В статье рассказывается о том, как вести работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения  задания 15.3 на ОГЭ по русскому языку. 

Представлены фрагменты уроков русского языка в 5 классе, тематического урока в 9 классе «Бессоюзные сложные предложения». Также дан пример сочинения-рассуждения по тексту Ю. Яковлева «Как вы понимаете значение слова ДОБРО?»

Автор: Субботина Л.В.

 

Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. М. Горький

 

Как показывает практика, учащиеся 9 класса при сдаче основного государственного экзамена по русскому языку в части 3 чаще всего  выбирают задание 15.3. Я также считаю этот выбор наиболее приемлемым для  большинства учащихся, особенно для тех, кто  имеет  недостаточный уровень обученности или  сомневается  в своих возможностях успешно сдать экзамен. Однако все учащиеся  должны понимать важность подготовки к экзамену как под руководством учителя, так и самостоятельно.

С чего же начать работу? Прежде всего девятиклассники   должны хорошо представлять, что от них требуется. Для этого внимательно читаем задания 15.3: учащиеся должны написать, как они понимают значение слов,  связанных, в основном,  с нравственно-этическими и моральными нормами (дружба, добро, человечность, самовоспитание, сострадание, красота, любовь) и прокомментировать данные понятия. Сразу обращаю внимание детей на то, что среди этих понятий есть слова-синонимы. Прошу построить синонимический ряд: например, добро – человечность – отзывчивость – сострадание –  милосердие –  гуманность (это позволит облегчить работу над сочинением-рассуждением при выборе аргументов, основанных на жизненном опыте учащихся).   

Далее, читая инструкцию к работе, заостряю внимание,  что работа представляет собой сочинение-рассуждение. Прошу вспомнить, как строится тип текста-рассуждения. Затем  учащиеся видят, что они должны привести два примера-аргумента: один из текста, второй из своего жизненного опыта. Конечно, нужно обратить внимание на количество слов и на то, что работа должна быть читаемой (писать аккуратно,  разборчивым   почерком).

Затем обращаемся к критериям оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3). Достаточно очень подробно рассмотреть  первые два критерия: С3 К1 и С3К2. Важно: в критерии С3К2 указано, что максимальный балл – 3  выставляется также за два примера-аргумента из прочитанного текста.

Таким образом, у девятиклассников  складывается представление о композиции сочинения-рассуждения.

  1. Вступление (говорю о том, что вступление можно начать с вопроса: Что такое..? А можно сразу с тезиса).
  2. Способы толкования лексического значения слова: можно обратиться к толковому словарю;  подобрать ряд синонимов; указать на важные признаки (действия, явления  предмета); на качество  характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.
  3. Комментарий (другими словами, актуальность этого понятия).
  4. Аргумент из текста (даю речевые штампы для логической связи – критерий С3К3, например, в тексте (автор) можно найти пример(ы) проявления (указываю понятие).
  5. Аргумент из жизни (например, проявление (указываю понятие) можно найти и в повседневной жизни.
  6. Вывод (штампы: например, таким образом, следовательно…).

Примеры из текста учащиеся, как правило,  находят. А вот жизненный опыт у  девятиклассников невелик (многие приводят примеры об одинокой старушке, о доброй  подруге и т.д.). Объясняю, что аргументы, основанные на жизненном опыте, должны быть яркими и весомыми.  И здесь, несомненно, понадобится помощь учителя.

Как же я выхожу из этой ситуации? А очень просто: стараюсь  как можно больше подобрать аргументов, основанных на жизненном опыте. Нужно помнить о том, что жизненный опыт основывается не только на каких-то реальных событиях, но и  на литературных произведениях, на публицистике, художественных и документальных фильмах, на примере жизни известных людей.

Работая на уроках, выполняя домашнее задание,  мои  ученики пользуются папкой  учащегося  (работа по ее наполнению ведется с 5 класса), в которой собраны различные алгоритмы, схемы, таблицы,  иллюстрирующие курс русского языка с 5  по 9 классы, материал по подготовке к ГИА в форме ОГЭ. В ней  отведены  файлы с раздаточным материалом к сочинению-рассуждению (критерии оценивания;  композиция сочинения-рассуждения; аргументы к различным понятиям, основанные на жизненном опыте, подобранные как учителем, так и самими учащимися).

Конечно, готовить школьников к такой серьезной работе нужно начинать еще с 5 класса.  К сожалению, учащиеся 5 класса  по своей речевой подготовленности  различны. Речь большинства из них отличается бедностью словарного запаса. Причинами этого, прежде всего, являются: социальная среда, в которой живет ребенок, его психологические особенности и уже сложившийся объем активного словарного запаса. Поэтому основная задача учителя-словесника  – научить  пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество. И этому способствует, несомненно,  программа за курс 5 класса по русскому языку: на развитие речи  отводится 47 часов (при количестве уроков 6 часов в неделю). Формы работы по развитию речи многообразны: это и сочинения с использованием различных типов речи,  и различного вида изложения (подробное, сжатое, с изменением лица рассказчика, выборочное). Учащиеся  пишут также сочинения  по картине, пользуясь  типом  речи  – описание. Однако я стараюсь, чтобы на данных уроках  использовались все типы речи. Например, урок развития речи по теме «Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Начинаю  урок с сопоставления стихотворений С.Есенина и Ф. Тютчева, поставив перед учащимися вопрос: какой вы видите зиму у поэтов? (Индивидуальное задание – стихи учащиеся выучили дома)

Заметает пурга белый путь.                          Чародейкою - зимою

Хочется в мягких снегах потонуть.              Околдован, лес стоит –

Ветер резвый уснул на пути;                        И под  снежной бахромою,

Ни проехать в лесу, ни пройти.                    Неподвижною, немою,

                                                                    Чудной жизнью он блестит …

Учащиеся отмечают, что зима изображена по-разному: в стихотворении С.Есенина мы видим много снега – невозможно пройти, а у Ф. Тютчева  изображен прекрасный зимний денек, нет даже слабого ветерка, солнце освещает неподвижный  лес…).   Затем, переходя к основной теме урока, говорю,  в этих  стихотворениях  поэты словом нарисовали красоту зимней природы, а  сегодня  мы с вами посмотрим, как изобразил красоту русской зимней природы художник И.Э. Грабарь в своей картине «Февральская лазурь».

Эпиграфом к уроку беру слова Н. Рыленкова:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце. 

Прошу объяснить, как учащиеся понимают эти слова. Далее идет знакомство с жизнью и творчеством художника, с историей создания картины (индивидуальные сообщения), этимологическая страничка (выяснение лексического значения слова лазурь при помощи толкового словаря, подбор синонимов к данному слову). Затем, следуя эпиграфу к уроку, всматриваемся в эту репродукцию, беседуем по содержанию, подбираем ключевые слова и словосочетания. Итогом этой работы является план, составленный  совместно  с детьми. Последний пункт плана: Моё отношение к картине. При написании сочинения учащиеся, отвечая на данный вопрос, используют тип речи – рассуждение.

Еще один вид работы, способствующий развитию речи учащихся и помогающий в подготовке к написанию сочинения  –  работа с пословицами и поговорками, афоризмами, связанными   с нравственно-этическими понятиями. Такой вид работы можно использовать при изучении любой темы на уроке русского языка.  Прежде чем дать задания, связанные с темой урока, прошу объяснить, как учащиеся понимают смысл пословицы, предварительно определив ее ключевые слова. Затем прошу в толковом словаре найти лексическое значение этого слово и записать в словарик синонимов (учащиеся ведут словари синонимов, куда записывают лексическое значение нравственно-этических понятий).

Вот ряд пословиц:  правда глаза колет; правда в огне не горит и в воде не тонет;  век живи, век учись; красота до вечера, а доброта навек;  друзья в несчастье познаются; не имей сто рублей, а имей сто друзей; старый друг лучше новых двух; в тесноте, да не в обиде; свет не без добрых людей…

В старших классах даю афоризмы.

Особую роль при подготовке к экзаменационной работе играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. Главное на уроке – использование  всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое высказывание.

Стараюсь давать небольшие тексты  нравственно-этического  содержания. Например, уроки повторения в 5 классе в конце года.

За д..ревней весело играла кошка с к..тятами.

Вдру.. откуда ни в..зьмись – огромный ст..пной орел. Как молния, спустился он с выш..ны и схв..тил одного к..тенка. Но (не) успел еще поднят..ся, как мать вц..пилась уже в него. Хищ..ник бросил к..тенка и схватился со старой кошкой. Зак..пела битва насмерть.

М..гучие крылья крепкий клю.. сильные лапы с длинными, кр..выми ко..тями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выкл..вал ей один глаз. Но кошка (не) пот..ряла мужества крепко вц..пилась в орла ко..тями и перекусила ему правое крыло.

Орел покинул поле битвы а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного к..тенка.

                                                                                                          (По К. Ушинскому)

Задания.

  1. Прочитайте текст выразительно.
  2. Определите его тему, основную мысль.
  3. Определите тип и стиль речи. Аргументируйте свое мнение.
  4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  5. Подберите проверочные слова к следующим:

Опас..ность  –

Пот…ряла –

Вц…пилась –

Ко…ги   –

Схв…тить  –

  1. В предложениях предпоследнего абзаца подчеркните однородные члены предложения.
  2. Как вы понимаете лексическое значение слова «мужество»? Пользуясь толковым словарем, запишите лексическое значение этого слова в словарик синонимов.
  3. Расскажите, встречали ли вы мужественных людей в жизни?
  4. Послушайте текст в исполнении мастеров слова. Удалось ли им передать драматичность данной ситуации?

Начиная с 6 класса,  при работе с текстом учу определять количество микротем, определять основную мысль каждой, вычленяя  ключевые слова, словосочетания и предложения,  самостоятельно составлять план.  Это поможет не только  написанию сочинения-рассуждения, но и сжатого изложения на государственной итоговой аттестации.

Еще одна форма работы – тематические уроки русского языка.

Немного из опыта работы. Урок русского языка общеметодологической направленности в 9 классе по теме «Бессоюзные сложные предложения» (тема –  добро).

Начинаю урок со стихотворения о добре. 

Что такое добро? Это счастья кусочек,
Это свежего воздуха, ветра глоточек.
Ты его подари, и оно возвернется,
У кого-то сильней просто сердце забьется.
Не купить это слово и не продать,
Подарить его можно иль просто отдать...

Прошу определить тему стихотворения (в стихотворении говорится о добре)  и,  пользуясь толковым словарем,  лексическое значение слова «добро»,  затем  подобрать синонимы к слову «добро» (словарь синонимов).  Это может стать вступлением к сочинению - рассуждению.

На протяжении всего урока, реализуя образовательные цели, использую предложения (высказывания великих людей,  пословицы  о добре. афоризмы), тексты.  Работая с текстами, определяем основную мысль, тип речи (тексты представляют собой тип речи – рассуждение). Такая работа помогает при подготовке к написанию сочинения-рассуждения: во-первых, дети видят, как строится сочинение-рассуждение, во-вторых, определив основную мысль, приводим на уроке  примеры, основанные на жизненном опыте, из литературных произведений.

 Осуществляя межпредметную связь,  вместе с девятиклассниками вспоминаем рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». Можно предложить фрагмент из этого произведения с заданием – выписать бессоюзные сложные предложения, объяснить постановку знаков препинания. Это может стать одним из аргументов при написании сочинения-рассуждения «Что такое добро?». В конце  урока даю  домашнее задание  на эту тему (использую сборник Цыбулько И.П.).

В качестве аргументов можно использовать  и краеведческий материал.

К счастью, в нашей школе создан краеведческий музей, в котором собран богатый материал об известных людях села. Один из них, архимандрит Ипполит (Халин), настоятель  Свято-Николаевского мужского монастыре в городе Рыльске.  

Вот пример сочинения-рассуждения  по тексту Ю. Яковлева  «Как вы понимаете значение слова ДОБРО?»  (стр. 41, сб. ОГЭ, Цыбулько И.П., 15.3).

 Что такое добро? Это отзывчивость, человечность, чуткость, гуманность.

Добро  играет большую роль в нашей жизни. В современном мире, где полно жестокости и насилия, добро является одним из важнейших понятий,  делающих нашу жизнь светлее и радостнее.

В тексте Ю. Яковлева можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Главный герой рассказа (его звали Коста)  не был похож на других детей в классе: зевал на уроках, был молчалив, а лишь только  прозвенит звонок – сразу же убегал из класса и из школы. Учительница,  Евгения Ивановна,  решила проследить за ним. Оказалось, Коста спешил к больному мальчику, у которого была собака со странной кличкой Лапоть. Школьник утром и вечером гулял с этой собакой, иначе мать больного  продала бы таксу. 

Проявление добра мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, мое родное село Субботино – родина известного далеко за пределами области архимандрита Ипполита, настоятеля Свято-Николаевского мужского монастыря в городе Рыльске. Владимир Савочкин написал о нем книгу, назвав его «самым добрым батюшкой на земле». В ней собраны воспоминания различных людей, знавших отца Ипполита. И почти все отмечают: самой главной чертой его характера была доброта. Ни один человек, обратившийся к нему за помощью, не был им оставлен, для каждого батюшка находил нужные слова, каждого умел успокоить. А еще он обладал даром исцеления: по его молитве больные люди выздоравливали.

Таким образом, добро – это одно из тех слов, которые учат нас с любовью относиться ко всему живому на Земле, уважать людей, помогать им.

В заключение выражаю уверенность в том, что мои рекомендации  помогут коллегам и их ученикам успешно сдать экзамен на  государственной итоговой аттестации.

 

Литература

  1. Цыбулько И.П. Основной государственный экзамен, Русский язык: Типовые экзаменационные варианты, М.: Издательство «Национальное образование», 2015
  2. Егораева Г.Т. Основной государственный экзамен, Русский язык, задание 15.3.М: Издательство «Экзамен», 2017
  3. Савочкин В. Самый добрый батюшка на земле…: Книга об архимандрите Ипполите, М.: Издательство «Луг духовный», 2010
  4. Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь, М: Издательство «Русский язык», 1979
  5. https://infourok.ru