С 2012 года по настоящее время Солодкова И.Н.  работает над реализацией городской воспитательной программы «ЮНПРЕСС». Под её руководством коллектив газеты «ДРУЗЬЯ.RU» добился отличных  результатов: школьная газета СОШ № 29 признаётся лучшей в городе не один год.

 

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЮНКОРОВСКОЙ ПРЕССЫ

(На примере школьной газеты МБОУ «Средняя школа № 29 им. И.Н. Зикеева»

Руководитель: Солодкова Ирина Николаевна

 

Проблемы поддержания интереса у детей к учебной деятельности и снижение жизненной гражданской позиции сегодня становиться все более актуальной. Именно поэтому важной частью всей учебно-воспитательной работы в школе является выпуск школьной газеты. Идея создания газеты в школе не нова. Во многих образовательных учреждениях существуют собственные периодические издания. Ранняя юность является решающим этапом в процессе социализации личности, и журналистское творчество оказывается хорошим способом самоопределения и самосознания, поскольку создает условия и для индивидуализации, и для идентификации с определенной социальной группой.

Однако юнкоровская пресса и ее специфика в настоящее время мало исследована. Если говорить о зарубежных исследованиях, то следует выделить таких практиков и теоретиков школьной периодики, как Жак Гонне, Януш Корчак, Поль Робен, Овид Декроле, Джон Дьюи, Селестен Френе. Великий польский писатель и педагог Януш Корчак еще в 1920-х годах ратовал за развитие школьных газет, в 1921 г. изложил в небольшом сочинении «О школьной газете» свои размышления по данному поводу. Итогами многолетней педагогической, журналистской и исследовательской работы француза Жака Гонне стали книги «Газета в школе» (1978), «Школьные и лицейские газеты» (1988), «Лицейское самовыражение. Белая книга лицейских газет» (1991), «Образование и масс-медиа» (1997) и другие. Что касается отечественных исследователей, частично обращаются к теме юнкоровской прессы в своих работах И.А. Руденко, А.П. Гостомыслов, Н.Л.Кулакова, но полноценного исследования по особенностям, проблемам и перспективам самостоятельной детско-юношеской прессы России в настоящее время нет.

В последнее время можно наблюдать небывалый рост детских СМИ, но это не сказывается на увеличении количества публикаций-рекомендаций по работе с детьми. Можно обратиться лишь к небольшому количеству таких работ. Особо следует обратить внимание на брошюру Центра детей и юношества г.Ярославля «Детская стенгазета». В этой книге предложены готовые планы нестандартных занятий с детьми. Книга Т.А. Кузнецовой «Журналистика как стиль жизни» прекрасно дополняет вышеназванную работу. В ней представлены программа для проведения занятий в детских разновозрастных объединениях по журналистике и рекомендации к мастер-классам. Интересна работа А.А. Коваленко «Школьная газета».

Предпосылки и становление юнкоровской прессы

Французский профессор Жак Гонне обнаружил печатные газеты, изданные французскими лицеистами еще в 1890-е годы. История же издания ученических  журналов в России насчитывает более 120 лет, но если обратиться к первым лицейским опытам Пушкина, то и эта цифра окажется очень приблизительной.   Однако, точную дату появления первых печатных самодеятельных газет, выпускаемых детьми или  подростками, назвать до сих пор не может никто [22. С. 13].

Понятие «юнкоровская пресса» много моложе. Юнкор – юный корреспондент газеты или журнала. Впервые появились юные корреспонденты, когда родились пионерские журналы и газеты. 6 апреля 1922 года рабочие типографии «Красный пролетарий» выпустили печатное издание «Барабан». Вокруг  «Барабана» объединились триста активистов пионеров, которые писали в журнал обо всем интересном, что проходило в звеньях, отрядах, школе. Так зарождалось деткоровское движение в нашей стране, школу которого прошли многие юные корреспонденты, которые тогда назывались деткорами [30. С. 8].

Первая пионерская газета, «Юный спартак», начала выходить в декабре 1922 года в Харькове. В августе 1924 года, в первый день Международной детской недели,  в Ленинграде начала выходить газета «Ленинские искры», название которой придумали дети. Когда журналисты собрались в редакции, чтобы подготовить первый номер, заместитель редактора И.И. Халтурин заметил: «Газета детская… Значит, у нас должны быть свои детские корреспонденты». Позже эти два слова сократили, и получилось «деткоры». В редакцию газеты сразу же посыпались заметки деткоров. С коротких, порой наивных, но пронизанных боевым духом боевого времен, берет отчет юнкоровское движение в нашей стране.

15 марта 1924 года вышел первый номер журнала «Пионер». Спорт и юмор, викторины и загадки, песни, рецензии на лучшие детские книги – обо всем этом печаталось в журнале [20. С. 14]. Не один выпуск газеты «Пионер» не выпускался без активного участия юных корреспондентов. В ряды юнкоровского объединения при журнале «Пионер» приглашались пресс-центры, форпосты, отряды, редколлегии и любящие корреспондентскую работу ребята. Ребятам предлагалось ознакомиться с общим юнкоровским уставом, который был рожден в юнкоровских отрядах «Каравелла», «Алый парус», «Солярис». В юнкоровском уставе было прописано следующее:

  1. Я сделаю все, чтобы выполнить задание точно и в срок.
  2. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня.
  3. Всегда буду помощником и защитником младшим товарищам.
  4. Смелость – это когда человек боится и все-таки не сворачивается с правильной дороги.
  5. Никогда не сделаю ничего, что может подвести отряд, уронить звание юнкора.
  6. Я могу поссориться с друзьями, обидеться на всех ребят, но даже в этом случае я не покину отряд в трудном деле, в важной работе или походе, потому что это предательство [2. С. 182].

Спустя год, 6 марта 1925 года,  вышел в свет первый номер газеты «Пионерская правда». Тогда и появились у «Пионерской правды» тысячи младших сестер: дружинные и отрядные стенные газеты. А первые корреспонденты «Пионерской правды» назывались пикорами, т.е. пионерскими корреспондентами [12. С. 124].

Так рождение первых журналов и первых газет породило рождение новых слов – «пикор» и «деткор». Позднее им на смену пришло другое слово – «юнкор» - юный корреспондент. Юнкоры выпускали рукописные альманахи и редактировали отрядные стенгазеты. Лучшими образцами вкуса становились молодежные странички, делавшиеся юнкорами при крупных центральных и областных изданиях.

Чтобы объединить деткоров всей страны, было решено провести первый Всесоюзный слет детских корреспондентов. Слет состоялся 15 сентября 1930 года в Москве. На различных секциях обсуждали самое главное: как улучшить работу стенной печати, как сделать боевым каждый деткоровский кружок. Деткоры объединялись вокруг редакций стенных и печатных газет в деткоровские кружки.   Раз в два года традиционно организовывалась юнкоровская смена в «Артеке». Позже  традиция юнкоровских слетов стала распространяться по всей стране.

Сборы, конференции, юнкоровские переклички, рейды, смотры стенных газет помогали вовлечь в юнкоровскую работу новые отряды и организовывать новые интересные начинания.

В 1924 году вышло постановление оргбюро ЦК партии «О стенных газетах», в котором подчеркивалась большая роль стенной печати в общественно-политической жизни и коммунистическом воспитании масс. В учебных заведениях стали повсеместно появляться и распространяться стенгазеты. Каждый отряд имел своего юнкора, а то и двух, избранных на сборе отряда. Раз в месяц юнкоры собирались группами – по трое в каждой – и отправлялись в рейд по всеобучу. До всего было дело корреспондентам. Юнкоры вели постоянные заметки. Заметить – значит выделить что-то из окружающего и обратить на это внимание. Юнкор ищет темы для своих информационных заметок не только в четырех стенах школы. Вся окружающая жизнь дарит юнкорам новые темы.

Работа юного корреспондента – важная, ответственная, общественно значимая. Его материал, напечатанный миллионными тиражами, читали во всех уголках страны.

Одно из главных качеств юного корреспондента – правдивость. Каждый факт, каждая фамилия, цифра, дата, о чем юнкор сообщает редакции, должны быть проверены и написаны четким почерком.

Пунктуальность – закон юнкоровской работы. Юнкор ничему не верит на слух, ни о чем не пишет «на глазок». Он активный участник событий, о которых пишет.

Юнкор – активный борец за справедливость, правду, порядок и дисциплину, против всего злого и недостойного. Юнкор всегда принципиален, отстаивает свою точку зрения.

Юнкор не только активный участник всех пионерских дел, но и организатор их, помощник совета отряда и дружины в любом начинании. Юнкор – первый помощник редакции во всех начинаниях. Очень часто газеты и журналы давали конкретные задания отрядам и дружинам. Юнкор – человек любопытный, желающий и умеющий постоянно учиться, приобретать новые знания, работать со справочной литературой: орфографическими словарями, словарем синонимов, различными энциклопедиями [30. С. 26].

Итак, в 1980-е годы сформировались конкретные требования к юному корреспонденту. Он должен быть:

  • Честным и правдивым.
  • Смелым, решительным.
  • Добрым, но не добреньким.
  • Принципиальным.
  • Организатором дел в отряде.
  • Уметь печатать на машинке и фотографировать.
  • Быть грамотным, начитанным.

Школьная пресса: специфика и функции

Школьная пресса – это периодические издания, выпускаемые в рамках одного учебного заведения силами учащихся. Следует понимать, что школьная пресса – альтернативное явление, самодостаточный тип периодической печати, а не «список» или тем более пародия на «взрослые» издания, и именно этим она ценна. Корчак на вопрос: «Какую пользу приносит школьная газета?» отвечает «Огромную! Газета учит честно выполнять добровольно взятые на себя обязанности, учит работать по плану, опираясь на объединенные усилия самых разных учеников, учит смело высказывать свои убеждения, учит спорить, доказывая, а не ссорясь, вносит гласность туда, где без газеты кружила бы сплетня и клевета, ободряет несмелых, утирает нос зазнавшимся, направляет общественное мнение - является совестью общины». Первая и основная тема школьной прессы – школа и школьная жизнь. Более того, для некоторых изданий эта тема не только основная, но и единственная, находящая отражение на страницах. Зачастую за пределами школьной прессы остается жизнь не только страны, но и родного города (села, района, области, края).

Школьную прессу можно условно разделить на тиражную (печатается типографским способом,  копируется на множительной технике) и рукописную (стенная газета обычно выпускается в единственном экземпляре в рукописном виде). Кроме того, школьную прессу можно разделить по такому признаку, как отношение  к администрации  учебного заведения. Газета, журнал, альманах либо издаются на средства учебного заведения (легальные, официальные, спонсируемые школой издания), либо выпускаются силами самих учащихся (нелегальные, независимые издания). Тот факт, что создатели юнкоровских  изданий в силу своего возраста стоят ближе к своим читателям-сверстникам, чем взрослые журналисты, позволяет этим изданиям стать актуальными, непосредственными, интересными для юного читателя, а главное – непохожими на издания традиционной детской прессы [21. С. 14].

На страницах школьных газет – свободное самовыражение юных: острые вопросы, крик души, всплеск эмоций. У детей и подростков есть своя характерная информация, и школьная газета способствует ее распространению. Газета делается не только для школьников, но и для учителей, являясь своеобразным датчиком, показывающим уровень их работы, ошибки и недочеты, а также удачи и уважение учеников. Потому что настоящая, честная газета всегда отображает жизнь, а не мнение начальства [29].

Создание газеты – это  рождение и пополнение коллективного опыта, для всех его участников, это накопление опыта для тех, кто имеет непосредственное отношение к газете (редколлегия, юнкоры). Школьная газета – это внеклассное занятие на тему «Я хочу рассказать». Школьная газета – это школа жизненной позиции, школа лидерства [1. С. 58].

Цели юнкоровской прессы могут быть у каждой школы свои, но в любом случае выпуск газет не должен быть самоцелью. Она должна агитировать, организовывать, помогать. Газета сближает, благодаря газете знакомятся такие ребята, которые ранее ничего не знали друг о друге. Газета выводит на трибуну тех сосредоточенных, кто умеет высказываться в тиши с пером в руке, но которых перекричат в шумном споре. В создании  газет принимают участие все школьники, как из начальной школы, так и выпускники. И чем раньше ребята будут приучены к выпуску, тем легче будет решать внутришкольные проблемы и другие вопросы. В зависимости от возраста, участвующего в выпуске школьной газеты, можно создавать следующие газеты: новогодние, тематические, сюрпризные, газеты-анкеты, малоформатные [9. С. 47].      Современные компьютерные технологии позволяют с помощью довольно простых средств создавать газеты, которые попадут в каждый класс, будет унесена домой, с гордостью показана родителям и останется у многих памятью о годах, проведенных в школе.

Чтобы овладеть профессией юнкора, надо иметь много умений и навыков, специальных знаний. Юнкор постоянно должен оттачивать свое мастерство. Не каждый сможет писать в редакцию центральных или республиканских газет, в детские журналы. Здесь уже мало минимума юнкоровских знаний. Сейчас во многих школьных пресс-центрах разрабатываются свои памятки, включающие следующие обязанности юнкора:

  1. Юнкор обязан выполнять задания редакции, если он по-прежнему хочет называться юнкором. Например: вынести мусор, поставить чайник, съездить на интервью на край соседнего города.
  2. Юнкор обязан нести ответственность за каждое слово в материале, даже если его сказал собеседник, а юнкор просто записал его.
  3. Юнкор обязан проверять свой материал на наличие орфографических и пунктуационных ошибок, на точность изложения фактического материала. В последнем случае материал можно дать на проверку коллеге или сразу редактору.
  4. Юнкор обязан присутствовать на планерках и общих собраниях, особенно там, где он уже поставил чайник и накормил всех булками.
  5. Юнкор обязан не нарушать правовых и этических норм, установленных главным редактором.
  6. Юнкор обязан вовремя предоставлять собранный материал, желательно в набранном, проверенном виде, а еще лучше в сопровождении плюшек.

К числу этих правил нужно добывать важный совет – юнкор должен уметь пользоваться самой различной справочной литературой: орфографическими словарями, словарем синонимов, энциклопедиями.

Юношеская пресса является важным воспитательным инструментом. А это значит, что пресс-центр должен ставить перед собой  серьезные задачи:

- Чтобы быть настоящей газета должна выходить часто: не меньше одного раза в неделю. И писать в нее нужно разнообразно. Для успешной работы необходимо знание наиболее распространенных жанров. Нужно отличать, что такое репортаж, заметка, зарисовка, корреспонденция.

- Не надо делать газету листком для одной только критики двоек и беспорядков. Не надо «Колючек», «Кактусов», «Крючков» и «Острых перьев». Ребята должны знать: газета – их друг.

- Стенгазета должна смотреть на жизнь глазами самих ребят.

- Газета должна решать сложные вопросы, всерьез должна их разбирать. А как решишь, если тебе говорят про это пиши, а про это – не твоего ума дело.

- Редакция стенгазеты должна знать: у нее есть право выступать на те темы, которые она считает нужными поднять. Иначе ни о каком самоуправлении в школе и речи быть не может.

- Нужно четкое положение о стенгазете, о правах и обязанностях юнкора. Не общие слова, что юнкор самый активный, самый смелый. А четко – его обязанности и его права как представителя прессы. Первая попытка была сделана в Центральном совете пионерской организации. Инструктор ЦК комсомола Сергей Цымбаленко показал проект такого положения [2. С. 10].

Годами складывалось представление о редакторе школьной газеты как юнкоре, который отвечает за выпуск школьной газеты. Сегодня мы говорим не просто о редакторе газеты, а о таком поручении, которое можно было бы назвать примерно так: руководитель пресс-центра.

Редактор – самый энергичный и инициативный из школьников, включившихся в работу над газетой. Он может быть любого возраста. Важно, чтобы он искренне хотел делать газету до такой степени, что даже готов бы был заниматься ей в одиночку. Это очень важно, потому, что именно он, должен держать в голове план всего номера и видеть во всем, происходящем в школе повод для публикации в газете. При этом редактору не обязательно самому рисовать, фотографировать, печатать. Главное для редактора – быть организатором, сплотить вокруг себя ребят, которым на самом деле интересна жизнь в школе, найти среди них людей одаренных, увлеченных и умелых, убедить их в том, что они представляют большую силу.

Редактор – это не только начальник, который должен уметь спланировать, направить и проконтролировать. Это еще и человек готовый в любой момент написать любой материал на любую тему. Редактор газеты должен быть тактичным и беспристрастным. Он должен уметь доделать все то, что не доделали его коллеги. Тут действует очень простой принцип: «Не умеешь хорошо руководить, - умей хорошо работать». К редактору, который сам много и хорошо работает, обязательно потянутся добровольные помощники.  Редактор – смелый и изобретательный человек. Ему свойственно фантазировать, предлагать то, чего еще не было. Редактор боится повторений. Другая, не менее важная задача редактора – это откликнуться на каждую мысль, каждую идею, каждое предложение, разнообразить содержание газеты. Читатель любит, когда в газете повторяются определенные отделы, но он любит также время от времени найти какую-нибудь новинку, приятную неожиданность. Такт и объективность – вот к чему обязан стремиться редактор [7. С.36].

Главный редактор делает краткие комментарии по содержанию и оформлению номера. Можно проводить анализ получившегося номера: на сколько сложено работали, каково настроение участников.

Итак, юнкоровская пресса, бок о бок с обществом прошли все этапы его истории. Надо отметить, что в детской журналистике пресс руководства свыше был не столь силен, как  в иных ее сферах: сказывалась и возрастная специфика изданий, и непререкаемый авторитет многих журналистов и писателей, их создававших. Широкомасштабное юнкоровское движение  в России существует более 80 лет и продолжает успешно развиваться. Условия  издания и распространения профессиональной и юнкоровской прессы различны. Школьная пресса сегодня стала массовым и повсеместным явлением.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПРЕСС-ЦЕНТРА

Кружок как форма работы по созданию газеты

 

Пик развития и распространения школьных изданий начался во второй половине 1990-х годов и продолжается до сих пор. Слово "школьный" здесь понимается двояко: и как указание на возраст детей-создателей газет, и как особую педагогическую модель, поскольку процесс инициируется учителем и развивается под его руководством.  

Пресс-центр – открытая система, в которой каждый юнкор попадает во-первых, свободно, без всяких ограничений, во-вторых имеет возможность в нем самореализоваться по своему выбору и свободно может его покинуть.

В МБОУ «Средняя школа №29 им. И.Н.Зикеева» с 2012 года работает клуб предпрофильной подготовки «Юный журналист». Программа клуба направлена на развитие у детей творческих возможностей, делового сотрудничества, дает возможность получить дополнительные знания, которые так необходимы в допрофессиональной подготовке, при выходе во взрослую жизнь. Деятельность юных журналистов развивает навыки социальной адаптации подростков в современном мире, закрепляются элементарные знания по правовой культуре, происходит воспитание нравственности, здорового образа жизни.

За время работы программы сменилось уже три поколения юнкоров. Анализ предыдущей работы показал, что социальная значимость газеты не падает, она популярна и пользуется спросом среди школьников.  В 2017 году первый редактор газеты Артёмов Александр стал студентом РГГУ  по специальности «Коммуникативный менеджмент», дизайнеры газеты Пантелеева Карина, Коньшина Ксения поступили в КГУ на факультет «Искусство и арт-дизайн», Садыкова Татьяна учится в «Английской школе дизайна» в г. Москва, Базарова Алина – факультет журналистики РГГУ г. Москва – недавно делала репортаж с форума «Российский север», Валивахина Вероника в 2019 году стала студенткой РГГУ им. А.И.Герцена и теперь присылает свои репортажи о студенческой жизни как внештатный корреспондент.

Практическое подкрепление знаний, получаемых в процессе обучения, происходит в процессе участия в ГВП «Юнпресс», в которой наша газета принимает участие с 2013 года.  

Обучение юнкоров происходит на семинарских занятиях, которые проводятся ежемесячно в течение 2-3 часов. Каждая встреча заканчивается получением домашнего задания, что способствует разнообразию материалов в газете. Обобщение знаний происходит на специальных осенних сборах. Итогом таких встреч также является выпуск газеты.

Юный корреспондент – человек творческий и постоянно ищущий единомышленников, поэтому дети ежегодно участвуют в лагерных профильных сменах «Созвездие талантов»,  организуемых в лагере имени Ульяны Громовой, где   собираются победители конкурсов журналистского мастерства различных уровней.  На этих мероприятиях юнкоры больше всего получают практических навыков, перенимают опыт юных коллег из других редакций.

За время своей работы газета МБОУ «Средняя школа №29 им. И.Н.Зикеева» добилась высоких результатов.

Год

Результативность внеурочной деятельности

2013

Диплом первой степени конкурса школьной печати в рамках городской целевой воспитательной программы «ЮНПРЕСС»

2014

Диплом третьей степени конкурса школьной печати в рамках городской целевой воспитательной программы «ЮНПРЕСС»

2014

Благодарственное письмо за участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая школьная газета» Департамента образования Администрации г. Омска, Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского

2014

Редколлегия «Школьной Мозаики» в стартовом занятии ГВП «ЮНПРЕСС» - маршрутной игре «Журналистскими тропами» I место

2014

Диплом II степени за участие в конкурсе презентаций «Газета умерла Да здравствует Интернет» в рамках ГВП «ЮНПРЕСС»

2014

Диплом за лучший сценарий и его творческое воплощение в конкурсе презентаций «Газета умерла Да здравствует Интернет» в рамках ГВП «ЮНПРЕСС»

2015

Диплом второй  степени конкурса школьной печати в рамках городской целевой воспитательной программы «Прямая речь», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.

2015

Диплом первой степени конкурса школьной печати по итогам реализации ГВП «ЮНПРЕСС» в 2014-15 г.

2015

Диплом «Лучший автор» городского конкурса школьной печати в рамках городской целевой воспитательной программы «Прямая речь», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.Базарова Алина 9кл.

2015

Грамота за I место по итогам комплексного занятия ГВП «ЮНПРЕСС» - «Осенние сборы юнкоров».

2016

Диплом лауреата в номинации «Лучший дизайн» во Всероссийском конкурсе «Лучшая школьная газета» Департамента образования Администрации г. Омска, Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского

2016

Грамота «Лучший автор» городского конкурса школьной печати в рамках городской целевой воспитательной программы «Прямая речь» Артёмов Александр 10 кл; Бабаскин Александр 8кл.;

2016

 Диплом первой степени конкурса школьной печати в рамках городской целевой воспитательной программы по итогам реализации ГВП «ЮНПРЕСС» в 2015-16 г. газета «Друзья.ru»;

2016

Диплом первой степени конкурса школьной печати в рамках городской целевой воспитательной программы по итогам реализации ГВП «ЮНПРЕСС» в 2015-16 г. команда ОУ

2017

Сертификат участника первого областного фестиваля школьных СМИ (школьная газета) среди образовательных организаций Курской области

2017

Грамота «Лучший автор» городского конкурса школьной печати в рамках городской целевой воспитательной программы «Прямая речь» Артёмов Александр 11 кл; Потолова Екатерина 9кл. Пантелеева Карина, 11 кл.

2017

Диплом «Лучшая верстка»  первого областного фестиваля школьных СМИ (школьная газета) среди образовательных организаций Курской области

2017

Диплом Iстепени в конкурсе театрализованных представлений «Я хочу рассказать» в рамках городской целевой воспитательной программы «Прямая речь»

2017

Грамота за активное участие в маршрутной игре «Журналистскими тропами» в рамках городской целевой воспитательной программы «Прямая речь» Теплов Георгий , Потолова Екатерина

2017

Грамота за активное участие в пресс-конференции «Журналистскими тропами» в рамках городской целевой воспитательной программы «Прямая речь» Валивахина Вероника, 10 кл.

2018

Диплом первой степени конкурса школьной печати в рамках городской целевой воспитательной программы по итогам реализации ГВП «ЮНПРЕСС» в 2017-18 г. команда ОУ

2018

Диплом Гран при по итогам конкурса школьной печати в рамках городской целевой воспитательной программы по итогам реализации ГВП «ЮНПРЕСС»

2018

Диплом  «Лучший автор» городского конкурса школьной печати в рамках городской целевой воспитательной программы «Прямая речь» Еремин Тимофей, 5 кл., Щеблыкин Роман 5 кл., Волобуева Арина 5 кл., Радченко Кристина 5 кл., Теплов Георгий, 7 кл.. Потолова Екатерина, 10 кл., Филипповская Алина, 10 кл., Валивахина Вероника, 10 кл.

2019

2 место во Всероссийском конкурсе «Медийный образ образовательного учреждения – 2018»

в номинации «Лучшая стенгазета».

Среди многообразных видов и форм внеурочной работы с детьми следует признать основной – кружковую деятельность. Эта форма работы была выбрана для объединения детей в МБОУ «Средняя школа № 29 им. И.Н.Зикеева» с целью издания газеты.

Клуб предпрофильной подготовки  «Юный журналист» - клуб по интересам для желающих с 5 по 9 классы с журналистской направленностью. В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция освоения юными корреспондентам газетного ремесла на базе творческой деятельности. Основной целью кружка является: пробуждение у учащихся любознательности, пытливости, желания сделать своими руками интересную и насыщенную газету.  

Задачи юнкоровского образования определены его целью и связаны как с познавательной деятельностью школьников, так и с практической функцией:

  1. Развитие познавательного интереса к информации.
  2. Развитие умения работать с информацией; обучение работать на компьютере.
  3. Воспитание в учащихся настойчивости, целеустремленности, коммуникабельности.

Курс кружковой работы разделен на теоретическую и практическую части. Теоретическая включает в себя основные понятия журналистики. Особенно тщательно изучаются газетные жанры, являющиеся основной деятельностью «Пресс - центра»: информационные и аналитические. Однако программа не загружена сложными терминами и не ставит своей задачей строгое научение жанрам и следование им. По данным темам разработаны как теоретические занятия, так и практические. Практические, закрепление теории, проводятся через обзор периодической печати, экскурсии в библиотеки, встречи с корреспондентами курских СМИ. На практических занятиях участники кружка также работают с учащимися школы, прохожими на улицах, администрацией и учителями школы.

Повышению интереса к кружку способствуют нестандартные формы проведения занятий (дискуссии, ситуационные задания по журналистике, ролевые игры, встречи с интересными людьми, викторины и др.). Программа предусматривает также самостоятельный поиск учащимися дополнительной информации в библиотеке, СМИ, сети Интернет.

Организатором всей деятельности учащихся является руководитель. Он следит за четким выполнением учениками самостоятельных заданий, организует необходимые консультации, оказывает помощь в разработке и выборе тем, написании заметок и интервью. Итогом работы кружка служат газеты, выпускаемые ежемесячно в школе.

Газета в школе – это одно из средств решения вопросов, стоящих перед школой, строение, летопись, коллективная мысль, мнение. Первоначально выпускалась стенгазета «Школьная мозаика»». Позже перешли на современный дизайн – газета «Друзья.RU» выходит в печатном и электронном  вариантах. Это позволяет газету оставить не только в архиве школы, но и прочитать каждому желающему новости о школьной жизни на стенде первого этажа школы.

Школьная газета «Друзья.RU» поднимает и успешно решает множество проблем учащихся и учителей. Она выполняет  следующие ее функции:

  1. Информационная. Пример статьи:

«О том, что было, не забудем…»

В истории древнего города Курска есть даты и события, которые навсегда вошли в славную летопись Отечества. Такая дата - 8 февраля 1943 года. Именно 76 лет назад в этот день город Курск был освобождён от немецко-фашистских захватчиков.

В честь этого праздника в парке Солянка прошла военно-спортивная эстафета «Снежный десант». Почтить память павших в нелегком бою, вспомнить всех тех, кто отдал жизнь за Родину, возложить цветы к вечному огню и принять участие в зимней эстафете решили около 20 команд из разных школ города.

Ученики нашей школы (А. Лагуткина, М. Шевелёва, И. Ткачёва, В. Валивахина,     Д. Гришин, Д. Деречев, Н. Лукьянчиков, Д. Мурадян, А. Рыбко) под руководством Н.Г. Деревлева отдали дань памяти защитникам города.

«Пламенный лёд» - именно такое название они выбрали для своей команды. К соревнованиям ребята готовились основательно: разрабатывали дизайн эмблемы команды вместе с О.Л. Третьяковой, сочиняли девиз, тренировались, многократно проходили предполагаемую трассу.

И вот настал решающий день – 8 февраля. Ученики и педагоги из разных учебных заведений города возлагают цветы к Вечному огню. Это ответственный момент для многих: ведь, возлагая цветы, человек думает о тех людях, кто погиб на войне. Он смотрит на огонь и мысленно оказывается среди боевых событий, окутавших солдат. Страшно представить, что в наше время может начаться ожесточенная война…

До старта соревнований остается несколько минут. Первые участники разминаются, остальные - обсуждают план дальнейших действий, собираются духом, слушают наставления тренера. Наша команда «Пламенный лёд» выступала под 11 номером, поэтому у ребят было чуть больше времени привыкнуть к обстановке, морально настроиться на плодотворную работу.

Настал наш черёд преодолевать трассу. «На старт! Внимание! Марш!» - время пошло. Наша сплочённая команда уже на пути к победе! Первое испытание – стрельба из пневмонического ружья. Дыхание сбилось, руки трясутся, но нужно собраться и попасть в мишень! Смотрим на время: прошла минута. Большая задержка на этом этапе. Мы верим в наших ребят! Вот они уже выбегают из лабиринта! Молодцы! Осталось два испытания: метание гранаты и перенос раненого. Небольшая пауза, и вот ребята уже близки к финишу.  Через 15 секунд они пересекают финишную черту с чувством выполненной работы!

Так ни мороз, ни испытания не испугали наших ребят – они, настроенные на победу, прошли трассу, успешно справившись со многими испытаниями. Теперь оставалось ждать результаты. За свой труд ребята получили вкусное вознаграждение – горячий чай с пирожком. Чуть позже нашей команде «Пламенный лёд» вручили грамоту за I место в конкурсе эмблем военно-патриотической эстафеты «Снежный десант». Все безумно были рады такой награде!

Конечно, хочется узнать впечатления и эмоции рябят после преодоления препятствий:

Д. Мурадян: «Второй год подряд я принимаю участие в данной эстафете. Честно говоря, в том году было сложнее…Не знаю, с чем это связано».

Н. Лукьянчиков: «Уверен, что минуты за 3 мы справились... Просто мы на ружье стояли очень долго, около 30 секунд. Соответственно потеряли ценное время.... Короче говоря, мы не справились только с ружьём: 3 раза не попали, хотя недоставало совсем чуть-чуть... Быстро начали, дыхание участилось, прицелиться сложно, руки трясутся. Потом я успешно метнул гранату лишь со второго раза… А в конце уже легче было…»

А. Лагуткина: «После забега чувствую себя хорошо, только надо восстановить дыхание… Жаль, что мы не попали в мишень из ружья…В целом мы справились с задачей: бежали все вместе, чувствовался командный дух».

К сожалению, наша команда так и не смогла одержать победу, но мы верим, что в следующем году непременно покажем лучший результат и вернемся с заветной наградой.

День освобождения Курска от фашистских захватчиков - это, безусловно, праздник, но с привкусом горечи от многочисленных людских потерь в войне.

«Не менее важно беречь тех, кто выжил и донёс до сегодняшних дней воспоминания о Великой Отечественной войне. Время неумолимо движется вперёд, и ветеранов среди нас всё меньше. Давайте подарим им своё внимание и заботу»,  - отметил ВРИО губернатора Курской области, Р.В. Старовойт.

Хочется пожелать, чтобы подобное никогда не повторялось и лишь мирное небо царило над нашей головой.

 

Вероника Валивахина, 11 А

  1. Воспитательная. Пример статьи:

«Письмо в далекий 45-й…»

29 апреля 2019 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им К. Д. Воробьѐва» состоялось награждение лауреатов Городской Акции которая проводилась в рамках проведения межрегионального православно-патриотического кадетского проекта «Георгиевский сбор» в преддверии празднования 76-летия Курской битвы и Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Поздравляем Зикеева Никиту, учащегося 6А класса (учитель Солодкова Ирина Николаевна),  ставшего победителем этого конкурса.

Все лауреаты были  поощрены дипломами, а их работы будут опубликованы в региональных и городских СМИ.

Представляем вашему вниманию лучшие работы учеников нашей школы.

Письмо моему прадеду

Приближается самый главный праздник для нашей страны и для моей семьи – ДЕНЬ ПОБЕДЫ. И я хочу со словами благодарности обратиться к тебе, мой героический предок, мой прадед.

Для моего поколения Великая Отечественная война – далёкая история. Но история, которая волнует нас, учит дорожить свободой Родины. Победа досталась дорогой ценой. В нашей стране, наверное, нет ни одной семьи, из которой бы война не унесла чью-то жизнь или не искалечила кого-то пулями и осколками. А Курская земля испокон веков  славилась своими воинами. Мы победили фашистов благодаря беспримерному героизму тысяч рядовых солдат и офицеров. За ратные подвиги  во время Великой Отечественной  многие  куряне были награждены орденами и медалями. Они для нас – настоящие герои, образцы доблести, чести, совести. Низкий поклон им, безмерная благодарность и уважение. Но у меня эти чувства особенные, ведь единственный курянин – полный кавалер ордена Славы – это ты, мой прадед,  Игорь Николаевич Зикеев.

Из уст в уста в нашей семье передаётся рассказ о том, как попал ты на фронт в 1943 году, тогда дивизия, куда тебя направили, стояла под Невелем в Псковской области. А было тебе  всего 18 лет. Я знаю, как тебе было страшно: земля содрогалась от разрывов бомб и грохота фашистских танков, рёва самолётов, стонов раненых. Но ты не испугался и сражался  как герой и в том бою  получил первое ранение и первую свою награду – медаль «За отвагу».

Отец мне рассказывал, как много ещё было боёв у солдата Зикеева. Он освобождал блокадный Ленинград, воевал в Белоруссии, форсировал Вислу. За проявленное мужество командир миномётного расчёта Зикеев был награждён орденом Славы III степени и медалью «За освобождение Белоруссии». Но не о наградах думали тогда бойцы, вы просто воевали за свою Родину, свою землю, своих родных и близких.

Отец рассказывал мне о том, как в январе 1945 года началась Висло-Одерская операция. Более двух недель ты  поддерживал миномётным огнём пехоту, закрепившись со своим расчётом на берегу Одера. Я знаю, что здесь ты был тяжело контужен. Какие усилия воли, какое напряжение душевных и физических сил тебе потребовалось, чтобы остаться в строю! Мой героический дед, ты продолжил командовать расчетом и уничтожил ещё 10 противников. За такое мужество  тебя наградили орденом Славы II второй степени.

Знаешь, дед, как здорово, что в нашей семье хранится видеоархив и мы часто пересматриваем записи, где ты рассказываешь о той войне: «Война подходила к концу.  Наши войска уже дошли до Берлина. Мы стояли в обороне под Берлином. Я помню, как 16 апреля 1945 года ночью при свете прожекторов начали штурм немецкой столицы. Наша дивизия отвоевала южную часть города. Три раза обошли с боями вокруг, но в центр так и не попали. Не довелось мне расписаться на стенах рейхстага». Отец, мне говорил, что ты любил рассказывать о войне, говорил, что поделиться воспоминаниями о пережитом для ветеранов самое большое счастье. Зато как я горд, что  в легендарной встрече на Эльбе участвовал ты - мой прадед, старший сержант Зикеев. Ты не представляешь, какое сильное чувство  меня охватывает, когда я об этом думаю. Ведь за освобождение Берлина ты был награждён Орденом Славы I степени и стал полным кавалером ордена Славы.

Великая Отечественная война ушла в прошлое, но нам и нашим потомкам никак нельзя забывать тот бессмертный подвиг, который совершили вы - наши прадеды, весь наш народ и каждый солдат в отдельности. В школе, где  учусь сейчас я, а до меня учились моя мама, мой дядя и мой старший брат, свято чтут память героев Великой Отечественной войны и твою память, ведь наша школа  носит твоё  имя, имя  моего прадеда –  Зикеева Игоря Николаевича.

Мы, молодое поколение нашей страны, сделаем всё, чтобы быть достойными подвига наших дедов и прадедов, отстоявших жизнь на земле. Обещаем быть надёжными защитниками нашей Родины: заниматься спортом, ведь здоровье очень важно для победы; хорошо учиться, чтобы быть высококультурными людьми, ведь без культуры нельзя достичь высоких результатов в жизни. Обещаем любить нашу Родину – Россию, ведь без любви нельзя совершить подвиг. Знай, рубежи Отчизны под надёжной защитой!

Твой правнук Никита Зикеев

 

  1. Этическая. Пример статьи:

               ***

Защита Родины… Важнее

Что может для мужчины стать?

А у меня защитник – ПАПА,

О нём хочу вам рас сказать!

 

Когда-то  папа был солдатом,

Два года в армии служил.

У командиров и армейцев

Он уваженье заслужил.

 

Он с техникой военной сложной

Мог управляться на раз-два,

И перед трудностями службы

Не отступал он никогда.

 

Здесь научился он быть смелым,

Стрелять без промаха в мишень,

Стоять на страже нашей Родины

Готов он был хоть каждый день!

 

И в этом он нашёл призвание -

Служить в милицию пошёл!

Звонок – и он уж на заданье

Спешит, отважен и умён.

 

Неважно, городской он или сельский,

Ведь для него есть главное  – ЗАКОН.

Нам очень нужен полицейский,

Чтоб охранять наш крепкий сон!

 

И  скажет каждый вам в округе,

И школьник, и пенсионер,

Что папа мой – он  просто супер!

Он  – СУПЕРМИЛИЦИОНЕР!

 

Много хороших профессий на свете:

Доктор, учитель… Всех не назвать!

Но самая важная, я так считаю, –

Отчизне служить и её защищать!

Анна Гурская, 5А

 

  1. Креативная. Пример статьи:

Я ХУДЕЮ!

Самый актуальный вопрос для всего женского пола в преддверии весны – как успеть похудеть к лету. Кто-то начинает усиленно заниматься спортом, кто-то полностью меняет свой рацион питания, «садится» на различные диеты, а некоторые ничего не делают и надеются на чудо. Самое главное – это наличие мотивации.

Не так давно вышел новый фильм под названием «Я худею» на интересующую всех девушек тематику. И мы с моей одноклассницей Катей решили сходить на этот фильм. Хочу сказать, что я ожидала лучшего. Это комедия, но смешных моментов было не так много (почти не было). Сюжет нас совсем не заинтересовал (слишком банальный).

Итак, расскажу вам, мои дорогие читатели,  вкратце о содержании просмотренного нами фильма. Главная героиня, юная Анна, живет счастливо и наслаждается жизнью. Она занимается интересным для нее делом, работая в кондитерской, и живет вместе со своим любимым человеком, с которым они уже готовятся к свадьбе. Но со временем девушка набирает лишние килограммы, из-за чего жених расстается с ней. Это расставание было очень болезненным для Ани, и она решает похудеть, тем самым вернув возлюбленного. Чего она только не пробовала… Садилась на диеты, но раз за разом срывалась. Начинала заниматься спортом, но и в этом ее ненадолго хватило. Видя всё это, подруга девушки посоветовала ей записаться в клуб «анонимных обжор». Аня последовала этому совету и познакомилась там с Коленькой, человеком, который всегда давал ей мотивацию не сдаваться. И у нее в конце концов все получилось: она потеряла лишний вес и к ней вернулся ее бывший жених, но он ей уже был не нужен, Аня уже полюбила Колю.

Этот фильм наглядно показывает, что нужно ценить человека не за его внешность, а за внутренние качества, нужно полюбить его душу.

Ещё хочу сказать пару слов о кинотеатре, в котором мы увидели этот фильм. Многие из вас знают, что в ТЦ Пушкинский снова открылся кинотеатр «5 звезд». Весь март в нем действовала акция «Все билеты по 100 р.», что и соблазнило нас с Катей сходить именно туда…. Так вот, со дня его закрытия не поменялось ни-че-го! Мне было очень некомфортно сидеть в этом зале, как и моей подруге Кате. Я даже предполагаю, что этот фактор тоже повлиял на то, что нам не понравился фильм. Нас привели в возмущение неудобные кресла, плохое (отсутствующее) освещение зала, некачественный звук. Но мы составили своё мнение  и не жалеем.

В заключение хочу сказать, что самое главное – это любить себя любым. Если вы будете любить себя, то и остальные к вам потянутся, даже несмотря на ваш лишний вес.

Алина Филипповская, 10Б

 

  1. Познавательная. Пример статьи:

Как обрести новые силы?

За плечами три бесконечно теплых, наполненных самыми светлыми и веселыми воспоминаниями, месяца летних каникул. Большинство из нас отвыкло от привычного школьного режима и учебной нагрузки, расслабилось и, возможно, из-за длительного отдыха, даже потеряло стремление учиться. Так как же втянуться в учебный процесс и восстановить мотивацию?

Совет 1: необходимо найти себе друзей, единомышленников, на которых можно равняться.

Согласитесь, не только дурной, но и положительный пример, особенно со стороны ваших знакомых, не может не быть заразительным. Окружите себя людьми, которые тоже стремятся преуспеть (или уже преуспели) в той сфере, в которой вы бы хотели улучшить свои знания и навыки. Проводите с такими людьми как можно больше времени, рассуждая, исследуя, решая различного рода задачи и ставя все новые и новые цели. Анализируйте, что помогает им добиваться таких успехов; составьте план работы над собой и действуйте. Как правило, даже умеренная конкуренция в получении и реализации накопленных знаний очень мотивирует к дальнейшему продвижению в том же духе.

Совет 2: поставьте цель.

Причем, чем конкретнее она будет, тем лучше. Если у человека есть четко сформулированные планы на будущее, то он будет прилагать все усилия для достижения поставленных задач, зная, что потом все затраченные ресурсы будут оправданы сполна. К примеру, вы хотите сдать экзамен на высший балл, но навряд ли вас это замотивирует настолько сильно, как мысль, ради чего вы хотите это сделать. Лучше визуализировать плюсы, которые вам дает высокий балл – поступление в престижный вуз или, еще лучше, работа на должности вашей мечты. Чем глобальнее цель – тем проще уговорить себя непрестанно трудиться ради ее исполнения.

Совет 3: идеальные условия для учебы.

Подумайте, какой способ обучения привлекает вас больше всего? Быть может, вам нравиться сидеть в библиотеке до позднего вечера, перелистывая многотомные фолианты в поиске информации по нужной теме? Учиться по роликам на YouTube, смотреть или читать лекции из общедоступных источников? Или в перерывах между делами слушать подкасты? А может быть, все это сразу? Что ж, прекрасно. Основным пунктом на пути к восстановлению мотивации является как раз-таки выбор места и метода для наиболее комфортного обучения. Попробуйте вдохновляться через порядок, красивую канцелярию и конспекты. Купите новые тетради, ручки, заведите ежедневник. Ничто не должно отвлекать вас от процесса, так что занимайтесь в тихих местах, без каких-либо внешних раздражителей.

Совет 4: планируйте.

Правильное распределение времени поможет вам легче справиться с заданиями, а необходимость выполнить определенный список дедлайнов в срок – поможет обрести стремление к скорому выполнению необходимого. С помощью ежедневника вам будет намного труднее откладывать свои дела на потом или вообще забывать о них.

Совет 5: просто приступайте к учебе.

Всем нам известна поговорка «аппетит приходит во время еды», которая подходит здесь как нельзя лучше. Ученые доказали, что уже через пять минут работы нервные центры мозга, которые бьют тревогу при нежелании начинать работу, приходят в состояние покоя, следовательно, вам будет намного легче учиться в дальнейшем.

Напоследок хочу сказать, что мотивация – это чувство, которое может появиться и пропасть, как своего рода вдохновение. Но если вы выработаете привычку хотя бы два часа в день выделять на то, что действительно важно, а также научитесь самодисциплине – поверьте, ничто не сможет стать преградой на пути к вашей цели.

Арина Андреева, 9А

 

  1. Рекламная. Приме статьи:

Линия-экскурсовод

Однажды, гуляя по улицам города, я заметил, что иду по нарисованному на асфальте яркому синему пунктиру. Тут же был написан сайт – синяялиния46.рф. Оказалось, что этот пунктир – оригинальный туристический маршрут, придуманный курскими школьниками из «Дворца пионеров», который без экскурсовода может многое рассказать о главных достопримечательностях города гостям и местным жителям. Всё, что для этого нужно – смартфон с доступом в интернет.

Синяя линия – это пешеходный туристический маршрут по историческому центру города, обозначенный специальной разметкой на тротуаре. Длина маршрута - 6,5 км, и, гуляя по нему, вы вернётесь в исходную точку. Наиболее интересные достопримечательности отмечены на Синей линии специальными номерами – всего 22 объекта. Информацию о каждом объекте вы можете прочесть или прослушать. Данный проект был разработан активистами Детско-юношеской организации «АРГОН», обучающимися «Дворца пионеров и школьников», с учётом опыта других городов (Екатеринбург, Пермь, Новосибирск, Ганновер и др.) под девизом «На пути к тысячелетию г. Курска».

Пройдя по «синему» маршруту действительно можно открыть для себя много нового, даже являясь жителем города. Для меня было особенно интересно узнать о памятнике Носову и здании кирхи. А для туристов из других городов Синяя линия станет особенно полезной.

Но также стоит отметить, что не везде линия начерчена аккуратно, иногда трудно идти прямо по ней, приходится открывать карту, а цифра 6, обозначающая на маршруте здание епархии, встречается в разных местах линии целых три раза. Однако эти недостатки всё же не мешают наслаждаться красивыми видами города, углубляясь в его историю.

Синяя линия – уникальный проект. И не важно, как давно вы живёте в Курске – вам обязательно нужно пройти по синему пунктиру на тротуаре. Вы получите не только много новой информации, но и яркие, незабываемые эмоции.

Георгий Теплов, 8А

 

Поставленные задачи реализуются через ряд постоянных рубрик в газете «Друзья. RU».

 «Наш соцопрос» - рубрика представляет своеобразное исследование какой-либо проблемы, интересной для школьников, и предполагает анкетирование учащихся или их опрос. «Как это было…»  - это  репортажи с места событий, проводимых в  стенах или за  пределами школы, где принимали участие наши ученики или учителя, а также  фотографии, отражающие будни школьной жизни.  «Не погибай по незнанию» - рубрика о здоровом образе жизни. «Гвоздь номера» - рубрика, представляющая  интервью о каком-либо человеке.  «Наша бродячая жизнь» - обзоры поездок, путешествий, учащихся нашей школы. «Пробуем перо» - рубрика, где печатаются стихи, миниатюры и другие произведения, написанные детьми и учителями школы. «Для вас, родители» - здесь психологи школы, медицинская служба дают свои рекомендации родителям школьников. Ещё есть рубрики «Своё мнение», «Из жизни героя», «Знай наших», «Инфографика», «Советы». Эти рубрики позволяют освятить плюсы и минусы школьной жизни, дают право высказываться по вопросам режима и порядка и ближе узнать друг друга.

Основная тематика газеты задана в лиде, который печатается на первой полосе каждого номера.

Газета тогда хороша, когда она становится организатором конкретных дел. Главным результатом школьной газеты является сплочение и объединение всех учащихся школы и учителей. А для этого она должна быть интересной.

 

Редколлегия газеты «Друзья. RU» провела исследование и выделила основные проблемы выпускаемой ими школьной газеты:

  1. Отсутствие интересных анонсов.
  2. Отсутствие новых рубрик.
  3. Несоответствие фото и заголовков содержанию статей.
  4. Отсутствие актуальных и проблемных материалов.
  5. Сухое или безличное изложение материала.
  6. Некачественные фотографии.

По результатам исследования были разработаны рекомендации «Как сделать школьную газету интересной», подготовлена презентация. Своим опытом работы по этой теме ребята поделились на открытом занятии для редколлегий школ г. Курска в рамках ГВП «Юнпресс», что нашло отражение на страницах нашей газеты в рубрике «Как это было»:

Как мы «улучшались» и делились опытом

Наша школьная газета «Друзья.ru» уже несколько лет участвует в городской программе ЮНПРЕСС, проводимой курским «Дворцом пионеров и школьников», и неоднократно признавалась лучшей газетой в городе! Но двадцатого декабря 2018 года состоялось необычное мероприятие, уникальное и для школьной печати, и для всей программы. К нам приехали представители разных школ города для того, чтобы мы поделились с ними опытом, указали на источники вдохновения, рассказали о газете и процессе её создания и даже о структуре редакции. Надеемся, наши гости смогли почерпнуть для себя много полезного из этого занятия, но нашей газете оно, возможно, помогло даже больше.

Подготовка к этой встрече началась ещё задолго до назначенной даты – в сентябре. Мы поставили пред собой задачу: за полгода улучшить и переработать нашу газету, сделать её интереснее и приятнее для читателя, а об успехах программы рассказать в декабре гостям. Поставленные цели, на первый взгляд, казались странными и новыми для школьной печати, но, с другой стороны, их выполнение было необходимо для того, чтобы возродить авторитет газеты в глазах учеников, сделать из неё верного помощника и друга для каждого. Мы решили:

  • Выявить круг интересов учеников, узнать, о чём они хотели бы читать в школьной газете;
  • Обновить дизайн газеты, сделать его современнее и понятнее;
  • Изменить подход к статьям, создать новые рубрики, которые были бы не только полезными, но и интересными для учеников;
  • Упростить доступ к газете и создать более мобильное информационное пространство (для этих целей отлично подошла группа ВКонтакте);
  • Провести рекламные акции, информирующие учеников не только о проведённых изменениях, но и о существовании нашей газеты.

Выполнение этих задач потребовало от нас больших затрат сил и времени, поиска свежих идей и новых корреспондентов, дизайнеров и фотографов. Но наши надежды оправдались. К концу полугодия «Друзья.ru» существенно изменилась в лучшую сторону, став современной, доступной и понятной для всех, наполнилась новыми уникальными статьями и постоянными рубриками. Все эти изменения помогли привлечь новых читателей, повысили интерес школьников к газете.

Вот и настал день встречи. Хоть у нас было и немного гостей, мероприятие прошло именно так, как было запланировано. Мы рассказывали обо всех этапах нашей программы, дополняя доклад историями из работы редакции и полезными замечаниями, а ученики пятидесятой школы, которые, кстати, оказались отличными слушателями, записывали самое важное в свои блокноты. В конце мы вместе украсили картонную ёлку шариками с идеями и пожеланиями, написанными участниками мероприятия, и, конечно, сделали общую фотографию.

Итак, в ходе подготовки к выступлению мы не только смогли поделиться нашим опытом, но и привлекли внимание учеников к газете. Программа, которую мы начали в сентябре, продолжится и в новом году, радуя вас свежими и интересными идеями. Помните, что наша газета постоянно изменяется к лучшему только ради вас, дорогие читатели!

Георгий Теплов, 8А

 

Система обучения журналистике – добровольная система, задержаться в которой обучающийся может только по своей воле, в результате того факта, что его образовательные и информационные потребности удовлетворяются данным ресурсом или созвучны его интересам. Для этого организация работы в кружке основывается на общедидактических принципах: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи с практикой, индивидуального подхода к учащимся. Выявлению и развитию в процессе внеклассных занятий индивидуальных особенностей каждого школьника позволяют принципы внеурочной работы:

  1. Избирательность в выборе тем и форм занятий.

Юнкоровская деятельность стимулирует творческую активность детей и подростков. Журналистика  ориентируется не на формирование узкого набора знаний, умений и навыков, а на развитие творческих способностей личности. Здесь главенствующим стимулом, влияющим на мотивацию продолжения коммуникативного и образовательного процесса, является создание в нем так называемой «ситуации успеха».

  1. Учет пожеланий и увлечений самих детей.

Юнкор сам для себя определяет рамки продвижения личностного развития, от незнания к знанию, траекторию профессионального самоопределения. При этом он  соревнуется не столько с окружающими, сколько сам с собой: от полного незнания или недостаточного знания, к иным уровням освоения понятий и  представлений в выбранном виде творчества; от полного неумения и отсутствия навыков – через промежуточные ступени роста к конкретным умениям и развитым навыкам в выбранном виде творчества.

  1. Высокая занимательность.

Особое значение в работе с детьми имеет широкое использование различных приемов занимательности. Занимательность активизирует внимание учащихся, дает им возможность особенно остро и свежо воспринимать те или иные факты.

       4 .Повышенная степень сотрудничество педагога и детей.

Экспериментально доказано, что в зависимости от того, верит ли учитель в потенциальные возможности ребенка или нет, результаты деятельности последнего меняются в значительных пределах. Доверительный взгляд вызывает доверие, равно как и подозрительный взгляд вызывает ответное подозрение  [7. С. 11].

Объединение ребят в коллективе по интересам снимает для многих “трудных” проблему одиночества, поэтому работа кружка  «Юный журналист» функционируют еще и как клуб общения. Занятие начинается с того, что дети обмениваются своими впечатлениями и информацией о прошедшей неделе.

Итак, использование различных принципов в своей работе позволяют решать более широкие задачи, чем просто создание школьной газеты. Неизбежные удачи и неудачи, их преодоление способствуют развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, повышает уровень языкового развития школьников.

 

Этапы работы над созданием школьной газеты

Создание школьной газеты в оригинале включает в себя следующие этапы: создание редакции, определение названия газеты, разработка эскиза колонтитула, тематическое планирование, сбор информации и написание материалов, набор материалов, верстка, корректура, оригинал-макет газеты,  тиражирование и  распространение.

Будем ориентироваться на то, что этапы написания программы кружка, привлечение ребят в свое объединение и распределение ролей (редактор, корреспонденты, наборщики) завершены успешно. Начинается этап непосредственной работы над выпуском номера газеты. Задача учителя на этом этапе – иногда напоминать редколлегии о поручениях и помогать детям, если у них возникают сложности. Во время всего этого остается только ждать результатов той бурной деятельности, которую развернут ребята. Профессия юнкора – дело добровольное, поэтому интерес к нему должен поддерживаться через специально разработанные права юнкора.

Школьные правила естественным образом влияют и на школьную прессу. Поэтому вполне объяснимо, что в названиях изданий часто встречаются слова «перемена» или «переменка», а также «лицейский» или «гимназический». Но лидером является слово «школьный» («Школьная газета/ жизнь/ курьер/ формат/ журнал/ окно»). Поэтому очень много школьных газет имеют  в своём названии это слово. В начале нашего пути этого не удалось избежать и нам («Школьная мозаика» называлась наша газета до 2016 года). Имя значит очень многое, особенно, если оно выбирается для газеты или журнала, издающегося школой. Очень много смысловой нагрузки несет на себе название: оно должно быть яснопроизносимым, выражать концепцию издания и быть удобным для употребления в речи. Именно поэтому мы решили изменить название нашей газеты. «Друзья. RU» как нельзя лучше отражает те перемены, которые произошли  за 8 лет существования нашей школьной газеты. Мы стали настоящими друзьями и единомышленниками.

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной. Читатели должны воспринимать газету не только как поставщика интересной информации, но и с точки зрения интересных, оригинальных способов подачи этой информации.

Далее выявляется способ действия. Здесь могут обсуждаться рубрики, идеи, которые можно воплотить, рассматриваются учебные исследования, материал, который может быть использован. Как правило, первые номера школьной газеты выходят без четкой рубрикации. Позже практически каждый материал выходит под определенной рубрикой: спортивные новости, летопись школы, проба пера, размышления на тему, знакомство с известными людьми. Привлекательность их названий зависит от заинтересованности к делу детей, посещающих кружок.

Газета должна располагать запасами материалов для публикации. От этого богатства зависит ценность всего издания. Опытный редактор всегда откладывает про запас несколько интересных статей – вместо того, чтобы поместить их сразу в одном номере. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Надо учить детей культуре общения, чтобы они никогда не переходили на личности. Ведь пойти на откровенный разговор с учителем, на спор или разговор, можно в корректной, культурной, диалогичной форме. Но если все время обходить острые углы, у детей отпадет желание заниматься журналистикой. Это для них часть жизни, возможность выразить свое "Я", возможность понять, что такое хорошо и что такое плохо, и открыто сказать об этом другим.

Особое место следую уделять обсуждению удач ребят. Не стоит бояться хвалить особенно удачные материалы, хорошо, если это будет в присутствии уважаемых детьми людей. Неплохо, если у учителя есть возможность как-то поощрить участие в этой работе (поставить оценку по предмету, особенно если это литература, рисование и т.д., написать благодарность в дневник, выдать в конце года грамоту).

Нужно быть готовым к тому, что, если дети за время работы в газете научились самостоятельно мыслить и выражать свое мнение (одна из целей работы школьного издания), то последует и критика. К критике стоит относиться с пониманием и воспринимать ее надо как рекомендацию. То, что не нравится одному, может понравиться другому; кроме того, критика никогда не обескураживает умного человека – напротив, она заставляет его приложить больше усилий. Тогда в школе будет мир и настоящая свобода слова, к которой все стремятся.

Определив тему очередного номера и собрав достаточное количество материала, начинается этап верстки газеты. Можно придерживаться разных критериев в выборе материала для первой полосы: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо яркое событие; рассказать о решении администрации, властей, которое может возыметь прямые последствия на жизнь читателей. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет – дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Лицо газеты должно быть интересным и узнаваемым. Этот фактор определит также ее дизайн, поскольку он – главный в решении вопроса, будет ли она иметь классический, расхожий, авангардистский вид, наступательный или мирный. Итак, первая полоса газеты – это ее витрина.

Закончив разработку первой полосы, редакция должна организовать верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Это требование не всегда следует выполнять в условиях школьной газеты. Основная аудитория такой прессы – школьники, поэтому газета должна казаться такой же непосредственной и меняющейся, как сами дети. Редакция газеты всегда обязана заботиться о разнообразии: длинные статьи должны сменяться короткими, серьезные –  шутливыми, трудные – легкими.

Каждая статья имеет свою структуру. Очевидно, структура материала будет различна в каждом конкретном случае: отчет о деятельности совета класса не может быть написан точно так же, как и репортаж о матче по волейболу. Но общее правило одинаково во всех случаях: информация должна быть подана так, чтобы возбудить желание приобрести газету.

 

Результаты юнкоровской деятельности

Эффективность любой работы оценивается по достигнутым результатам. Опыт показал, что участие учащихся в детских периодических изданиях имеет большое педагогическое значение. Ребята, посещающие кружок «Юный журналист», являются участниками окружных, городских, областных,  всероссийских конкурсов фоторабот, плакатов; победителями в номинациях «Лучший автор», «Лучший редактор»  и «Лучший дизайн».

За время работы  кружка «Юный журналист» школьная газета очень сильно изменилась, тексты стали глубже и содержательнее, фотографии интереснее, дизайн газеты грамотнее. Газета повернулась лицом к читателю и поставила себе цель писать о нем.

Таким образом, достоинством современной школьной прессы является то, что она дает ребятам возможность высказать свое мнение, порой не совпадающее с мнением взрослых. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

 

 Рекомендации последователям опыта

Задача учителя – создавать условия для пробуждения и развития творческих способностей, атмосферу сотрудничества взрослого и ребенка, стремление учащихся интересоваться и пользоваться различными дополнительными знаниями.

Часто учителя, попадая в более или менее сложные педагогические ситуации, ощущают внутреннюю преграду. Пытаясь разрушить этот барьер необходимо организовать совместную работу так, чтобы она стала радостным и творческим занятием. При этом необходимо использовать все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства. При организации работы кружка необходимо также придерживаться основных правил:

  1. Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегая прямых инструкций.
  2. Не сдерживать инициативы детей.
  3. Не делать за них то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно.
  4. Помогать детям учиться быть наблюдательным:
  • просматривать связи между предметами и явлениями;
  • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • быть творцом своей деятельности.

Нужно только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут;  и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Юнкоровская пресса, бок о бок с обществом прошли все этапы его истории. Широкомасштабное юнкоровское движение  в России существует более 80 лет и продолжает успешно развиваться. Условия  издания и распространения профессиональной и юнкоровской прессы различны. Школьная пресса сегодня стала массовым и повсеместным явлением.

Главная цель школьного издания – наладить диалог между учениками, учителями, родителями. Основная тема публикаций – школьная жизнь, а уже из нее можно вывести десятки и сотни более узких тем. В школьных изданиях зачастую можно встретить нерафинированные жанры, здесь по соседству располагаются журналистские и литературные жанры.

Когда речь идет о функциях «взрослой» журналистики, принимается во внимание воздействие СМИ на общество, при определении же функций детской прессы необходимо учитывать то обстоятельство, что свои социальные функции институт детских СМИ выполняет не только в отношении читателей, но и в отношении подростков, являющихся членами журналистских коллективов.

Пресс-центр – открытая система, в которую каждый юнкор попадает, во-первых, свободно, без всяких ограничений, во-вторых, имеет возможность в ней самореализоваться по своему выбору и свободно может его покинуть.

Издание школьной газеты – это синтез педагогической и журналисткой работы, и оно ставит школьное образование на новую ступень развития. Использование различных принципов в своей работе позволяют решать более широкие задачи, чем просто создание школьной газеты. Неизбежные удачи и неудачи, их преодоление способствуют развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, повышает уровень языкового развития школьников.

Задача учителя – создавать условия для пробуждения и развития творческих способностей, атмосферу сотрудничества взрослого и ребенка, стремление учащихся интересоваться и пользоваться различными дополнительными знаниями.

Особое значение в работе с детьми имеет широкое использование различных приемов занимательности. Занимательность активизирует внимание учащихся, дает им возможность особенно остро и свежо воспринимать те или иные факты. 

Достоинством современной школьной прессы является то, что она дает ребятам возможность высказать свое мнение, порой не совпадающее с мнением взрослых. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балаганская Н.М. Как рождаются школьные газеты http://www.mediashkola.ru/publ/02.html
  2. Барабанщики, вперед! Документальная повесть: Сб. статей / Сост. В.П. Крапивин. – Свердловск: Уральское книжное издательство, 1986. – 57 с.
  3. Боченков В. Главное – одержимость. Журналистское же образование приложится // Учительская газета. – http://www.ug.ru/01.45/t1.htm
  4. Вергинский А. Что было, что будет, чем сердце успокоится? Как выпустить газету? // Учительская газета. - http://www.ug.ru/00.04/t38.htm
  5. Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 149 с.
  6. Гоне Ж. Как издавать газету: практические советы. Какая газета? Для кого? Как? – http://www.ynpress.ru/cgi-bin/main.cgi?action=show&dir=metodbiblioteka&file=15
  7. Гоне Ж. Школьные и лицейские газеты / Перевод с французского. – М.: ЮНПРЕСС, 2000. – 479 с.
  8. Гусев А. Год за годом… Пионерская летопись, 1917 – 1970. – М.: Молодая гвардия, 1970. – 78 с.
  9. Детская стенгазета. Опыт работы г. Ярославля.: Сб. статей / Сост. И. Я. Линкова. – Ярославль: Северный край, 1999. – 49 с.
  10. Ершов Ю. Иллюзии и преимущества юнкоровской журналистики // Лицейское и гимназическое образование.    № 4. С. 58.
  11. Захарович И. С., Трухачева Т. В. Пионерское поручение. – М.: Молодая гвардия, 1984.  – 78 с.
  12. Зебзеева А. Г. Азбука пионерской жизни: октябренку, вступившему в пионеры. – М.: Молодая гвардия, 1978. – 68 с.
  13. Книга вожатого: Сб. статей / Сост.: В. А. Таборко. – М.: Молодая гвардия, 1972.  – 69 с.
  14. Корчак Я. Избранное педагогическое издание // О школьной газете. – М.: Просвещение, 1966. – 289 с.
  15. Кулакова Н. Приглашение в детскую журналистику, или Что такое ЮНПРЕСС // Первое сентября. 2003.  http://advsoft.1september.ru
  16. Лего К. Школьные газеты: продолжение традиций Френе. Детская и юношеская пресса: теория и практика.: Сб. статей / Сост.: А. В. Шарик. – М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. С. 25 – 27.
  17. Мезенцева И. Пионеру-инструктору. – М.: Молодая гвардия, 1985.
  18. Пионерские зори: Сб. статей / Сост.: В.И. Николаев, Л.А. Чубаров. – М.: Московский рабочий, 1972.
  19. Пионеры-герои. Альбом-выставка.: Сб. статей / Сост.: О. С. Лебедев. – М.: Малыш, 1973. – 87 с.
  20. Плюс пресса, телевидение, радио: сборник. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 34 с.
  21. Попова М. Детская и юношеская самодеятельная пресса России: опыт типологии // Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. – М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. С.
  22. Профессия «Журналист»: вызовы XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (26 ноября 2008г.): Сб. статей / Сост.: В. А. Байметов, Э. Р. Рогозина. – Ижевск: УдГУ, 2008.
  23. Ровесник весны. Из истории удмуртской пионерии. – Ижевск: Удмуртия, 1972. – 69 с.
  24. Руденко И. Счастливого пути, «Зяблик»! // Журналист.    № 11 – 12. С. 28 – 29.
  25. Рэндалл Д. Универсальный журналист / Перевод с английского. – М.: ЮНПРЕСС, 2000. – 397 с.
  26. Танкова Л. Школьная газета от «А» до «Я» // Первое сентября. 2003. 5 августа 
  27. Третьяков А. Подростковая самодеятельная пресса: случайность или закономерность? // Журналистика в 1994 году. Ч. III. – М.: Просвещение, 1995. С. 57 – 59
  28. Уралова Л. Твоя стенгазета. – М.: Молодая гвардия, 1976. – 78 с.
  29. Ушкова Л. Зеркало жизни не должно быть красивым, а звезды престижа – искусственными // Учительская газета. – http://www.ug.ru/01.45/t2.htm
  30. Фурин С. А. Юнкору. – М.: Молодая гвардия, 1980.  – 93 с.
  31. Шариков А., Ястребцева Е. Самодеятельные издания и проблема грамотности учащихся // Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. Материалы российско-французского семинара, проходившего 6 октября 1992 г. в Москве. – М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. С. 20 – 23.