Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе, ученику необходимо прочитать тексты из кодификатора, познакомиться со спецификатором и критериями оценки письменных ответов.

Автор: Мартыненкова Ольга Ивановна

 

Школьники часто не понимают, что сочинения из задания №8, 15 не требуют вступления, а представляют собой точный ответ на поставленный вопрос. Чтобы помочь учащимся сдать литературу на высокий балл, необходимо учитывать ряд вопросов и подготовить несколько «шпаргалок», которые выпускник сможет хранить в голове и во время экзамена успешно ими воспользоваться. Когда тексты прочитаны, необходимо познакомить учеников с критерия оценки заданий и пояснить их. Критерии  проверки заданий №8, 15 в 2019 году немного изменились. Теперь все искажения и фактические ошибки – это критерий №2, а оценка за полноту, глубину и точность ответа – это критерий №1. Критерий №3 не изменился. По нему, как и прежде, оценивается логика и речь.

 

Баллы

Критерии

1. Соответствие ответа заданию

2

Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена.

1

Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена.

0

Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей.

2. Привлечение текста произведения для аргументации

2

Для аргументации суждений текст  привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют.

1

Для аргументации текст  привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка.

0

Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ допущено две и более фактические ошибки

3. Логичность и соблюдение речевых норм.

2

Отсутствуют логические, речевые ошибки.

1

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок.

0

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).

6

Максимальный балл

Важно помнить, что сочинения из заданий 8, 15 – это не развернутые сочинения, а последовательный и точный ответ на поставленный вопрос в заданном аспекте. Это ответ, можно сказать, в узких границах смысла. Поэтому существует технология подготовки к такому типу сочинений. Нужно научить выпускника точно распределять время работы над заданием. У него всего 30 минут для того, чтобы прочитать предложенный фрагмент, решить тест и приступить к письменному ответу. Поэтому необходимо научить школьника работать над такими сочинениями. Ряд вопросов он должен «хранить в голове», чтобы быстро ориентироваться в тексте.

Например:

  • О чем вас спрашивают? Подчеркните главные, ключевые слова вопроса.
  • Прочитайте предложенный фрагмент, подчеркивая слова, словосочетания, предложения, которые помогут ответить на поставленный вопрос.
  • Сформулируйте тезис-ответ (или несколько тезисов).
  • Сформулируйте аргументы, проверьте их убедительность.
  • Подтвердите свои размышления цитатами.
  • Сделайте вывод (он должен носить обобщающий характер, соотноситься с вопросом задания).
  • Перечитайте свои ответы к заданиям №1-12. (Иногда в этих заданиях можно найти необходимые термины, которые помогут построить собственное высказывание).
  • Перечитайте сочинение, исправьте речевые ошибки.

Необходимо помнить о том, что сочинения из заданий 8, 15 не должны быть большими по объему. В пяти предложения можно достаточно полно изложить свои суждения.

Например, задание №15. Почему стихотворение Жуковского можно назвать философским?

Ключевое слово в задании «философское», поэтому сразу нужно дать обоснование тезиса. («Море» К. Жуковского можно отнести к философской лирике, потому что автор рассматривает основные проблемы бытия.) Затем необходимо выстроить развернутую систему аргументов, которая будет подтверждать выдвинутый тезис. (Во-первых, это осмысление человеком собственного внутреннего мира. «Бездна» моря сопоставляется с лирическим «я». Для Жуковского это две равноправные стихии, одновременно они предстают как единое целое. Во-вторых, Это стремление к недостижимому идеалу, оно создает романтическое двоемирие в стихотворении. Как море «тянет из земныя неволи» небо, так и человек мечтает достичь своего абсолюта. В-третьих, вечная проблема борьбы  добра и зла. Поэт противопоставляет «лазурному морю»  «враждебную мглу». В результате борьбы побеждают светлые силы и «тучи уходят»). В каждый аргумент включены точечные цитаты. Это не пересказ, а анализ с пояснением цитат, с общими суждениями. Сочинение должно иметь вывод, который возвращает нас  к поставленному вопросу. Это помогает ребенку увидеть, не отклонился ли он от темы сочинения. (Таким образом, данное стихотворение  можно отнести к философской лирике).

Очень часто в заданиях 8, 15 встречаются вопросы, связанные с характеристикой литературного героя:

  • Какие черты характера героя раскрываются в данном фрагменте?
  • Как предстает герой в приведенной сцене?
  • Каков внутренний облик лирического героя?

В анализе лирического произведения часто встречаются темы, связанные с состоянием, чувствами, настроением лирического героя:

  • Охарактеризуйте внутреннее состояние лирического героя.
  • Какие чувства пробуждает в лирическом герое созерцание морской стихии?

В заданиях 8, 15 встречаются вопросы о взаимоотношениях героев (Как можно охарактеризовать атмосферу и взаимоотношения в семье Ростовых? Какими предстают взаимоотношения отца и сына Кирсановых в приведенном фрагменте?), вопросы, связанные с отношением автора к герою (Каково авторское отношение к князю Игорю? В чем проявляется авторское  отношение к пискарю и его философии?). Подчеркнув ключевые слова в вопросе, ученик определяет ход своих суждений, поэтому ему необходимо хорошо владеть лексикой. Если это анализ настроения, то он будет использовать такие слова как: радость, печаль, грусть; если это анализ поэтики произведения (темы с вопросом «Как»?), то здесь возникает сложность, связанная с отбором лексики и построением высказывания. Например, задание 15. Как поэт передает гармонию мира природы?

Ученику необходимо доказать, что гармония есть в стихотворении и с помощью каких художественных средств автор передает эту гармонию. Если вопрос о роли, функции художественных средств, то ученик должен приготовить соответствующую лексику, чаще всего это глаголы: помогает, воплощает, с ее помощью автор показывает, демонстрирует. Если этой лексики нет в ответе, то он лишь косвенно касается вопроса. Ответ содержательно соотнесен с поставленной задачей, но не говорит о понимании роли художественных средств. Высший балл за такой ответ получить будет сложно.

Для того чтобы работа ученика была полноценной, необходимо его научить использовать словари, которые могут быть применены в сочинениях различного типа.  Например, сочинение-характеристика героя. Характер героя в тексте воплощен определенными художественными средствами: имя героя (оно есть не всегда), его портрет, речь,  развернутый или скрытый психологизм, поступки, отношение к другим персонажам, отношение других персонажей и их характеристика героя, быт, интерьер, пейзаж, авторская характеристика. Перечисленные детали помогут составить ответ на вопрос такого характера.

Например, задание №8. Каким предстает Осип в данном фрагменте?

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! Что ты прикажешь делать? Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки — вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь! Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше; возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги.

Наскучило идти — берешь извозчика и сидишь себе как барин, а не хочешь заплатить ему — изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет.

Для того чтобы написать ответ на поставленный вопрос, необходимо поработать с фрагментом. Нужно подчеркнуть в тексте те фразы, которые помогут охарактеризовать Осипа.

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! Что ты прикажешь делать? Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки — вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь! Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше; возьмешь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги.

Наскучило идти — берешь извозчика и сидишь себе как барин, а не хочешь заплатить ему — изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет.

Подчеркнув цитаты, которые помогут нам рассказать об Осипе, на полях необходимо написать суждения об этих цитатах. Они будут носить обобщающий характер. Теперь приступаем к формулировке тезиса (это может быть одно предложение, а может быть и несколько).

В приведенном фрагменте Осип проявляет себя неглупым здравомыслящим человеком, способным критически  оценивать своего хозяина, и в то же время его можно охарактеризовать как плута и лентяя.

Если мы разбиваем этот тезис на несколько предложений, то должны появиться доказательства после вводных слов: во-первых, во-вторых, в- третьих…

Тезис - ответ

То есть…

Это значит…

Я имею в виду…

В итоге мы приходим с учениками к определенной схеме сочинений заданий №8, 15:

Истолкование тезиса

Почему я так думаю?

Иллюстрация тезиса

Вывод

Разворачивание тезиса

Что я вижу в тексте…

Обратимся к тексту…

Так…

Например…

 

В ответе могут быть тезисы, соотнесенные по контексту произведения, а могут  быть и два противоположных тезиса.

При работе над заданиями №8, 15 необходимо заранее составить словарь, который  поможет набрать лексику к данным типам сочинений. Например, словарик черт характера. Это синонимо-антонимические ряды.

Жестокосердие, черствость, бессердечие, безучастие

Сердечность, великодушие, отзывчивость, снисхождение

Бесчеловечность, жестокость, издевательство

Человечность, сострадание, сочувствие, жалость, милосердие

Враждебность, недружелюбие, воинственность

Дружба, дружелюбие, миролюбие

Злобность, злопамятство, злословие, злорадство, злодейство,

злопыхательство, злонамеренность

Доброта, добросердечность, добродушие, доброжелательность, благожелательность

Неблагодарность

Благодарность, признательность

Эгоизм, себялюбие

Самоотверженность, самозабвение, самоотречение, самопожертвование

Алчность, жадность, скупость, корысть, своекорыстие

Бескорыстие, щедрость, помощь, пожертвование

Страх, трусость, боязнь, робость

Мужество, бесстрашие, смелость, доблесть, отвага, храбрость, героизм, неустрашимость

Лживость, нечестность, лукавство, изворотливость

Честность, правдивость, принципиальность,

справедливость, прямота, неподкупность

Бесстыдство, подлость, низость

Порядочность, благородство, совестливость, интеллигентность

Точно такой же словарик можно заранее составить и для ответа на вопрос о настроении и чувствах лирического героя.

О хорошем настроении

Беззаботное, благодушное, благостное, бодрое, величавое, веселое, весеннее, возбужденное, воодушевленное, восторженное, жизнерадостное, игривое, изумительное, легкое, мажорное, мирное, оптимистическое, отличное, праздничное, превосходное, прекрасное, приподнятое, радостное, радужное, светлое, смешливое,  спокойное, умиротворенное, хорошее, чистое, чудесное.

О плохом, грустном, озлобленном настроении

Безотрадное, безрадостное, вялое, гнетущее, желчное, злобное, злое, меланхолическое, мрачное, невеселое, нехорошее, озабоченное, озлобленное, осеннее, отчаянное, пасмурное, пессимистическое, подавленное, раздражительное, скверное, тоскливое, сумрачное, траурное, удрученное, тягостное, унылое, хмурое, холодное.

О мечтательном настроении

Лирическое, мечтательное, поэтическое, романтическое, сентиментальное, тихое, томное, элегическое.

Эти эпитеты мы можем превратить в существительные или в глаголы, чтобы разнообразить грамматические формы своего высказывания.

Составить такой словарик поможет «Словарь эпитетов русского литературного языка» К.С. Горбачевича:

Иронизирует, смеется, с юмором описывает, сатирически изображает, высмеивает, издевается.

Сочинение характеристика авторского отношения также нуждается в своих точных формулировках. Здесь тоже можно использовать словарь. Составляя этот словарь, мы должны понимать, что автор не может испытывать чувств к своему герою, как обычный человек (обида на героя, ревность, зависть к герою). Поэтому этот словарь будет состоять преимущественно из глаголов:

Сочувствует, жалеет, сопереживает, разделяет боль, сетует.

 

Авторское отношение

Положительно оценивает, идеализирует, восхищается, любуется, с симпатией относится, любит.

Не согласен,  порицает, осуждает, обличает,  негодует, не скрывает неприязнь, неодобрительно относится.

Но, к сожалению, и  глаголы не в полной мере могут выполнять свою функцию, поэтому в ответе мы можем пользоваться косвенными формулировками. Они используются тогда, когда мы понимаем, каков герой, но трудно сформулировать к нему авторское отношение. Например, клише таких формулировок могут звучать так:

  • Автор подчеркивает (внутреннюю несостоятельность)….;
  • автор акцентирует внимание на такой черте как…;
  • автор наделяет героя как положительными, так и отрицательными чертами.

Авторское отношение может быть и неоднозначным, тогда можно использовать клише такого типа:

  • Автор прямо не высказывает своего отношения к героям;
  • авторское отношение двойственно, противоречиво;
  • авторская позиция неоднозначно, сложна, многомерна;
  • мы чувствуем, как меняется авторское отношение.

Важно закрепить умение употреблять формулировки неоднозначного авторского отношения в письменной речи учащихся. После таких предложений необходимо раскрыть, в чем неоднозначность, поэтому должны последовать предложения с вводными словами: во-первых…, во-вторых…, несмотря на…, с одной стороны…, с другой стороны. Эти грамматические структуры помогают правильно выразить авторское отношение к сюжету и героям произведения.

Наиболее сложные вопросы – это вопросы о функции и роли художественных средств выразительности в произведении. Когда перед учеником стоит такой вопрос, он должен ответить на ряд вопросов: Что делает? Что воплощает? Что передает автор с помощью этого художественного средства? Часто помогают ответить на эти вопросы формулировки заданий №9,16, потому что задания №8 и 9, №15 и 16 взаимосвязаны.

Например, задание №15. Каковы функции пейзажной зарисовки, которой открывается стихотворение, рассказывающее о любви?

Задание №16. В каких произведениях русских поэтов использование образов природы помогает передать внутренние переживания человека?

Отвечая на вопрос задания №15, ученик может опираться на формулировку задания №16. То есть он понимает, что пейзаж помогает передать внутреннее переживание человека. Это будет тезис сочинения, который он должен будет истолковать и подтвердить примерами из текста.

Используя эту технологию подготовки будущих выпускников к экзамену по литературе, учитель и его ученики обязательно получат высокий экзаменационный балл. Более того, во время подготовки  обогащается лексический запас ученика, умение строить разнообразные грамматические конструкции. Эта работа будет благотворно отражаться в устных и письменных ответах ваших выпускников.

 

Литература

1.http://ege.fipi.ru/os11/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=5af98e589441e311b755001fc68344c9&proj_guid=4F431E63B9C9B25246F00AD7B5253996

2.Подготовка к ЕГЭ 2019. Литература. Вебинар Малкова Юлия Владиславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования СПб АППО. https://www.youtube.com/watch?v=Ig4FhRyxbj0

3. Словарь эпитетов русского литературного языка, Горбачевич К.С., СПб.: Норинт, 2002. https://epithets.academic.ru