозвенит звонок – сразу же убегал из класса и из школы. Учительница, Евгения Ивановна, решила проследить за ним. Оказалось, Коста спешил к больному мальчику, у которого была собака со странной кличкой Лапоть. Школьник утром и вечером гулял с этой собакой, иначе мать больного продала бы таксу.
Проявление добра мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, мое родное село Субботино – родина известного далеко за пределами области архимандрита Ипполита, настоятеля Свято-Николаевского мужского монастыря в городе Рыльске. Владимир Савочкин написал о нем книгу, назвав его «самым добрым батюшкой на земле». В ней собраны воспоминания различных людей, знавших отца Ипполита. И почти все отмечают: самой главной чертой его характера была доброта. Ни один человек, обратившийся к нему за помощью, не был им оставлен, для каждого батюшка находил нужные слова, каждого умел успокоить. А еще он обладал даром исцеления: по его молитве больные люди выздоравливали.
Таким образом, добро – это одно из тех слов, которые учат нас с любовью относиться ко всему живому на Земле, уважать людей, помогать им.
В заключение выражаю уверенность в том, что мои рекомендации помогут коллегам и их ученикам успешно сдать экзамен на государственной итоговой аттестации.
Литература
- Цыбулько И.П. Основной государственный экзамен, Русский язык: Типовые экзаменационные варианты, М.: Издательство «Национальное образование», 2015
- Егораева Г.Т. Основной государственный экзамен, Русский язык, задание 15.3.М: Издательство «Экзамен», 2017
- Савочкин В. Самый добрый батюшка на земле…: Книга об архимандрите Ипполите, М.: Издательство «Луг духовный», 2010
- Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь, М: Издательство «Русский язык», 1979
- https://infourok.ru